Особенности формирования самооценки старших дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования самооценки старших дошкольников



 

 

В период дошкольного детства у ребенка активно формируется процесс осознания себя, того, что он собой представляет, какими качествами обладает, какого отношение к нему других людей и из чего оно складывается. Это выражается в оценке своих успехов и неудач, качеств, умений и способностей, т.е. в самооценке.

В возрасте 3-7 лет в процессе становления самооценки большую роль играет общение со сверстниками. Ребенок может без трудностей сравнить себя с другими ровесниками, в результате чего у ребенка складываются представления об особенностях других детей и одновременно ребенок учится видеть себя глазами других. Оценки сверстников более значимы для дошкольников более младшего возраста. В 3-4 года дети оценивают друг друга субъективно, становление системы представлений о другом дошкольнике зависит о том, как взрослый оценивает его. Младшие дошкольники в этом возрасте не могут дифференцировать близкие по содержанию качества и особенности детей, а положительное и отрицательное отношение распределяется в равной степени. Наибольшему воздействию от оценки сверстников подвержены дети 4,5-5,5 лет. К старшему дошкольному возрасту дети предпочитают положительные оценки, они уже имеют относительно хорошую способность адекватно сравнивать себя с другими.

В психолого-педагогической науке большое внимание уделяется раскрытию сущности феномена самооценки, особенностей ее формирования в период дошкольного возраста, вопросы развития самосознания личности на первых этапах онтогенеза всегда были актуальными.

Согласно исследованиям М. И. Лисиной, самооценка выступает в качестве механизма переработки знаний о себе на эмоциональном уровне, и понятие это более узкое, чем сущность образа самого себя [24, с.25].

В исследованиях И. С. Кона самооценка трактуется как определенное отношение к себе, общий знаменатель, итоговое определение «Я», отражающий степень принятия и непринятия самого себя. Формирование самооценки как элемента самосознания является следствием от сложившегося комплекса самооценок [21, с.54-57].

Совокупностью различных психологических структурных звеньев, развивающихся согласно определенным законам, является самооценка в положениях В. С. Мухиной, которая также утверждает, что становление самооценки начинается в семье. Уже в дошкольном возрасте ребенок может осознавать отношение родителей, чувствовать их любовь и заботу, из чего и складываются первичные элементы самосознания. Важным периодом, по мнению ученого, в формировании самооценки личности является старший дошкольный возраст, когда происходит становление будущих основ личности, формирование потребностей в уважении и признании другими[28, с.82, 151, 178].

Л. И. Божович отмечает, что в дошкольном возрасте самооценка складывается на основе создаваемым ребенком учетом личных успехов, оценок и одобрений взрослых и ровесников. В процессе общения, оценочного взаимодействия с другими людьми у дошкольника постепенно складывается представление о себе [9].

Явление самооценки у А. И. Липкиной объясняется тем, что личность оценивает сама себя, свои качества, возможности и, соответственно, пытается подобрать и оценить свое место среди других людей, исходя из взаимоотношения человека с окружающими, его критичности и требовательности к самому себе, отношения к своим успехам и неудачам. Таким образом, самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности [22, с.7-10].

О. А. Белобрыкина выделяет две формы самооценки: общую и частную. К первой относится прочная система знаний о себе, т. е. базовое ядро личности. Частная самооценка формируется на основе выполнения личностью рядя действий [6, с.32].

Исследования Л. В. Бороздиной посвящены объяснению взаимосвязи понятия самооценки как самостоятельного элемента самосознания. Главной характеристикой самооценки, по ее мнению, является наличие критического мышления и критической позиции личности к его качествам, умениям, способностям, оценка имеющегося потенциала [11, с.61].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) направлен на формирование личности дошкольников в общении, игре и других видах деятельности. Формирование адекватной самооценки в дошкольном возрасте является одним из аспектов успешного развития личности [1].

Формирование самооценки в старшем дошкольном возрасте включает три направления:

· увеличивается количество видов деятельности и качеств личности;

· дифференциация самооценки;

· появляется оценка во времени.

Обнаруживается самооценка дошкольников в самоанализе своих совершенных действий и в предвосхищении своего будущего.

Еще в раннем возрасте ребенок начинает отделять себя от других, что является предпосылкой становления самосознания. Так как у младших дошкольников адекватные представления о себе еще отсутствуют, дети оценивают себя чаще всего положительно, в описании себя предпочитают социально одобряемые качества, не осознавая их смысла.

В среднем дошкольном возрасте у ребенка происходит серьезное изменения в способности оценивать не только других, но и себя. Складываются первоначальные структуры и составляющие образа «Я». Ребенок начинает относиться к себе через сравнение с другими детьми. При этом сопоставление идет и в общении со сверстниками, и переходит во внутренний план. У дошкольника складывается умение видеть себя глазами другого, что является основой самооценки.

Сперва умение ребенка самостоятельно оценивать других людей зависит от эмоционального отношения к ним. Постепенно оценка начинает определяться тем, что ребенок начинает осознавать ситуации и их значения, поступки и качества людей. Но применительно к оценке собственных действий и характеристик у ребенка возникают трудности. Связано это все так же с эмоциональными переживаниями о своих поступках и качеств. Только в процессе сравнения своей деятельности с деятельностью других, у детей старшего дошкольного возраста может проявляться подобная оценка.

Старшие дошкольники обладают способностью адекватно осознавать свои успехи и неудачи, понимать отношение окружающих к нему, но проявляется это весьма относительно. По причине того, что самооценка недифференцированна, оценка результатов деятельности со стороны других людей воспринимается ребенком как оценка его личности в принципе.

Постепенно характер сменяется на дифференированный, и самоотношение старших дошкольников существенно изменяется. Ребенком начинают осознаваться не только собственные конкретные действия и качества, но и мотивы деятельности, намерения и настроение. Осознавая свои психические особенности и состояния, ребенок способствует раскрытию системы взаимоотношений с другими детьми. Старший дошкольник уже ориентирован не только на свои достижения и оценку своих качеств, он открывается и для других, понимая их состояния, переживания и самоценность, что является первоначалом в формировании чувств эмпатии у дошкольников.

В процессе формирования адекватного положения к миру, другим людям и самому себе важное место отводится взрослому. Особенностью периода дошкольного детства является то, что ребенок «включен» в другого взрослого, благодаря которой и происходит становление личности на данном этапе [36, С. 14-15]. Ребенок через взрослого находится в социуме, общается с ним, являясь членом человеческих взаимоотношений. Ребенок, через оценивание им других людей, учится правильно оценивать себя: в момент оценивания ребенок проецирует мнение взрослых на других и на самого себя.

Взрослый оценивает поступки, качества и результаты деятельности ребенка и тем самым влияет на процесс становления адекватной или неадекватной самооценки ребенка. Ключевая роль взрослого (родители, другие родственники, воспитатель) заключается также в том, что необходима постоянная помощь ребенку в духовном развитии ребенка, формировании собственного «Я» как важного компонента образа «Я».

Период дошкольного детства — это период, когда происходит активное развитие личностных новообразований, которые постоянно дополняются индивидуальными особенностями. Результатом соподчинения мотивов становится то, что дошкольник овладевает новыми мотивами деятельности, возникают определенные ценностные установки, преобразуется характер взаимодействий со взрослыми и другими детьми.

В дошкольном возрасте у детей преобладает завышенная самооценка, что является естественным следствием того, что в данный период ребенку трудно отделять собственные действия и умения от своей личности в целом. В становлении личности и формирования самооценки важен именно период старшего дошкольного детства, так как именно в этом возрасте у детей формируется способность верно оценивать свои качества и деятельность, самостоятельно контролировать поведение.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.008 с.)