Тема 2. 1. Этапы работы над проектом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 1. Этапы работы над проектом



 

Этапы работы над проектом

Этапы выполнения научного труда во многом схожи, однако следует отметить, что по мере увеличения сложности работы будут усложняться и ее этапы как формально, так и по содержанию.

Написание реферата требует использования следующих специальных приемов научно-исследовательской работы:

· составление плана реферата — прием, широко используемый в школе, но в условиях вузовского обучения имеющий ярко выраженную специфику, связанную с тем, что в научно-исследовательской работе принято не литературное оформление пунктов и подпунктов, а цифровое обозначение двух-трех и более ступенчатых сложных планов;

· цитирование мыслей,положений, фрагментов содержания использованного источника, основанное на обязательной связи с контекстом во избежание искажений смысла сообщения и точных ссылках на источник на основе записи выходных данных;

· составление понятийного аппарата по рассматриваемой проблеме как упорядоченного множества базовых и производных понятий в форме алфавитного или тематического словаря.

Выполнение курсовой работы можно условно разделить на несколько этапов. Следует помнить, что некоторые из них могут выполняться параллельно. Так, подбирая и изучая литературу, можно составить план, а в процессе проведения эксперимента дополнительно изучать и отрабатывать теоретический материал.

Этапы реферата аналогичны этапам курсовой работы, за исключением пятого — исследовательской части.

Этапы выполнения курсовой работы (индивидуального проекта):

1. Выбор темы курсовой работы и определение ее примерного содержания. Конкретизация формулировки темы курсовой работы.

2. Знакомство и отбор литературы по теме исследования.

3. Теоретический анализ отобранной литературы, ее регулирование.

4. Составление плана курсовой работы с учетом всех методических указаний по теме исследования.

5. Планирование исследовательской работы, ее проведение, анализ результатов.

6. Написание курсовой работы, ее оформление.

Выполнение квалификационной работы можно условно разделить на несколько этапов, которые в основном повторяют ранее изложенное по курсовой, но в более сложном варианте. Следует помнить, что некоторые из них могут выполняться параллельно. Так, выбор темы и составление плана можно и нужно сочетать с изучением литературы, а в процессе проведения эксперимента — дополнительно изучать и отрабатывать теоретический материал.

Этапы выполнения квалификационной работы:

В сжатом виде можно представить следующим образом:

· Выбор темы.

· Работа с научной литературой, ее реферирование.

· Планирование, подготовка и проведение эксперимента.

· Написание работы.

Итоговая государственная аттестация обязательно включает защиту выпускной квалификационной работы, которая также требует значительных усилий, внимания и времени выпускника.

Тему обучающийся выбирает самостоятельно, руководствуясь своими интересами и склонностями и учитывая собственный опыт и материалы, которыми он располагает, в частности полученными в период учебных практик. Можно избрать тему и с целью углубленного изучения наиболее актуальных вопросов теории и технологий индивидуальной работы. В качестве ориентира предлагается примерный перечень тем по дисциплинам. К выбору темы реферата, проекта и курсовой работы следует подходить серьезно, так как работы по выбранной тематике могут лечь в основу написания выпускной квалификационной работы.

Проблема

Содержание

1-й подготовительный этап

Уяснение социальной проблемы Определение целей и задач деятельности

Диагностика и уяснение

состояния

объекта

Прогнозирование

Моделирование

Выбор технологии и способа

реализации

Планирование своей деятельности

2-й этап — непосредственной деятельности (реализация выбранной технологии)

Субъект

Объект

технология: методы, методика, средства, приемы

отношение, поведение, реакция, действия,
поступки

результат

3-й этап — результативный (обобщение и анализ деятельности, полученных результатов и определение последующих перспектив)

                   

Рис. 1. Примерная схема выполнения работы

Как правило, лучшие курсовые работы или индивидуальные проекты выполняются на экспериментальном материале, полученном во время практик. Поэтому обучающемуся уже в период прохождения первой практики желательно определиться если не с конкретной темой, то хотя бы с направлением, по которому он собирается писать работу.

Выбирая, а затем, разрабатывая тему, обучающийся должен осознать важность этой работы для своей профессиональной подготовки. Можно с разрешения руководителя несколько видоизменить избранную тему (сразу же или в процессе изучения литературы и постановки эксперимента), а также предложить свою. В этом случае нужно обосновать необходимость такого изменения и получить разрешение работать над выбранной темой.

Завершаются первый и второй этапы выполнения курсовой работы или индивидуального проекта тем, что закрепляется за обучающимся избранная тема и назначается преподаватель-руководителя. Научный руководитель активно участвует во всех этапах выполнения работы: утверждает график выполнения и план, помогает в подборе литературы и методик, методов исследования.

План — это каркас, на котором строится вся работа. Он должен быть предельно ясным, четким, продуманным, а формулировки его пунктов — емкими, краткими, отражающими основные положения работы. Нельзя, как это зачастую делают обучающиеся, вслед за авторами различных журнальных и газетных статей, давать формулировки публицистического стиля, в виде вопросительных предложений и т.д.

Теоретический анализ отобранной литературы станет основанием для составления плана реферата, индивидуального проекта или курсовой работы. План, оформленный соответствующим образом, с добавлением введения, заключения, библиографического списка и приложений, с указанием страниц озаглавливается "Содержание" и помещается после титульного листа.

После составления план должен быть представлен научному руководителю и утвержден. В ходе написания работы может быть добавлен теоретический и практический материал, в ходе эксперимента появятся новые данные и т.д. В связи с этим план может уточняться и дорабатываться, формулировки меняться, но все это должно быть согласовано с научным руководителем.

Изучение теоретического материала и составление плана позволяют перейти к очередному этапу работы — планированию и проведению экспериментальной части.

Заключительный этап выполнения работы — ее написание. Пожалуй, он самый сложный по двум причинам: во-первых, требуется собрать воедино все то, что было наработано в теоретическом и практическом плане, во-вторых, необходимо правильно оформить работу. Нередки случаи, когда интересные по содержанию работы были неверно или небрежно оформлены, что не могло не сказаться на ее качестве, а, следовательно, и на оценке. Поэтому необходимо обращать внимание на сочетание теоретической верности работы, ее практической направленности с грамотным и точным оформлением.

Выбор темы

Выбор темы — это начальный и достаточно сложный этап работы, который осуществляется в соответствии с предложениями обучающегося.

Научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений социальной действительности; объяснить ранее известные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Это проявляется в проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения какой-либо проблемы исследовательской работы. Проблема в разрешении ситуации возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность или недостаточность, а новое еще не приняло развитой формы.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем исследовательской работы имеет не меньшее значение, чем решение их самих. Именно постановка проблем в большой степени определяет стратегию исследования. Сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования в исследовательской работе.

Обучающиеся часто склонны выбирать общие, а не узкие темы. Однако работы, посвященные широким темам, бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. По мере ознакомления с материалом обучающемуся открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше не подозревал.

Тематика рефератов, курсовых, индивидуальных и квалификационных работ разрабатывается преподавателями-предметниками. Как правило, в основу выпускной квалификационной работы ложится тот теоретический и практический материал, который был получен при написании рефератов, курсовых работ и прохождении практик. Выбирая, а затем, разрабатывая тему, обучающийся должен осознать важность этой работы для своей профессиональной подготовки. Вот почему тема ВКР должна характеризоваться теоретической и практической значимостью, отражать реальные проблемы современной практики социальной работы, носить интегративный характер, отражающий содержание специальных и общепрофессиональных дисциплин. Формулировка темы дипломной работы должна ориентировать не только на теоретическую разработку определенной научной проблемы, но и на решение насущных вопросов практики.

Тема исследования может быть уточнена или изменена в исключительных случаях по просьбе преподавателя-руководителя. В случае затруднения в определении темы исследования можно первоначально выбрать направление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.01 с.)