Фонематические и фонетические нарушения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фонематические и фонетические нарушения



       Нарушение звука произношения преобладает: замена, пропуски и смешение звуков.

►У некоторых детей с моторной алалией может присутствовать и стёртая дизартрия.

       Фонетическии функции значительно нарушены. Страдает слух и произносительной дифференциации фоном, фанатически анализ и синтез. Полноценное формирование этих функций в онтогенезе зависит от формирования лексической и грамматической системы языка

6. Своеобразное нарушение артикуляционной моторики

Проявления зависят от локализации поражения в коре ГМ. Могут проявляться в виде кинетических и кинестетических апраксий. Возможен длительный поиск артикуляции, неумения выполнить несколько артикуляционных движений подряд. Ребенок с трудом осваивает последовательность движений, страдает плавность перехода от одного артикул-го движения к другому.

Примечание: при этом подражательные движения оральной мускулатуры могут быть доступны.

  7. Своеобразное нарушение восприятия речи

При моторной алалии наблюдается ослабление тонуса в коре ГМ (речедвиг. анализатор). Это затрудняет восприятие тонких движений собственного артикуляторного аппарата → нарушение восприятия речи. Замедленность в восприятии фонем, грамм. форм, развернутого текста. Дети могут улавливать только отдельные элементы фразы, не поняв смысл сказанного. Даже при относительно сохранном достаточном словаре у ребенка с МА длительное время нарушено понимание усложненных форм речи, например: логико-грамматич. конструкций (сначала самые простые, которые выражают пространственные отношения: где книга? книга на ящике, ящик на книге).

   8. Нарушение просодической стороны речи

При МА нарушены все компоненты просодической стороны речи: темп, ритм, интонация, мелодика речи. При этом наиболее выражены при эфферентной МА. Может наблюдаться замедленность речевого потока, послоговое произношение слов, паузы между словами, может быть скандированный характер речи.

   9. Особенности речевой коммуникации

У детей с МА может быть недостаточно выражена потребность в речевом общении. Дети могут проявлять речевой негативизм, особенно в сложной для них новой обстановке с новыми людьми. Недостаток речевых средств коммуникации ребенок восполняет неречевыми. В некоторых сложных случаях при неправильном семейном воспитании может формироваться стойкая негативная реакция на говорение, она обусловлена неправильной реакцией окружающих на речевое нарушение.

                       10. Нарушение письменной речи.

     
 


                                    Письмо            Чтение

        Перевод фонемы в букву          Буква переводится в фонему

              КОДИРОВАНИЕ                        ДЕКОДИРОВАНИЕ

Для овладения письменной речи необходимо сформировать предпосылки для письма и чтения:

- формирование зрительно-пространственных представлений

- формирование фонематического восприятия

- звукопроизношение (особенно нужно исключить замены)

- зрительно-моторная и слухо-моторная координация

- достижение определённого уровня развития всех видов памяти (зрительная, двигательная и др.)

- состояние лексико-грамматического строя речи и т.д.

 

Нарушение чтения и письма проявляется в 2 видах:

- дисграфия – нарушение письма

- дислексия – нарушение чтения

Наблюдаются специфические ошибки (не орфографические):

ДОМ

1) бом     д-б-в (сходны оптически)

2) дум      о-у (артик. сходство)

3) том       д-т (недоразвитие фонем. анализа)

4) дон

Дети с МА представляют собой группу риска по возникновению дисграфии и дислексии, овладение письмом и чтением происходит в более длительные сроки. Они отличаются тем, что все навыки у них формируются замедленно, в том числе и навыки графо-моторной деятельности.

Диагностика и прогноз моторной алалии

Диагностика А очень сложна, это объясняется сходством этого расстройства с некоторыми другими речевыми и неречевыми расстройствами, т.е. сложностью дифференциальной диагностики. Обследование при А носит динамический характер, т.е. характер длительного наблюдения. Результаты этих наблюдений должны быть подвергнуты тщательному качественному анализу. Диагностика А осуществляется в контакте с другими специалистами, прежде всего невропатологом. Могут потребоваться лабораторные методы исследования. При обследовании используется комплекс различных технологий. При логопедическом обследовании изучаются состояние всех форм речи и всех функций речи, проводится тщательное исследование всех подсистем языка. Одним из важнейших условий логопедического обследования - это установление контакта с ребенком. Целесообразно может быть обследование ребенка в присутствии близких родственников. Цель такого приема -получить максимальную информацию о речевых возможностях ребенка, составить первоначальные представления о лексиконе ребенка и об особенностях его коммуникативной деятельности.     В логопедическое обследование включается и изучение невербальных психических функций, оно может проводиться совместно с педагогом-психологом. Цель этого раздела обследования - отграничение детей с МА от детей с первичным нарушением интеллекта развитием.

Прогноз при МА определяется после оценки комплекса факторов. Прогноз может быть лучше, если имеются следующие показатели:

· благоприятная микросоциальная среда

· медико-психолого-педагогическое воздействие осуществляется с ранних этапов жизни ребенка и носит системный характер

· ранняя диагностика нарушения

· есть потребность в речи и коммуникации

· есть объединение двух слов в высказывание

· имеются предикативные слова

· психопатологическая и неврологическая симптоматика не выражена, неязыковые нарушения не грубые

· есть динамика в спонтанном усвоении языка.

Дифференциальная диагностика моторной алалии

ДД – диагностика, кт направлена на разграничение одного состояния от другого.

При МА актуальна ДД от следующих состояний:

1. Отличие от временной задержки речевого развития

2. Отличие от нарушений речи при интеллектуальном недоразвитии

3. Отличие от состояния речи при РАС

4. Отличие от дизартрии

5. Отличие от нарушений слуха

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.138.134 (0.011 с.)