Материалистическое направление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалистическое направление



 

1.1.ФЕЙЕРБАХ Людвиг Андреас (1804-1872). Ландсхут, Бавария,- Рехенберг, близ Нюрнберга

-нем. философ-материалист и атеист;

-сын извест­ного юриста А. Фейербаха;

-теологичический ф-т Гейдельбергского ун-та.

-Неудов­летворённый догматич. ортодоксией, переехал из Гейдельберга в Берлин, где слушал лекции Гегеля, под воз­действием к-рых и формировались воззрения Ф.

- По окон­чании Берлинского ун-та в защитил в диссертацию «О едином, всеобщем и беско­нечном разуме» выдержанную в духе гегелевского идеализма.

 -Уже в этот период проявилось расхождение Ф. с Гегелем в отношении к религии вообще, к христи­анской − в частности, несовместимой с разумом и истиной

-Анонимно опубликовал соч. «Мысли о смерти и бессмертии», в к-ром отвергал идею бессмертия души, за что лишён права преподавания.

-В 1836 Ф. женился и в течение 25 лет почти безвыездно жил в деревне Брукберг, где же­на его была совладелицей небольшой фарфоровой ф-ки. В 1859 фабрика обанкротилась, и Ф. переселился в Ре­хенберг, где провёл последние годы жизни в жестокой нужде.

-Ф. горячо приветствовал Революцию 1848. Однако он не принимал активного участия в политич. жизни; да­же будучи в 1848 депутатом франкфуртского Нац. соб­рания, оставался политически пассивным.

- В последние годы жизни Φ. проявлял большой интерес к социаль­ным и экономич. проблемам, изучал «Капитал» К. Маркса, а в 1870 вступил в с.-д. партию.

Работы:

· «К критике философии Гегеля»,

· «Сущность христианства»,

· «Основные положения философии бу­дущего».

1. С именем Л. Фейербаха связан   Антропологический поворот в философии нового времени.

 - В центре учения Ф.— человек как «... единст­венный, универсальный и высший предмет философии...».

- Антропологич. материализм Ф. исходит из рассмотрения человека как психофизиологич. существа. 

-Человек, по Ф., есть ма­териальный объект и одновременно мыслящий субъект. С этой позиции Ф. отвергал вульгарный и механистич. материализм.

-Вместе с тем антропологизм Ф. основыва­ется на биологич.еской (а не социальной) трактовке природы человека. Здесь - граница фейербаховского, как и все­го домарксовского материализма, не распространявшего материалистич. понимание на сферу обществ. жизни. В целом антропологизм Ф. не вышел за рамки метафизического материализма.

2. Атеизм и философия религии.

-Гл. делом жизни Ф. была непримиримая борьба про­тив религии.

-При­чина живучести религ. верований, по Ф., − не только обман, использующий невежество; коренится в «природе человека» и условиях его жизни, в чувстве зависимости, ограниченности, бессилия чело­века по отношению к неподвластным его воле стихиям и силам.

 - Бессилие ищет выход в порождаемых фантазией надежде и утешении − так возникают образы богов как источника осуществления человеч. упований.

- Бог проекция человеч. духа, отчуждается от последнего, объективируется, ему не только припи­сывают самостоят. существование, но превращают из творения человека в его творца, в первопричину всего существующего. Человек ставяит самого человека в зависимость от вымышленного им «высшего существа».

- Религия, по мысли Ф., парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира, подменяет его покорным и терпеливым ожиданием гря­дущего сверхъестественного воздаяния.

- Отвергая религ. культ, противопоставлял ему культ человека, облекаемый им в религ. оболочку «обоготворения человека». Ф. рассматривал свой девиз «человек человеку бог» как противоядие от теистической религии.

−Идеализм (в частности и Гегеля) –гипостазирование. Объективный идеализм – рационализированная религи я. Тайна теологии заключена в антропологии.

- Осн. порок иде­ализма, по Ф.,— отождествление бытия и мышления. «...Мысленное бытие не есть действительное бы­тие... Прообраз этого бытия вне мышления − материя, субстрат реальности».

-В основе философии Ф. лежит принцип: «...Бытие − субъект, мышление − предикат»

- Выступая против гегелевского идеализ­ма, Ф. отверг и его диалектику, не видя возможности иной, неидеалистич. диалектики.

Гносеология

 - В теории познани я Ф. продолжал ли­нию материалистич. сенсуализма.

-подчёркивал взаимную связь чувств. созерцания и мышления в про­цессе познания

Этика

-Мировоззрение Ф. завершается учением о нравствен­ности, исходящим из единства и взаимосвязи «Я» и «Ты». Система обществ. отношений подменяется у Ф. понятия­ми «рода» и межиндивидуального общения.

-Стремление к счастью, рассматриваемое как движущая сила чело­веч. воли, влечёт за собой сознание нравств. долга, поскольку «Я» не может ни быть счастливым, ни вообще существовать без «Ты».

-Стремление к собств. счастью перерастает рамки эгоизма, оно недостижимо вне чело­веч. единения.

- Этич. учение Ф. имело прогрессивное значение благодаря его гуманистич., демократич. и антирелиг. характеру. Однако лишённая историко-материалистичического фундамента, этика Ф., подобно его ате­изму, не приводила к сознанию необходимости преоб­разования обществественного бытия как реального условия до­стижения человеч. счастья.

- С этим связан и метафизич. характер этич. теории Ф., к-рая «...скроена для всех времен, для всех народов, для всех обстоятельств и именно поэтому не применима нигде и никогда» (Э н-гельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 298).

-Иисторич. значение филос. и антирелиг. идей Ф. проявилось в частности, том, что его материализм стал ис­ходным пунктом становления философии марксизма. Более сорока лет спустя после критики Марксом в «Те­зисах о Фейербахе» ограниченности фейербаховского материализма Энгельс писал: «...За нами остается нео­плаченный долг чести: полное признание того влияния, которое в наш период бури и натиска оказал на нас Фейербах в большей мере, чем какой-нибудь другой фи­лософ после Гегеля» Прочитав «Сущность христианства» мы стали фейербахианцами (чистилище).

1.2.Марксизм Маркс К. и ЭнгельсФ.

Маркс К. (1818-1883). Трир-Лондон

- в семье адвоката

-изучал философию и историю в Боннском и Берл-ом ун-тах

-работал журналистом в Париже, Кельне, Брюсселе

-принимал участие в революции 1848 г. во Франции и Германии
- перебрался в Лондон, где познакомился с Энгельсом Ф (1820-1995)- владельцем фабрики в Манчестере. Дружба и сотрудничество – 40 лет

- Вместе создали Союз коммунистов и написали «Манифест коммунистической партии». Были создателями и руководителями Междунар-го тов-ва рабочих (1 Интернационала).

Маркс похоронен на Хайгетском кладбище в Лондоне.
Энгельс – урна с прахом опущена в море на южном берегу Англии.

 

Совместные работы

· «Святое семейство»,

· «Немецкая идеологи»,

· «Манифест коммунистической партии».

Работы Маркса

«Экономическо-философские рукописи»

«Нищета философии»

«Классовая борьба во Франции чс1948 по 1850 г.»

«Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта».

«Гражданская война во Франции»

«Критика готской программы».

«Капитал»

Работы Ф. Энгелса

«Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Происхождение семьи., частной собственности и государства»

 

Основные достижения

Диалектический и исторический материализм.

Марксистская социальная антропология

Материалистическая диалектика

Экономическая теория буржуазного общества

Теория прибавочной стоимости

Учение об общественно-экономических формациях.

Теория классов и классовой борьбы.

Теория социалистической революции

Теория диктатуры пролетариата.

Теория отчуждения.

Теория практики.

 

1. Сущность материалистического понимания истории (исторического материализма)

1. Не общественное сознание определяет общественное бытие.

2. Общественное бытие это процесс материального производства своей жизни. Прежде чем заниматься наукой, искусством, религией люди должны есть, пить и одеваться. Следовательно, производство своей материальной жизни образует основу общественной жизни, ее базис, над которым возвышается определяемая им социальная, политическая и духовная надстройка.

3. Исторические эпохи различаются не тем что производят, а способом материального производства, который представляет собой диалектическое единство производительных сил (выражающих отношение человека к природе, меру его господства над природой и включающих людей и средства производства) и производственных отношений (выражающих отношение людей друг к другу по поводу присвоения средств производства и результатов труда).

4. Общество, складывающееся на основе определенного способа производства образует целостную систему – «общественно-экономическую формацию», среди которых Маркс называет «первобытно-общинную», «рабовладельческую», «феодальную», «капиталистическую», «коммунистическую».

5. История развития общества – есть история смены формаций.

6. Глубиной причиной смены формаций является конфликт в способе материального производства, между производительными силами и производственными отношениями (отношениями собственности), которые из форм развития превращаются в тормоз и которые необходимо разрушить, привести в соответствие с новыми производительными силами.

7. Выражением этого экономического конфликта в социальной сфере является социальный конфликт между ведущими классами, трудящимися и собственниками, эксплуататорами.

8. Высшим выражением социального конфликта является социальная революция.

9. Высшим выражением социальной революции является социалистическая революция, которая должна привести к диктатуре пролетариата, обеспечивающей переход к справедливому бесклассовому обществу, основанному на общественной собственности на средства производства, отмиранию государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.131 (0.022 с.)