Послепроизвольное внимание имеет огромное значение в учебной деятельности, потому что оно позволяет без особых усилий поддерживать необходимый интерес к содержанию учебной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Послепроизвольное внимание имеет огромное значение в учебной деятельности, потому что оно позволяет без особых усилий поддерживать необходимый интерес к содержанию учебной деятельности.



Свойства внимания:

Устойчивость. Внимание подвержено периодическим не­произвольным колебаниям с периодом от 2 до 12 секунд. По­этому, чтобы сохранить его устойчивость, направленность на какой-то объект, необходимы определенные условия либо волевые усилия, либо сам объект внимания должен все время развиваться, обнаруживать свое новое содержание.

Концентрация. Это степень или интенсивность сосредото­ченности внимания на данном объекте.

  Распределённость. Это способность человека удерживать в центре своего внимания одновременно определенное число разнородных объектов.

  Переключение. Переход от одного вида деятельности к другому. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой, что по­зволяет быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Эта способность, как и другие, различна у разных людей.

Объем. Это способность воспринимать одновременно ка­кое-то количество объектов. Оно колеблется у разных людей в пределах 5±2 и практически не поддается регулированию и развитию с помощью тренировок. Отвлекаемость. Это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Она возникает при дей­ствии посторонних раздражителей на человека, занятого ка­кой-то деятельностью. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием сильных переживаний или из-за отсутствие интере­са к совершаемой деятельности.

Рассеянность. Это неспособность человека сосредоточиться на чем-либо.
Встречается два вида рассеянности — мнимая и подлинная. Мнимая — это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванное крайней со­средоточенностью его внимания на каком-то предмете или мысли. Человек, страдающий подлинной рассеянностью, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-то объекте или действии. Причиной может быть общее рас­стройство нервной системы, другие болезни, переутомление, тяжелые переживания.

Владеть своим вниманием значит уметь обращать его не только на то, что надо, но и не обращать его, на что не надо.

Воспитание внимания.

Основное правило воспитания внимания – это приучать себя внимательно работать в самых разнообразных условиях. Следует научиться направлять внимание на определённый объект, не давая себя отвлечь посторонними раздражителями. Развитие устойчивости внимания связано с развитием волевых качеств человека, нужно уметь заставить себя сосредоточиться на нужном объекте. Лучший способ стать внимательным – это не позволять себе делать никакой работы невнимательно.

 Хотя особенности внимания во мно­гом определяются природными задатками, но путем трени­ровки оно может быть улучшено и развито. Начиная с первого класса, следует тренировать внимание учащихся и продолжать такую тренировку в последующих классах. В подростковом воз­расте можно вызвать у учащихся стремление к самостоятель­ному развитию своего внимания.

Лекция 4.

                Понятие о памяти и её основных процессах

1. Понятие о памяти

Памятью называется спо­собность человека, связанная с возможностью запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и забывания разно­образной информации.

 Памятью человек пользуется пра­ктически беспрерывно. Когда человек только рождается на свет и еще не имеет никакого жизненного опыта, его память, как может пока­заться на первый взгляд, пуста, на самом деле в ней очень много так называемой ге­нетической информации. Почему человек рождается на свет и, развиваясь, становится внеш­не, анатомически и физиологически похожим именно на че­ловека, откуда у него берутся рефлексы, основные жизненные инстинкты, элементарные, врожденные психические способности и фор­мы поведения? Все это человек имеет с момента рождения, и все это хранится в его памяти, передаваясь из поколения в поколение. Следовательно, па­мять человеку нужна также для того, чтобы сохранять свой облик и быстро приспосабливаться к условиям жизни.

 Однако того, что человеку дано с рождения, явно недос­таточно, чтобы нормально жить в современном обществе, чтобы вести цивилизованный, культурный, то есть именно человеческий, образ жизни. Необходимо иметь хотя бы ми­нимум знаний и умений, которые накопило человечество, чтобы жить в человеческом обществе. Для этого ему необходима хорошая и прочная память, так как соответствующие знания и умения человек должен сохранять всю жизнь.

Процессы памяти

Память чело­века включает в себя следующие основные процессы: запо­минание, сохранение, воспроизведение (припоминание), уз­навание и забывание.

Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым. Запоминание зависит от времени дня, когда идёт процесс запоминания («жаворонки, совы, голуби»), от эмоциональной окрашенности запоминаемого материала, от характеристик окружающей среды (посторонние раздражители, сидя – лёжа). Сохранение зависит от запоминания, от частоты воспроизведения информации.

 Казалось бы, забывание — негативный процесс, так как мы часто жалуемся на забывание и испытываем трудности в припоминании чего-либо. Это действительно так, но у забы­вания есть и своя положительная сторона. Она проявляется в том, что благодаря забыванию человек освобождает свою память для запоминания и сохранения новой информации. Кроме того, забывание бывает полезно, если речь идет о ве­щах, которые человеку нежелательно помнить для поддер­жания нормального существования, например о таких собы­тиях, которые его психологически травмируют.
3. Виды памяти человека и их особенности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.006 с.)