Содержание книги
Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности
Согласно различным психолого-педагогическим исследованиям, сформированный уровень самооценки оказывает существенное влияние на эмоции ребенка, на удовлетворенность деятельностью и собственными качествами, на взаимоотношения с ровесниками и взрослыми; также исследования раскрывают взаимосвязь с оценочным отношением взрослых в процессе осуществления различных видов деятельности. Для современной системы образования центральной проблемой является формирование личности. На это указывает иФГОС ДО. При ведении педагогической деятельности, воспитателю важно учитывать эти и другие особенности самооценки дошкольников, поскольку в этот период ребенок начинает осознавать себя и свои потребности. От того, насколько сформировано самоотношение, зависит сформированность готовности к обучению в школе и социализация ребенка в целом. Важным направлением в становлении активности, самосознания и уверенности в себе является общение со взрослым, в том числе и педагогом, и реализуется, когда: · отношение взрослого к окружающему миру регулярно выражается понятным образом для ребенка; · деятельность ребенка организуется взрослым и обеспечивает накопление опыта; · образцы деятельности и нормы поведения представляются взрослым, тем самым ребенок усваивает критерии правильности ее выполнения; · взрослым организуется совместная деятельность дошкольника с ровесниками, которая учит его видеть в сверстнике личность, его чувства и эмоции, учитывать интересы и желания, а также проецировать образцы поведения взрослых на общение со сверстниками [37, с. 209]. В работе по формированию адекватной самооценки педагогу очень важно опираться на ключевые принципы взаимодействия с детьми: · принцип детерминизма (зависимость развития и психических явлений и закономерностей от порождающих их факторов); · принцип развития (психические явления и процессы изучаются в постоянном развитии, движении и изменении); · принцип единства сознания и деятельности (психика и сознание формируется в деятельности, в ней и проявляется); · принцип природосообразности (отношение и к ребенку как части природы, воспитание и обучение ведется с опорой на его природные силы, в соответствии с природными этапами развития человека);
· принцип гуманизма (любое педагогическое воздействие ведется с учетом ценности личности ребенка и его интересов). При реализации всех этих принципов педагогу легче будет вести воспитательнуюи формирующую работу с детьми, будут учитываться особенности и потребности, поскольку они отвечают за формирование личности. Большую роль на формирование адекватного уровня самооценки оказывает такая деятельность, в которой идет установка на результат в доступной для самостоятельной оценки ребенка форме. В игре самооценка и ее особенности проявляются в процессе формирования межличностных отношений. Играя и общаясь со сверстниками, ребенок обменивается оценочными понятиями, у него формируется способность выражать отношение к другим детям и видеть себя глазами других. Первоначальные навыки профессионального самоопределениямогут формироваться в процессе осуществления трудовой деятельности, различные формы которой заставляют дошкольников обсуждать план совместной деятельности, распределять обязанности и согласовывать их между собой. Подобная деятельность способствует развитию навыков самоконтроля и самооценки благодаря тому, что ребенок сравнивает результаты своей деятельности с результатами других. Ребенок выражает свое отношение к окружающему миру, к результатам деятельности, а следовательно, и к себе, в изобразительной деятельной, благодаря которой дошкольник может передать свое состояние, мнение и отношение к чему-либо и на результаты которой очень важно обращать внимание. Важным для развития личности дошкольника в условиях дошкольной образовательной организации является создание и сохранение благоприятного эмоционально-психологического климата детского и педагогического климата. Если эмоциональная обстановка создана успешно, то во время осуществления игровой, трудовой, продуктивной и иной деятельности у дошкольника интенсивно развиваются такие познавательные процессы как восприятие, мышление, воображение, память и др., развивается эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная сфера, а также устанавливаются взаимоотношения со взрослыми и ровесниками. В случае несформированности благоприятного климата, данные процессы будут протекать медленнее, либо некорректно. Взрослея, ребенок будет осознавать какие-либо собственные недостатки, что приведет к формированию заниженной самооценки, которая также зависит от оценки взрослого.
Неадекватно сформированная самооценка может быть также следствием конфликтности семьи, неустановленных контактов ребенка со сверстником, неправильное педагогическое воздействие или педагогическая запущенность и нехватки адекватной оценки и похвалы. Данный тип самооценки деформирует и дегармонизирует внутренний мир ребенка, изменяет его мотивационную и эмоциональную сферу. У ребенка с низкой самооценкой снижен уровень притязаний, развивается неуверенность в себе и в собственных возможностях. В поведении дошкольника ярко проявляются в следующем[35, с. 163-165]: • склонность уходить в себя; • постоянное желание выискивать в себе слабости, сосредоточение внимания на них; • самокритичность; • постоянное ожидание неудачи в деятельности; • ранимость, застенчивость, робость; • эгоцентризм; • чувствительность к одобрению; • повышенная тревожность. Заниженная самооценка не является стабильной, а зависит от успехов в деятельности, возрастных особенностей и среды, в которой находится ребенок. Повышенная тревожность является ярким следствием низкого уровня самооценки, частым источником которой является семья. Нормальным считается наличие оптимального индивидуального уровня полезной тревоги. Интенсивность и длительность переживания у девочек и мальчиков различны. К семи-восьми годам возникает тревожность как определенный эмоциональный настрой, возникающий в случае большого количества неразрешимых ситуаций, негативных оценок, ранних страхов. У дошкольников возраста она не является устойчивой чертой и поддается коррекции. Занятия по преодолению чувств тревожности очень важны в формировании адекватно самооценки и должны: • развивать навыки взаимодействия друг с другом, стимулировать собственные возможности для преодоления стрессовых ситуаций; • формировать умения преодолеть опасности, проявлять волю и активность, снижать скованность и боязливость; • устранять внутренние конфликты дошкольника, снимать мышечное и эмоциональное напряжение; • стимулировать возможности ребенка, развивать самооценку и умения сотрудничать с другими. При реализации этих условий у дошкольников отмечаетсяувеличение уверенности в себе и своих возможностях, рост правильно выполненных различных заданий и поручений и повышение самооценки, дети активно и самостоятельно включаются в работу и была заметна раскованность в игре [18, с. 102-105]. Несмотря на то, что завышенная самооценка, согласно многим психолого-педагогическим исследованиям, является нормальным явлением для детей дошкольного возраста, сохранение такого уровня самооценки может привести к его закреплению, возникновению неадекватно высокого уровня, и также к деформации внутреннего мира дошкольника. Дети с неадекватно завышенной самооценкой: • подвижны, несдержанны; • игнорируют оценки окружающих, свой опыт; • не допускают у себя наличие слабости, неумения и несостоятельности; • выбирают задачи, которые им непосильны; • быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, редко доводя дело до конца;
• не склонны анализировать результаты своей деятельности. Данный тип самооценки является следствием определенного семейного воспитания, когда ребенок получает положительную оценку, несмотря на неуспех в чем-либо. Другой причиной длительного сохранения завышенной самооценки может выступать какая-либо способность ребенка, которая на время или частично обеспечивает успех ребенка [35, с. 163-165]. Неадекватно завышенная самооценка трудно поддается коррекции, ребенок сам может ее сохранять, переоценивая свои возможности, личностные качества, результаты деятельности и требуя постоянной похвалы. Задача педагога дошкольного образованияв данном случае – недопустить возникновения неадекватно высокой самооценки. Важно, чтоб воспитатель умел выявить данный тип самооценки и либо самостоятельно проводил различную работу по ее нейтрализации, либо обращался к психологу дошкольной организации для совместной или индивидуальной работы ребенком. Заниженный или неадекватно завышенный уровень самооценки может стать причиной психологической неготовности ребенка к обучению в школе, поэтому крайне важна совместная работа педагога и психолога в образовательном и воспитательном процессе.
2.3. Методические рекомендации по теме исследования
В ходе исследования был выдвинут ряд педагогических условий, которые способствуют формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Но также привлекли внимание условия Л. Д. Столяренко, которые, по мнению исследователя, оказывают большое влияние на формирование адекватного уровня самооценки [34]: Большую роль в формировании адекватной самооценки дошкольника играет опыт общения ребенка со взрослым, под влиянием которого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, о результатах деятельности и качествах. Роль взрослого заключается в следующем: • сообщение ребенку информации о его индивидуальных особенностях; • постоянное оценивание его деятельности и поступков; • формирование ценностей, социальных нормативов и образцов, благодаря которым ребенок впоследствии будет оценивать себя самостоятельно; • формирование навыков и побуждений дошкольника к анализу собственных действий и поступков, сравнению их с действиями и поступками других людей. Опыт общения ребенка со сверстниками – следующее немаловажное условие формирования самооценки. В совместной деятельности с другими детьми, в общении с ними, ребенок начинает познавать свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумывать игру с собственными правилами и др.), начинает осознавать оценки и отношение других в его сторону. В совместной игре ребенок выделяет «позицию другого» как отличную от его собственной.
Индивидуальный опыт ребенка выступает в качестве совокупного результата умственных и практических действий, которые дошкольник сам предпринимает в окружающем мире. Накопление индивидуального опыта очень важно для развития самооценки, самостоятельности и личности в целом, поскольку происходит, когда ребенок действует самостоятельно вне общения с кем-либо. Благодаря индивидуальному опыту у дошкольника к концу старшего дошкольного возраста формируется навыки самостоятельно оценивать свою личность, качества и деятельность. Последнее условие, благодаря которому у ребенка адекватно формируется самооценка, - умственное развитие дошкольника. Ребенок должен осознавать факты внутренней и внешней жизни, обобщать действия, поступки и переживания. В раннем возрасте восприятие ребенком своих действий и действий других характеризуется как непроизвольное и ребенок неосознанно подражает поведению окружающих, в период старшего дошкольного детства ребенок наблюдает целенаправленно и осознанно. Все эти условия, по мнению Л. Д. Столяренко, напрямую взаимосвязаны с процессом формирования адекватной самооценки, но могут оказывать неодинаковое и неодновременное влияние на формирование детского самосознания. Для полноценной изученности темы исследования, была рассмотрена «Программа по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста», целью которой является психолого-педагогическое содействие формированию адекватной самооценки[12]. Задачи программы: • способствовать снятию у детей эмоционального дискомфорта; • развивать у них позитивное и критическое отношение к себе, другим людям и окружающему миру; • формировать умения принимать адекватные для их возраста решения; • повышать уровни компетентности родителей в вопросах формирования самооценки у дошкольников. Автор программы раскрывает ее методологическую основу, сущность принципов, с учетом которых должна вестись работа со старшими дошкольниками, методы работы, применяемые педагогом в воспитательной работе, и от чего выбор методов зависит. В данной программе также рассматриваются условия успешного формирования самооценки: • педагогическое взаимодействие должно осуществляться в форме содействия и исполняющего роль источника оценочной деятельности, аспектов для самосравнения дошкольника с эталоном, способствующего организации индивидуального опыта ребенка; • должен быть обеспечены демократичные взаимоотношения дошкольников; • готовность родителей к становлению адекватной. Программа включает в себя блоки: 1. Критериально-уровневая шкала сформированности – раскрывает сущность показателей различных уровней самооценки детей (приложение 3).
2. Системыметодик исследования сформированности уровней самооценки у детей старшего дошкольного возраста (приложение4) 3. Дидактические материалы для работы с детьми – позволяют вести целенаправленную и успешную работу с детьми (приложение5) 4. Работа с родителями (консультации и различные рекомендации). Реализация данной программы позволит раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка и сформировать у них адекватную самооценку. Для успешного формирования адекватного уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста был разработан перспективный план развивающей программы на данную тему (таблица 5), который включает игры (приложение6), занятия и беседыс детьми, предусматривает разнообразную деятельность. План отвечает общим принципам педагогики и поэтому является безопасным для психического развития детей.
Таблица 5 - Перспективный план развивающей программы по формированию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста
Продолжение таблицы 5.
Окончание таблицы 5.
Во время проведения игр, бесед и занятий с детьми могут использоваться пальчиковая, дыхательная, мимическая гимнастика и гимнастика для глаз, а также физкультминутки или динамические паузы. Например, динамическая пауза «Приплыли тучки дождевые: - Лей, дождь, лей! Дождинки пляшут, как живые!!! - Пей, земля, пей! И деревце, склоняясь, Пьет, пьет, пьет! А дождь неугомонный Льет, льет, льет.» В соответствии со словами детьми выполняются различные движения, которые они повторяют за педагогом. Подобная организация деятельности детей (игры, беседы и различные занятия), способствует активному развитию всех сфер личности, в том числе и самосознания. Использование игр и воспитательных бесед напрямую влияет на формирование адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста, способности оценивать свои поступки и сравнивать их с поступками других людей, а также существенно повышает уровень психологической готовности к обучению в школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемой формирования адекватного уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста занимались многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Б.Г. Ананьев, В.С. Мухина,Г.А. Урунтаева, Е.В. Бондаревская, И. С. Кон, Л. И. Божович, М. Феннел, Р. Бернс, Э. Эриксон и др.). Ими были рассмотрены сущность, структура и условия формирования самооценки, обусловлена связь с осуществлением различных видов деятельности детьми. Это дало широкую картину ее описания в данном исследовании. Самооценка – центральный элемент самосознания, главное структурное образование, выступающий в качестве оценок себя, своих поступков и способностей. Она характеризует отношение человека к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Самооценка детей старшего дошкольного возраста – важное новообразование, которое формируется и претерпевает изменения с рождения, и имеет ряд особенностей: завышенный уровень, постепенная дифференциация, зависимость от оценки взрослых и др. Был выявлен ряд педагогических условий для формирования адекватного уровня самооценки старших дошкольников и была теоретически обоснована гипотеза, согласно которой формирование адекватной самооценки будет успешно при реализации данных условий: • развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию различных форм совместной деятельности детей; • целенаправленная реализация различных видов совместной деятельности дошкольников; • систематическое исследование сформированности уровней самооценки детей старшего дошкольного возраста. Для осуществления следующей задачиисследования была использована система методик Г. А. Урунтаевой и методика «Лесенка» в модификации С.Г. Якобсон и В. Г. Щур, которые позволили выявить уровни сформированности самооценки на данном этапе. Диагностика показала, что у большинства детей группы, состоящей из 8 человек, сформирован адекватный уровень самооценки. Были раскрыты основные направления по формированию адекватного уровня самооценки детей: общение со взрослыми, эмоционально-положительный климат в группе и др., а также обоснованы признаки и причины неадекватно завышенной и заниженной самооценки, и возможные направления по их преодолению. Согласно последней задаче исследования подобраны методические рекомендации по теме курсовой работы: проанализирована программа и разработан перспективный план занятий, игр и бесед по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста, направленный на работу со всеми сферами личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандартдошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 80 с. 2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. [Текст] / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалаева. – М.: Педагогика, 1990. – 278 с. 3. Атарова, А.Н. Детские виды деятельности в образовательном процессе детского сада [Текст] / А.Н. Атарова // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2015. – №1. – С. 123-128. 4. Бакаева, О.В. Рекомендации для родителей по оптимизации процесса формирования самооценки старших дошкольников [Текст] / О.В. Бакаева, И.Д. Дорошенко // Инновации в современной науке материалы XI Международного зимнего симпозиума. – 2016. – С. 112-115. 5. Белкина, В.Н.Детская психология. Взаимодействие со сверстниками [Текст]: учеб. пособие для академического бакалавриата / В. Н. Белкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 170 с. 6. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста [Текст] / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С.31-38. 7. Белобрыкина, О.А. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации [Текст] / О. А. Белобрыкина // Психолог в детском саду. – 2008. – №2. – С. 5–12. 8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.: 1986. – 268 с. 9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. 10. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. – 1979. – №2. 11. Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией[Текст] / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. – 2010. – №1.–54-65. 12. Бушаева, М.В. Программапо формированию адекватной самооценкиу детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/04/12/programma-po-formirovaniyu-adekvatnoy-samootsenki-u-detey-starshego, свободный. – (Дата обращения: 16.11.2018). 13. Васильева, В.С. Психолого-педагогический подход к сущности понятия самооценки и ее особенности у детей старшего дошкольного возраста[Текст] / В.С.Васильева // Электронный научный журнал. –2016.–№5(8). –С. 291-294. 14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений.: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с. 15. Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки[Текст] /А. В. Гайфулин// Вестник ТГПУ. –2009. –№1. – С. 73-76. 16. Гипперейтер, Ю.Б. О чувстве самоценности или самооценки ребенка [Текст] / Ю. Б. Гипперейтер // Семейная психология и семейная терапия. – 1998. – №2. – С.115-123. 17. Гонина, О. О.Психология дошкольного возраста [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:Юрайт, 2018. — 425 с. 18. Долгова, В.И. Коррекция тревожности у старших дошкольников [Текст] / В. И. Долгова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 8. – С. 100-105. 19. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: учебник для вузов / под ред. А. Г. Гогаберидзе, О. В. Солнцевой. – 2-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с. 20. Дюжакова, М.В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника [Текст] / М.В. Дюжакова, О.И. Лавлинская, А.В. Коломеец // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» / Дюжакова, М. В. [и др.]. – 2016. – № 5. – С. 580-582. 21. Ибраева, А.Ю. Условия целенаправленного формирования самооценки у старших дошкольников [Текст] / Ибраева А.Ю. // Новая наука: психолого-педагогический подход. – 2017. – № 3. – С. 59-62. 22. Кон, И.С. Открытие «Я» [Текст] / И.С. Кон. – М., 1978. – 367 с. 23. Липкина, А.И. Самооценка школьника [Текст] / А. И. Липкина. – М.: Знание, 1976. – 64 с. 24. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Под редакцией Рузской А. Г. — М.: Институт практической психологии Воронеж: МОДЭК, 1997. — 384 с. 25. Лисина, М.И.Психология самопознания у дошкольников [Текст] / М.И. Лисина, А.И.Сильвестру. – М.: Владос, 2010. — 111 с. 26. Маркова, В.В. Теоретический анализ формирования нравственного самосознания у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / В.В. Маркова, М.В. Шевченко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – № 47. – С. 186-192. 27. Морозова, Т.П. Влияние авторитета воспитателя дошкольного образовательного учреждения на формирование самооценки личности ребенка[Текст] / Т.П.Морозова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. – № 4. – С. 38-42. 28. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник / В.С. Мухина. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2003. – 456 с. 29. Мухина, В.С. Детская психология [Текст]: Учеб. для студентов пед. ин‐тов / Под ред. Л.А. Венгера. – 2‐е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с. 30. Практикум по возрастной психологии[Текст]:учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. –СПб.: Речь, 2002. –694 с. 31. Редей, Г. В. Формирование самооценки ребенка как важнейшее направление создания персонифицированной системы воспитания [Текст] / Г. В. Редей // Классный руководитель. - 2018. - № 2. - С. 34-40. 32. Самогаева, А. Д.Влияние уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста на готовность к школьному обучению[Текст] / А. Д. Самогаева// Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. – 2018. – № 2. – С. 39-43. 33. Смирнова, Н.А. Изучение взаимосвязи психологической готовности к школе и самооценки дошкольников в условиях ДОУ [Электронный ресурс]// Образование и наука в современных реалиях: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 155-158. – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/446/Action446-467302.pdf, свободный. – (Дата обращения: 20.10.2018) 34. Столяренко, Л.Д.Основы психологии [Текст]: практикум / Л.Д. Столяренко. –Ростовн/Д: Феникс, 2009. - 696 с. 35. Тищенко, Н.А. Формирование самооценки у дошкольника и её место в становлении личности [Текст] / Н. А. Тищенко // В сборнике: Наука в современном мире материалы XXIX Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. – 2017. – С. 162-166. 36. Трубайчук, Л.В. Формирование положительного отношения к миру, другим людям и самому себе у ребенка дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Трубайчук // Начальная школа плюс До и После. – 2014. – № 5. – С. 13-18. 37. Урунтаева, Г.А.Детская психология [Текст]: учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО / Г. А. Урунтаева. - 10-е изд., стер. – М.: Академия, 2015. - 365с. 38. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Психолого-педагогическое образование" / Г.А. Урунтаева. - 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. - 365 с. 39. Феннел, М. Как повысить самооценку /Мелани Феннел; пер. с англ. А.С Марушкиной, Е. Ю. Терентьевой. – М.: Астрель, 2007. – 287 с. 40. Фризен, А. В. Особенности формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста[Текст] / А.В.Фризен // Сборники конференций НИЦ Социосфера. –2013. –№ 52. –С. 99-100. 41. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки[Текст] / О. В. Хухлаева.– М.: Генезис, 2006. – 176 с. 42. Чербашева, Н.С. Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ[Текст] / Н.С.Чербашева,Е.И. Тимошина // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. –2017. –Т. 2. –№ 4. –С. 146-149. 43. Чербашева, Н.С. Арт - терапия как средство коррекции заниженной самооценки у старших дошкольников[Текст] / Н.С.Чербашева, Е.И.Тимошина // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2016. – № 9. – С. 92- 97. 44. Чеснокова, И.И.Проблема самосознания в психологии [Текст] / И.И.Чеснокова, Е.В. Шорохова. – М.: Наука,1977. – 144 с. 45. Шавшаева, Л.Ю. Формирование самооценки старших дошкольников в процессе игровой деятельности [Текст] / Л. Ю. Шавшаева, Ю.А. Коршунова // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. – 2016. – № 2 (6). – С. 10-20. 46. Шавшаева, Л.Ю. Формирование адекватной самооценки старших дошкольников в процессе игровой деятельности [Текст] / Л. Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. – № 4 (21). – С. 250-253. 47. Шакирова,Е.В. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада: содержание и подходы к организации [Текст] / Е.В. Шакирова, В.Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник. –2018. –№3.– С. 40-45. 48. Шмидт,А.Ф. Психолого-педагогические условия продуктивной совместной деятельности дошкольников[Текст]/ А.Ф. Шмидт // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – №4. – С. 254-257.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.21.152 (0.013 с.) |