Суждения могут быть: априорными и апостериорными, синтетическими и аналитическими 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суждения могут быть: априорными и апостериорными, синтетическими и аналитическими



1) апостериорными синтетическими (то есть сделанными на основании опыта и после опыта («a posteriori» – после опыта) – только вероятностный, предположительный характер;

2) априорными аналитическими («apriori» - независимо от опыта, существует в разуме изначально). Таковы все суждения логики, когда из неких очевидных для разума положений, выводятся другие положения, Самоочевидные истины «Все тела протяжены», «Все тела имеют массу»;

3) априорные синтетические, то есть те суждения, которые, будучи априорными (не следующими из одного только опыта), в то же время, содержали бы в себе некое новое знание (таковы, например, законы физики;

 

       Только априорные знания абсолютно достоверны, надежны, обладают качеством всеобщности и необходимости .. Важнейшей функцией сознания является синтетическая, создание единой системы знания, единой картины. Условием этого синтеза является «синтез трансцедентальной апперцепции», «трансцеднтальное единство сознания», т.е. единство самосознания, предшествующее всякому познанию, сопровождающее все акты познания и сознания и производящее чистое наглядное представление «Я мыслю». Здесь он идеалист и агностик.

Мир вещей в себе, за пределами опыта – трансцедентный. А мир априорных форм нашего сознания – трансцедентальный − отсюда свой идеализм он называл трансцедентальным, исследующим априорные формы сознания являющиеся условием получения необходимого, общезначимого, достоверного знания.

1. Существует ноуменальный мир непознаваемых вещей в себе, независимо от нас (материализм) и феноменальный мир явлений – то, как мир дан нам.

2. Мир вещей воздействует на наши органы чувств, аффицирует, вызывает ощущения, которые упорядочиваются априорными (чистыми, предшествующими опыту) формами чувстенности − пространством и временем (трансцедентальная эстетика). В основе математике - априорные формы чувственности – не зависящие от опыта и предшествующие ему априорные формы пространства и времени. В основе математики− созерцание чистых форм чувственности- пространства и времени.

3. Ни наглядные представления без понятия, не понятия без представления не могут дать знаний. Чувства не могут мыслить, а рассудок не может самостоятельно наглядно представлять. Чтобы возникло подлинное знание, необходим синтез данных чувственного созерцания с понятиями, категориями рассудка условием которого является единство нашего самосознания. Рассудок и есть работа с представлениями, выяснение отношен й между ними, подведение их под понятие.

Чувствннный опыт синтезируется с помощью категорий рассудка (трансцедентальная аналитика)

Условием априорных синтетических суждений в естествознании - 12 априорных формы рассудка, согласно Канту, - категории. Кант приводит достаточно традиционный перечень логических категорий. Принципиальная новизна здесь лишь в том, что Кант не утверждает, что эти логические категории отражают порядок вещей, каковы они есть сами по себе. Согласно Канту, - это категории (понятия) нашей человеческой логики. Они должны соответствовать свойственным нашему сознанию формам восприятия вещей.

Перечень логических категорий, согласно Канту:

А) Категории количества: а) единство б) множественность в) целокупность;

Б) Категории качества: а) реальность б) отрицание в) ограничение;

В)Категории отношения: а) присущность (акцидентальность) – самостоятельность существования (субстанциональность) б) причинность – зависимость (следствие) в) общение (взаимодействие между действующим и претерпевающим действие);

.Г)Категории модальности: а) возможность – невозможность б) существование – несуществование в) необходимость – случайность.

Отвечает ли Кант на вопрос, «как возможно строгое естествознание?»? Да. Строгое знание о мире, то есть знание, формулирующее законы – всеобщие и необходимые связи явлений, - возможно. Но всеобщность и необходимость, которые улавливает в мире наука (физика и т. д.) обусловлены именно природой сознания. нашими познавательными способностями. Категории рассудка -это структуры, присущие всем представителям рода человеческого, а, может быть, всем носителям сознания вообще, базовые структуры, определяющие наше видение-понимание вещей. Априорные формы нашего рассудка (понятиями, категориями) организуют чувственные данные в некоторую упорядоченную картину мира в котором мир в себе дан как мир для нас (феноменально),но эти знания не могут дать нам достоверных знаний о мира в себе.

Кант, по сути дела изменил понимание того, что такое истина. Смысл кантовской «коперниканской революции», грубо говоря, в том, что истина человекоразмерна (или сознаниеразмерна), в том, что человек познавая, не пассивно отображает, а конструирует реальность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.87.149 (0.007 с.)