Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Договор розничной купли-продажи
Договор розничной купли-продажи — это договор, по которому продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товара, обязуется передать покупателю товар, который обычно предназначается для личного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, а покупатель обязуется принять товар и оплатить его. Договор розничной купли-продажи является публичным. К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-физического лица, не урегулированным ГК, применяется законодательство о защите прав потребителей. Условия договора, ограничивающие права покупателя-физического лица по сравнению с правами, установленными этим Кодексом и законодательством о защите прав потребителей, являются ничтожными. Покупатель имеет право на возмещение убытков, причиненных ему продавцом в результате использования им преимуществ своего положения в производственной или торговой деятельности (ст.698 ГК). Кроме ГК (§ 2 главы 54), основными нормативно-правовыми актами, регулирующими розничную куплю-продажу, являются: Закон Украины «О защите прав потребителей» в редакции Закона от 15.12.93 г.; Порядок занятия торговой деятельностью и правила торгового обслуживания населения, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. № 108; Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.2003 г. №185; Правила продажи непродовольственных товаров, утвержденные приказом МВЭСторга Украины от 27.05.96 г. № 264; Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом МВЭСторга Украины от 13.03.95 г. № 37. В ГК предусмотрено публичное предложение заключить договор купли-продажи. Предложение товара в рекламе, каталогах, а также иных описаниях товара, обращенных к неопределенному кругу лиц, является публичным предложением заключить договор, если оно содержит все существенные условия договора. Выставление товара, демонстрация его образцов или предоставление сведений о товаре (описаний, каталогов, фотоснимков и т.п.) в местах его продажи является публичным предложением заключить договор независимо от того, указана ли цена и другие существенные условия договора купли-продажи, кроме случаев, когда продавец явно определил, что соответствующий товар не предназначен для продажи (ст.699 ГК).
В сравнении с ранее действовавшим законодательством в новом ГК более полно регламентированы права и обязанности сторон при розничной купле-продаже, в частности, по предоставлению покупателю необходимой и достоверной информации о товаре, порядке и сроках удовлетворения требований покупателя о замене товара или устранении недостатков, возмещении разницы в цене в случае замены товара, уменьшения цены, возврата товара ненадлежащего качества и др. Детально регламентировано предоставление покупателю информации о товаре. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже. Информация должна соответствовать требованиям закона и правилам розничной торговли к ее содержанию и способам предоставления. Покупатель имеет право до заключения договора купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств товара или демонстрации пользования товаром, если это не исключено характером товара и не противоречит правилам розничной торговли. Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить полную и достоверную информацию о товаре в месте его продажи, он имеет право потребовать возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, — в разумный срок отказаться от договора, потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы и возмещения убытков, а также морального вреда. Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить полную и достоверную информацию о товаре, несет ответственность за недостатки товара, возникшие после передачи его покупателю, если покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации (ст.700 ГК). Цена и оплата товара. Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства.
Если договором установлена предварительная оплата товара (ст.693 ГК), просрочка покупателем оплаты товара является отказом покупателя от договора, если иное не установлено договором. К договору розничной купли-продажи товара в кредит, в том числе с рассрочкой платежа, не применяются положения абз.1 ч.5 ст. 694 ГК. Покупатель имеет право полностью оплатить товар в любое время в пределах установленного договором периода рассрочки его оплаты. Обмен товара. Согласно ст.707 ГК покупатель имеет право в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара ненадлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять его в месте покупки или других местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, комплектации и т.п. В случае выявления разницы в цене покупатель производит необходимый перерасчет с продавцом. Если у продавца нет необходимого для обмена товара, покупатель имеет право возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму. Требование покупателя об обмене или возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства и при наличии доказательств приобретения товара у этого продавца. Перечень товаров, которые не подлежат обмену или возврату по вышеуказанным основаниям, устанавливаются нормативно-правовыми актами. Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества предусмотрены в ст.708 ГК. В случае обнаружения покупателем в течение гарантийного или иных сроков, установленных обязательными для сторон правилами или договором, недостатков, не оговоренных продавцом, или фальсификации товара покупатель имеет право по своему выбору: 1) потребовать от продавца или изготовителя безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов, осуществленных покупателем либо третьим лицом, на их исправление; 2) потребовать от продавца или изготовителя замены товара на аналогичный товар надлежащего качества или на такой же товар другой модели с соответствующим перерасчетом в случае разницы в цене; 3) потребовать от продавца или изготовителя соответствующего уменьшения цены; 4) отказаться от договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Покупатель, который приобрел непродовольственные товары, которые уже были в употреблении и реализованы через розничные комиссионные торговые предприятия, о чем он был проинформирован продавцом, имеет право предъявить вышеуказанные требования, если приобретенные товары содержали существенные недостатки, не оговоренные продавцом. Продавец или изготовитель (либо уполномоченные ими представители) обязаны принять товар ненадлежащего качества от покупателя и удовлетворить его требования о замене товара или устранении недостатков. Доставка товара продавцу и его возврат покупателю осуществляются продавцом или изготовителем, а в случае неисполнения ими этой обязанности или отсутствия продавца либо изготовителя в местонахождении покупателя возврат товара может быть осуществлен покупателем за их счет.
Требование покупателя о замене товара подлежит незамедлительному удовлетворению, а в случае необходимости проверки качества товара — в течение четырнадцати дней или, по договоренности сторон, в иной срок. В случае отсутствия необходимого товара требование покупателя о замене товара подлежит удовлетворению в двухмесячный срок с момента подачи соответствующего заявления. Если удовлетворить требование покупателя о замене товара в установленные сроки невозможно, покупатель по своему выбору имеет право предъявить продавцу или изготовителю другие требования в соответствии со ст.708 ГК. Требование покупателя о безвозмездном устранении недостатков товара подлежит удовлетворению продавцом или изготовителем в течение четырнадцати дней или, по договоренности сторон, в иной срок. По требованию покупателя на время ремонта ему должен быть предоставлен в пользование аналогичный товар, независимо от модели, с доставкой. При устранении недостатков товара путем замены комплектующего изделия или составной части товара, на которые установлены гарантийные сроки, гарантийный срок на новое комплектующее изделие или составную часть исчисляется со дня выдачи покупателю товара после устранения недостатков. За каждый день просрочки продавцом или изготовителем устранения недостатков товара и невыполнения требования о предоставлении в пользование аналогичного товара на время устранения недостатков продавец уплачивает покупателю неустойку в размере одного процента стоимости товара (ст. 709 ГК). В соответствии со ст. 710 ГК при замене товара с недостатками на товар надлежащего качества продавец не имеет права требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором купли-продажи, и ценой товара, существующей в момент замены товара или постановления судом решения о замене товара. При замене товара ненадлежащего качества на аналогичный, но иной по размеру, фасону, сорту и т.п. товар надлежащего качества возмещению подлежит разница между ценой замененного товара и ценой товара надлежащего качества, действующей на момент замены товара или постановления судом решения о замене товара. В случае предъявления требования о соответствующем уменьшении цены товара для расчета принимается цена товара на момент предъявления требования об уменьшении цены, а если требование покупателя добровольно не удовлетворено продавцом, — на момент постановления судом решения о соответствующем уменьшении цены товара.
В случае отказа покупателя от договора и возврата продавцу товара ненадлежащего качества покупатель имеет право потребовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения его требования, а если требование добровольно не удовлетворено продавцом, — на момент постановления судом решения. Бели на время исполнения решения суда о возмещении разницы в цене в случае замены товара, уменьшения цены или возврата товара ненадлежащего качества повысились цены на этот товар, покупатель по этим основаниям может заявить дополнительные требования к продавцу. Ущерб, причиненный имуществу покупателя, и вред, причиненный увечьем, иным повреждением здоровья или смертью в связи с приобретением товара ненадлежащего качества, возмещается продавцом или изготовителем товара в соответствии с положаниями главы 82 ГК. Разновидности договора розничной купли-продажи. Наряду с общими правилами предусмотрены особенности отдельных разновидностей договора розничной купли-продажи. Это: 1. Договор купли-продажи с условием о принятии покупателем товара в установленный срок. Стороны могут заключить договор купли-продажи с условием о принятии покупателем товара в срок, установленный договором, и в течение этого срока товар не может быть продан продавцом другому покупателю. Если покупатель не явился или не совершил иных необходимых действий для принятия товара в установленный срок, считается, что покупатель отказался от договора, если иное не установлено договором. Дополнительные расходы продавца на обеспечение передачи товара покупателю в установленный срок включаются в цену товара, если иное не установлено договором или актами гражданского законодательства (ст.701 ГК). 2. Договор купли-продажи товара по образцам. Согласно ст. 702 ГК стороны могут заключить договор купли-продажи товара на основании ознакомления покупателя с образцом товара (по описанию, каталогу и т.п.). Договор купли-продажи товара по образцу является выполненным с момента доставки товара в место, установленное договором, а если место передачи товара не установлено договором, — с момента доставки товара по месту жительства физического лица-покупателя или местонахождению юридического лица-покупателя, если иное не установлено договором или законом. Покупатель до передачи товара имеет право отказаться от договора при условии возмещения продавцу расходов, связанных с совершением действий по выполнению договора. 3. Договор купли-продажи товара с использованием автоматов. Если продажа товара осуществляется с использованием автоматов, владелец автоматов обязан довести до покупателей информацию о продавце товара путем размещения на автомате или предоставления покупателям иным образом сведений о наименовании продавца, его местонахождении, режиме работы, а также о действиях, которые необходимо совершить покупателю для получения товара. Договор розничной купли-продажи с использованием автоматов является заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара.
Если покупателю не предоставляется оплаченный товар, продавец должен по требованию покупателя незамедлительно предоставить покупателю товар или возвратить уплаченную им денежную сумму. Если автомат используется для размена денег, приобретения платежных средств или обмена валюты, применяются положения о розничной купле-продаже, если иное не вытекает из существа обязательства (ст.703 ГК). 4. Договор купли-продажи с условием о доставке товара покупателю. Если договор розничной купли-продажи заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар по месту, указанному покупателем, а если место передачи товара покупателем не указано, — по месту жительства физического лица-покупателя или местонахождению юридического лица-покупателя. Договор розничной купли-продажи с условием о доставке товара покупателю является выполненным с момента вручения товара покупателю, а при его отсутствии — лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, свидетельствующий о заключении договора или оформлении доставки товара, если иное не установлено договором, актами гражданского законодательства или не вытекает из существа обязательства. Если договором не установлен срок доставки товара для вручения его покупателю, товар должен быть доставлен в разумный срок после получения требования покупателя (ст.704 ГК). 5. Договор найма-продажи. Согласно ст.705 ГК по договору найма-продажи до перехода к покупателю права собственности на переданный ему продавцом товар покупатель является нанимателем (арендатором) этого товара. Покупатель становится собственником товара, переданного ему по договору найма-продажи, с момента оплаты товара, если иное не установлено договором. ГК и некоторые другие нормативно-правовые акты регулируют иные разновидности розничной купли-продажи. Правила продажи товаров по заказу и на дому у покупателей утверждены приказом МВЭСторга Украины от 29.03.99 г. № 199. Продажа товаров по заказу — форма розничной купли-продажи товаров, при которой покупатель осуществляет предварительный их заказ непосредственно в объекте торговли или через торгового агента либо с помощью телефона, персонального компьютера, иных технических средств связи и получает товары в обусловленном месте и в указанное время. Продажа товаров па дому — форма розничной продажи товаров уполномоченным представителем субъекта хозяйствования на дому у покупателя, по месту его работы, отдыха и т.п., как по предварительному приглашению покупателя, так и без такового. Ащита прав потребителей Права потребителей товаров, работ и услуг охраняет Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. в редакции Закона от 15.12.93 г. (далее — Закон), который также устанавливает меры ответственности и иные санкции за нарушение законодательства об охране прав потребителей. Следует учитывать, что согласно ч.3 ст.698 ГК к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-физического лица, не урегулированным ГК, применяется законодательство о защите прав потребителей. Законом Украины от 07.03.2002 г. ратифицировано Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в сфере защиты прав потребителей. В соответствии с Законом потребитель — это гражданин, приобретающий, заказывающий, использующий или имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для собственных бытовых нужд. Потребители, находящиеся на территории Украины, во время приобретения, заказа или использования товаров (работ, услуг) для удовлетворения своих бытовых нужд имеют право на: государственную защиту своих прав; гарантированный уровень потребления; надлежащее качество товаров (работ, услуг), торгового и иных видов обслуживания; безопасность товаров (работ, услуг); необходимую, доступную, достоверную и своевременную информацию о товарах, их количестве, качестве и ассортименте товаров, а также об их производителе; возмещение убытков, причиненных товарами (работами, услугами) ненадлежащего качества, а также имущественного и морального (неимущественного) ущерба, причиненного опасными для жизни и здоровья людей товарами (работами, услугами) в случаях, предусмотренных законодательством; обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав; объединение в общественные организации потребителей (объединения потребителей). Закон Украины «О защите прав потребителей» называет одним из прав потребителя его право на надлежащее качество товаров — потребитель имеет право требовать от продавца (изготовителя), чтобы качество приобретенного им товара соответствовало требованиям нормативных документов, условиям договора, а также информации о товаре, предоставленной продавцом. Качество передаваемого товара является существенным условием договора купли-продажи. Поэтому в Законе прямо указано, что продавец обязан передать потребителю товар, который по качеству соответствует вышеуказанным требованиям. Требования к товару относительно его безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей, а также окружающей природной среды устанавливаются нормативными документами. В отношении отдельных групп товаров указанные требования устанавливаются законодательными актами Украины. Реализация интересов потребителей в установлении требований к качеству товаров обеспечивается правом участия объединений потребителей в разработке нормативных документов согласно действующему законодательству. Продавец обязан передать потребителю товар, который по качеству отвечает требованиям нормативных документов, условиям договора, а также информации о товаре, предоставляемой продавцом. На товары, ввозимые на территорию Украины, должен быть предусмотренный действующим законодательством документ, подтверждающий их надлежащее качество. Закон «О защите прав потребителей» предусматривает права потребителей при нарушении их права на надлежащее качество купленного товара. Если потребитель приобрел товар ненадлежащего качества, при выявлении недостатков или фальсификации товара он в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» вправе использовать одну из пяти возможностей, предоставленных законом: 1) требовать безвозмездного устранения недостатков товара либо возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; 2) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула, модификации) надлежащего качества; 3) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула, модификации) с соответствующим перерасчетом покупной цены; 4) соответствующего уменьшения покупной цены; 5) расторжения договора и возмещения понесенных им убытков. Так, BJJ. (истец) обратился в Шевченковский районный суд г. Киева с исковыми требованиями к Шевченковскому универмагу г. Киева (ответчик) на том основании, что он приобрел у ответчика летний костюм без видимых недостатков. При наступлении весенне-летнего сезона истец несколько раз надел костюм и обнаружил, что он под воздействием солнечных лучей изменил окраску, на ткани появились пятна. Сразу же по обнаружении указанных недостатков В.П. обратился к администрации Шевченковского универмага г. Киева с требованием заменить костюм. Однако ответчик отказался выполнить законные требования покупателя, поэтому последний просил взыскать с ответчика стоимость костюма с учетом инфляции по ценам, сложившимся на день предъявления иска. В дополнительном исковом заявлении истец просил взыскать с ответчика сумму в возмещение морального ущерба, понесенного по вине универмага, поскольку он трижды обращался к ответчику за восстановлением его нарушенного права, получал отказы, тратил свободное время, силы, здоровье. Из заключения судебно-товароведческой экспертизы усматривалось, что возникший на костюме дефект (изменение первоначальной окраски) произошел из-за низкой устойчивости окраски ткани к физико-химическим воздействиям. Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что истец действительно покупал костюм в Шевченковском универмаге, дефект возник не по его вине и отказ универмага принять костюм для обмена повлек нарушение прав В.П. как потребителя. Суд посчитал, что исковые требования В.П. в части возмещения материального ущерба подлежат полному удовлетворению, а в части морального ущерба — частичному. [Юридическая практика. — 1996.— № 2.— С.З]. В отношении непродовольственных товаров, бывших в употреблении и реализованных через розничные комиссионные торговые предприятия, указанные требования потребителя удовлетворяются только по согласию продавца. Нередки в практике случаи, когда продавец не удовлетворяет то требование, которое предъявлено потребителем, навязывая ему другой вариант. Например, при приобретении некачественного товара потребитель требует расторжения договора и возмещения убытков (не доверяя продавцу), а продавец отказывает в этом, соглашаясь на другое решение — замену недоброкачественного товара на аналогичный товар надлежащего качества. В таких ситуациях только потребитель (а не продавец) вправе избирать одно из нескольких альтернативных требований и никто не вправе принуждать его к другому решению. На практике иногда при обращении потребителя с претензией на качество купленного товара продавец отсылает его к изготовителю, поясняя покупателю, что только изготовитель отвечает за качество произведенного им товара. Это не соответствует закону, ведь продавец как сторона в договоре купли-продажи в полной мере отвечает за качество продаваемого товара. При этом право выбора, к кому обратить свои требования, принадлежит самому потребителю. Эти требования могут быть адресованы либо продавцу по месту покупки товара, либо изготовителю, либо предприятию, выполняющему их функции по местонахождению потребителя. Функции представителей предприятий-изготовителей выполняют их представительства и филиалы, созданные изготовителями для этой цели, или предприятия, выполняющие указанные требования на основании договора с изготовителем. Продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции) обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и удовлетворить его требования. Доставка крупногабаритных товаров весом более 5 кг продавцу, изготовителю (предприятию, выполняющему их функции) и их возврат потребителю осуществляется силами и средствами продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функции). В случае невыполнения данного обязательства, а также при отсутствии продавца, изготовителя (предприятия, выполняющего их функции) в местонахождении потребителя доставка и возврат товаров могут осуществляться потребителем за их счет. При наличии товара требование потребителя о его замене подлежит немедленному удовлетворению, а в случае необходимости проверки качества — в течение 14 дней или по договоренности сторон. В случае отсутствия товара требование потребителя о замене подлежит удовлетворению в двухмесячный срок со времени соответствующего заявления. Если удовлетворить требование потребителя о замене товара в установленный срок невозможно, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, предусмотренные Законом. В Законе установлен ряд положений для охраны прав потребителей при изменении цен на товары. При замене товара с недостатками на аналогичный товар надлежащего качества, цена на который изменилась, перерасчет стоимости не производится. При замене товара с недостатками на такой же товар другой модели перерасчет стоимости производится исходя из цен, действовавших на момент обмена. При расторжении договора расчеты с потребителем в случае повышения цены на товар производятся, исходя из его стоимости на момент предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены — исходя из стоимости товара на момент покупки. В случае приобретения потребителем продовольственных товаров ненадлежащего качества продавец обязан заменить их на качественные товары или возвратить потребителю уплаченные им деньги, если указанные недостатки выявлены в пределах срока годности. При предъявлении потребителем требования о безвозмездном устранении недостатков товара они должны быть устранены в течение 14 дней или по согласованию сторон в другой срок. По требованию покупателя на время ремонта ему предоставляется (с доставкой) аналогичный товар независимо от модели. За каждый день задержки выполнения требования о предоставлении аналогичного товара и за каждый день задержки устранения недостатков сверх установленного срока (14 дней) потребителю выплачивается неустойка в размере одного процента стоимости товара. Требования потребителя рассматриваются после предъявления потребителем квитанции, товарного или кассового чека или другого письменного документа, а по товарам, на которые установлены гарантийные сроки, — технического паспорта или другого заменяющего его документа. При продаже товара продавец обязан выдать потребителю квитанцию, товарный или кассовый чек или иной письменный документ, удостоверяющий факт покупки. Требования в отношении товаров, изготовленных за пределами Украины или приобретенных у посредников, удовлетворяются за счет продавца. Требования потребителя не подлежат удовлетворению, если продавец, изготовитель (предприятие, выполняющее их функции) докажут, что недостатки товара возникли вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения либо транспортировки товара или действия непреодолимой силы. Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом. При удовлетворении требований потребителя суд одновременно разрешает вопросы о возмещении морального (неимущественного) вреда. Потребители по своему выбору предъявляют иск в суд по месту своего жительства или по местонахождению ответчика, по месту нанесения вреда или по месту выполнения договора. Они освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав. В соответствии со ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель обеспечивает нормальную работу (применение) товара, в том числе комплектующих изделий, в течение гарантийного срока, установленного законодательством, а в случае его отсутствия — договором. Гарантийные сроки на комплектующие изделия должны быть не меньше гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Гарантийный срок должен указываться в паспорте на товар либо на этикетке или в любом другом документе, прилагаемом к товару. Для медикаментов, пищевых продуктов, изделий бытовой химии, парфюмерно-косметических и других товаров, потребительские свойства которых могут со временем ухудшаться и представлять опасность для жизни, здоровья, имущества и окружающей природной среды, устанавливается срок годности, который указывается на этикетках, упаковке или в других документах, прилагаемых к ним при продаже, и считается гарантийным сроком. Срок годности исчисляется с даты изготовления, которая также должна быть указана на этикетке или в других документах, и определяется временем, в течение которого товар пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию. На сезонные товары (одежду, меховые изделия и другие) гарантийный срок исчисляется с начала соответствующего сезона, устанавливаемого Кабинетом Министров Украины. Перечень сезонных товаров, гарантийные сроки по которым исчисляются с начала соответствующего сезона, содержится в приложении М° 1 к Постановлению Кабинета Министров Украины от 19.03.94 г. № 172. Для сезонных товаров гарантийные сроки исчисляются с момента наступления сезона: с 1 апреля — весенне-летнего ассортимента, с 1 октября — осенне-зимнего ассортимента. Для обуви зимнего ассортимента — с 15 ноября по 15 марта; весенне-осеннего ассортимента — с 15 марта по 15 ноября, летнего ассортимента — с 15 мая по 15 сентября. При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, когда время заключения договора купли-продажи и время передачи товара потребителю не совпадают, гарантийные сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю, а если товар нуждается в специальной установке (подключении) либо сборке — со дня их производства. Если день доставки, установки (подключения) либо сборки товара, а также передачи недвижимого имущества установить невозможно или если имущество находилось у потребителя до заключения договора купли-продажи — со дня заключения договора купли-продажи. При выполнении гарантийных ремонтов гарантийный срок увеличивается на время нахождения товара в ремонте. Указанное время исчисляется со дня, когда потребитель обратился с требованием об устранении недостатков. При обмене товара его гарантийный срок исчисляется заново со дня обмена. Потребитель имеет право предъявить изготовителю требование о безвозмездном устранении недостатков товара по истечении гарантийного срока. Это требование может быть предъявлено в течение установленного срока службы, а если таковой не установлен — в течение 10 лет, если в товаре были обнаружены существенные недостатки, допущенные по вине изготовителя. Если это требование не удовлетворено в указанные Законом «О защите прав потребителей» сроки, потребитель имеет право по своему выбору предъявить изготовителю иные требования, установленные законом. Качество товара также должно соответствовать информации о товаре (работе, услуге), предоставленной продавцом (изготовителем, исполнителем). Потребитель имеет право на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о товарах, обеспечивающей возможность их сознательного и компетентного выбора. Информация должна быть предоставлена потребителю до приобретения им товара. Информация о товарах должна содержать: наименование товара; указание нормативных документов, требованиям которых должны соответствовать отечественные товары; данные об основных свойствах товаров, а по продуктам питания — о составе (включая перечень использованного в процессе их изготовления сырья, в том числе пищевых добавок), номинальном количестве (массе, объеме и т.п.), пищевой и энергетической ценности, условиях использования и предостережение об употреблении их отдельными категориями потребителей, а также иную информацию, которая распространяется на конкретный продукт; сведения о содержании вредных для здоровья веществ сравнительно с требованиями нормативно-правовых актов и нормативных документов и противопоказания по применению; отметку о генной инженерии при изготовлении товаров; данные о цене (тарифе), условиях и правилах приобретения товаров; дату изготовления; сведения об условиях хранения; гарантийные обязательства производителя; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; срок годности (службы) товаров, сведения о необходимых действиях потребителя по его истечении, а также о возможных последствиях в случае невыполнения этих действий; наименование, адрес производителя и предприятия, осуществляющего его функции по принятию претензий от потребителя, а также проводящего ремонт и техническое обслуживание. В отношении товаров, подлежащих обязательной сертификации, потребителю должна быть предоставлена информация об их сертификации. В отношении товаров, которые при определенных условиях могут быть опасными для жизни, здоровья потребителя и его имущества, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя информацию о таких товарах и возможных последствиях их воздействия. Эта информация доводится до сведения потребителя изготовителем (продавцом) в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетке, а также маркировкой или иным способом. Продукты питания, упакованные или расфасованные в Украине, должны обеспечиваться информацией о месте их происхождения. Если предоставление недоступной, недостоверной, неполной или несвоевременной информации о товаре и о производителе повлекло: приобретение товара, не имеющего нужных потребителю свойств, — потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков; невозможность использования приобретенного товара по назначению — потребитель вправе требовать предоставления в разумно короткий, но не более месяца, срок надлежащей информации. Если в этот срок информация не будет представлена, то потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков; нанесение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя — он вправе предъявить продавцу требования по ст. 17 Закона (возмещение имущественного вреда, причиненного товарами ненадлежащего качества). Убытки, причиненные потребителю товарами (работами, услугами), приобретенными в результате недобросовестной рекламы, подлежат возмещению виновным лицом в полном объеме. Для обеспечения прав потребителя в сфере торгового и других видов обслуживания Закон «О защите прав потребителей» содержит запрет принуждать потребителя приобретать товары или услуги ненадлежащего качества или ненужного ему ассортимента.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.076 с.) |