Описание констатирующего этапа педагогического эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание констатирующего этапа педагогического эксперимента



Для гармоничного развития личности старшего дошкольника и успешного взросления ребенка и формирования полноценной личности в целом, у дошкольника уже в старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы представления о себе, своих действиях, деятельности и ее результатах, он должен адекватно оценивать свои возможности и мотивировать тот или иной выбор.

Важным в реализации цели исследования является систематическое отслеживание эффективности выбранных методов и форм работы с детьми. С целью выявления сформированного уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста нам необходимо было определиться с методами психолого-педагогической диагностики. Наиболее успешными и подходящими, на наш взгляд, являются система диагностики, разработанная психологом Г.А. Урунтаевой [37, с.255], а также методика «Лесенка» в модификации С.Г. Якобсон и В. Г. Щур[30, с. 556].

Первой была проведена система диагностики Г. А.Урунтаевой.

Целью применения данной диагностики являлось исследование уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе деятельности.

Первая серия. Рисование.

Цель:исследование уровня самооценки в процессе продуктивной деятельности.

Материал: карточки с узорами трех степеней сложности (легкие, средние, трудные (приложение1);бумагу;цветные карандаши.

Методика. Ребенку сообщается: "Здесь лежат карточки с узорами. Тебе нужно нарисовать какие-нибудь из них. Какие именно, выбери сам. В этой стопке - самые простые карточки. Это нарисовать легко. Здесь - потруднее, а это - самые трудные. Чтобы их нарисовать, нужно уметь хорошо рисовать. Если ты рисуешь плохо, выбери легкие узоры. Если рисуешь не очень хорошо, выбери узоры средней трудности. А если ты умеешь очень хорошо рисовать, то выбери трудные".Убедившись, что ребенок понял инструкцию, ему предлагают выполнить задание. Затем просят оценить свои работы.

Вторая серия. Трудовая деятельность.

Цель: исследование самооценки в процессе трудовой деятельности.

Материал: сюжетные картинки:

а) ребенок, расставляющий обувь;

б) ребенок, поливающий цветы;

в) ребенок, стирающий полотенца (приложение 1).

Методика. ребенку показывают сюжетные картинки и объясняют: "Дети трудятся. Расставлять обувь проще всего. Поливать цветы труднее: нужно уметь набрать воды и полить так, чтоб не залить цветы и не оставить их без воды. Но труднее всего стирать полотенца: нужно отстирать так, чтобы они стали чистыми. С каким поручением ты бы справился? Почему ты так считаешь?"

Обработка данных. По каждой серии отдельно подсчитывается количество детей разного возраста с завышенной, заниженной или адекватной. О завышенной самооценке свидетельствует постановка целей, которых в реальной деятельности ребенок достигнуть не может. Представления о своих умениях и способностях у него выше, чем в действительности. Проявления заниженной самооценки таковы: ребенок ставит перед собой слишком легкие цели, боясь неудачи. Адекватная самооценка, т.е. объективная, проявляется, когда малыш ставит для себя достижимые цели, в ситуации неудачи уровень притязаний у него несколько снижается, а при успехе повышается.

По итогам исследования были получены следующие результаты (табл. 1).


 

Таблица 1 - Результаты диагностики уровней сформированности самооценки (Г. А. Урунтаева)

№ п/п Респондент Первая серия Вторая серия
1 Лиза К. завышенная адекватная
2 Аня М. завышенная заниженная
3 Максим Ш. адекватная завышенная
4 Соня И. адекватная адекватная
5 Женя К. завышенная завышенная
6 Саша Ц. завышенная заниженная
7 Влада А. заниженная адекватная
8 Андрей Д. адекватная завышенная

 

Далее для более объективного исследования самооценки была использована система диагностики «Лесенка» Якобсон С.Г. и Щур В.Г. (индивидуальный вариант).

Цель: определение системы представлений ребёнка о себе, о том, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как между собой соотносятся эти представления.

Материал: лист бумаги с изображением лесенки (приложение 2)

Методика: перед ребенком лежит лист с нарисованной лесенкой, ему объясняется: «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом инструкция повторяется еще раз.

Обработка и интерпретация результатов:

Ступенька 1 – завышенная самооценка. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией.

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка. У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме» и пр.

Ступенька 4 – заниженная самооценка. Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)»

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка.

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка. Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия.

В ходе беседы с детьми были получены следующие результаты (табл. 2)

 

Таблица 2 – Результаты диагностики уровней сформированности самооценки («Лесенка»)

№ п/п Респондент 1 ст. 2, 3 ст. 4 ст. 5, 6 ст. 7 ст. Уровень самооценки
1 Лиза К. + - - - - завышенная
2 Аня М. - - + - - заниженная
3 Максим Ш. - + - - - адекватная
4 Соня И. + - - - - завышенная
5 Женя К. + - - - - завышенная
6 Саша Ц. - - + - - заниженная
7 Влада А. - + - - - адекватная
8 Андрей Д. - + - - - адекватная

 

Чтобы выявить полную картину и получить окончательные результаты исследования, необходимо объединить результаты применения обеих систем диагностик и свести результаты (табл. 3).

         

Таблица 3 – Сводные результаты исследования сформированности уровня самооценки

№ п/п

Респондент

1-ая методика

2-ая методика

Результат

1 серия 2 серия
1 Лиза К. завышенная адекватная завышенная завышенная
2 Аня М. завышенная заниженная заниженная заниженная
3 Максим Ш. адекватная завышенная адекватная адекватная
4 Соня И. адекватная адекватная завышенная адекватная
5 Женя К. завышенная завышенная завышенная завышенная
6 Саша Ц. завышенная заниженная заниженная заниженная
7 Влада А. заниженная адекватная адекватная адекватная
8 Андрей Д. адекватная завышенная адекватная адекватная

 

Таблица 4 – Анализ уровней сформированности самооценки детей в разных видах деятельности

Уровни самооценки Завышенная Заниженная Адекватная
Количество респондентов 2 2 4

 

 

Рис. 1. Анализ уровней самооценки детей в разных видах деятельности

Педагогическое исследование было проведено нами в комфортной для дошкольников среде и знакомой для них форме – рисование и работа с карточками с изображениями, что вызвало у детей интерес и отвечало возрастным особенностям данной группы. Все это обусловило получение оптимальных результатов. Анализ результатов обеих диагностик позволил определить наличествующий уровень сформированной самооценки в процессе осуществления различных видов деятельности.

Согласно результатам диагностики, в группе респондентов завышенным уровнем самооценки обладает 2 ребенка, что составляет 25% от всего количества. Заниженная самооценка наблюдается также у 2 детей (25%). Данные об адекватно сформированной самооценке получены у 4 детей – 50%. 

На основании полученных результатов можно предположить, что работа по формированию адекватной самооценки детей осуществляется правильно и успешно, с учетом их возрастных и психологических особенностей, интересов и потребностей, требования ФГОС ДО и педагогические условия реализовались, а образовательный и воспитательный процесс шел эффективно.

Таким образом, возникла необходимость в расширении знаний по вопросам формирования адекватной самооценки, изучения приемов, методов и форм по осуществлению данного процесса.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.01 с.)