Основные принципы коррекционной работы по преодалению алалии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы коррекционной работы по преодалению алалии



 

Главная цель логопедической работы при А:

- формирование механизмов речевой деятельности

- формирование «базы речи»

Заключается в реализации 4 блоков:

         
   


Воспитание мотивов деятельности Создание программы высказывания Создание коммуникативных ситуаций, в кт на доступном уровне может использовать ребёнок Преодолеете неречевых нарушений

Выработка в процессе логопедической работы установки на деятельность и коммуникацию.

 

Для осуществления этой цели необходимо соблюдать ряд принципов:

1.    Принцип учета патогенеза нарушений.

Поскольку при А в основе нарушения лежит органическое поражение ГМ, то и в картине нарушения изобилуют не только речевые, но и неречевые симптомы. Логоработа не мб ограничена только воздействием на речь, коррекционного вмешательства требует:

- моторная сфера

- неврологическая симптоматика

- патологические симптомы

2.    Принцип комплексности в к-п работе.

Обеспечивается взаимодействием ряда специалистов между собой и включённости семьи в процессе коррекционной работы.

 

 

Комплексный подход:

Ребёнок

Родители ЛФК-инструктор медблок логопед педагог-психолог воспитатель музыкальный руководитель

 

Комплексный подход направлен на обеспечение социализации ребёнка, на подготовку к школьному обучению.

Такой подход предполагает:

- медикаментозное лечение, для стимулирования клеток КГМ

- общевоспитательные мероприятия, предполагающие воздействие на личность ребёнка, вовлечённость его в коллектив; развитие его психической и речевой активности;

-устранение невротических симптомов и травмирующих воздействий;

- моторное развитие ребёнка, кт осуществляется через проведение занятий по ЛФК, логоритмики; а также спецупражнения по развитию общей, тонкой и артикуляционной моторики.

- формирование «неречевых» функций: наглядно-действенное мышление, зрительная память, слухомоторная и зрительномоторная координации и др.

- формирование речи (параллельно ведётся коррекционной работа над импрессивной и экспрессивной речью).

При А на начальных этапах коррекционного развития речи базируется на подражательной деятельности и на отраженной, репродуктивной речи.

 

3.    Принцип деятельностного подхода.

Коррекционная работа направлена на формирование механизма речевой деятельности. Речевая деятельность всегда включается в структуру какой-то другой деятельности, прежде всего – коммуникативной. Этот принцип базируется на использовании в процессе к-л работы коммуникативной ситуации. Речь развивается не как отдельная функция, а как ВПФ, осуществляя регулятивную, эмотивную, коммуникативную, информационную функции в процессе общения.

4.    Онтогенетический принцип.

Основан на учёте последовательности формирования компонентов речи в онтогенезе, также последовательность, направленность представлена в работе Гвоздева и отражается в «схеме нормального хода усвоения речи». С учетом этой схемы на начальном этапе коррекции А динамика работы осуществляется за счёт развития предикативной системы языка и овладения элементами грамматического строя речи.

 

5.    Принцип учёта ведущей деятельности.

Логопедическая работа при А должна проводиться в естественной для ребёнка деятельности и опираться на интерес ребёнка. Для начала логоработы важно, чтобы ребёнок был «вовлечён» в коммуникативную деятельность, кт ему необходимо использовать доступные речевые средства. На начальных этапах коррекции А работа направлена на развитие предметно-практической деятельности, требующая взаимодействия с натуральными предметами/дидактическими пособиями.

 

6.    Принцип системности

Реализуется через воздействие на речь как на единую функциональную систему. Принцип системности отражает определенную последовательность работы, в кт на первый план выдвигается создание мотивационной готовности к логопедическим занятиям. На начальных этапах коррекции работа логопеда направлена на формирование мотивационной основы высказывания, желаний и потребности говорить (если это сформировано, то + преодоление речевого негативизма). Реализация этого принципа тесно связана с дозировками речевой нагрузки, возможности ее увеличения решается

логопедом для каждого ребёнка индивидуально.

 

7.    Общедидактический принцип

Принцип наглядности, доступности, сознательности, научности и др.

 

 

8.    Принцип индивидуального подхода.

Учёт степени выраженности речевого нарушения, структуры дефекта, личностных особенностей и возможностей каждого ребёнка.

Система коррекционной работы по преодолению МА

При преодолении МА характер воздействия медико-психолого-педагогический. Учитель-логопед осуществляет комплексный подход к формированию речи на фоне медицинского и физиотерапевтического воздействия. Проводится систематическая, длительная логоработа, направленная на обучение языку и на развитие личности ребенка. В ходе этой работы ведется коррекция речевых и неречевых нарушений.

 

!Алалия – языковое расстройство!

Средства обучения языку:

1. Языковой материал педагога (речь педагога как образец, тщательно подобранный реч. материал занятия)

2. Дидактический материал (картинный материал, муляжи, игрушки..)

3. Языковой материал игр (тщательно отбирается в соответствии с тематическими блоками, подчинен лексической теме)

4. Наблюдение за предметом, действиями и явлениями (проводится параллельно с ознакомлением ребенка с окружающим миром)

5. Беседа со взрослым

6. Беседа в бытовых ситуациях

7. Репродукция вербальных образцов

 

Логоработа строится поэтапно:

На 1 этапе осуществляется воспитание речевой активности, формирование активного и пассивного словаря, доступного воспроизведению и пониманию.

Формирование психофизиологической предпосылки речевой деятельности и первоначальных навыков общения.

Проводится работа над диалогом, нераспространёнными и распространёнными предложениями.

На 2 этапе формируется фразовая речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы.

Формируется высказывание как основное речевое действие. Ведется дальнейшая работа над распространением предложений, их грамматическим оформлением, над диалогом и над описательным рассказом. Как правило, по графической схеме для облегчения программирования.

На 3 этапе основным компонентом является формирование связной речи, как сложной, коммуникативной и речемыслительной деятельности. Проводится дальнейшая автоматизация употребления грамматических структур в речи, расширение и уточнение словаря.

На каждом из этапов формируются все стороны речевой деятельности и все функции речи. Логоработа осуществляется на основе единства формирования речевого и познавательного процессов.

При алалии необходимо развиваеть познавательную активность, речеслуховое и речезрительное внимание и память, все виды восприятия, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), все виды моторики.

 

 

Организация содержания

коррекционно-логопедической работы

по преодолению моторной алалии на 1 этапе

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.012 с.)