Педагогические условия формирования самооценки старших дошкольников в процессе совместной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические условия формирования самооценки старших дошкольников в процессе совместной деятельности



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Выполнила студентка

Аршукова Дарья Дмитриевна,

Направление подготовки 44.03.05

Педагогическое образование,

Направленность (профиль)

Дошкольное образование.

Дополнительное образование (инклюзивное образование)

 

Научный руководитель:

Тишулина Светлана Глебовна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики

 

 

г. Мурманск

2018 г.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 3

1.1. Особенности формирования самооценки старших дошкольников. 3

1.2. Педагогические условия формирования адекватной самооценки старших дошкольников. 3

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 3

2.1. Описание констатирующего этапа педагогического эксперимента. 3

2.2. Основные направления по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности. 3

2.3. Методические рекомендации по теме исследования. 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 3

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 3

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность исследования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (2013 г.) в образовательной деятельности необходимо обеспечивать социально-коммуникативное развитие личности, которое подразумевает необходимость формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста [1, п.2.6].

Становление самооценки – важный и сложный процесс в формировании личности. Эмоциональные переживания о том, что личность делает, узнает и осознает, составляют эмоционально-ценностное отношение к себе, что может проявляться через эмоциональные реакции и оценочные суждения. Подобные переживания постепенно начинают формироваться уже в раннем возрасте, а генезис непосредственно самооценки начинается в старшем дошкольном возрасте.

Старший дошкольный возраст считается возрастом возникновения самооценки, сенситивным периодом для ее формирования. В свою очередь, адекватно сформированная самооценка определяется не только как уникальное отношение к себе, но и знание самого себя, совокупность тех или иных личностных характеристик.

Одна из особенностей самооценки старшего дошкольника состоит в том, что она во многом зависит от оценки взрослого: формирование адекватной оценки дошкольником самого себя прямо пропорционально оценке взрослого. В то время как в общении, в совместной деятельности со сверстниками у ребенка развивается способность оценивать других, благодаря которой возникает самооценка. Независимо от того, что самооценка ребенка зависит от оценки других, важно отметить, что для данного возраста она завышена.

В психолого-педагогической науке существуют различные подходы к изучению проблемы формирования самооценки (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Р. Бернс, О. А. Белобрыкина, Е. В. Бондаревская, М. И. Лисина, Г. А. Урунтаева и др.). Исследования анализируют сущность самооценки на разных возрастных этапах.

Согласно мнению Л. С. Выготского, самооценка выступает в качестве обобщенного, внеситуативного и дифференцированного отношения ребенка к самому себе. Самооценка выражает отношение ребенка к самому себе, интегрируя его анализ о ходе и результатах деятельности, общения с другими людьми[8, с. 376-385]

В исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой и др. выявлено, что самооценка - сложный и разносторонний элемент самосознания, долговременный процесс осознания себя и своего “Я”.

И.И. Чесноковой был установлен обобщенный характер эмоционально-ценностных переживаний о себе: самооценка - это общий результат познания себя и эмоционально-ценностного отношения к себе, что может обуславливать регуляцию поведения личности [43, с.89]. Мнения в вопросе определения сензитивных периодов разделились: согласно исследованиям М. И. Лисиной, В.С. Мухиной, Т. А. Репиной и др., наиболее благоприятным периодом для формирования адекватной самооценки является именно старший дошкольный возраст, в то время как другая группа исследователей (И. С. Кон, А. И. Липкина и др.) утверждает, что формировать адекватную самооценку необходимо в младшем школьном возрасте.

В различных формах совместной деятельности ребенок начинает осознавать свои индивидуальные особенности, отношение других людей по отношению к нему, на основе чего у дошкольника формируется самоотношение. Дошкольник познает собственные умения и навыки, которые могут складываться только в совместной деятельности (умение коммуницировать с другими людьми, эмпатия, способность выполнять различные роли). Становление адекватной самооценки напрямую зависит от положительных результатов деятельности, поэтому важно обеспечить вовлечение всех детей во все виды и формы совместной деятельности.

С одной стороны, в психолого-педагогической науке существует большое количество исследований процесса становления самооценки, но в недостаточной степени разработаны педагогические условия формирования адекватной самооценки детей старшего возраста в различных формах совместной деятельности в дошкольной образовательной организации.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования адекватной самооценки в дошкольном возрасте и недостаточной разработанностью педагогических условий ее формирования в совместной деятельности детей.

Необходимость разрешения возникшего противоречия обусловило выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования самооценки у старших дошкольников в процессе совместной деятельности».

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально исследовать педагогические условия формирования самооценки старших дошкольников в процессе совместной деятельности.

Объект исследования - процесс формирования самооценки старших дошкольников.

Предмет исследования - педагогические условия формирования самооценки старших дошкольников в процессе совместной деятельности.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста будет успешным при реализации следующих педагогических условий:

• проектирование предметно-пространственнойразвивающей среды дошкольной образовательной организации, обеспечивающей организацию различных форм совместной деятельности детей;

• в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации целенаправленно реализуются различные виды совместной деятельности;

• систематически проводится диагностика уровней сформированности самооценки.

Определение объекта, предмета, цели и выдвинутой гипотезы исследования позволило сформулировать следующие задачи:

1. проанализировать особенности формирования самооценки в старшем дошкольном возрасте;

2. теоретически обосновать педагогические условия формирования самооценки в процессе совместной деятельности;

3. исследовать уровни сформированности самооценки детей старшего дошкольного возраста;

4. разработать психолого-педагогические рекомендации по теме исследования.

Методологическую базу исследования составляют: концепции, раскрывающиеособенности формирования самооценки старших дошкольников (Н. Н. Авдеева, О. А. Белобрыкина, Л. И. Божович, М. И. Лисина и др); теории деятельности Л. С. Выготского, П.Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна и др.

Теоретическую базу составили исследования:

• об особенностях возникновения и формирования самооценки старших дошкольников (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева и др.);

• психолого-педагогические условия успешной организациипространственно-предметной развивающей среды дошкольной образовательной организации, требования к которой определеныФедеральнымгосударственнымобразовательным стандартом дошкольного образования.

Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечивались комплексом взаимодополняющих методов исследования:

• методы теоретического анализа (анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, обобщение, синтез);

• эмпирические методы (педагогическое наблюдение, опрос, беседа и педагогический эксперимент);

• методы математической обработки данных исследования.

Экспериментальная база исследования – ЧДОУ «Детский сад №26 ОАО «Российские железные дороги». В исследовании участвовало 8 человек.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

I этап - поисково-теоретический (сентябрь-октябрь 2018 г.) - характеризовался выявлением исследуемой проблемы, разработкой теоретико-методологической базы исследования, определением цели, объекта, предмета, гипотезы и задачи исследования.

II этап - экспериментальный (ноябрь 2018 г.), в ходе которого осуществлялся целенаправленный педагогический эксперимент.

III этап - обобщающий (декабрь 2018 г.). Систематизированы и обобщены, скорректированы и уточнены теоретические и методические положения; проверены выводы, полученные в ходе педагогического эксперимента.

Теоретическая значимость исследования заключается: в обосновании педагогических условий формирования самооценки старших дошкольников в совместной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: проведено исследование уровней сформированностисамооценки детей старшего дошкольного возраста; разработаны психолого-педагогических рекомендации по теме исследования.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблемой формирования адекватного уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста занимались многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги (Б.Г. Ананьев, В.С. Мухина,Г.А. Урунтаева, Е.В. Бондаревская, И. С. Кон, Л. И. Божович, М. Феннел, Р. Бернс, Э. Эриксон и др.). Ими были рассмотрены сущность, структура и условия формирования самооценки, обусловлена связь с осуществлением различных видов деятельности детьми. Это дало широкую картину ее описания в данном исследовании.

Самооценка – центральный элемент самосознания, главное структурное образование, выступающий в качестве оценок себя, своих поступков и способностей. Она характеризует отношение человека к себе, другим людям и окружающему миру в целом.

Самооценка детей старшего дошкольного возраста – важное новообразование, которое формируется и претерпевает изменения с рождения, и имеет ряд особенностей: завышенный уровень, постепенная дифференциация, зависимость от оценки взрослых и др.

Был выявлен ряд педагогических условий для формирования адекватного уровня самооценки старших дошкольников и была теоретически обоснована гипотеза, согласно которой формирование адекватной самооценки будет успешно при реализации данных условий:

• развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию различных форм совместной деятельности детей;

• целенаправленная реализация различных видов совместной деятельности дошкольников;

• систематическое исследование сформированности уровней самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Для осуществления следующей задачиисследования была использована система методик Г. А. Урунтаевой и методика «Лесенка» в модификации С.Г. Якобсон и В. Г. Щур, которые позволили выявить уровни сформированности самооценки на данном этапе. Диагностика показала, что у большинства детей группы, состоящей из 8 человек, сформирован адекватный уровень самооценки.

Были раскрыты основные направления по формированию адекватного уровня самооценки детей: общение со взрослыми, эмоционально-положительный климат в группе и др., а также обоснованы признаки и причины неадекватно завышенной и заниженной самооценки, и возможные направления по их преодолению.

Согласно последней задаче исследования подобраны методические рекомендации по теме курсовой работы: проанализирована программа и разработан перспективный план занятий, игр и бесед по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста, направленный на работу со всеми сферами личности.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Федеральный государственный образовательный стандартдошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 80 с.

2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. [Текст] / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалаева. – М.: Педагогика, 1990. – 278 с.

3. Атарова, А.Н. Детские виды деятельности в образовательном процессе детского сада [Текст] / А.Н. Атарова // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2015. – №1. – С. 123-128.

4. Бакаева, О.В. Рекомендации для родителей по оптимизации процесса формирования самооценки старших дошкольников [Текст] / О.В. Бакаева, И.Д. Дорошенко // Инновации в современной науке материалы XI Международного зимнего симпозиума. – 2016. – С. 112-115.

5. Белкина, В.Н.Детская психология. Взаимодействие со сверстниками [Текст]: учеб. пособие для академического бакалавриата / В. Н. Белкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 170 с.

6. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста [Текст] / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С.31-38.

7. Белобрыкина, О.А. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации [Текст] / О. А. Белобрыкина // Психолог в детском саду. – 2008. – №2. – С. 5–12.

8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. – М.: 1986. – 268 с.

9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

10. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. – 1979. – №2.

11.  Бороздина, Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией[Текст] / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. – 2010. – №1.–54-65.

12. Бушаева, М.В. Программапо формированию адекватной самооценкиу детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/04/12/programma-po-formirovaniyu-adekvatnoy-samootsenki-u-detey-starshego, свободный. – (Дата обращения: 16.11.2018).

13. Васильева, В.С. Психолого-педагогический подход к сущности понятия самооценки и ее особенности у детей старшего дошкольного возраста[Текст] / В.С.Васильева // Электронный научный журнал. –2016.–№5(8). –С. 291-294.

14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений.: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.

15. Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки[Текст] /А. В. Гайфулин// Вестник ТГПУ. –2009. –№1. – С. 73-76.

16. Гипперейтер, Ю.Б. О чувстве самоценности или самооценки ребенка [Текст] / Ю. Б. Гипперейтер // Семейная психология и семейная терапия. – 1998. – №2. – С.115-123.

17. Гонина, О. О.Психология дошкольного возраста [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:Юрайт, 2018. — 425 с.

18. Долгова, В.И. Коррекция тревожности у старших дошкольников [Текст] / В. И. Долгова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 8. – С. 100-105.

19. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: учебник для вузов / под ред. А. Г. Гогаберидзе, О. В. Солнцевой. – 2-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.

20. Дюжакова, М.В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника [Текст] / М.В. Дюжакова, О.И. Лавлинская, А.В. Коломеец // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» / Дюжакова, М. В. [и др.]. – 2016. – № 5. – С. 580-582.

21. Ибраева, А.Ю. Условия целенаправленного формирования самооценки у старших дошкольников [Текст] / Ибраева А.Ю. // Новая наука: психолого-педагогический подход. – 2017. – № 3. – С. 59-62.

22. Кон, И.С. Открытие «Я» [Текст] / И.С. Кон. – М., 1978. – 367 с.

23. Липкина, А.И. Самооценка школьника [Текст] / А. И. Липкина. – М.: Знание, 1976. – 64 с.

24. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Под редакцией Рузской А. Г. — М.: Институт практической психологии Воронеж: МОДЭК, 1997. — 384 с.

25. Лисина, М.И.Психология самопознания у дошкольников [Текст] / М.И. Лисина, А.И.Сильвестру. – М.: Владос, 2010. — 111 с.

26. Маркова, В.В. Теоретический анализ формирования нравственного самосознания у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / В.В. Маркова, М.В. Шевченко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – № 47. – С. 186-192.

27. Морозова, Т.П. Влияние авторитета воспитателя дошкольного образовательного учреждения на формирование самооценки личности ребенка[Текст] / Т.П.Морозова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2015. – № 4. – С. 38-42.

28. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник / В.С. Мухина. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2003. – 456 с.

29. Мухина, В.С. Детская психология [Текст]: Учеб. для студентов пед. ин‐тов / Под ред. Л.А. Венгера. – 2‐е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.

30. Практикум по возрастной психологии[Текст]:учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. –СПб.: Речь, 2002. –694 с.

31. Редей, Г. В. Формирование самооценки ребенка как важнейшее направление создания персонифицированной системы воспитания [Текст] / Г. В. Редей // Классный руководитель. - 2018. - № 2. - С. 34-40.

32. Самогаева, А. Д.Влияние уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста на готовность к школьному обучению[Текст] / А. Д. Самогаева// Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. – 2018. – № 2. – С. 39-43.

33. Смирнова, Н.А. Изучение взаимосвязи психологической готовности к школе и самооценки дошкольников в условиях ДОУ [Электронный ресурс]// Образование и наука в современных реалиях: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 155-158. – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/446/Action446-467302.pdf, свободный. – (Дата обращения: 20.10.2018)

34. Столяренко, Л.Д.Основы психологии [Текст]: практикум / Л.Д. Столяренко. –Ростовн/Д: Феникс, 2009. - 696 с.

35. Тищенко, Н.А. Формирование самооценки у дошкольника и её место в становлении личности [Текст] / Н. А. Тищенко // В сборнике: Наука в современном мире материалы XXIX Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. – 2017. – С. 162-166.

36. Трубайчук, Л.В. Формирование положительного отношения к миру, другим людям и самому себе у ребенка дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Трубайчук // Начальная школа плюс До и После. – 2014. – № 5. – С. 13-18.

37. Урунтаева, Г.А.Детская психология [Текст]: учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО / Г. А. Урунтаева. - 10-е изд., стер. – М.: Академия, 2015. - 365с.

38. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Психолого-педагогическое образование" / Г.А. Урунтаева. - 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. - 365 с.

39. Феннел, М. Как повысить самооценку /Мелани Феннел; пер. с англ. А.С Марушкиной, Е. Ю. Терентьевой. – М.: Астрель, 2007. – 287 с.

40. Фризен, А. В. Особенности формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста[Текст] / А.В.Фризен // Сборники конференций НИЦ Социосфера. –2013. –№ 52. –С. 99-100.

41. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки[Текст] / О. В. Хухлаева.– М.: Генезис, 2006. – 176 с.

42. Чербашева, Н.С. Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ[Текст] / Н.С.Чербашева,Е.И. Тимошина // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. –2017. –Т. 2. –№ 4. –С. 146-149.

43. Чербашева, Н.С. Арт - терапия как средство коррекции заниженной самооценки у старших дошкольников[Текст] / Н.С.Чербашева, Е.И.Тимошина // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2016. – № 9. – С. 92- 97.

44. Чеснокова, И.И.Проблема самосознания в психологии [Текст] / И.И.Чеснокова, Е.В. Шорохова. – М.: Наука,1977. – 144 с.

45. Шавшаева, Л.Ю. Формирование самооценки старших дошкольников в процессе игровой деятельности [Текст] / Л. Ю. Шавшаева, Ю.А. Коршунова // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. – 2016. – № 2 (6). – С. 10-20.

46. Шавшаева, Л.Ю. Формирование адекватной самооценки старших дошкольников в процессе игровой деятельности [Текст] / Л. Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. – № 4 (21). – С. 250-253.

47. Шакирова,Е.В. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада: содержание и подходы к организации [Текст] / Е.В. Шакирова, В.Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник. –2018. –№3.– С. 40-45.

48.  Шмидт,А.Ф. Психолого-педагогические условия продуктивной совместной деятельности дошкольников[Текст]/ А.Ф. Шмидт // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – №4. – С. 254-257.


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Диагностика «Лесенка»

Рис. 6. Диагностический рисунок к методике «Лесенка» (В.Г. Щур)


 

Приложение 3

Таблица 6 -Критериально-уровневая шкала сформированности

Критерий Показатели
общая способность к самооцениванию адекватная реалистическая самооценка; адекватная оценка своих поступков и поступков других детей, результатов своей деятельности и деятельности товарищей; выделение некоторых критериев для оценивания себя и своей деятельности; умение дать характеристику выделенному критерию; выражение ее в развернутой речевой форме, ее мотивирование
реалистичность самооценки сформирован один из видов самооценки (реалистичная, завышенная, заниженная); не всегда адекватная оценка своих поступков и поступков других детей; адекватная оценка результатов своей деятельности и деятельности товарищей при помощи взрослых; выделение некоторых критериев для оценивания себя и своей деятельности; мотивируют свою оценку; не дает характеристику выделенному критерию; не выражает ее в развернутой речевой форме
обоснованность самооценки сформирована заниженная или завышенная самооценка; неадекватная оценка результатов своих поступков и поступков других детей, результатов своей деятельности и деятельности товарищей; не использует речевые формы, выражающие оценку; не выделяет некоторые критерии для оценивания себя и своей деятельности; не дает характеристику выделенному критерию; не выражает ее в развернутой речевой форме; не мотивирует свою оценку;
готовностьродителейкстановлению адекватной самооценки Высокий. Родители всегда готовы помочь своему ребенку, независимо от того, заняты они в данный момент или нет. Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения со сверстниками. Дети растут самостоятельными, активными, любознательными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за близких ему людей. Средний. Дети всегда находится под гнетом своих родителей, с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки (плач), показывают свою беспомощность. У детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений воспитателя. При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезнет, поведение ребенка становится неуправляемым. По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. Низкий. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», демонстративно обижается. Ребенок растет эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения с людьми.

 

Окончание таблицы 6.

Критерий Показатели
микроклимат в группе Высокий. Спокойствие, вера, доброжелательность, любовь к себе и окружающим. Активное взаимодействие друг с другом всех воспитанников группы. Между детьми возникают чувства сопереживания и сочувствия. Средний. Возникновение мелких конфликтов с быстрым его устранением. Редкие взаимодействия друг с другом воспитанников группы. Не исключены мелкие обиды. Низкий. Возникают конфликтные ситуации между детьми. Ябедничество, ссоры без примирения, обиды, плач. Приходится наблюдать в общении между детьми проявление жестокости, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
педагогическое взаимодействие Высокий. Воспитателю присуще преобладание положительной оценки ребенка, искренность, такт. Воспитатель действует больше убеждением, чем принуждением. Словом, мимикой, жестами, мимикой он дает понять ребенку, что тот для него не безразличен. Дети в такой группе чувствуют эмоциональную поддержку. Средний. Педагоги редко попадают под власть своих настроений и переживаний; оценка ребенка и манера поведения такого воспитателя в значительной степени зависят от характера сложившейся ситуации. Низкий. Воспитатель характеризуется негативным отношением к своей работе. Всем своим поведением подчеркивает, насколько он выше детей. Часто создает в группе атмосферу напряженности, сосредотачивает внимание на отрицательных поступках, фактах плохого поведения детей.

 


 

Приложение 4

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Выполнила студентка

Аршукова Дарья Дмитриевна,

Направление подготовки 44.03.05

Педагогическое образование,

Направленность (профиль)

Дошкольное образование.

Дополнительное образование (инклюзивное образование)

 

Научный руководитель:

Тишулина Светлана Глебовна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики

 

 

г. Мурманск

2018 г.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 3

1.1. Особенности формирования самооценки старших дошкольников. 3

1.2. Педагогические условия формирования адекватной самооценки старших дошкольников. 3

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ САМООЦЕНКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 3

2.1. Описание констатирующего этапа педагогического эксперимента. 3

2.2. Основные направления по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности. 3

2.3. Методические рекомендации по теме исследования. 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 3

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 3

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность исследования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (2013 г.) в образовательной деятельности необходимо обеспечивать социально-коммуникативное развитие личности, которое подразумевает необходимость формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста [1, п.2.6].

Становление самооценки – важный и сложный процесс в формировании личности. Эмоциональные переживания о том, что личность делает, узнает и осознает, составляют эмоционально-ценностное отношение к себе, что может проявляться через эмоциональные реакции и оценочные суждения. Подобные переживания постепенно начинают формироваться уже в раннем возрасте, а генезис непосредственно самооценки начинается в старшем дошкольном возрасте.

Старший дошкольный возраст считается возрастом возникновения самооценки, сенситивным периодом для ее формирования. В свою очередь, адекватно сформированная самооценка определяется не только как уникальное отношение к себе, но и знание самого себя, совокупность тех или иных личностных характеристик.

Одна из особенностей самооценки старшего дошкольника состоит в том, что она во многом зависит от оценки взрослого: формирование адекватной оценки дошкольником самого себя прямо пропорционально оценке взрослого. В то время как в общении, в совместной деятельности со сверстниками у ребенка развивается способность оценивать других, благодаря которой возникает самооценка. Независимо от того, что самооценка ребенка зависит от оценки других, важно отметить, что для данного возраста она завышена.

В психолого-педагогической науке существуют различные подходы к изучению проблемы формирования самооценки (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Р. Бернс, О. А. Белобрыкина, Е. В. Бондаревская, М. И. Лисина, Г. А. Урунтаева и др.). Исследования анализируют сущность самооценки на разных возрастных этапах.

Согласно мнению Л. С. Выготского, самооценка выступает в качестве обобщенного, внеситуативного и дифференцированного отношения ребенка к самому себе. Самооценка выражает отношение ребенка к самому себе, интегрируя его анализ о ходе и результатах деятельности, общения с другими людьми[8, с. 376-385]

В исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой и др. выявлено, что самооценка - сложный и разносторонний элемент самосознания, долговременный процесс осознания себя и своего “Я”.

И.И. Чесноковой был установлен обобщенный характер эмоционально-ценностных переживаний о себе: самооценка - это общий результат познания себя и эмоционально-ценностного отношения к себе, что может обуславливать регуляцию поведения личности [43, с.89]. Мнения в вопросе определения сензитивных периодов разделились: согласно исследованиям М. И. Лисиной, В.С. Мухиной, Т. А. Репиной и др., наиболее благоприятным периодом для формирования адекватной самооценки является именно старший дошкольный возраст, в то время как другая группа исследователей (И. С. Кон, А. И. Липкина и др.) утверждает, что формировать адекватную самооценку необходимо в младшем школьном возрасте.

В различных формах совместной деятельности ребенок начинает осознавать свои индивидуальные особенности, отношение других людей по отношению к нему, на основе чего у дошкольника формируется самоотношение. Дошкольник познает собственные умения и навыки, которые могут складываться только в совместной деятельности (умение коммуницировать с другими людьми, эмпатия, способность выполнять различные роли). Становление адекватной самооценки напрямую зависит от положительных результатов деятельности, поэтому важно обеспечить вовлечение всех детей во все виды и формы совместной деятельности.

С одной стороны, в психолого-педагогической науке существует большое количество исследований процесса становления самооценки, но в недостаточной степени разработаны педагогические условия формирования адекватной самооценки детей старшего возраста в различных формах совместной деятельности в дошкольной образовательной организации.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования адекватной самооценки в дошкольном возрасте и недостаточной разработанностью педагогических условий ее формирования в совместной деятельности детей.

Необходимость разрешения возникшего противоречия обусловило выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования самооценки у старших дошкольников в процессе совместной деятельности».

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально исследовать педагогические условия формирования самооценки старших дошкольников в процессе совместной деятельности.

Объект исследования - процесс формирования самооценки старших дошкольников.

Предмет исследования - педагогические условия формирования самооценки старших дошкольников в процессе совместной деятельности.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста будет успешным при реализации следующих педагогических условий:

• проектирование предметно-пространственнойразвивающей среды дошкольной образовательной организации, обеспечивающей организацию различных форм совместной деятельности детей;

• в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации целенаправленно реализуются различные виды совместной деятельности;

• систематически проводится диагностика уровней сформированности самооценки.

Определение объекта, предмета, цели и выдвинутой гипотезы исследования позволило сформулировать следующие задачи:

1. проанализировать особенности формирования самооценки в старшем дошкольном возрасте;

2. теоретически обосновать педагогические условия формирования самооценки в процессе совместной деятельности;

3. исследовать уровни сформированности самооценки детей старшего дошкольного возраста;

4. разработать психолого-педагогические рекомендации по теме исследования.

Методологическую базу исследования составляют: концепции, раскрывающиеособенности формирования самооценки старших дошкольников (Н. Н. Авдеева, О. А. Белобрыкина, Л. И. Божович, М. И. Лисина и др); теории деятельности Л. С. Выготского, П.Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна и др.

Теоретическую базу составили исследования:

• об особенностях возникновения и формирования самооценки старших дошкольников (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева и др.);

• психолого-педагогические условия успешной организациипространственно-предметной развивающей среды дошкольной образовательной организации, требования к которой определеныФедеральнымгосударственнымобразовательным стандартом дошкольного образования.

Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечивались комплексом взаимодополняющих методов исследования:

• методы теоретического анализа (анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, обобщение, синтез);

• эмпирические методы (педагогическое наблюдение, опрос, беседа и педагогический эксперимент);

• методы математической обработки данных исследования.

Экспериментальная база исследования – ЧДОУ «Детский сад №26 ОАО «Российские железные дороги». В исследовании участвовало 8 человек.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

I этап - поисково-теоретический (сентябрь-октябрь 2018 г.) - характеризовался выявлением исследуемой проблемы, разработкой теоретико-методологической базы исследования, определением цели, объекта, предмета, гипотезы и задачи исследования.

II этап - экспериментальный (ноябрь 2018 г.), в ходе которого осуществлялся целенаправленный пед



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.118 с.)