Рационалистическая философия Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Учения о «субстанции». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рационалистическая философия Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Учения о «субстанции».



3.1.ДЕКАРТ Рене (латинизиров. имя — К а р-т е з и й) (1596 -1650) Лаэ – Стокгольм.

-участвовал в 30-летней войне. За последние 20 лет 30 раз менял место жительства

-В 1629—49 жил в Голландии, где были созданы осн. соч.

-1649 приглашен Королевой Швеции Кристиной для занятия философией с ней и организации Академии.. Здесь простудился и умер

- франц. философ и математик, ученый

-создатель современной алгебры и аналитической геометрии, механики

- представитель классич. рационализма, основатель новоевропейского рац-ма, один из родоначальников «новой философии» и новой науки, выступившей с требованием пересмотра всей прошлой традиции

Работы

· «Рассуждение о методе»

· «Метафизические раз­мышления»

·  «Начала философии»

Гносеология и методология – основной интерес

- при этом в отличие от Ф. Бэко­на, апеллировавшего к опыту и наблюдению, он обра­щался к разуму и самосознанию.  Не просто разум, а именно субъективно пережитый про­цесс мышления, от которогорого невозможно отделить мыс­лящего, был положен Д. в основание философии.

- в поле­мике со ср.-век. философией Д. требовал положить в основу филос. мышления

· принцип субъ­ективной непосредственной достоверности (принцип очевидности, ясности) тождественный требованию проверки всякого знания с помощью естественного света ра­зума, вложенного в человека богом. Только те положения, которые воспринимаются нами ясно и очевидно могут быть истинами.

· принцип сомнения - сом­нение должно снести здание традиционной культуры и расчистить почву для постройки культуры рациональной; (отказ от всех суждений, при­нятых когда-либо на веру; установка не на ус­воение чужих мнений, а на создание собственных (на истину «...натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ);

- Эго метод должен стать  «архитектором» этой культуры будет, по замыслу Д. дать новое средство познания мира, к-рое и ко­нечном счёте сделает людей «хозяевами и господами при­роды», превратить науч. по­знание из и случайного нахождения истин — в их систематич. и планомерное производство, из кустарного промысла в пром-сть

- Основные правила метода:

1) начинать с простого и очевидного;

2) путём дедукции получать более сложные высказывания;

 3) действовать при этом так, чтобы не упустить ни одного звена, т. е. сохранять непрерывность цепи умозаключений;

4.Для этого необходимы интуиция, с помощью к-рой усмат­риваются первые начала, и дедукция, позволяющая получать следствия из них.

- вслед за Августином, в полемике со скеп­тицизмом указавшим на невозможность усомниться в существовании самого сомневающегося, Д. считал аб­солютно несомненным суждение «мыслю, следователь­но, существую» («cogito ergo sum») – истинный исходный принцип, наиболее очевидное и достоверное утверждение, незыблемым основанием сис­темы. Исходная интеллектуальная интуиция из которой можно вывести всю цепь рассуждений.

- истинность исходного принципа как знания ясного и отчётливого гарантирована существованием бога − существа со­вершенного и всемогущего, вложившего в человека естеств. свет разума. Самосознание у Д. не замкнуто на себя, а разомкнуто, открыто богу, выступающему источником объективной значимости человеч. мышле­ния;

−все смутные идеи суть продукты только человеч. субъективности, а потому ложны; напротив, все ясные идеи идут от бога, а потому объективны.

- в человеческом разуме, сопричастном божественному, существуют идеи, присущие ему изначально врожденные идеи ( геометрические аксиомы, логические законы, суждения «у всякой вещи есть причины», «ничего не возникает из ничего» и др.

  Онтологи я − Дуализм

- в основе мира две независимые и невзаимодействующие и несводимые друг к другу субстанции: духовная и материальная

-субстанцию, категория обозначающая всеобщау основу, к-рая для своего существования не нуждается ни в чём, кроме самой себя (определение, к-рое затем воспроизводили Спиноза и  представители окказионализма);

- в строгом смысле слова субстанцией можно назвать только бога, к-рый «... вечен, всеведущ, всемогущ, источник всякого блага и истины, творец всех вещей...»;

- Мыслящая и телесная субстанции сотворены богом и поддерживаются его мо­гуществом.

- Cogito — это первое достоверное суждение новой на­уки и в то же время первый, непосредственно данный сознанию её объект − мыслящая субстанция; она от­крыта нам непосредственно, тогда как существование другой субстанции – материальной, открывается нам опосредованно.

- Духовная субстанция в качестве гл. атрибута имеет мышление, наде­лена непротяжённостью, единством и неделимостью.

−Телесная субстанция имеет величину, т. е. протяжение в длину, ширину и глубину, а потому − делима на части, имеет фигуру, движение и определ. расположение частей. Материя не может мыслить.

-Неделимая субстанция − ум − предмет изучения метафизики, делимая субстанция — материя — пред­мет изучения физики.

- Разум че­ловека, его «Я» - конечна субстанцию — «... вещь несовершенная, неполная, зависящая от чего-то дру­гого, беспрестанно домогающаяся и стремящаяся к чему-то лучшему и большему, чем я сам»

- Принципиально новым являет­ся у Д. отождествление материи с пространством, к-рое «...разнится от телесной субстанции, заключённой в этом пространстве, лишь в нашем мышлении»; Д. выступил против аристотелианского раз­личения «места» u «тела».

- Отождествление материи с пространством снимает затруднения Галилея, который не мог обосновать введения гл. понятия механики − т. н. идеального, или математического тела.

-У Д. в сущнос­ти, всякое тело стало математическим, а математика (геометрия) — наукой о телесном мире, какой она не была ни в античности, ни в средние века. Математика, т. о., отождествилась с механикой. Математизация физики, механики через геометризацию.

- Материя, она же пространство, делима у Д. до бесконечности, недели­мых (атомов) и пустоты он не признавал, а движение объяснял с помощью понятия вихрей.

- Дуалистич. про­тивопоставление двух субстанций позволило Д. отож­дествить природу с пространств. протяжённостью, так что изучение природы оказалось возможным мыслить как её конструирование − по образцу конструирова­ния геометрич. объектов.

- Т. о., наука, но Д., констру­ирует некий гипотетич. мир. Тот или иной вариант конструкции мира, ко­торый предлагает наука, равносилен всякому другому, если он способен объяснить явления, данные в опыте;

- Понимание мира как машины, точнее, как гигант­ской системы тонко сконструированных машин, сни­мает у Д. к.-л. различие между естественным и искус­ственным (созданным человеком), характерное для ан-тич. и ср.-век. науки.

- Растение — такой же механизм, как и часы, действия природных процессов вызывают­ся «трубками и пружинами», подобно действиям меха­низма, с той лишь разницей, что тонкость и искусность этих пружин настолько же превосходят созданное че­ловеком, насколько искусство бесконечного творца совершеннее искусства творца конечного

-Животное – также машина, подчиняющаяся механическим законам и не нуждается в регуляции души.

- Человек обладает разумом и речью, связанных с душой, мыслящей субстанцией, производной от бога мы

-. Если мир — механизм, а наука о нём — механика, то познание есть конструирование определ. варианта машины ми­ра из простейших начал, к-рые мы находим в человеч. разуме.

- Инструментом этого конструирования являет­ся метод, к-рый должен как бы превратить науч. по­знание из кустарного промысла в пром-сть, из спорадич. и случайного нахождения истин − в их систематич. и планомерное производство.

- Основой и образцом метода Д. является математика

- Характерно, что в качестве всеобщей математики (mathesis universalis) Д. рассматривал алгебру, стремясь уподобить ей ариф­метику и геометрию; тем самым он сближал математи­ку с логистикой как техникой счёта.

- Понятие цели было полностью изгнано Д. из мира природы; важную роль в этом сыграло устранение по­нятия души как посредницы между неделимым умом (духом) и делимым телом, как она рассматривалась в антич. и ср.-век. философии (душе приписывали вооб­ражение и чувство, к-рыми наделяли и животных ).

- Д. отождествил душу и ум, называя воображение и чувство модусами ума;

- разумная душа тождественна спо­собности мышления, животные же суть только авто­маты; автоматом является и человеч. тело. Именно устранение понятия души в её прежнем смысле позволи­ло Д. противопоставить друг другу две субстанции — природу и дух — и превратить природу в мёртвый объ­ект для познания-конструирования и использования человеком. В результате возникла очень трудная для философии Д. проблема связи души и тела, ставшая одной из центр. проблем в метафизике 17—18 вв. (см. Психофизическая проблема). Д. пытался разрешить её.

Этика

В этике Д. был последовательным рационалистом.

-аффекты и страсти как следствие влияния на разумную душу телесных движений, к-рые, пока они не прояснены светом разума, порождают в нас заблуж­дения ума, результатом к-рых являются злые поступ­ки.

- Источником заблуждения, к-рое у Д. в сущности есть не что иное, как грех, служит не разум, а свобод­ная воля, ибо она побуждает человека высказывать суждение и действовать там, где разум ещё не распо­лагает ясным и отчётливым знанием.

Учение Д. и направление в философии и естество­знании, продолжавшее его идеи, получило название картезианства — от латинизиров. формы его имени. Влияние Д. на развитие философии и науки 17—18 вв. было глубоким и многосторонним. В русле идей Д. формировалось учение Спинозы. Дуализм Д. послужил исходным пунктом концепции окказионализма. Под влиянием метода Д. франц. янсенистами была разра­ботана т. н. логика Пор-Рояля. Рационализм Д. явил­ся одним из источников философии Просвещения.

 

3.2.СПИНОЗА   Бенедикт (Барух) (1632 -1677). Амстердам- Гаага

 - нидерл. философ-материалист, пантеист и   монист

- род. в семье купца, принадлежавшего к евр. общине

-. одновременно завя­зал науч. и дружеские связи вне евр. общины Ам­стердама, особенно среди лиц, оппозиционно настроен­ных по отношению к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви

-в борьбе против олигархич. руководства евр. общи­ны стал решит. противником иудаизма

 -руководители евр. общины Амстердама подвергли «великому отлучению» — херем

 с пасаясь от преследований, С. жил в деревне, вынуж­денный зарабатывать средства к существованию шли­фовкой линз, затем − в Рейнсбурге, предместье Га­аги, где и создал свои филос. произведения

-предложена пенсия пожизненная за посвящение королю Франции одного из произв-й. Отказался «свои произведения посвящаю только истине»

-по своей идейно-политич. позиции был сторонником респ. прав­ления и противником монархии.

Истоки

 -филос. воззрения С. складывались первоначально под влиянием евр. ср.-век. философии (Маймонид, Крескас, Ибн Эзра). Их преодоление явилось результатом усвоения С. пантеистическо-материалистич. воззрений Бруно, рационалистич. метода Декарта, механистич. и математич. естествознания, а также философии Гоббса,;

-большое влияние на С. оказал его наставник в лат. яз. ван ден Энден - последователь Ванини, а также У. Акоста — представитель евр. воль­номыслия.

  Работы

· «Этика»,

· «Богословско-политический трактат»,

· «Трактат об усовершенствовании интеллекта».

 

Онтология

- Пантеизм -центр. пунктом своей онтологии тождество бога и при­роды,

- Природа - единая, вечная и беско­нечная субстанция, исключающаю существование к.-л. другого начала, и тем самым − причину са­мой себя (causa sui). Бог=субстанция=природа.

- В духе пантеизма бог – порождающая природа, а чувственный мир предметов –порожденная (натура наутранс и натурата).

- Субстанция − вечна, безначальна, бесконечна, неизменна.

- Отд. вещи_ − единичные проявлений единой субстанциимодусы ( конечность, изменчивость, зависимость от причин других).

- неотъемлемого свойства субстанции - атрибуты,качеств. характеристика субстанции;

- Число атрибутов в принципе бесконечно, хотяконечному человеч. уму открываются только два из них: протяжение и мышление.

- Монист, не две самостоятельные субстан­ции (как у Декарта), а два атрибутаодной и той же субстанции.

- наиболее радикальных представителей детерминизма и противников телеологи;

- механистический детерминизм, отождествление причин-ности с необходимостью. Случайность − субъективная категория (непознанная причина). Механистический фатализма.

- Он был убеждён в том, что весь мир представляет собой математич. систему и мо­жет быть до конца познан геометрич. способом.

. - одушевлены все вещи, хотя и в различной степени. Однако основное свой­ство бесконечного разума − «познавать всегда всё ясно и отчётливо- относилось у С. лишь к человеку.

 

Гносеология

-Человеческое мышление – частный случай мышления как атрибута субстанции.

- Зависимость мышления человека от его телесного состояния обнаруживается, согласно С., на стадии чувств. познания (материализм).

 1.Первый род познания − чувственное познание  (называемое также мнением (opinion) часто ведёт к заблуждению; яв­ляясь неадекватным отражением объекта, оно вместе с тем заключает в себе элемент истины.

2.Второй род поз­нанияпонимание, состоящий из рассудка (ratio) и разума (intel - lectus), но часто эти понятия сливаются в последнем слове.

- Понимания (intellectio) − единств. источника достоверных истин − противопоставляется чувств. поз­нанию (рационализм)

- Достижение адекватных истин, возможное только на этой стадии, обусловливается тем, что человеч. душа как модус атрибута мышления способна постичь всё, что вытекает из субстанции. Оно возможно также в си­лу основоположного тезиса рационалистич. панло­гизма, отождествляющего принципы мышления с прин­ципами бытия: «порядок и связь идей те же, что доря-док и связь вещей » (там же, с. 407).

3.Третий род познания составляет интуиция, являю­щаяся фундаментом достоверного знания. Генетически учение С. об интуиции связано с учениями мистич. пан­теизма о «внутреннем свете» (как источнике непо-средств. общения с богом) и с учением Декарта об ак­сиомах «ясного и отчётливого ума» как фундаменте все­го знания.

- При этом интуиция истолковывается С. как интеллектуальная; она даёт познание вещей с т. зр. вечности − как абсолютно необходимых модусов единой субстанции.

 

Антропология

  − Отвергал идею свободы воли: во­ля совпадает у С. с разумом. Распространяя на человеч. поведение законы механистич. детерминизма, С. дока­зывал необходимый характер всех без исключения дей­ствий человека. Люди не осознаю своей обусловленности и считают себя свободными. Человек же может познать ход мирового процесса, чтобы сообразовать свои действия с ним. Свобода есть осознанная необходимость. Знание, получаемое разумом - первое условие свободы.

- Вместе с тем он обосновывал диалектич. идею о совместимости необходимости и свободы, выра­жающуюся понятием свободной необходимости (libera necessitas ). Поскольку свобода отождествляется у С. с познанием, стремление к самопознанию становится у С. сильнейшим из человеческих стремлений.

-Самопознание условие контроля страстей и аффектов (вожделения, радость, печаль) основывающихся на инстинкте самосохранения. Люди рабы своих аффектов и, не свободны, если не управляют ими. Познав страсти человек господствует над ними. Разумный человек не плачет, не смеется, а анализирует и постигает необходимость и преходящий хар-р жизни. Не смяться, не плакать, а понимать. Условие свободы- превращение внешней необх-ти во внутренню!

- С. выдвинул по­ложение об интеллектуальной любви к богу (amor Dei intelleotualis) и идею вечности человеч. души, связан­ную с пантеистич. представлением о смерти человека как возвращении в единую субстанцию.

Этика.

- В центре его − концепции секуляризованной морали, понятие «сво­бодного человека», руководствующегося в своей дея­тельности только разумом.

- Принципы гедонизма и ути­литаризма соединяются у С. с положениями аскетической созерцательной этики.

- Подобно другим представителям теории естеств. пра­ва и обществ. договора, С. выводил закономерности об­щества из особенностей неизменной человеческой природы и считал возможным гармоничное сочетание частных эгоистических интересов граждан с интересами всего общества.

- Пантеистическая по своему облику философия С. за­ключала в себе глубоко атеистич. содержание. Преодо­ление С. концепции двойственной истины дало ему воз­можность заложить основы науч. критики Библии.

- Страх, согласно С., является причиной религ. суеверий. Антиклерикализм С. связан с осознанием им политич. роли церкви как ближайшего союзника монархич. прав­ления. Вместе с тем в духе идей «естеств. религии» С. утверждает, что следует различать подлинную религию, основой к-рой является филос. мудрость, и суеверие. Библия излишня для «свободного человека», руковод­ствующего ся только разумом, но необходима для боль­шинства людей, для «толпы», которая живёт лишь стра­стями.

- Атеистич. и натуралистич. идеи С. нашли своё про­должение у Дидро и др. франц. материалистов 18 в., оказали большое воздействие на нем. философию кон. 18 — нач. 19 вв., в особенности на Лессинга, Гёте, Гердера, а затем на раннего Шеллинга, Гегеля и Фейербаха.

3.3. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646-1716) Лейпциг- Ганновер

- нем. философ-идеа­лист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед, организатор

- завершитель философии 17 в., представитель рац-ма, предше­ственником нем. классич. философии.

-Сын проф-ра филос-ии Лейпциг-го ун-т.

- заложил основы Академий наук в Берлине (президент ее), Вене, Петербурге. Тайный советник Петра 1, Венского двора;

-разработка дифференц-го и интегрального исчисления (спор с Ньютоном), основы математической и символической логики, понятие «бесконечно малых величин, изобретатель арифмометра

Работы

· «Рассуждение о метафизике »

· « «Новые опыты о человеческом разуме»

·   «Монадология»

·  «Теодицея»

·  «Новая система природы»

 

Истоки

.- стремился синтезировать всё рациональное в предшествующей философии –античной и средневековой (критически переработал осн. идеи Демокрита, Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы и д). с но­вейшим науч. знанием на основе предложенной им ме­тодологии и принципов  (уни­версальность и строгости рассуждений)

- вы­полнимость этих требований обеспечивается, по Л., наличием не зависящих от опыта «априорных» прин­ципов бытия

−Принципам бытия:

 1 ) непротиворечивость всякого возможного, или мыслимого, бытия (закон противоречия);

2) логич. примат возможного перед действительным (существующим); возможность бес­численного множества непротиворечивых «миров»;

3) дос­таточную обоснованность того факта, что существует именно данный мир, а не к.-л. другой из возможных, что происходит именно данное событие, а не другое (закон достаточного основания);

4) оптимальность (совершенство) данного мир как достаточное основа­ние его существования.

- Совершенство действит. мира Л. понимал как «гармонию сущности и существования»: оптимальность отношений между разнообразием су­ществующих вещей и действий природы и их упоря­доченностью; минимум средств, при максимуме резуль­тата.

- Следствиями последнего онтологич. принципа является ряд др. принципов: принцип единообразия законов природы, или всеобщей взаимосвязи, принцип тождества неразличимых (индивидуации), закон не­прерывности (из последних двух любая позиция занята и занята только раз ), а так­же принципы всеобщего изменения и развития, просто­ты, полноты и др.

Онтология

- Продолжая рационалистическую линию, отклонил дуализм Декарта и пантеистический монизм Спинозы.

 -Свои субстанции он называл Монадами. Парадигма (модель прообраз): 1) не безжизненный атом, геометрическая или физическая точка, механизм – а одушевленный организм, биологическая клетка (следствие изобретение микроскопа и исследование клетки); 2) индивидуальный (уникальный) познающий, одушевленный субъект устремленный в бесконечность).

- Центральное место – учение о МОНАДАХ

-Реальный мир по Л., состо­итиз МОНАД − начало силы и действия.

-бесконечно малые, духовные (психические), деятельные первоэлементы

-живые - в селенная полна жизни на всех уровнях иерархии и даже при бесконечном дроблении

-бесчисленное множество и многообразие

-неисчерпаемость

- неделимость

-невещественна (идеалистическийй монизм

-неповторимость (уникальность, инд-ть)

-неуничтожимость

- неаффицируемость ( не имеют окон, непроницаемы, не подвержены влияниям извне, ничто из нее не выходит и ничего не входит)

-самодостаточность

- безграничная способность уподобления и приспособления.

  саморазвитие ( преформизм, предзаложенная богом программа). Хотя вся эта деятельность исходит имма­нентно из самой монады, она в то же время есть раз­вёртывание изначально заложенной в монаде индиви­дуальной программы, «полного индивидуального по­нятия», к-рое во всех подробностях бог мыслил, преж­де чем сотворил данный мир.

- психическая активность. Деятельность монад состоит из перцепции – восприятий и их смене и аппетиции − стремлением монады к новым вос­приятиям.

- хотя ни одна монада не может влиять на другие (мо­нады как субстанции не зависят друг от друга), тем не менее, развитие каждой из них находится в полном соответствии с развитием других и всего мира в целом.

- Это происходит благодаря заложенной богом способ­ности монад представлять, воспринимать или выражать и отражать все др. монады и весь мир («монада — зер­кало Вселенной»). Т. о., все действия монад полностью взаимосвязаны и предопределены.

-на­ходятся между собой в отношении предустановленной гармонии

- Гармония (взаимно однозначное соответствие) между монадами была изначально установлена богом, когда тот избрал для существования данный «наи­лучший из возможных миров».

 - В силу этой гармонии, монады образуют восходящую иерархию сообразно тому, нас­колько ясно и отчётливо они представляют мир. Чем выше монада тем выше разумность и свобода:

  1. низшие монады − малые перцепции, неосознаваемые восприятия и для неорганического (минералы) и растительного мира – спящие монады;

2. монады души - смутные перцепции связанные с ощущением, памятью, ассоциациями). В их иерархии особое место занимают

 3. монады - духи, к-рые способ­ны не только к восприятию, перцепции, но и к самосозна­нию, апперцепции, и к к-рым Л. относил души людей. Отчетливые, осознаваемые восприятия, самосознание, мышление.

4. Творческая первомонадаБог, с наиболее осознанным и наиболее объективным видением и всеведением.

-Совершенствование монад идет от бессознательного к сознанию, постепенного осознания бессознательного содержания.

- Вес мир состоит из монад, их комлексов (агрегатов), систем монад объединяемых Богом –первомонадой.

− следуя рац-й трад-ции различал мир умопос­тигаемый ( или мир истинно сущего −метафизич. ре­альность) и мир чувственный, или только являющийся, феноменальный, физич. мир.

- Материальный, физ-й мир, несовершенное выражение истинного мира монад.

-Материя – сложная субст-я в основе которой простые субстанции – монады деятельной силой которых обеспечивается ее постоянное движение.

- Идея лучшего из возможных миров ( потому что для него есть достаточные основания из всеблагости и всемудрости бога и он − сл-но рационален – сочитание величайшего многообразие с величайшим порядком, простотой, экономией ) В нем много зла, несовершенства, но это наилучшее из возможного. Оптимистич-е мировоззрение

- Человеческий дух бессмертен. Из духов состоит Град божий.

-Счастье человека в непрерывном движении вперед к новым усладам и совершенствам.

-Свобода в зависимости только от себя, но поступки также предусмотрены и предназначены богом.

Гносеология

-Л. пытался найти компромис­сную позицию между декартовским рационализмом и локковским эмпиризмом и сенсуализмом.

- Без чувств. опыта никакая интеллектуальная деятель­ность не возможна. Но Л., в то же время резко выс­тупал против учения Локка о душе как «чистой доске» (tabula rasa) и формулу сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» − прини­мал лишь с поправкой: «кроме самого разума».

- Л. учил о прирождённой способности ума к познанию ряда идей и истин: к ним относятся высшие катего­рии бытия, такие, как «Я», «тождество», «бытие», «вос­приятие», всеобщие и необходимые ис­тины логики и математики.

- Однако эта прирождённая способность дана не в готовом виде, но лишь как «пред­расположенность», задаток.

- В отличие от Локка, Л. придавал гораздо большее значение вероятностному знанию, указывая на необходимость разработки тео­рии вероятностей и теории игр.

-Л. ввёл разделение всех истин по их источнику и особой роли в познании на истины разума и истины фактора, закрепляя за пер­выми свойства необходимости, а за вторыми − свойст­ва случайности.

Первые выводятся из самого разума, имеют необходимый и всеобщий характер, проверяются с помощью законов логики Аристотеля. Истины факта – констатируются опытным путем, а не объясняют, не говорят о причинах, имеют вероятностный характер. Для их проверки необходимо закон достаточного основания «все существующее существует лишь н достаточных основаниях». Но этот закон дейстует сл-но и в области мысли.. Т.о. познание и рациональным и опытным путем, одно достоверное, другое вероятностное.

 

Логика

- Развил учение об анализе и синтезе, впервые сформулировал закон достаточного основа­ния, ему принадлежит также принятая в современной логи­ке формулировка закона тождества.

- В работе Л. «Об искусстве комбинаторики» предвосхищены нек-рые моменты совр. математич. ло­гики.

    Распространению идей Л. в Германии, где он до Канта был крупнейшим филос. авторитетом, способст­вовал ученик Л. и систематизатор его философии Вольф и его школа. Многие идеи Л. были восприняты нем. классич. философией. В 20 в. идеи «монадологии» раз­вивали представители персонализма и др. идеалистич. школ (Гуссерль, Уайтхед и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.132 с.)