Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные течения фил-й мысли Нового времениСтр 1 из 18Следующая ⇒
Основные течения фил-й мысли Нового времени - Просвещение - Романизм - Немецкая классическая фил-я. - Неклассическая философия
Философия английского Просвещения. Английский эмпиризм. Английский матер-й эмпиризм (Бэкон Р., Т. Гоббс, Дж. Локк) 2.1.1 Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - лорд-канцлер, -обвинен во взятке,отстранен, помилован, Работы: - «О достоинстве и преумножении наук», -«Новый органон или истинные указания для истолкования природы» - «Новая Атлантида».
Онтология - материалист (воспринял атомизм Демокрита и античное понимание материи как активного начала); Методология и гносеология - критика схоластики основывающей свои выводы на недосточно эмпирически обоснованных положениях; - критика идеализма, агностицизма; -основоположник эмпиризма и индуктивизма (противопоставляемого схоластичекому дедедуктивизму (в основе познания лежит опыт: наблюдение, эксперимент и индуктивное обобщение опытных данных); - знание сила; - предназначение науки умножать силу и могущество людей, добиваться практических рез-ов, господства над природой (но господство − в сообразовании с законами которые надо познать;) -но чтобы открытия делались не случайно, необходим правильный метод – путь, средство исследования (Даже хромой….) -путь паука (мысли из себя, из чистого разума, дедуктивно, игнорируя факты); -путь муравья (догматический эмпиризм, сбор разрозненных фактов; -путь пчелы (идеальный путь соединяющий два первых, сбор фактов, обобщение, достижение понимания сущности на на основе разума; эмпиризм основанный на индукции с использованием рациональных приемов понимания, выявления сущности) - методом познания д.б. индукция, обобщение данных опыта, наблюдений, экспериментов. Лег в основу индуктивной логики; - индуктивные обобщения носят вероятностный характер из предположения, что так будет и во всех остальных сходных случаях (про гуся….) - Препятствия на пути познания (распространенные заблуждения ума) · Призраки рода · Призраки пещеры · Призраки рынка · Призраки театра - Классификация наук на суюъективном принципе, способностях души (память, разум, воображение) – история, философия, поэзия. - Социально- политические взгляды
ü Сторонник абсол-й монархии, могущественного нац-го гос-ва ü Невмешательство религии в науку ü Хр-во как религия откровения – одна из связующих сил о-ва ü Меркантилист в экономике ü В «Новой Атлантиде» - проект гос-й орг-ции науки. Дом Соломона – науч-тех-й центр утоп-го об-ва на острове Бенсалем в Тихом океане – осуществляет организацию, планирование научной и тех-й д-ти, руководство внедрением в хоз-во, распоряжение производством и природными ми рес-ми (прообраз научных обществ и академий).
2 .1.2. Гоббс Томас (1538-1679) -из семьи священника, уч-ся в Оксфор-м ун-те, гувернер Работы: Левиафан» Локк Дж.(1632-1704) - англ. фил-ф-просв-ль. -Член Лондонского королевского о-ва, секретарь Шефтсбери Работы: Опыт о человеческом разуме» 2.«Два трактата о государственном правлении» Онтология - материализм, Гносеология − эмпиризм, сенсуализм (продолжает и развивает традиции Бэкона, Гоббса); - теория познания (в традициях англ-го мат-ма и эмпиризма и в пику схоластике, картезианству) - нет врожденных идей (ни теоретических, ни практических-нравственных, ни идеи Бога) - сознание – пустое помещение, чистая доска (emit cabinet, tabula rasa) которые в течении жизни заполняются опытом; - все человеческое знание из опыта («нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в чувствах ): внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексия, интроспекция); - в основе знания простые идеи, возбуждаемые в уме первичными (объективными) ивторичными, ( субъективными) качествами вещей - путем сопоставления, абстрагирования, соединения простых идей разум образует сложные, общие идеи (субстанция, отношения, модусы) -различают идеи · ясные и смутные · реальные и фантастические · адекватные – неадекватны е -Знание истинно, если соединение и разъединение идей или знаков соответствует реальному положению вещей, идеи сообразуются с действит-ю (референтная теория истины). - Познание делится на: · сенситивное ( знание даваемое чувствами) · интуитивное ( самоочевидные истины нашего существования) · демонстративное (обоснования, выводы, доказательства - Концептуалист (в споре об универсалиях). Реальны единичности, а общие понятие – концепты, выражающие сущность, родовые свойства вещей.
Соц-полит-е взгляды - родоначальник классического либер-ма (идейно-политическая доктрина); - до государства люди в естеств-м состоянии, но нет войны всех против всех и эффективных органов контроля, разрешения споров и наказания; - в целях защиты естественных прав люди учреждают г-во на основе договора; - правит-ву передаются только некоторая часть прав (на правосудие, внешние сношения и др) остальные права граждан: свободы совести, слова, веры естественны и неотчуждаемы; -концепции естественных прав граждан; -невыполнение этих обязанностей освобождает от повиновения правительству; - сторонник демократического режима, правового государства (верховенства закона). -власть должна управляться законами, установленными народом, а не ипровизироваными указами -если Гоббс в центре ставит гос-во, то Локк – личность, гражданское о-во. Личность создает общество, а о-во создает г-во; - Суверенитета народа теория. Народ безусловный суверен и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать власть - идея разделения власти на законод-ю и исполнит-ю (включает и судебную) и федеративную (внешнеполитическую) для предотвращения злоупотреб-я власти и гос-ва; Религия и этика - против религиозного фанатизма за веротерпимость - в духе протест-ма, отделять подлинное учение Христа от напластований и видоизменений; - добро есть то, что увеличивает удовольствие и уменьшает страдание –в достижении этого и счастье; -моральное добро как подчинение чел-й воли закону, коренящемуся в божественной воле – истинной основе морали; -в благоразумном и благочестивом сознании, в конечном счете, достигается гармония между личным и общественным интересом Т.е. идеи: -суверенитета народа -правового государства -разделение власти -прав и свобод граждан (естественных, неотъемлемых) -либерализма . БЕРКЛИ (1685-1753) -англ. философ, представитель субъективного идеализма, декан г. Дерри, епископ (Ирландия). План мессионерского учебного заведения для обращения язычников на Бермудских островах. -его ученик Джонсон –президент Королевского колледжа в Америке-будущего Колумбийского ун-та -Ученик Джонсона – Эдвардс, теолог и идеалист, утвердил в 18 в. в Америке берклианскую линию философии. -Имя Беркли носит американский приморский город, где расположен Калиф-й ун-т в честь -влияние сенсуализма Локка Работы · «Трактат о началах человеческих знания» · -«Сейрис, или цепь философских размышлений и исследований»
Онтология -субъективный идеалист; - стремлением опровергнуть материализм и дать обоснование религии -первичность вещей по отношению невозможно доказать, а первичность идеи очевидна – замысел у человека и у Бога перед изготовлением их и действиями; -идеи не отражение вещей, а самостоятельная и первичная субстанция; -единственная реальность – сознание человека - в ыступил с критикой понятия материи как веществ. основы (субстанции) тел и краеугольного камня матер-ма; - у нас нет и не может быть чувственного восприятия материи как таковой; - наш ум может образовать общую идею вещи, но не общую идею материи; -для вещей «быть» всегда означает «быть воспринимаемым»;
- вещи – есть устойчивые комплексы ощущений в челов-м сознании»; - для духа (субъекта) – существовать- значит воспринимать». Гносеология -выступил с отрицанием реальности универсалий и самой возможности абстрактных понятий; -против различения первичных и вторичных качеств: все качества — вторичные, поскольку бытие их целиком сводится к способности быть воспринятыми. - отвергнув бытие материи, Б. признавал существование только духовного бытия, к-рое он делил на «идеи» и «души». - «идеи» − воспринимаемые нами субъективные качества − пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и восприятий совершенно не зависит от нас. Напротив, «души» деятельны, активны, могут быть причиной; -все «идеи» существуют, по Б., только в душе (как мысли и страсти, так и различные ощущения); - «идеи» не могут быть копиями или подобиями внеш. вещей: «идея» может быть сходна только с «идеей»; -существование других духов − лишь вероятностное умозаключение, основанное на аналогии; -даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как сумма «идей» в уме бога — субъекта, к-рый вечно существует и «вкладывает» в сознание отд. субъектов содержание их ощущений. Здесь Б. «...под ходит... к объективному идеализму...»; -когда я открываю глаза, то не от моей воли зависит, какие вещи предстаю предо мною. Хотя я имею власть над моими мыслями, но тут ощущения не находятся во власти моей воли. Существует, следовательно, другая воля, которая производит их. Следовательно, существует бесконечный дух-Бог, который порождает идеи в сознании людей (конечных духов). Близко к окказионализму Мальбранша (о невозможности возд-я тела на душу и наоборот без вмеш-ва бога). Выводы: Истоки .- стремился синтезировать всё рациональное в предшествующей философии –античной и средневековой (критически переработал осн. идеи Демокрита, Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы и д). с новейшим науч. знанием на основе предложенной им методологии и принципов (универсальность и строгости рассуждений) - выполнимость этих требований обеспечивается, по Л., наличием не зависящих от опыта «априорных» принципов бытия −Принципам бытия: 1 ) непротиворечивость всякого возможного, или мыслимого, бытия (закон противоречия); 2) логич. примат возможного перед действительным (существующим); возможность бесчисленного множества непротиворечивых «миров»;
3) достаточную обоснованность того факта, что существует именно данный мир, а не к.-л. другой из возможных, что происходит именно данное событие, а не другое (закон достаточного основания); 4) оптимальность (совершенство) данного мир как достаточное основание его существования. - Совершенство действит. мира Л. понимал как «гармонию сущности и существования»: оптимальность отношений между разнообразием существующих вещей и действий природы и их упорядоченностью; минимум средств, при максимуме результата. - Следствиями последнего онтологич. принципа является ряд др. принципов: принцип единообразия законов природы, или всеобщей взаимосвязи, принцип тождества неразличимых (индивидуации), закон непрерывности (из последних двух любая позиция занята и занята только раз ), а также принципы всеобщего изменения и развития, простоты, полноты и др. Онтология - Продолжая рационалистическую линию, отклонил дуализм Декарта и пантеистический монизм Спинозы. -Свои субстанции он называл Монадами. Парадигма (модель прообраз): 1) не безжизненный атом, геометрическая или физическая точка, механизм – а одушевленный организм, биологическая клетка (следствие изобретение микроскопа и исследование клетки); 2) индивидуальный (уникальный) познающий, одушевленный субъект устремленный в бесконечность). - Центральное место – учение о МОНАДАХ -Реальный мир по Л., состоитиз МОНАД − начало силы и действия. -бесконечно малые, духовные (психические), деятельные первоэлементы -живые - в селенная полна жизни на всех уровнях иерархии и даже при бесконечном дроблении -бесчисленное множество и многообразие -неисчерпаемость - неделимость -невещественна (идеалистическийй монизм -неповторимость (уникальность, инд-ть) -неуничтожимость - неаффицируемость ( не имеют окон, непроницаемы, не подвержены влияниям извне, ничто из нее не выходит и ничего не входит) -самодостаточность - безграничная способность уподобления и приспособления. саморазвитие ( преформизм, предзаложенная богом программа). Хотя вся эта деятельность исходит имманентно из самой монады, она в то же время есть развёртывание изначально заложенной в монаде индивидуальной программы, «полного индивидуального понятия», к-рое во всех подробностях бог мыслил, прежде чем сотворил данный мир. - психическая активность. Деятельность монад состоит из перцепции – восприятий и их смене и аппетиции − стремлением монады к новым восприятиям. - хотя ни одна монада не может влиять на другие (монады как субстанции не зависят друг от друга), тем не менее, развитие каждой из них находится в полном соответствии с развитием других и всего мира в целом. - Это происходит благодаря заложенной богом способности монад представлять, воспринимать или выражать и отражать все др. монады и весь мир («монада — зеркало Вселенной»). Т. о., все действия монад полностью взаимосвязаны и предопределены.
-находятся между собой в отношении предустановленной гармонии - Гармония (взаимно однозначное соответствие) между монадами была изначально установлена богом, когда тот избрал для существования данный «наилучший из возможных миров». - В силу этой гармонии, монады образуют восходящую иерархию сообразно тому, насколько ясно и отчётливо они представляют мир. Чем выше монада тем выше разумность и свобода: 1. низшие монады − малые перцепции, неосознаваемые восприятия и для неорганического (минералы) и растительного мира – спящие монады; 2. монады души - смутные перцепции связанные с ощущением, памятью, ассоциациями). В их иерархии особое место занимают 3. монады - духи, к-рые способны не только к восприятию, перцепции, но и к самосознанию, апперцепции, и к к-рым Л. относил души людей. Отчетливые, осознаваемые восприятия, самосознание, мышление. 4. Творческая первомонада – Бог, с наиболее осознанным и наиболее объективным видением и всеведением. -Совершенствование монад идет от бессознательного к сознанию, постепенного осознания бессознательного содержания. - Вес мир состоит из монад, их комлексов (агрегатов), систем монад объединяемых Богом –первомонадой. − следуя рац-й трад-ции различал мир умопостигаемый ( или мир истинно сущего −метафизич. реальность) и мир чувственный, или только являющийся, феноменальный, физич. мир. - Материальный, физ-й мир, несовершенное выражение истинного мира монад. -Материя – сложная субст-я в основе которой простые субстанции – монады деятельной силой которых обеспечивается ее постоянное движение. - Идея лучшего из возможных миров ( потому что для него есть достаточные основания из всеблагости и всемудрости бога и он − сл-но рационален – сочитание величайшего многообразие с величайшим порядком, простотой, экономией ) В нем много зла, несовершенства, но это наилучшее из возможного. Оптимистич-е мировоззрение - Человеческий дух бессмертен. Из духов состоит Град божий. -Счастье человека в непрерывном движении вперед к новым усладам и совершенствам. -Свобода в зависимости только от себя, но поступки также предусмотрены и предназначены богом. Гносеология -Л. пытался найти компромиссную позицию между декартовским рационализмом и локковским эмпиризмом и сенсуализмом. - Без чувств. опыта никакая интеллектуальная деятельность не возможна. Но Л., в то же время резко выступал против учения Локка о душе как «чистой доске» (tabula rasa) и формулу сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» − принимал лишь с поправкой: «кроме самого разума». - Л. учил о прирождённой способности ума к познанию ряда идей и истин: к ним относятся высшие категории бытия, такие, как «Я», «тождество», «бытие», «восприятие», всеобщие и необходимые истины логики и математики. - Однако эта прирождённая способность дана не в готовом виде, но лишь как «предрасположенность», задаток. - В отличие от Локка, Л. придавал гораздо большее значение вероятностному знанию, указывая на необходимость разработки теории вероятностей и теории игр. -Л. ввёл разделение всех истин по их источнику и особой роли в познании на истины разума и истины фактора, закрепляя за первыми свойства необходимости, а за вторыми − свойства случайности. Первые выводятся из самого разума, имеют необходимый и всеобщий характер, проверяются с помощью законов логики Аристотеля. Истины факта – констатируются опытным путем, а не объясняют, не говорят о причинах, имеют вероятностный характер. Для их проверки необходимо закон достаточного основания «все существующее существует лишь н достаточных основаниях». Но этот закон дейстует сл-но и в области мысли.. Т.о. познание и рациональным и опытным путем, одно достоверное, другое вероятностное.
Логика - Развил учение об анализе и синтезе, впервые сформулировал закон достаточного основания, ему принадлежит также принятая в современной логике формулировка закона тождества. - В работе Л. «Об искусстве комбинаторики» предвосхищены нек-рые моменты совр. математич. логики. Распространению идей Л. в Германии, где он до Канта был крупнейшим филос. авторитетом, способствовал ученик Л. и систематизатор его философии Вольф и его школа. Многие идеи Л. были восприняты нем. классич. философией. В 20 в. идеи «монадологии» развивали представители персонализма и др. идеалистич. школ (Гуссерль, Уайтхед и др.). Деизм -направление в философии, стороннки кот-го допускали существование бога только как первопричины, творца; -отвергали его влияние на о-во и природу, историю; -против персонификации бога и пантеизма. 4.1.1. ВОЛЬТЕР (наст-е имя— Франсуа Мари А р у э) (1694-1778). Париж. -франц. философ, писатель и публицист. Один из представителей Просвещения 18 в. -год в Бастилии за пафлет на Филиппа Орлеанского и дуэль. Изгнан из Франиции -Вернулся 1778 г. Встречен вросторженно парижанами -его идеи властвовали над умами почти весь 18 в. Во время ВФ Рев-ции его гроб установлен в пантеоне. Работы · «Филос. письма», · «Метафизический трактат», · «Филос. словарь» · «Кандид» Социальная философия. Философия политики, религии. - критика феод. отношения, крепостничества, деспотич. форм правления, феод.-клерикальное мировоззрения, -Резкая критика католицизма, религии. Разоблачал церковь как защитницу привилегий господствующего класса, оплот фанатизма и нетерпимости, врага науки и просвещения «Разлавить гадину». - Осмеивал христ. пессимизм, а также бездеятельный оптимизм. Признавал необходимость в признания существования бога как условия порядка, повиновения и нравственности. - Выражал свободолюбивые мысли, ратовал за деятельного человека, отстаивающего своё право на счастье, гуманное отношение к народу и уважение его прав. - Выдвинул идею просвещенного абсолютизма. Вел переписку с монархами, давал рекомендации (в т.ч. Екатерина 2). - Проявлял большой интерес к истории и культуре России, высоко оценивал прогрессивные реформы Петра 1. -«Русское вольтерианство» развило и взяло на вооружение мн. идеи В., заострённые против деспотизма, крепостничества и засилия церкви. -Однако его позиция не всегда отличалась достаточным радикализмом и последовательностью. Н е исключал компромиссы и уступки господствующим феод. сословиям. −Ему были чужды не только коммунистические идеалы Мелье, эгалитаризм Руссо, но и сколько-нибудь радикально выраженные идеи народоправств а. Онтология - Его деизм по существу был замаскированным материализмом и атеизмом. - близко подошёл к идее о вечности и несотворённости материи, её объективном существовании и вечном движении, склонялся к признанию детерминированности естественных и обществ. явлений, исключал религ. объяснение конкретных явлений природы. - сознание является атрибутом материи и зависит от строения тела. Вместе с тем конечную причину движения, мышления и др. явлений он считал божественной; - отвергал провиденциализм, рассматривая историю не как проявление воли бога, а как творчество самих людей. - Обосновывал идею Философии истории (ввел в научный оборот), которая должна стать историей человеческого разума, а не разбором мелких фактов, почти всегда искаженных -сыграли большую роль в формировании нового поколения франц. просветителей, представленного Ламетри, Дидро, Гельвецией, Гольбахом и др.. У них, он в свою очередь, перенял ряд важных материалистич. положений. -принимал участие в создании франц. «Энциклопедии» 18 в., редакторами к-рой были Дидро и Д'Аламбер. -
4.1.2. МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (1689 -1755). Лабред, близ Бордо − Париж) - франц. философ, писатель и историк, представитель философии Просвещения 18 в. Работы · «О духе законов», -деист, материалист; -задачей философии - познание причинных связей материальной действительности, движущейся по законам механики. Гносеология - отстаивал материалистич. идею отражения внеш. мира в сознании человека на основе деятельности разума, обрабатывающего результаты опыта, однако непоследовательно принимал локковскую трактовку рефлексии в качестве одного из самостоят. источников познания. Социальная философия, философия истории, политическая философия. - идеи географического детерминизма ( основоположником к-рого он считается, против теологич. интерпретации исторического процесса; - климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народ, его законов и характер обществ. развития; -всеобщие законы истории определяются также комплексом социальных таких факторов как: произ-вом, собственностью, принципами правления, обычаями и религией. - г-во возникает на основе общественного договора из первоначального естественного состояния (Гоббс); -идеализация монархически-конституционного политич. режима; -важнейшая политическая ценность – свобода; -свобода требует справедливых законов и надлежащей орг. власти; - Идея верховенства закона - Теория разделения власти на зак-ю, иполнит-ю, суд-ю. - Три формы правл-я: респ-я, монарх-я и деспотич-я (на страхе и произволе – худшая); -Форма г-ва зависит от размера терр-ии – малые –респ-ка, средние -монархии, большие – деспотия; и от климата: жаркий (южный) –деспотизм; северный – (холодные) –демократия; умеренный климат (средне-европ-е страны); -периодический й переход от деспотизма к демократии и наоборот; -Отвергая догматы христианства, религ. фанатизм и инквизицию, стремление католич. церкви к светской власти и развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания обществ. порядка и сохранения нравственности.
4.1.3. РУССО Жан- Жак (1712-1778) Женева -Эрменонвиль, близ Парижа. -франц. мыслитель и писатель, один из представителей франц. Просвещения 18 в., идеолог мелкой буржуазии; -В нач. 40-х гг. установил контакты с Дидро и его единомышленниками, принимал участие в создании «Энциклопедии» - В 50-х — нач. 60-х гг. Р. опубликовал произведения, направленные против социально-поли-тич. и имуществ. неравенства. - Р. был вынужден обосноваться в Англии, через 5 лет вернулся во Францию Работы · «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов», · «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», · «Об общественном договоре, или Принципы политического права», · «Эмиль, или О воспитании» за религ. вольнодумство была приговорена к сожжению.
Онтология − Деизм, острая критике господств. религ. с позиций деизма (а, не атеизма и мат-ма); - объективное существование материи вне и независимо от человеч. сознания; - исключал возможность познания сущности мира, вещей; Гносеология - абсолютизируя роль чувственного, эмпирического познания. Принижал теоретического мышление и его роль в установлении истины; Социальная философия - исследовал причины возникновения имущественного и социального неравенства чтобы найти пути его ликвидации; -гл. причина неравенства − возникновении частной собственности (в естест-ом состоянии было рав-во); - позиция эгалитаризма − наделение всех людей относительно равной частной собственностью для жизни, а не обогащения. Это утопич. требование, однако, было направлено не только против феод., но и крупной буржуазной собственности; - идея общей воли как основы права и управления; - народ властвует через большинство; - чиновники осуществляют опираясь на законы, в которых выражена общая воля; -Народ − контрагент власти. - Государству можно устанавливать границы, контролировать, передлыватьть. - Власть становится проблемой, искусственно конструируемым явлением. Стали возникать идеологии и партии с программами переделки (Фр.революционеры). - Неэффективность представительных форм – посредство этих форм невозможно выявить и обеспечить суверенитет и волю народа (Камю – родился новый Бог –общая воля народа – окончательное снятие божественной природы власти) –есть опасность – интересы групп и индивидов могут игнор-ся (критика). -защищал мысль о неправомерности власти, которая выступает против народа, его жизненных интересов. Обосновывал право народа на революцию, низвержение всякой антинародной власти. - Идеалом была республика. - уловил внутр. противоречивость развития цивилизации, в т. ч. буржуазной; - отрицал роль наук и иск-в в улучшении нравов людей; - но видел тяжкую цену прогресса для угнетённых классов; - Робеспьером и его единомышленниками, считали себя учениками и последователями Р., ставили перед собой задачу реализации его осн. идей: установления суверенитета народа, превращения гос-ва в инструмент, обеспечивающий органическое слияние равенства и свободы. Эти идеалы Р. приобретали утопич. характер в условиях перехода от феодализма к капиталистич. формам социального неравенства. - В художеств. произведениях («Юлия, или Новая Эло-иза» и др.) Р. утвердил прогрессивное для своего времени направление сентиментализма, описывая труд простых людей, их мысли и чувства. Заметный след Р. оставил в муз. эстетике, писал оперы, муз. комедии и романсы. - человек состоит из смертного тела и бессмертной души. Педагогика - Педагогические взгляды Р. противостояли нормам феод. педагогики. Отвергая элитарные представления, исходил из того, что: - все появившиеся на свет дети свободны от порочных задатков и черт. Их лучшие задатки подавляются обществом, где царят неравенство, порабощение человека человеком, деспотич. власть, к-рая желает отнять ум и совесть у подчинённых; - если общество мешает правильному воспитанию детей, их нужно воспитывать -изолируя от окруж-го мира и воспит-ть в в спец-х учебных заведениях, -на лоне природы, (природосообразно), - соответственно естеств. потребностям, - учитывать способности, наклонности и интересы воспитанника, -с уважением относиться к личности подростка, уважение к его свободе, - нетерпимость к религии и деспотизму. - дифференциров. подход к ученикам (инд-й подход) -научить их самостоятельно мыслить и т. п. -К. Маркс и Ф. Энгельс признавали наличие диалек-тич. идей в социально-политич. размышлениях Р., в частности о переходе от одних фаз исторического развития к другим, о противоречивости социальных процессов и т. п. Элементы диалектики можно обнаружить также в эстетич. и педагогич. взглядах Р.
Утопический социализм - широк-е распр-е 18-начале 19 вв; -критика старого общественного (политического, эк-го, соц-го, культурного) строя; -проекты нового о-ва и гос-ва (справедливость, равенство…) -поддержка широких слоев накануне и во время ВФР 1789-1794 - Мелье, Мабли, Морели, Бабеф, Сен-Симон, Фурье 4.3.1.Мабли Габриэль (1709-1785) Гренобль-Париж. -философ, иситорик, зачинатель французского ут-го соц-ма,, брат Кондильяка -в основе взглядов на общество − «теория общественного договора» и «естественного права» Работы
Онтология и антропология - критиковал Просвещение (век болтовни и парадоксов), мат-м и деизм (убивают душу и мораль); -задача филос. – распространение морали и нравственности, поддерживаемые гос-вом и религией; -сторонник дуализма Декарта. -большое значение в поведении людей себялюбия, избегани е неприятностей и тяга к удов-ю - из природы людей вытекает потребность жить в обществе с другими
Утопические идеи -первоначально общественная жизнь онована на общности имущества; -причина его разрушения, неравенства и всех несчастий – ч/с и разделение на классы; - идеал – первобытнообщинный коммунизм ( золотой век без ч/с, классов, отчуждения власти, равенство, спр-ть, братство, общественная собственность, направленность не на обогащение. а совместное самообеспечение; - скромная жизнь, при общности имущества, создает добродетельных и счастливых людей; - хотя такая система соответствует требованиям разума, восстановит ее невозможно (народ не сможет подняться на восстание в силу забитости, или если даже и свергнет, то в силу невежества и алчности не удержит коммунизм - единственная реальная возможностьть – уменьшать нерав-в о, роскошь, чрезмерные потребности -признавал народ носителем верховной власти и право на революцию против насилия, нищеты, деспотизма
4.3.2. МОРЕЛЛИ (1717 -?) Витри-? -франц. утопич. коммунист 18 в..аббат. Работы · «Базилиада» · «Кодекс природы, или Истинный дух её законов», -существующий строй, основанный на частной собственности, противоречит разуму и природе и должен быть заменён коммунистическим строем; - в известной степени возвращением к утраченному естеств. состоянию. - в согласии с идеями Руссо Морелли полагал, что по природному установлению человек добр, но испорчен частной собственностью -сформулировал три «основных и священных» закона, с издания к-рых начнётся переустройство общества на коммунистических началах: 1) Первый из них отменяет частную собственность. 2) Второй − обеспечивает всем гражданам право на труд. 3) Третий − обязывает каждого гражданина заниматься общественно полезным трудом. - коммунизм будет осуществлён не в отд. небольших общинах, как думали ранние утописты, а в масштабе целой страны, с централизовонным учётом и распределением труда и его продуктов; -идее уничтожения противоположности между физич. и умств. трудом при коммунизме; - сильны уравнительные тенденции; -. оказал влияние на формирование взглядов Г. Бабёфа, а также на франц. утопич. социалистов 1-й пол. 19 в. . 4.3.3.Бабеф Гракх ( Бабеф Франсуа)( 1760, — 27 мая 1797, Сен-Кантен - Вандом) · Бабеф Г. Сочинения в 4-х томах. — М.: «Наука»,1975 — 1977. · Бабеф Г. «О системе уничтожения населения, или жизнь и преступления Каррье» - французскийреволюционныйкоммунист - утопист, руководитель движения «Во имя равенства» во время Директории и организации «Заговора равных». - Предшественник научного коммунизма. - Влияние Руссо и Мабли; -активный участник ВФР ее радикального левого крыла, за интересы бедноты, народа - отвергал все философские теории не нацеленные на обретение счастья народом -критика существующего о-ва, строя, гос-ва; - те же взгляды, на новое идеальное коммунистическое о-во как и у Мабли; -равное справедливое государственное распределение произведенного продукта - единственным реальным средством – насильственные революционные действия, вооруженное восстание (бабувизм) -первый, кто пытался реально осуществить проект на практике. Подготовка вооруженного восстания (пропаганда, сторонники, манифесты, программа будущего революционного правительств, организация «Заговор во имя равенства» - идея невозможности чистой демократии и необходимость диктатуры для наведения и поддержания порядка, быстрому переходу, организации национальных коммун вместо частных хозяйств; -заговор раскрыт, Бабеф и участники казнены.
43.4.Сен-Симон Клод (1760-1825 Париж-Там-же) - французский философ, социолог, известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма (источника марксизма); - представить знатного дворянского рода. Ученик Д*Аламбера. Его ученики О.Конт, О. Тьерри -участие в войне за независимость северо-америк-х колоний против Великобритании (офицер Французской армии). Мэр в своем округе. В ВФР деятельного участия не
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.247 (0.199 с.) |