Педагогические условия формирования адекватной самооценки старших дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические условия формирования адекватной самооценки старших дошкольников



 

 

Период старшего дошкольного возраста является первоначальным в формировании самооценки личности, которая способствует сохранению устойчивости личности, обеспечивает возможность осознания образа своего «Я».

В ходе исследования психолого-педагогической литературы по вопросам формирования адекватного уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста, было выдвинута следующая гипотеза, согласно которой формирование самооценки у старших дошкольников будет успешным при реализации рядя педагогических условий.

Для организации и обогащения различных видов и форм совместной деятельности детей, реализации их интересов и удовлетворения потребностей, обеспечения зоны ближайшего развития и формирования личности и личностных качеств необходимо проектирование предметно-пространственной развивающей среды в условиях дошкольной образовательной организации. Данный вопрос стал подниматься еще в работах Марии Монтессори, которая утверждала, что саморазвитие личности ребенка более активно и интенсивно происходит в среде, подготовленной к процессу обучения и воспитания, так как дошкольники взаимодействуют с миром и обучаются через собственные действия. [47, с. 40]

В год выхода Концепции дошкольного воспитания (1988)термин «предметно-развивающая среда» начал использоваться педагогами и дизайнерами, после чего стал разрабатываться и наполняться вопросами обогащения и описанием принципов организации. Предметно-пространственная развивающая среда – это такая организация комфортной обстановки образовательного процесса и среды, которая правильно организована, наполнена большим количеством предметов и игровых материалов и позволяет одновременно и активно включиться в познавательно-творческую деятельность всем детям группы[19, с. 402-406].

Предметно-пространственная развивающая среда играет большую роль во взрослении ребенка как в домашних условиях, так и условиях дошкольной образовательной организации. Развивающая функция является ведущей и обусловливает необходимость наличия дидактических и творческих материалов в среде, которые способствуют развитию любознательности, познавательной активности и творческих способностей.

Создание воспитательных ситуаций, когда ребенок стоит перед каким-либо нравственным выбором, реализуется в воспитывающей функции среды. А функция сохранения психологического здоровья позволяет воспитательный и образовательный процесс делать благоприятным для психики ребенка и формирования адекватного самоотношения.

Создание предметно-пространственной среды продиктовано ФГОС ДО, где раскрываются требования к ее организации [1]:

· обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства;

· обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых;

· реализация различных образовательных программ и пр.

Наличие разнообразных материалов, оборудования и инвентаря успешно обеспечивает эмоциональное благополучие детей во взаимодействии со средой, игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность и возможность каждого ребенка в осуществлении различных видов совместной деятельности. Все это оказывает влияние на формирование адекватной самооценки у дошкольников, поэтому важно, чтоб требования ФГОС ДО к предметно-пространственной развивающей среда действительно реализовались.

Следующим педагогическим условием, необходимым для формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста, является организация различных видов совместной деятельности в дошкольной образовательной организации.

Аспекты сотрудничества детей со своими ровесниками обсуждаются в работах многих психологов и педагогов (В. С. Мухина, Г. А. Урунтаева, Л.Д. Столяренко), согласно которым совместная деятельность может рассматриваться как любое выражение жизни общества.

Организуя совместную деятельность, важно раскрыть специфику видов деятельности дошкольников. Игра, являясь ведущим видом деятельности в период дошкольного детства, признается психологами и педагогами как наиболее важный вид активности, а сюжетно-ролевая как самая значимая из всех видов игровой деятельности. В ходе овладения сюжетно-ролевой игры ребенок овладевает нормами поведения, приоритетными формами взаимодействия и социальными ролями, оценивает поведение ровесников и взрослых и подвергается оценке других.

Наряду с игровой деятельностью, одной из значимых в развитии личности дошкольника является продуктивная, которая направлена на создание какого-либо продукта, результата. Рисуя, создавая аппликацию, лепя или конструируя, ребенок учится выполнять действие в заданных условиях и создавать яркие образы, у него формируются навыки планирования и совместного обсуждения идеи, цели, хода и результатов деятельности с ровесниками и взрослыми. Благодаря продуктивной деятельности у ребенка развиваются такие личностные качества как активность, инициативность, самостоятельность и творчество, которые он начинает осознавать и оценивать к концу старшего дошкольного возраста.

Для успешного формирования самооценки педагогом должны быть обеспечена эмоциональная стабильность ребенка в ходе всего периода деятельности, сформирована мотивация к работе, подобрано задание в соответствие с его желаниями, возможностями и интересами и пр. Необходимой также является свободная продуктивная деятельность, выполняя которую ребенок может самостоятельно решать, что ему использовать и в какой последовательности достигать результат. Педагог же совместно с дошкольником может осуществлять эту деятельность в той степени, в какой это необходимо ребенку.

В игровой, продуктивной и других видах совместной деятельности (познавательно-исследовательская, коммуникативная, досуговой и пр.) активно формируется адекватная самооценка, если данный вид деятельности реализуется правильно, с учетом психологических и возрастных особенностей личности старшего дошкольника. Даже незначительные успехи в осуществлении какого-либо совместной деятельности оказывают большое влияние в формировании самооценки, задача педагога при этом состоит в том, чтоб определить как и за что оценивать ребенка.

Важным условием формирования адекватной самооценки в дошкольной образовательной организации является систематическая диагностика уровней сформированной самооценки у дошкольников. Психолого-педагогическая диагностика позволяет выявить наличествующий уровень самооценки (заниженный, адекватный или завышенный) и определить необходимость построения дальнейшей работы по корректировке отличной от нормы самооценки средствами различных игр и занятий с психологом.

 

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

 

Формирование адекватной самооценкив дошкольном возрасте является важным процессом в условиях дошкольной образовательной организации и семьи и имеет важных ряд особенностей:

-самооценка детей старшего дошкольного возраста напрямую зависит от оценки взрослого, к концу данного периода становится значимой также оценка сверстников;

-за весь период дошкольного детства самооценка приобретает дифференцированный характер, т.е. ребенок начинает осознавать свои какие-либо качества, действия и результаты деятельности, а также понимать состояния, настроения и переживания других;

-важным личностным новообразованием этого возраста является соподчинение мотивов: ребенок осваивает новые мотивы деятельности и соотносит их с деятельностью, овладевая определенными ценностными установками;

-самооценка дошкольников имеет завышенных характер, что обусловлено еще несформированной способностью субъективно и полноценно оценивать свои качества, эмоции и деятельность.

В работе по формированию адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста педагог дошкольного образования должен руководствоваться многими педагогическими условиями, способствующими успешному формированию. К ним может относиться правильно организованная пространственная предметно-развивающая среда, напрямую влияющая на эмоциональное состояние детей в образовательном и воспитательном процессе. Педагог должен обеспечить для воспитанников реализацию всех видом совместной деятельности и вовлечение детей в них, в которых дети смогут освоить различные формы поведения и оценивать их в ходе деятельности. В процессе всего нахождения детей в стенах образовательной организации важно проводить диагностику сформированного уровня самооценки дошкольника в пропедевтических целях.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.006 с.)