Олтушевский, Богданов-Березовский 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Олтушевский, Богданов-Березовский



Гуцман, Коэн, Зееман

Описание носило внешний характер, но не затрагивали механизмы дефекта.

Термины: слухонемота, идиопатическая А

Возможные причины: воспалительные процессы в коре ГМ, роль наследдственности.

II. Зарождение диалектико-материалистических представлений об алалии (конец XIX века – первая треть ХХ века)

Олтушевский, Богданов-Березовский

В этот период исследователи связывали отсутствие речи с особенностями личности. В основе понимания недоразвития речи лежит понимание о самой речи, как сложном многоуровневом процессе.

III. Этап дальнейшего развития представлений о данной речевой патологии

Хватцев, Левина, Орфинская

Начало ХХ века характерезуется глубоким изучением вопроса этиологии, механизма А, происходит окончательное разграничение терминов алалия и афазия.

В настоящее время А как речевое расстройство изучается многоаспектно:

· клинико-физиологическом

· неврологическом

· психолингвистическом

· нейропсихологическом.

 

Другие определения:

М. Е. Хватцев

Алалия – это центрального происхождения немота детей, никогда внятно неговорящих, при наличии у них достаточного для развития речи интеллекта, элементарного слухового анализа и синтеза и периферического артиколяторного аппарата.

В. А. Ковшиков

Алалия – это расстройство языковой способности у детей, характеризующаяся невозможностью/нарушением языковых операций при порождении речевых высказываний и проявляющееся в фонематических, морфологических и синтаксических нарушениях.

Картина речевых расстройств при А сводится к отсутствию речевой функции или ее значительному отставанию в развитии по сравнению с онтогенетической нормой.

 

Этиология

Причины алалии трактовались в истории изучения в зависимости от состояния науки в каждый из периодов. До сих пор по вопросу этиологии А нет единого мнения.

В настоящее время чаще всего причину А связывают с взаимодействием неблагоприятных факторов, которые произошли в различные периоды: перинатальный, натальный, постнатальный.

 

Комплекс неблагоприятных факторов может быть:

1. Перинатальный

Интоксикация плода, внутриутробная инфекция, травмы матери, соматические заболевания матери

2. Натальный

Асфиксия новорожденного, родовые ЧМТ

3. Постнатальный

Ранние прижизненные травмы мозга, соматические заболевания с осложнениями на ЦНС

Как правило в анамнезе может быть выявлен не один, а несколько патологических факторов.

Социально-психологические факторы рассматриваются как факторы способные усугублять действия биологических, т.е. их рассматривают как условия развития речевой патологии.

По данным Ковшикова (300 анамнезов) выявляются следующие закономерности:

- 70% рождение от 3-4 беременности, при этом до этого беременность родами не заканчивалась

- 70% возраст родителей (от 30 лет)

- 67% патологические роды (стремительные/затяжные)

- 30% токсикоз, соматические заболевания матери

- 36% рождение раньше/позже срока

- 30% родовые травмы

- 66% асфиксия

Как известно из определения А представляет собой органическое нарушение центрального характера. Происходит запаздывание созревания клеток определенных областей коры ГМ. Это может быть врожденным или рано приобретенным. Происходит понижение возбудимости клеток, изменение подвижности нервных процессов, снижается работоспособность клеток.

Подтверждается, что при алалии чаще всего имеет место билатеральное (двустороннее) повреждение полушарий. При одностороннем повреждении речевое развитие более сохранно за счет компенсаторных возможностей.

Поскольку нервные клетки прекращают свое развитие/длительно остаются на незрелой стадии, то весь процесс развития ребенка, в т.ч. и становление речи, находится в условиях патологического состояния НС.

Отдельные проявления алалии как языкового расстройства внешне мб сходны с N развитием ребенка на более ранних стадиях.

Остро стоит вопрос о разграничении алалии как языкового расстройства от задержки речевого развития (ЗРР/ЗПРР (П – психо). Однако, с возрастом, ростом ребенка при А расхождение между уровнем речевого развития (УРР) в N и состоянием речи при А только увеличивается. При N речевом развитии один этап сменяется другим более плавно и быстрее, чем при алалии.

 

 

Классификация

 

«А» явление неоднородное по механизму, проявлению, степени выраженности.

Существует ряд кл-ий, выделенных по следующим ведущим причинам:

Топологический принцип

На основе топологической кл-ии отражается анатомо-физиологический аспект изучения или клинико-физиологический.

По этой классификации выделяют 3формы:

1) Моторная алалия

Ребенок своевременно начинает понимать обращенную речь, но не пользуется самостоятельной речью.

Имперссивная речь сохранна экспрессивная – нарушена

Подразделяется на 2 формы:

- афферентная моторная алалия

Локализируется в постцентральных зонах КГМ.

Ведущий симптом: кинестетическая апраксия. В этом случае дефект формируется в кинестетических программе слов и фраз, ребенку трудно закрепить артикуляторный уклад – преимущественно страдает фонетическая система языка.

- эфферентная моторная алалия

Локализируется в премоторных зонах КГМ.

Ведущий симптом: кинетическая апраксия. Ребенку трудно выполнять серию движений, не может переключится от одного движения к другому. Не формируется различение звуков по артикуляторным признакам – преимущественно страдает фонематическая система языка.

2) Сенсорная алалия

Ребенок при сохранном слухе не понимает речь/понимание крайне ограничено.

Импрессивная речь нарушена (первично)

Экспрессивная речь нарушена (вторично) речь непонятна.

3) Сенсо-моторная алалия

Нарушены р/с и р/д анализаторы

 

Психологический

Реализуется в психологическом изучении детей с алалией. В исследованиях отмечается нарушением протекания психических процессов у детей. Одна из кл-ий отражает этот принцип, кт предлагает Левина (1951). Она выделяет несколько групп детей:

1) С нарушением зрительного восприятия

2) Неполноценным слуховым восприятием

3) Нарушением психическойактивности

 

Лингвистический

Реализуется в лингвистической и психолингвистическом подходе к изучению А.

Психологическая

Возникла в начале ХХ века как конкурирующая с моторной. К тому времени накопился разный клинический материал по нарушениям детей с А («у неговорящих»), мышления, эмоционально-волевой сферы, зрительного восприятия, памяти, внимания и др процессов. Некоторые авторы стали считать, что нарушение этих процессов – причина алалии.

Левина, Хватцев и другие считали, что МА является нарушением психических функций. При таком подходе к объяснению МА игнорирует своеобразие строения и функционирования речевых и неречевых процессов. Между ними устанавливаются причинно-следственные связи.

 

Языковая

В настоящее время языковая концепция является приоритетной. Согласно ей у ребёнка с А не развивается языковая способность, кт дана человеку от природы, ребёнок не может овладеть языком (фонемами, словами, грамматическим строем речи). Язык, являясь своеобразной системой, может нарушаться независимо от состояния др систем.

Сторонники этой концепции (Ковшиков, Соботович, Мостюкова, Воробьева, Жукова и другие) считали, что именно нарушения языка происходят при А.

А рассматривается как языковое расстройство.

По этой концепции МА считается, что задача коррекционной работы в том, чтобы сформировать у детей неосознаваемые представления о закономерностях функционирования языковых систем.

У детей с А наблюдается нарушение порождения речевых высказываний на языковом этапе. Нарушается операция выбора языковых средств высказывания и развертывания высказывания.

 

 

В работах Выготского, Ахутиной и др исследователей рассматривается процесс порождения речи. Самый интересный вопрос в лингвистике.

Выделяют несколько этапов:

1. Доязыковой – самый большой

2. Языковой

3. Моторный

Доязыковой Языковой (нарушен у детей с А) Моторный
Мотив â Замысел â Программирование (на границе) Развертывание высказывания â   Выбор языковых средств (синтаксические конструкции, набор слов, фонем) Реализация высказывания в собственно говорение

 

По этому подходу А как языковое расстройство характеризуется системным недоразвитием речи, т.е. нарушением всех компонентов речевой функциональной системы.

 

Нейропсихологическая

Визель Т. Г. Пытается объяснить мозговые механизмы А. Как известно, речевое развитие обеспечивает:

А) врождённая готовность к языковому развитие, т.е. языковая способность

Б) первично сохранный интеллект

В) стимулы внешней среды (Маугли)

Г) межанализаторные связи, кт обеспечивают передачу информации из одной зоны в др

Современные нейрофизиологические исследования (М. М. Безруких) доказывают, что именно взаимодействие правого и левого полушария обеспечивают развитие речевых функций.

 

Роль правого полушария велика в усвоении неречевых звуков (шум ветра, голос животных), их усвоение является основой для дальнейшего развития операций речеслухового гнозиса (в левом полушарии неречевые звуки видоизменяются и превращаются в звуки речи).

При А задача извлечения из неречевых шумов полезных для развития речевых признаков, оказывается недостаточной. Место локализации речеслухового гнозиса (левая височная доля) должным образом включается в работу в том случае, когда ребёнок накопил необходимую неречевую слуховую базу и если сохранены проводящие пути. Если эти условия не соблюдены, то это приводит к сенсорной А.

 

При моторной А патологический процесс сосредоточен в левом полушарии. Речевая продукция должна быть переведена ребёнком в артикуляторное движение. Это возможно если полноценны проводящие пути между височной и постцентральным отделами ГМ. А также большую роль играют лобные доли, обеспечивающие осмысленную речевую деятельность.

В настоящее время чаще всего исследовать опираются на комплексный подход в понимании МА. На современном этапе изучения А можно констатировать, что неспособность ребёнка с А овладевать средствами языка и способность из использования обусловлено сочетанием целого ряда факторов.

 

Симптоматика алалии

 

В результате органического поражения при А наблюдается недоразвития мозговой структуры. Все восстановление речи происходит патологическое состояние ЦНС.
Из этого следует, что и симптоматика алалии разнообразна.

Выделяют речевую и неречевую симптоматику.
Характер расстройств обусловлен локализацией поражения, тяжестью нарушений, общим физическим состоянием ребёнка, его интеллектом, типом высшей нервной деятельности.

Принято говорить о синдроме алалии включающим речевые и не речевые симптомы.

 

"Неречевая" симптоматика

Моторного характера Сенсорного характера Психопатологического характера

 

Симптомы моторного характера:


       Проявляются в нарушениях произвольных движений, то есть апраксий, могут наблюдаться кинетические и кинестетические оральные апраксии, могут наблюдаться нарушения ручной и пальцевой моторики, нарушение общей моторики.

Симптомы моторного характера могут быть выражены в разной степени, могут и практически отсутствовать.
Точность, координированость, объем, изменения темпа движения по сравнению с образцом. Симптомы моторного характера могут проявиться и в общем внешнем облике ребёнка- его поведения(Пример: ребёнок с трудом овладевает навыками обслуживания, длительное время по сравнению с детьми того же возраста; неопрятности в еде, отсутствие в умении одевания и раздевания)

 

Симптомы сенсорного характера:

Симптомы сенсорно характера затрагивают сенсорное развитие ребёнка.
       Сенсорное развитие: развитие у ребёнка органов ощущение и восприятия. Симптомы сенсорного характера могут быть выражены в разной степени или могут отсутствовать. Яркая степень выраженности проявляется в агнозии, гнозиса (слуховые агнозии,зрительные агнозии).Слуховые агнозии проявляются в том, что ребёнок не узнают неречевые звуки, не справляется с тем, что звучало.

       Зрительные агнозии могут проявиться в невозможности узнать предмет по его части или наоборот показать недостающую часть предмета на картинке. Нарушение зрительного восприятия проявится в сложности при усвоении "сенсорных эталонов".
           

Сенсорная эталоны – это социально выработанные способы систематизации представлений. (Формы: круг, квадрат, прямоугольник; цвета: красный, жёлтый, зелёный и тд.)
       При алалии ребёнок длительное время может не дифференцировать цвета, формы, величины.

 

Симптомы психопатологической характера:

Эти симптомы проявляются в двух аспектах:

 

Речевая симптоматика

       Алалия представляет собой языковое расстройство.

Алалия – это системное речевое недоразвитие, предполагающие расстройство всех компонентов речевой функциональной системы (лексика, грамматический строй речи, расстройство фонетического оформления высказывания, расстройство фонематической функции и синтаксические и семантические нарушения).

       Речевые симптомы при алалии чрезвычайно разнообразные и комбинаторные.

Наблюдаются специфические отличия в речевой симптоматике между формами алалии моторной и сенсорной.

См. речевую симптоматику моторной и сенсорной алалии.

При любой форме алалии наблюдаются расстройства импрессивной и экспрессивной речи.

Степень выраженности речевой симптоматики при алалии может быть различной. На начальном этапе вне коррекционной работы у ребенка с алалией наблюдается «отсутствие речевых средств общения».

Речевые симптомы могут быть описаны через уровни речевого развития, предложенные Р.Е.Левиной в 1960 году. Этим автором выделено было 3 уровня речевого развития.

В 2000 году Филичева продолжила изучение уровней речевого развития и описала 4 группу.

См. практическое занятие.

Уровни речевого развития нашли отражения в психолого-педагогической классификации: ОНР 1,2,3,4 уровня речевого развития.

 

Примечание:

Для формулировок логопедического заключения о речевом статусе ребенка с интеллектуальным недоразвитием при ЗПР и при легкой или умеренной УО используется термин – системное недоразвитие речи, для характеристики степени его выраженности используются уровни речевого развития.

 

Психологический принцип классификации алалии.

Реализован Р.Е.Левиной при выделении различных групп детей с алалией.

Впервые в 1951 году, выделение группы неговорящих детей:

Группа

Неговорящие дети с нарушением слухового (фонетического) восприятия.

Отсутствие речи у этих детей обусловлено, во-первых, нарушением фонематического восприятия, во-вторых, не четким анализом звукового состава слова. Доступ к окружающей речи возможен для них через «улавливание общих, контурных не дифференцированных слепков восприятия», через ударных частей слова, через восприятия интонации. Соответственно понимание речи оказывается не четким.

Дети или совсем не понимают обращенную речь, либо затрудняются в понимании речи в ускоренном темпе. Либо не понимают слова отличающиеся одной лишь фонемой (слова квазиомонимы-мишка-миска). Дети этой группы плохо воспринимают чтение вслух.

При этом в самостоятельной речи дети пользуются лепетными отрывками слов, сопровождают…

Звучание собственной речи полностью соответствует их не дифференцированному восприятию, но дети этой группы обладают возможностью умственного развития, артикуляторного аппарата и слухом.

По мнению автора педагогическая работа с такими детьми должна быть направлена на развитие слухового восприятия.

Р.Е.Левина отмечает, что для этой категории детей усвоение грамоты может являться залогом овладения устной речи.

Овладение грамоты требует вычленения каждой отдельной фонемы, умение анализировать звук, состав слов, т.е. позволяет преодолевать нарушения этих процессов у детей данной группы.

Однако, письмо и чтение у детей этой группы будет отличаться большим количеством специфических ошибок.

 

Группа

Группа

Неречевая симптоматика

Нарушение моторики.

Нарушается общая моторика, моторная неловкость, это проявляется в замедленности, в нарушениях равновесия, координации движений.

Наблюдаются нарушения ручной и тонкой моторики. Дети с трудом выполняют пробы, нраправленные на оценку праксиса позы («Соедени в кольцо большой и указательный пальчик»). Выполнение заданий, направленных на оценку динамической координации ручной моторики, также затруднено.

Речевая симптоматика

Выделяют две группы детей с моторной алалиий
1. Преобладает ФФНР (их меньше)
2. Преобладает лексико-грамматическое недоразвитие речи (их больше)
       В каждой группе наблюдается все черты системного недоразвитие речи, то есть наблюдается недоразвитие фонематического, лексического, синтаксического, морфологического подсистем языка.
▲ Ведущим при моторной алалии является нарушение экспрессивной речи при относительной сохранности импрессивной речи.
▲ Наблюдается значительный разрыв между возможностями понимание речи и, собственно, говорением
       При МА не формируется динамический речевой стереотип, несмотря на то, что со временем у ребёнка накапливается определённый набор языковых единиц, слов, морфем, синтаксических структур, дети с трудом овладевают правилами их использования.
Примечание: Имеются ввиду те правила, которые при нормальном онтогенезе ребёнка усваивается путём подражания речи окружающих. Как известно, ребёнок присваивает язык; овладевают языком в процессе его использования.
       При МА дети на всех этапах речевого развития испытывают трудности в актах автоматизации речевого процесса.
В.А.Ковшиков выделил 3 степени нарушения языковый системы у детей с моторной алалией, при этом оценивается состояние всех подсистем языка.

▲ Ведущим критерием для оценки нарушений при моторной алалии является не сформированность грамматической подсистемы и основной коммуникации – единицы предложения.
       По мнению автора, ведущим структуре дефекта моторной алалии является языковые расстройства, вторичным дефектом можно считать нарушение коммуникативной функции речи

 

Лексические нарушения

МА свойственно:

а) Расхождение между количественным составом, между активным и пассивным словарём.

б) Преобладание предметного словаря.

в) Нарушение актуализации слов (вербальные парафазии - замена слов).

г) Использование аномальных слов (комплекс звуков, ребёнок применяют для того или иного слова, непохожие звуки).

Например: бамабом-ресницы.

д) Замены слов нежестикулируемой речью.

При дальнейшем развитии лексического словаря речи у ребёнка с МА наблюдается несформированность семантических полей. Неправильное расширение и сужение слова.

Например: все цветы "ромашки", либо все цветы называет "цветы"
       Также будет наблюдаться сложность в использовании эпитетов, сравнений, метафор.

       Ребёнок длительное времени не пользуются синонимами, антонимами, обобщенными словами, абстрактной лексикой; таким образом, словарь при алалии нарушен:

· Качественно

· Колличественно

  2. Грамматические нарушения

Является стойкими и резко выраженными, проявляется как в экспрессивной так и в импрессивной речи. Ребёнок не только сам говорит с аграматизмами, но и при восприятии грамматических форм не может их различать.

Например: куклы и кукла воспринимаются одинаково.
       У ребёнка наблюдается неверное согласование в роде, числе, Нарушены Падежные конструкции. Словообразование детей с МА ограничено, ребёнок владеет пограничным объемом.
       При МА стойко нарушенно употребление и восприятие различных грамматических форм словоизменения и употребление и восприятие различных форм словообразования.

 

Синтаксические нарушения

       При МА нарушается использование различных типов предложений. Часто вместо всей конструкции используется только подлежащие или только сказуемое.

Например: Мальчик дает девочке шарф – дать
       Тэндэнции к использованию однословного высказывания. Отнесения сказуемого в конец предложения, пропуск необходимых членов синтаксической конструкции.

Например: Мальчик катает машинку – мальчик машина
       Длительное время для моторной алалии характерен пропуск союзов и предлогов предложении.

НЕРЕЧЕВАЯ СИМПТОМАТИКА

РЕЧЕВАЯ СИМПТОМАТИКА

 

Она проявляется в нарушениях экспрессивной и импрессивной речи.
1.3. Основной симптом - нарушение понимания обращённой речи. Ребёнок слышит, но не понимает обращённую речь.

Замыкательная акупатия. Первичный дефект – недостаток анализа и синтеза звукового раздражителя, кт поступают в КГМ.

Не сформирована связь между

звуковым образом обозначаемые

 

На фоне замыкательной акупатии не развивается дифференциация.

Выделяют следующие группы детей с СА по нарушениям понимания речи (главный критерий – степень выраженности):

1) Дети с полным отсутствием понимания речи

2) Дети с наличием понимания отдельных слов

3) Дети с наличием пониманием коротких бытовых/ситуативных фраз

4) Дети с наличием понимания развёрнутой речи.

 

Понимание речи при СА зависит от ряда факторов:

- ситуация

- контекст

- состояние ребёнка

- эмоциональная настроенность

- мотивированность на понимание речи

2.    Пассивный словарь отстаёт в развитии активного.

Ребёнок может самостоятельно правильно произносить слово, а показывать на картинке только в особых условиях либо не узнает слово по названию.

Эхолалии.

Не улавливая смысла, ребёнок проговаривает все слова/словосочетания, как «эхо». При этом ребёнок может воспроизводить слово контурно, опираясь на его звуко-слоговую структуру, но нечетко оформлять его звуковой состав. Эти повторы не стойкие, их смысл ребёнок не понимает.

Логорея.

Неконтролируемая избыточная речевая продукция.

Нарушение связной речи.

Касается монологической и диалогической речи. Речевая продукция мб обильной, но не продуктивной, она не выражает информацию, смысл. В диалогической речи реплики мб не связаны по смыслу. В монологической речи высказывания не передают причинно-следственной связи, с трудом понимают других людей.

Нарушение письменной речи.

В ряде случаев ранее обучение письменной речи может стать технологией формирования устной речи. При СА овладение чтением и письмом позволяет учитывать качество фонематического восприятия, но чаще проявляется в виде дисграфии и дислексии.

 

Прогноз при СА крайне неоднозначен, выделяют следующие факторы прогноза:

1. Состояние слуховой чувствительности и слухового внимания

2. Интеллект ребёнка

3. Микросоциальные условия

4. Возраст ребёнка на момент диагностирования нарушения

5. Систематичность МПП воздействия.

 

Гуцман, Коэн, Зееман

Описание носило внешний характер, но не затрагивали механизмы дефекта.

Термины: слухонемота, идиопатическая А

Возможные причины: воспалительные процессы в коре ГМ, роль наследдственности.

II. Зарождение диалектико-материалистических представлений об алалии (конец XIX века – первая треть ХХ века)

Олтушевский, Богданов-Березовский

В этот период исследователи связывали отсутствие речи с особенностями личности. В основе понимания недоразвития речи лежит понимание о самой речи, как сложном многоуровневом процессе.

III. Этап дальнейшего развития представлений о данной речевой патологии

Хватцев, Левина, Орфинская

Начало ХХ века характерезуется глубоким изучением вопроса этиологии, механизма А, происходит окончательное разграничение терминов алалия и афазия.

В настоящее время А как речевое расстройство изучается многоаспектно:

· клинико-физиологическом

· неврологическом

· психолингвистическом

· нейропсихологическом.

 

Другие определения:

М. Е. Хватцев

Алалия – это центрального происхождения немота детей, никогда внятно неговорящих, при наличии у них достаточного для развития речи интеллекта, элементарного слухового анализа и синтеза и периферического артиколяторного аппарата.

В. А. Ковшиков

Алалия – это расстройство языковой способности у детей, характеризующаяся невозможностью/нарушением языковых операций при порождении речевых высказываний и проявляющееся в фонематических, морфологических и синтаксических нарушениях.

Картина речевых расстройств при А сводится к отсутствию речевой функции или ее значительному отставанию в развитии по сравнению с онтогенетической нормой.

 

Этиология

Причины алалии трактовались в истории изучения в зависимости от состояния науки в каждый из периодов. До сих пор по вопросу этиологии А нет единого мнения.

В настоящее время чаще всего причину А связывают с взаимодействием неблагоприятных факторов, которые произошли в различные периоды: перинатальный, натальный, постнатальный.

 

Комплекс неблагоприятных факторов может быть:

1. Перинатальный

Интоксикация плода, внутриутробная инфекция, травмы матери, соматические заболевания матери

2. Натальный

Асфиксия новорожденного, родовые ЧМТ

3. Постнатальный

Ранние прижизненные травмы мозга, соматические заболевания с осложнениями на ЦНС

Как правило в анамнезе может быть выявлен не один, а несколько патологических факторов.

Социально-психологические факторы рассматриваются как факторы способные усугублять действия биологических, т.е. их рассматривают как условия развития речевой патологии.

По данным Ковшикова (300 анамнезов) выявляются следующие закономерности:

- 70% рождение от 3-4 беременности, при этом до этого беременность родами не заканчивалась

- 70% возраст родителей (от 30 лет)

- 67% патологические роды (стремительные/затяжные)

- 30% токсикоз, соматические заболевания матери

- 36% рождение раньше/позже срока

- 30% родовые травмы

- 66% асфиксия

Как известно из определения А представляет собой органическое нарушение центрального характера. Происходит запаздывание созревания клеток определенных областей коры ГМ. Это может быть врожденным или рано приобретенным. Происходит понижение возбудимости клеток, изменение подвижности нервных процессов, снижается работоспособность клеток.

Подтверждается, что при алалии чаще всего имеет место билатеральное (двустороннее) повреждение полушарий. При одностороннем повреждении речевое развитие более сохранно за счет компенсаторных возможностей.

Поскольку нервные клетки прекращают свое развитие/длительно остаются на незрелой стадии, то весь процесс развития ребенка, в т.ч. и становление речи, находится в условиях патологического состояния НС.

Отдельные проявления алалии как языкового расстройства внешне мб сходны с N развитием ребенка на более ранних стадиях.

Остро стоит вопрос о разграничении алалии как языкового расстройства от задержки речевого развития (ЗРР/ЗПРР (П – психо). Однако, с возрастом, ростом ребенка при А расхождение между уровнем речевого развития (УРР) в N и состоянием речи при А только увеличивается. При N речевом развитии один этап сменяется другим более плавно и быстрее, чем при алалии.

 

 

Классификация

 

«А» явление неоднородное по механизму, проявлению, степени выраженности.

Существует ряд кл-ий, выделенных по следующим ведущим причинам:

Топологический принцип

На основе топологической кл-ии отражается анатомо-физиологический аспект изучения или клинико-физиологический.

По этой классификации выделяют 3формы:

1) Моторная алалия

Ребенок своевременно начинает понимать обращенную речь, но не пользуется самостоятельной речью.

Имперссивная речь сохранна экспрессивная – нарушена

Подразделяется на 2 формы:

- афферентная моторная алалия

Локализируется в постцентральных зонах КГМ.

Ведущий симптом: кинестетическая апраксия. В этом случае дефект формируется в кинестетических программе слов и фраз, ребенку трудно закрепить артикуляторный уклад – преимущественно страдает фонетическая система языка.

- эфферентная моторная алалия

Локализируется в премоторных зонах КГМ.

Ведущий симптом: кинетическая апраксия. Ребенку трудно выполнять серию движений, не может переключится от одного движения к другому. Не формируется различение звуков по артикуляторным признакам – преимущественно страдает фонематическая система языка.

2) Сенсорная алалия

Ребенок при сохранном слухе не понимает речь/понимание крайне ограничено.

Импрессивная речь нарушена (первично)

Экспрессивная речь нарушена (вторично) речь непонятна.

3) Сенсо-моторная алалия

Нарушены р/с и р/д анализаторы

 

Психологический

Реализуется в психологическом изучении детей с алалией. В исследованиях отмечается нарушением протекания психических процессов у детей. Одна из кл-ий отражает этот принцип, кт предлагает Левина (1951). Она выделяет несколько групп детей:

1) С нарушением зрительного восприятия

2) Неполноценным слуховым восприятием

3) Нарушением психическойактивности

 

Лингвистический

Реализуется в лингвистической и психолингвистическом подходе к изучению А.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.182 с.)