Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Департамент культуры Воронежской областиСтр 1 из 21Следующая ⇒
Департамент культуры Воронежской области ГБ ПОУ «Воронежское областное училище культуры имени А.С. Суворина» Основы психологии Курс лекций Воронеж «Цифровая полиграфия» Г. Анатоль Франс сказал: «Чтобы переваривать знания, их нужно поглощать с аппетитом». Хорошего Вам аппетита при освоении курса психологии, уважаемые студенты Воронежского областного училища культуры. Преподаватель психологии Семёнова Наталья Аликовна.
Курс лекций подготовлен преподавателем психологии Семёновой Н.А. в соответствии с Рабочей программой профессионального модуля «Педагогическая деятельность»
Курс лекций разработан для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по психологии помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию культуры умственного труда; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества. Цель учебной дисциплины · Усвоение студентами системы знаний в области психологии, повышение уровня профессиональной компетентности, психосоциальной адаптивности и психологической культуры. В результате изучения курса студенты должны знать: · основные понятия психологии, закономерности психического развития человека; методы психологической диагностики личности; · индивидуально-психологические свойства, качества и особенности личности, механизмы мотивации и способы регуляции поведения и деятельности; · особенности психологии художественного творчества;
уметь:
Усвоение содержания данной учебной дисциплины организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций; практических аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов, анализа ситуационных задач, ролевых и деловых игр и др. Лекция 1. Психология - слово греческое - наука о душе или наука о психике человека. Размышления о понятии «душа». Православная точка зрения… Но не все религии допускают жизнь души в отрыве от тела. Древний Египет (пирамиды, мумии) обиталище души в теле человека - сердце, печень, диафрагма. Платон (5 в. до н.э.) - место души - мозг. Рассмотрим психологическую точку зрения. Душа - это психика человека. Психика - это свойство мозга отражать объективную действительность. Познавательные процессы воля, внимание, чувства, проявления темперамента и характера - все это явления человеческой психики. Психология - это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Предмет изучения – человек, его психические процессы, состояния и свойства. Психодиагностические методы · тестирование
Методы обработки данных
Дополнительный материал. Народный аутотренинг. Я действительно сильный человек. Любую беду я руками разведу. Утро вечера мудренее, а сама я с каждым днем, с каждым часом умнее, ни одна минутка даром не проходит, а каждая с собою крупицу мудрости приводит. Я сильная личность. Растет-укрепляется во мне сила духа. Никакие порчи-морчи, морчи-корчи мне не страшны, никакие химеры, вампирчики и холеры — все за версту меня обходят и лопаются, как мыльные пузыри. А кто за печкой шуршит? Так это пауки да мыши. А кто ходит по крыше? Так это ветер либо трусливый вор; а больше никто там не ходит, а ворам — позор. У страха глаза велики, каждый кустик в потьмах волком мерещится, чудищем кажется, а нам нечего бояться, мы будем петь, и смеяться, как малые дитятки. Поиграем в ладушки да в прятки, на придумаем утех; забавы — в любом возрасте не грех. Оттого и завыли, что пошутить забыли. Нет причины для кручины. А что конопатая, так скоро буду богатая, а что, как пожарная машина, краснею, так я от того еще милее. А что бедна, так не я одна, а что боль остра, так она жизни родная сестра. Я с нею поговорю по-свойски, она и уйдет восвояси: спасибо, мила, что предупредила, в каком месте неполадки, живо наведу там порядки. Руки намылю, дела налажу, все косточки разомну, все мышцы растряхну да разглажу. Ради любимого не поленюсь, расстараюсь — изменюсь. Лекция 2. Восприятие. Классификация восприятий Восприятие – это результат взаимодействия ряда анализаторов, на основе этого существует следующая классификация восприятий: зрительные, слуховые, осязательные,кинестезические, обонятельные, вкусовые. Другой вид классификации восприятий основан на формах существования материи: восприятие пространства, времени и движения, восприятие человека человеком. Восприятие пространства – это восприятие объемности и удаленности, восприятие глубины, светотеней, величины и формы. Остановимся на таких понятиях как иллюзия и галлюцинация. Иллюзия – это искаженное восприятие. Примеры. Галлюцинация. Во время галлюцинации человек ничего не воспринимает. Это след ранее бывших восприятий, болезненное представление, возникающее в сознании. Галлюцинация – это сон наяву. Человеку кажется, что он видит или слышит то, чего нет, он может ощущать отсутствующий запах и даже чувствовать прикосновение. При этом, обычно закрыв глаза, он продолжает видеть, а, заткнув уши, слышать.
Восприятие времени – это отражение объективной действительности, скорости и последовательности реальных явлений. Уверена, что вы не раз сетовали на время: почему оно иногда быстро бежит, а иногда так нудно тянется. На самом деле время «не бежит» и «не тянется», а меняется наша «оценка времени». Если события интересные – то время быстротечно, если однообразные – то время тянется (ожидание, скучная лекция). Существует зависимость восприятия времени от типа темперамента. Субъективное время для холерика и сангвиника течет быстрее, чем для флегматика и меланхолика. Следует остановиться на пожирателях вашего времени – хронофагах. Они способны растащить ваше время по минутам, оставив лишь грусть по несделанному. Чужие минуты ценит тот, кто бережет свои. Уважайте время. Не важно чье – свое или чужое. В любом случае оно невосполнимо.
Эталоны в оценке времени: секунды, минуты, часы, дни, месяцы, годы, века. Особенность времени – его необратимость. Время – направленная величина и необходимо определить отправную точку, откуда идет отчет, отсюда настоящее, прошлое и будущее. Восприятие движения. Движение предмета мы воспринимаем в основном благодаря тому, что он, перемещаясь на каком–то фоне, вызывает последовательные возбуждения разных клеток сетчатки. Существует гипотеза, что мозг истолковывает движение глаз, как показатель движения предмета. Впечатление движения может возникнуть при отсутствии его в реальности (кино - 24 кадра в секунду или луна бежит, а на самом деле движется фон). Восприятие человека человеком. Психологическая иллюзия. Мы часто воспринимаем человека не таким, какой он есть на самом деле, а таким, каким он нам хочет казаться или таким, каким мы его хотим видеть. Лекция 3. Психофизиологические основы внимания
Внимание - это направленность, сосредоточенность сознания на определённом объекте. Если мы направляем сознание на определённый объект, то мы как бы выдвигаем его на первый план, а всё остальное становится фоном. Первый план осознаётся ясно и отчётливо, а фон…, поэтому существуют выражения «смотрю, но не вижу», «слушаю, но не слышу». В учебном процессе сравнительно легко направить внимание учеников на тот или иной объект, но значительно труднее сохранить внимание в течение необходимого времени. Внимание проявляется в мимике, позе, в движениях человека. Внимательного ученика легко отличить от невнимательного. Виды внимания:произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Непроизвольное или пассивное, вынужденное внимание возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком задач. Оно может возникнуть под влиянием сильного раздражителя (громкого звука, вспышки резкого света и т.д., из-за чего-то нового, необычного, появившегося в поле восприятия). Произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека, поэтому его называют волевым, активным. Послепроизвольное внимание Оно возникает, когда психическая деятельность требует первоначально больших волевых усилий, но затем, когда сам процесс деятельности станет для человека интересным сам по себе, внимание к этой деятельности уже не требует волевых усилий и становится как бы непроизвольным.
Воспитание внимания. Основное правило воспитания внимания – это приучать себя внимательно работать в самых разнообразных условиях. Следует научиться направлять внимание на определённый объект, не давая себя отвлечь посторонними раздражителями. Развитие устойчивости внимания связано с развитием волевых качеств человека, нужно уметь заставить себя сосредоточиться на нужном объекте. Лучший способ стать внимательным – это не позволять себе делать никакой работы невнимательно. Хотя особенности внимания во многом определяются природными задатками, но путем тренировки оно может быть улучшено и развито. Начиная с первого класса, следует тренировать внимание учащихся и продолжать такую тренировку в последующих классах. В подростковом возрасте можно вызвать у учащихся стремление к самостоятельному развитию своего внимания. Лекция 4. Понятие о памяти и её основных процессах 1. Понятие о памяти Памятью называется способность человека, связанная с возможностью запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и забывания разнообразной информации. Памятью человек пользуется практически беспрерывно. Когда человек только рождается на свет и еще не имеет никакого жизненного опыта, его память, как может показаться на первый взгляд, пуста, на самом деле в ней очень много так называемой генетической информации. Почему человек рождается на свет и, развиваясь, становится внешне, анатомически и физиологически похожим именно на человека, откуда у него берутся рефлексы, основные жизненные инстинкты, элементарные, врожденные психические способности и формы поведения? Все это человек имеет с момента рождения, и все это хранится в его памяти, передаваясь из поколения в поколение. Следовательно, память человеку нужна также для того, чтобы сохранять свой облик и быстро приспосабливаться к условиям жизни. Однако того, что человеку дано с рождения, явно недостаточно, чтобы нормально жить в современном обществе, чтобы вести цивилизованный, культурный, то есть именно человеческий, образ жизни. Необходимо иметь хотя бы минимум знаний и умений, которые накопило человечество, чтобы жить в человеческом обществе. Для этого ему необходима хорошая и прочная память, так как соответствующие знания и умения человек должен сохранять всю жизнь. Процессы памяти Память человека включает в себя следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение (припоминание), узнавание и забывание. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым. Запоминание зависит от времени дня, когда идёт процесс запоминания («жаворонки, совы, голуби»), от эмоциональной окрашенности запоминаемого материала, от характеристик окружающей среды (посторонние раздражители, сидя – лёжа). Сохранение зависит от запоминания, от частоты воспроизведения информации.
Казалось бы, забывание — негативный процесс, так как мы часто жалуемся на забывание и испытываем трудности в припоминании чего-либо. Это действительно так, но у забывания есть и своя положительная сторона. Она проявляется в том, что благодаря забыванию человек освобождает свою память для запоминания и сохранения новой информации. Кроме того, забывание бывает полезно, если речь идет о вещах, которые человеку нежелательно помнить для поддержания нормального существования, например о таких событиях, которые его психологически травмируют. Лекция 5. Эмоции и чувства Эмоции (латынь - потрясаю, волную) - реакции человека и животных на воздействие внешних раздражителей. Эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением физиологических потребностей организма. Чувства - это эмоциональные переживания, которые носят устойчивый характер, возникающие на основе социальных потребностей человека. Чувства - это переживание человека своего отношения к тому, что он познает и делает. Чувства вызываются определенным объектом и зависят от свойств этого объекта, но чувства отражают не эти свойства, а наше отношение к ним. Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него те или иные чувства. Чувства очень разнообразны. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе. Человеческая жизнь не может быть без переживаний, и если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает «эмоциональный голод». Для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием. Все познается в сравнении. Вспомним знаменитые Пушкинские строки: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Особенности чувств Чувства носят личностный характер, в них отражается значимость Полярность чувств: удовольствие - неудовольствие, любовь - ненависть, радость - горе. Интегральность чувств. Чувства охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний, производя почти моментальную интеграцию всех функций организма. Связь чувств с жизнедеятельностью организма. Под влиянием чувств изменяется деятельность внутренних органов человека: органов кровообращения, дыхания, пищеварения. Чувства имеют двойственную обусловленность. Чувства вызываются определенным объектом и зависят от свойств этого объекта (объективный компонент), но чувства отражают не сами эти свойства, а наше отношение к ним (субъективный компонент). Взаимосвязь объективного и субъективного объясняет, почему наряду с рациональной оценкой объекта человек занимает по отношение к нему свою личностную позицию, включающую эмоциональные переживания. Амбивалентность (двойственность) чувств (любовь и ненависть). Один и тот же объект может вызывать противоречивые чувства. Средства выражения чувств Определенным чувствам соответствуют свои специфические формы выражений. Например, страх выражается в расширении зрачков, в дрожи, в бледности. Наиболее наглядно отражены чувства в мимике (лицо - зеркало души). Переживаемые человеком чувства выражаются также в пантомимике и в непроизвольных мышечных движениях. Особенно полно выражаются чувства в речи. Большую роль играет интонация. При различных эмоциональных переживаниях изменяется скорость речи, нарушается правильность её. Выражение чувств, как и сами чувства, общественно обусловлено. В каждом обществе существуют нормы выражения чувств, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности. Виды чувств Положительные чувства, связанные с удовлетворением потребностей человека и поэтому доставляющие удовольствие и чувства отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и поэтому доставляющие неудовольствие. Например: любовь, ненависть, страх, месть и т.д. Простые чувства (страх, гнев), сложные чувства (патриотизм, эстетические чувства) Моральные - это чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительных и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм. К аморальным чувствам относятся - жадность, эгоизм, жестокость, злорадство. Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Удивление, любопытство, любознательность, чувство радости по поводу сделанного открытия. Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни людей, искусству. Они проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах. Чувство прекрасного, комического и трагического, чувство юмора. Чувства различаются по направленности. Ч увства могут быть направлены на себя - самодовольство, стыд, раскаяние; - на других людей - любовь, благодарность, зависть, презрение. Чувства, связанные с оценкой событий окружающего мира - огорчение, разочарование, радость. Чувства, связанные с инстинктом самосохранения - страх, тревога, испуг. Культура чувств. Культура чувств включает в себя богатство и разнообразие переживаний; умение управлять своими чувствами; умение понимать и уважать чувства других людей, сопереживать им. Можно ли по-настоящему проникнуть душевным состоянием другого человека? Ф.И. Тютчев сомневался в этом: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь?». А вы? Очень важна готовность понять другого человека, а такую готовность нужно воспитывать. Говорят, что сытый голодного не разумеет, а я бы добавила, если не хочет разуметь. Жизнь учит человека, что нужно сдерживать свои чувства, уметь владеть собой. В то же время, когда о человеке говорят, что он «бесчувственный», - это ведь не похвала. Психически нормальный человек эмоционален в любой деятельности, чем бы он ни занимался. Такие люди вызывают дружеское расположение окружающих. Мне нравятся люди, о которых А.Н. Толстой сказал так: «Коль любить, так без рассудку, коль грозить, так не на шутку, коль ругнуть, так сгоряча, коль рубнуть, так уж с плеча». Но, говоря о профессии педагога, нужно помнить, что педагог должен быть эмоционально стабилен. Лекция 6. Лекция 7. Психологический анализ речи Лекция 8. Понятие деятельности.
Деятельность — это регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Для человека деятельность является необходимым условием формирования личности и в то же время она зависит от уровня развития личности, выступающей субъектом этой деятельности. Единицей анализа деятельности является действие, состоящее из отдельных движений, направленных на предмет и имеющих определенную цель. Если действия ориентированы на окружающих людей, тогда они становятся актом поведения - поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им. Структура деятельности: • мотивы — внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или другой деятельностью • способы и приемы — это действия, предпринимаемые человеком для того, чтобы достичь целей деятельности • цели — предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми являются значимыми для человека. • результат — это то, чего достигает человек в ходе деятельности, результаты которой могут не совпадать с ее целями. Человек оценивает результаты и значимость своей деятельности, а через них и самого себя. Механизмами усвоения общественного опыта являются процессы экстериоризации и интериоризации. Исследования советских психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Например, для того, чтобы научиться читать, ребенок должен выучить буквы, уметь складывать их в слоги, осмысливать прочитанное слово, понимать его значение, связывать по смыслу с другими словами. При обучении чтению ребенок проговаривает слова и читает вслух. Когда он овладел навыками чтения, то может это делать молча, перенося действия во внутренний план. Овладение умственной деятельностью выражается в том, что человек, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе деятельности, выполненной во внутреннем плане. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией. Виды деятельности общение - это процесс установления и развития контактов между людьми; игра — вид деятельности в условных ситуациях, имитирующих реальные, в которых усваивается общественный опыт; учение — процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности; труд — деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей. Каждому возрастному этапу развития человека свойственен специфический вид деятельности, определяющий тип общения. (Привести примеры) Таким образом, каждый из рассмотренных выше видов деятельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития личности. Текущий вид деятельности как бы подготавливает последующий, так как в нем развиваются соответствующие потребности, познавательные возможности и особенности поведения.
Способности Если говорят, что у человека есть способности – это значит: он быстро овладевает какой-либо деятельностью и качественно ее выполняет. Способности формируются и обнаруживаются в деятельности. В основе способностей лежат задатки. При наличии задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности могут проявиться очень рано (Моцарт в 3-4 года написал свои первые пьесы). Гельвеций: «Воспитание должно активно формировать умственные способности». Дидро: «Задача воспитания – дать простор для развития способностей, заложенных в человеке». Нельзя делить людей на способных и не способных. Любой вид способностей в той или иной мере доступен каждому. Рассмотрим классификацию способностей: общие способности, специальные. Общие способности – это умственные способности (уровень интеллекта), коммуникативные, развитая ручная моторика, память. Лекция 9. Лекция 10. Психология творчества Психологи давно заметили, что люди, обладающие творческим складом ума, в какой бы области они ни работали, имеют много общих черт. Чертами творческой личности являются: независимость и самостоятельность суждений, склонность к риску; активность, любознательность, неутомимость в поисках; нестандартность мышления; богатство фантазии и интуиции. Сильная воля помогает им в достижении поставленных целей. Для нахождения истины они не чураются тяжелого и изнурительного труда, находя в самом его процессе большое удовлетворение. Творческие люди в своей деятельности не склонны опираться на авторитеты. Изучив в начале творческого пути все то, что сделано до них их предшественниками, они затем идут своим путем, не обращая особого внимания на критику в свой адрес. Весьма сложна и неоднозначна связь между объемом имеющихся знаний, умственными способностями и способностями к творчеству. Высокий уровень умственных способностей, как отмечает польский исследователь А.Матейко, необходим для творчества в одних областях и совсем не нужен в других. Известно, что у Бетховена были трудности с освоением таблицы умножения, а знаменитый физик с мировым именем Ландау не находил ничего привлекательного в звуках самой прекрасной музыки. Успехи в учебе и оценки, получаемые в высших и средних учебных заведениях, далеко не всегда оказываются надежным показателем проявления творческой личности. Развитие творческих способностей. В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно и давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать. Что помогает творчеству. Вдохновение — прыжок выше головы, когда творец делает то, что ему не дано, казалось бы, от природы. И даже у многих обычных людей бывает такое состояние, когда говорят, что человек находился «в ударе». Что этому может способствовать? Сильное эмоциональное переживание. При этом неважно, положительное оно, или отрицательное. Шедевры рождаются как под влиянием счастливой любви, так и несчастной. Толстой писал «Войну и мир» в окружении счастья, царившего в тот период в его семье. Греческий воин пробежал 40 км, чтобы сообщить радостную весть о победе у города Марафона. Многим творцам помогает такой способ стимуляции, как длительные посты и голодания. Известный американский диетолог Поль Брэгг в книге «Чудо голодания» считает, что во время голода организм очищается от вредных шлаков, отравляющих его изнутри, кровь становится более чистой и, соответственно, улучшается качество питания мозга. По преданиям, Пифагор принимал в свою школу только тех учеников, которые могли выдержать семидневное голодание. Особо стоит вопрос о гениальности художника и его психическом заболевании. Еще Платон считал, что творчество — это бред, даруемый нам богами. В этом отношении очень интересна книга итальянского невропатолога Ломброзо «Гений и помешательство», вышедшая в конце прошлого века. Ломброзо собрал большое количество фактов из биографий знаменитых писателей, художников, музыкантов, политиков, ученых о странностях их привычек, характеров, аномалиях в строении черепа. Самая существенная черта гениев — чередование перемежающихся состояний экстаза и упадка сил. В этом проявляется, в частности, циркулярный психоз, при котором настроение колеблется от положительного до крайне отрицательного. Выводы: Жизнь — это непрерывный процесс творчества. Знания, умения и навыки являются обязательным условием для совершения того или иного творческого акта. Но суть творчества не в их формальном накоплении, а в использовании их как средства для открытия новых путей, закономерностей и способов действий, ведущих к получению результатов, не известных до этого. Творческого человека отличают широта интересов, большая эмоциональная впечатлительность, желание следовать по жизни своею собственной тропой. Художественное творчество Почему художник создает свое произведение? Художник создает свое произведение потому, что он не может его не создать. Потребность излить свои чувства на холсте, на бумаге, в нотных знаках проистекает из-за перегруженности эмоциональной сферы художника жизненными впечатлениями. То, что для обыкновенного человека является обыденным фактом жизни, в душе художника вызывает богатейшие гаммы переживаний в виду особой впечатлительности и эмоциональной отзывчивости его психической организации. Из многочисленных теорий, объясняющих природу художественного творчества, мы остановимся на концепции искусства, предложенной Фрейдом в рамках созданного им направления психоанализа. Фрейд о природе художественного творчества Фрейд полагал, что по своей природе художественное произведение выполняет компенсаторную функцию, что иллюзии художника погружают зрителей и слушателей в мягкий наркоз, который отодвигает на некоторое время трудности жизни и дает силы для поддержания надежды. За наслаждение, которое слушатели и зрители получают от художественного произведения, они одаривают художника своим благосклонным вниманием, и он получает, в конце - концов то, что хотел — деньги, славу и любовь. Из-за своих компенсаторных функций прославились голливудские и индийские фильмы. Среди отечественных фильмов грандиозный успех выпал на фильм режиссера В.Меньшова «Москва слезам не верит», несущего в себе значительную компенсаторную нагрузку. Благодаря компенсаторной функции искусства человек, тонко его воспринимающий, может вместе со своей жизнью проживать тысячи других, быть участником великих событий прошлых эпох, переживать не только свои собственные чувства, но и чувства тех людей, которых описывали в своих романах великие писатели, передавали в звуках композиторы, изображали великие художники. Катарсическая теория искусства Функции компенсации противостоит катарсическая функция искусства, смысл которой заключается в избавлении человека от угнетающих его переживаний. Понятием «катарсис» пользовались древнегреческие философы, подразумевая под этим психологическое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством, главным образом, трагедией. Аристотель объясняет воздействие музыки на примере религиозных песнопений, которые «действуют возбуждающим образом на душу и приносят, как бы, исцеление и очищение людям». В катарсическом переживании сильное аффективное переживание усиливается и доводится до такого состояния, когда оно естественно разряжается в рыданиях и слезах, после чего наступает состояние легкого оглушения и успокоения. Психологический механизм катарсиса был детально исследован Л.С. Выготским в его работе «Психология искусства». Л. Выготский полагал, что чудо искусства напоминает «евангельское чудо претворения воды в вино». Искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенные боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. в положительную эмоцию, которую несет в себе искусство. Важнейшим приемом, при помощи которого художник добивается катарсического аффекта, является прием уничтожения содержания формой. На примерах «Гамлета», «Евгения Онегина», рассказа И.Бунина «Легкое дыхание» Л.Выготский показывает, как писатель повествует о мрачных сторонах жизни, но при помощи выразительных средств искусства — композиции, поворотов сюжета, авторских отступлений, сопоставлений и других приемов - художник достигает того, что после общения с его произведением читатели, зрители, слушатели испытывают необыкновенное душевное просветление, называемое катарсисом. Если посмотреть на многие популярные романсы, то можно без труда увидеть, что основным их содержанием являются отрицательные эмоции, вызванные разлукой, недоверием, ревностью. Содержание этих песен, пересказанное прозаическим языком, ничего, кроме уныния и тоски вызывать не сможет. Однако те же самые отрицательные переживания, выраженные в поэтических рифмах, положенные на красивую мелодию и исполненные красивым голосом певца, преодолевают негативные состояния, и возникает то самое ощущение просветления, которое испытывает читатель после рассказа Ивана Бунина «Легкое дыхание». Это и есть катарсис, избавление от негативных переживаний, которое составляет суть искусства и делает его биологически необходимым для достижения человеком высот духовного совершенства.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.085 с.) |