Билеты к государственному экзамену 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билеты к государственному экзамену



Культурологией называют науку о культуре, ее сущности, закономерностях, взаимовлиянии национальных культур, цивилизаций.

Культурология включает в себя теорию культуры и историю культур

Теория культуры изучает сущность, закономерности развития культуры, исследует процессы возникновений и развития конкретных, существовавших и существующих культур, цивилизаций.

По специфике своего предмета и методам исследования, культурологию относят к классу гуманитарных наук. Гуманитарные науки (языкознание, психология и т.д.) в сущности являются науками о культуре в широком смысле слова. Языкознание, искусствоведение, литературоведение, политические, юридические науки изучают различные аспекты, стороны культур, но не изучают культуры в целом, что является собственным предметом культурологии как науки.

Понятие культуры в контексте развития европейской гуманитарной мысли.

Возрождение в истории Европы являлось переходной эпохой от средних веков к Новому времени, от феодального общества к буржуазному. Широкое распространение получают идеи гуманизма.

           В эпоху Ренессанса начинается формирование светской культуры, отход культуры от религии и церкви, но поскольку это была переходная эпоха, то сохранялись и традиции средневековья.

           Возрожденческий гуманизм проявляется в том, что возникает невиданный ранее интерес к человеческой личности, различным сторонам ее жизни, причем жизни земной, а не загробной, потусторонней. Представители гуманистического движения - Д. Манетти, Л. Вала, Э. Роттердамский.

           Гуманисты подчеркивали творческое начало в человеке. Поэтому и культура понималась как творческая деятельность человека и ее результаты.

           На смену безымянному искусству средневековья приходит индивидуальное, авторское искусство Возрождается:

           1. интерес к человеку;

           2. античный идеал человека, совершенного физически и духовно;

           3. античное понимание красоты как гармонии и меры

           4. реалистический, пластический язык искусства в отличие от условного, символического языка искусства средневековья.

           5. сюжеты из античной мифологии и истории;

           6. древние языки (древнегреческий, латинский);

           7. интерес к античной философии - натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму.

           Самой универсальной личностью Возрождения был Леонардо да Винчи. Другие универсальные личности - Микеланджело Буонарроти, Рафаэль.

Каждое из многообразных определений культуры сосредоточивается на какой-то одной стороне, характеристике, качестве культуры. Как правило, они не являются взаимоисключающими. Во всех случаях культура - это то, что отличает человека от животных, культура - это характеристика человеческого общества, культура не наследуется биологически, но предполагает обучение, культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме (посредством языка). Сегодня представляет интерес смысл, вложенный в понятие «культура» немецким ученым и юристом Самуэлем Пуфендорфом (1632-1694). Культура, по мнению Самуэля Пуфендорфа, есть что-то внеприродное, неестественное, связанное с нравственностью, образованностью, душевностью и просвещенностью человека, связанное с воздействием человека на природу.

Таким образом, культура – это определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норм, а также сам процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни.

Основные функции культуры.

коммуникативная,

познавательная,

трансляция опыта,

воспитательная,

регулятивная

 

Культура имеет огромное значение для жизни общества и человека, выполняя многообразные функции.

Функции культуры - это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Все функции культуры социальны, т. е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, определяют и коррелируют почти все формы индивидуальной активности человека в силу его связи с социальным окружением.

Функции:

           1. Гуманистическая - занимается "возделыванием духа", воспитанием, образованием; культура побуждает человека создавать свой мир артефактов, вооружает человека навыками, технологиями успешного преобразования природы, общества, самого себя.

           2. Трансляции - это социальная память человечества, функция исторической преемственности; состоит в передаче социального опыта от поколения к поколению, от одной эпохи к другой. Разрыв культурной преемственности обрекает людей на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма).
           3. Гносеологическая - познавательная. Накапливает знание о мире, создаёт возможность для его изучения; определяется не только способностью культуры накапливать знания о мире, но и формировать способы и механизмы познания мира. Культура выступает открытой социальной и интеллектуальной памятью человечества.
           4. Регулятивная (нормативная) - регулирует различные стороны и виды деятельности людей. Поддерживается моралью и правом; связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей с помощью морали и права, правил поведения и др.
           5. Семиотическая (знаковая) - культура предполагает знание и владение системой знаков; определяется тем, что культура представляет собой определенную знаковую систему и предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно.

 

           6. Аксеологическая (ценностная) - формирует ценностные ориентации, их качество и уровень. Это показатели степени культурности человека. определяется способностью культуры формировать определенные ценностные потребности и ориентации, позволяя человеку различать хорошее и плохое, прекрасное и безобразное, добро и зло. Критериями такой оценки выступают нравственные и эстетические ценности. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека.

7. Коммуникативная функция - форма и процесс общения и связи - осуществляется с помощью языка и общения людей, а также специфических языков науки, искусства, техники.
Культура несет в себе функции, различающиеся и по субъекту культурной деятельности. На уровне человеческого рода культура выступает средством укрепления и развития человеческого общества как особого, отличного от природы образования. На уровне социальной группы культура объединяет людей (классы, сословия, профессии и т.д.), дифференцирует их, выделяет в обществе как целостности. На уровне индивида культура обеспечивает его «подключенность» к богатству человеческой деятельности, способствует посредством этого развитию творческих способностей человека, усвоению «кода» деятельности человека и выходу за его пределы.

Синтезирующая функция культуры - человекотворческая, в ней находят свое выражение все перечисленные функции.

 

52. Особенности продюсерства в музыкальной индустрии.

Музыкальный продюсер — лицо, ответственное за разработку стиля музыкального проекта, создание публичного имиджа проекта, а также за организацию, финансирование, и контроль за выполнением соответствующих работ.

Музыкальный продюсер может работать как с проектом в целом, так и над отдельно взятыми его альбомами, песнями, клипами, и/или концертными выступлениями.

Изначально в ведении музыкального продюсера находится контроль над процессом записи музыки, определение стиля репертуара, отбор стихов, музыки, и аранжировок. Но помимо этого он может вести отбор сценариев — для клипов или концертного выступления. Также музыкальный продюсер может определять и общую линию поведения проекта, вести разработку имиджа и развития созданного публичного образа.

Музыкальный продюсер обязан контролировать процесс написания и записи песен, реже — съёмок клипов, ещё реже — организацию концертных выступлений проекта.

Музыкальный продюсер подбирает технический персонал для проекта — ассистентов, монтажёров, сценаристов, операторов, режиссёров, звукооператоров, звукоинженеров, саунд-продюсеров.

Как правило, у крупных студий звукозаписи имеются свои музыкальные продюсеры, но нередко музыканты сами приглашают интересных им посторонних продюсеров, а в некоторых случаях — осуществляют музыкальное продюсирование своего проекта самостоятельно.

Работу, выполняемую музыкальным продюсером, можно сравнить с работой, выполняемой художественным руководителем. Однако, в отличие от художественного руководителя, в обязанности музыкального продюсера, входит не только руководство творческой частью работы проекта, но и организация и контроль материально-технического обеспечения этих работ (см. выше).

Одной из важнейших функций продюсера как организатора проекта является способность создать экономически оправданный проект. Это достигается с помощью бизнес-планирования, установления жестких сроков выполнения проекта, успешной работы с партнерами-спонсорами.

Бизнес-план призван заранее наметить желаемую и практически осуществимую систему, схему продюсерских действий, обеспечивающих достижение поставленной цели в виде получения прибыли от проекта.

Бизнес-план – это обоснование программы продвижения бизнес-проекта, система рационально и планомерно организованных мероприятий, рассчитанных на получение в итоге прогнозируемого результата. При этом не стоит забывать, что продюсерский проект является коммерческим и эффективность его реализации выражается в материальных (деньги) и нематериальных (популярность, престиж) показателях.

В музыкальной индустрии бизнес-план обычно связывается с конкретным проектом и составляется на два-три года. В нем раскрывается период создания, запуска и функционирования продюсерского проекта.

Любая предпринимательская деятельность представляет собой совокупность действий, проводимых последовательно либо параллельно в течение всего периода от начала до завершения конкретного дела, от вложения конкретных средств до получения прибыли как конечного результата бизнес-деятельности. Такой завершенный цикл предпринимательства в продюсировании принято называть бизнес-проектом.

План осуществления продюсерского проекта получил название бизнес-плана в связи с тем, что представляет собой соединение творческой концепции, технико-экономического обоснования и программы проведения работ. В бизнес-плане музыкального проекта учитываются идея и концепция, рассматриваются оригинальность и конкурентоспособность на рынке шоу-бизнеса. В разделе финансовые расчеты приводятся цены на те или иные услуги по проведению кастинга, записи песни, тиражированию музыкальных носителей и т.д.

Несмотря на всю практическую пользу бизнес-плана, продюсер должен четко осознавать, что главное – не наличие документа. Более важно, чтобы проект был хорошо продуман, организован, а возможные риски предусмотрены и рассчитаны.

Содержание и структура бизнес-плана обычно не регламентированы строго. Нет необходимости соблюдать единообразную форму документа, стараться рассчитать какой-либо набор, систему показателей. В то же время такой план принято составлять, придерживаясь определенной структуры, перечня разделов и их содержания.

Основные статьи бизнес-плана музыкального проекта:

ü сведения о продюсерской компании, анализ ее деятельности в сфере шоу-бизнеса;

ü концепция проекта;

ü календарный план;

ü маркетинг-план: анализ шоу-рынка, динамики продаж аудионосителей;

ü финансовый план: смета проекта, методы сокращения расходов;

ü менеджмент проекта;

ü ресурсное обеспечение бизнес-проекта;

ü оценка рисков;

ü оценка коммерческого потенциала проекта: рейтинг популярности, эффективность, зрелищность и др. показатели;

ü планирование дальнейшего продвижения проекта.

При установлении идеи, формы, содержания, коммерческих целей проекта, а также реализации творческих фантазий необходимо помнить, что главная цель продюсера, в отличие от артиста, не реализация творческого потенциала, а возврат вложенных средств и получение прибыли.

Календарный план: лучшей стратегией его разработки считается мах. возможная детализация всех работ в рамках проекта.

Во-первых, определяются основные сроки выполнения работ, которые складываются в соответствии с концепцией проекта.

Во-вторых, объем работ на каждой стадии продвижения музыкального проекта переводится в ориентировочные сроки и определяется время выполнения каждой подзадачи. На основе этих оценок и календаря составляется общий график работы.

В-третьих, контроль за соблюдение сроков: все участники проекта отчитываются.

Маркетинг-план, где производится анализ рынков сбыта, оценка его конъюнктуры, прогноз спроса и динамики продаж на всем временном интервале исполнения проекта.

Возможности и эффективность применения маркетинга в шоу-индустрии в значительной степени зависят от особенностей ситуации на музыкальном рынке, концепции продвигаемого проекта, уровня конкурентной борьбы.

Маркетинг, применительно к продюсерскому проекту, - это модель управления, где все процессы направлены на удовлетворение эстетических либо иных потребностей слушателя, зрителя, покупателя аудионосителей и т.д., исходя из сегментного подхода к рынку и выбора целевой группы по полу, возрасту, профессиональной деятельности и другим критериям.

При составлении маркетинг-плана продюсер должен установить цель, которую он хочет достичь. Например, целью маркетинг-плана является создание суперпроекта, не имеющего аналогов на рынке музыкальной индустрии, и получение прибыли, в несколько раз превышающей вложения. В комплекс мероприятий по маркетингу при этом могут входить следующие исследования:

изучение целевой аудитории;

анализ возможностей продюсерской компании;

оценка в профессиональных кругах проекта и перспектив его развития;

изучение конкурентов;

выбор наиболее благоприятного сегмента рынка;

оценка используемых компанией методов ценообразования.

Правило 4Р:

· Проект (product). Сюда относят выбор целевой аудитории, позиционирование (стремление выделиться), базовые свойства (стилистика муз. материала, формат и имидж группы), дополнительные свойства рекламного хар-ра (интриги, увлекат. истории), хар-ки проекта, связанные с шоу-процессом (режиссура, манера исполнения, поведение на сцене).

· Ценообразование (price) – себестоимость муз. проекта (размер вложенных средств) + цены, устанавливаемые проектами-конкурентами (на концертную деят-ть и иные услуги) + цены, определяемые популярностью и уникальностью проекта.

При разработке маркетинг плана в первую очередь учитывается потребительская стоимость проекта, которая определяется степенью его востребованности, популярности и зрелищности.

· Place: клубы или концертные залы, на Беларусь или мировой уровень?

· Promotion.

Финансовый план и смета затрат (величина расходов на муз. проект):

Ø запись альбома;

Ø съемки клипа;

Ø ротация на радио и ТВ;

Ø ПР поддержка (пресса, радио, интернет);

Ø создание имиджа (костюмы, услуги стилиста, визажиста)

Ø фотосессии;

вознаграждение творческому составу

Поп-музыка развивается по законам бизнеса, а это требует наличия в ней новых профессий, значение и роль которых с годами серьезно возрастала.      Продюсер в музыкальном бизнесе ответственен за подготовку и реализацию продукта творчества в материальную форму. Конечный продукт продюсера - песня, альбом. Продюсер, как и дирижер - связующее звено между слушателем и музыкантами. Он должен не только знать, как добиться оригинального звучания исполнителя, но и представить, как на это отреагирует потребитель.

Музыкальный продюсер — лицо, ответственное за разработку стиля музыкального проекта, создание публичного имиджа проекта, а также за организацию, финансирование, и контроль за выполнением соответствующих работ.

Музыкальный продюсер может работать как с проектом в целом, так и над отдельно взятыми его альбомами, песнями, клипами, и/или концертными выступлениями.

Изначально в ведении музыкального продюсера находится контроль над процессом записи музыки, определение стиля репертуара, отбор стихов, музыки, и аранжировок. Но помимо этого он может вести отбор сценариев — для клипов или концертного выступления. Также музыкальный продюсер может определять и общую линию поведения проекта, вести разработку имиджа и развития созданного публичного образа.

Музыкальный продюсер обязан контролировать процесс написания и записи песен, реже — съёмок клипов, ещё реже — организацию концертных выступлений проекта.

Музыкальный продюсер подбирает технический персонал для проекта — ассистентов, монтажёров, сценаристов, операторов, режиссёров, звукооператоров, звукоинженеров, саунд-продюсеров.

Как правило, у крупных студий звукозаписи имеются свои музыкальные продюсеры, но нередко музыканты сами приглашают интересных им посторонних продюсеров, а в некоторых случаях — осуществляют музыкальное продюсирование своего проекта самостоятельно.

Работу, выполняемую музыкальным продюсером, можно сравнить с работой, выполняемой художественным руководителем. Однако, в отличие от художественного руководителя, в обязанности музыкального продюсера, входит не только руководство творческой частью работы проекта, но и организация и контроль материально-технического обеспечения этих работ (см. выше).

Белорусские продюсеры:

Владимир Кубышкин

Максим Алейников

Юрий Савош

Дмитрий Баранов


БИЛЕТ №5

Культура Древнего Египта.

Египет – великая культура. Речная культура – Нил. Человек глубоко проникает в тайну своего бытия. Культура – преобразования души человека. Пирамиды – идея бессмертия души. И архитектура и живопись. Наука развивается, т.к. мумификация открыла бальзамические тайны. Нравственность. Пирамиды строили не рабы, а свободные люди. «Проявлению божьему я не мешал». Мир как создание божье. Очень сильная культура, великая.

 

Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в 4 в. до нашей эры.

История государства и культуры Е. делится на несколько периодов;

· Раннее,

· Древнее,

· Среднее и

· Новое царство.

Ранний Е. - это было время образования рабовладельческого строя и деспотического господства, на протяжении которого сформировалась характерное для древних египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень.

Др. и Ср. царства характеризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Египта и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В культурном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание уникальных памятников искусства, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве. О грандиозности самой большой из егип. пирамид - пирамиды Хеопса, кот. не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира, говорят ее размеры: 146м - высота, а длина основы каждой из 4 граней - 230м.

Нов. царство было последним периодом внешней активности Е., когда он вел войны в Азии и сев. Африке. В это время особенно расцветала архит-pa храмов. Среди наибольших достижений худ. тв-ва этого периода образ царицы Нифертии из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Они продолжали хар-рную для Др. Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса - в фас.

Эта традиция исчезает в заключ. период падения Е., когда его завоевывает Персия.

В границах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древ, египтян о построении мира. Все множество раздробленных религий постепенно было сведено к определенной божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного среди всех божеств) слился с культами других богов. В Др. Е., где лишь фараон стоял над общ-вом, все остальные граждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в к-ре древ, египтян, как стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами.

Если в эпоху Др. царства только фараоны могли войти в «царство мертвых», построив себе пирамиду, то с времен Ср. Царства каждый имел право построить собственную гробницу. В Др. Е. все специальные знания концентрировались в небольшой группе людей, кот. составляла властвующая в общ-ве каста жрецов. Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и научившись их предвидеть.

В Др. Е. впервые в мире возникла практическая медицина, опред. развития достигла десятичная система счета в арифметике. Древ, египтяне владели также некот. эл-тарными знаниями в алгебре. Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки.

Древний Египет – государство в северо-восточной Африке, в нижнем течении р. Нил, одно из древнейших государств в мире.

Природные условия стали существенным фактором развития древнеегипетской цивилизации. В Нильской долине собирали по два урожая в год (до 100 ц. с га). Но эта долина составляла 3,5% территории Египта, на которой проживало 99,5% населения. Остальная территория – бесплодная и практически необитаемая пустыня. Культура развивалась в большей степени изолированно, ей была свойственна традиционность.

Отличительной чертой культуры Египта была наглядность и предметность. Вид – вот что главенствовало в культуре. Ритуалы и обряды занимали важное место. Это способствовало стабильности государства и культуры.

Пирамиды и оросительная система являлись наглядным свидетельством культуры Древнего Египта. В сознании египтян высота Нила связана с изменением положения Солнца: оно поднимается, достигает своего высшего положения и опять понижается, как и вода в Ниле.

Сфинкс – это тайна, многосмысленный образ. Гегель считал его символом египетского духа: человеческая голова, выглядывающая из тела животного, олицетворяет дух, который начинает возвышаться над природой. (Боги же изображались противоположным способом).

Наглядность и предметность древнеегипетской культуры связаны с особым отношением к пространству, со стремлением заполнить и организовать его. Все в культуре должно быть как-то выражено, зафиксировано. Это объяснялось характером хозяйственной деятельности, размах который в Египте был велик. Создание оросительной системы влекло за собой принципиально иную организацию жизни всего общества – государственную. Письменность и счетное дело получили развитие еще за 3000 лет до н. э. Все было учтено и сосчитано.

В Египте высоко почитались цари. Их имена и титулы считались священными, поэтому царя избегали называть по имени без особой надобности. Он олицетворял всеобщую власть, был поистине живым божеством и предметом всеобщего поклонения.

Власть фараона покоилась на громадных ресурсах земли, людей, продовольствия, вещей. Власть государства утверждалась в зримых формах собственности, в ее концентрации у отдельных лиц, начиная с фараона.

В период наивысшей централизации государства (III-IV дин.) начинается строительство пирамид. Сооружение громадных усыпальниц – свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшеюся на поданных и после его смерти. Царь – средоточие религиозной жизни, и от его земного благополучия и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны.

Именно в это время сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство объясняется застойностью общественного порядка, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно очень тесно было связано с религией, боготворящей силы природы и земную власть.

Высшим культом был культ солнечного божества, дающего жизнь и испепеляющего. Египет называли "страной солнца", а фараонов – "сынами Солнца". Круг – подобие солнечного диска – постоянно встречается в египетских орнаментах. Обелиск – архитектурная форма, впервые созданная в Египте,– символизировал солнечный луч.

Значительны достижения египтян в области мумификации, которые невозможны без соответствующих знаний в ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине, хирургии, анатомии.

Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует считать медицинские знания. Здесь впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова.

Древние египтяне занимались и такой важной отраслью науки, как математика, одним из крупнейших достижений которой было некоторое развитие десятичной системы исчисления.

На достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия. С высокой степенью точности построены пирамиды, дворцы. Были элементарные знания в области алгебры – умели решать уравнения с одним и двумя неизвестными.

Многие достижения древнеегипетской культуры вошли в арсенал европейской культуры, в том числе и науки, посредством греко-римской культуры. В основе календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит, в конечном счете, египетский календарь. В основе европейской медицины лежит древнеегипетская медицина.

Ряд мотивов лирики Древнего Египта вошли в качестве известных тем в мировую литературу.

Большое влияние на древние народы имела религия древних египтян: известен культ египетских божеств у греков и римлян. Христианство, возникшее в Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи и за ее пределами, уже в самом начале впитало в себя ряд моментов египетской религии: концепцию могущества слова божества, создающего мир, представления о вечной жизни после смерти, о загробном суде и др.

Исламский тип культуры.

Мухаммед. Арабский мир до него был очень разобщенный, языческий. Ислам меняет отношение к женщине. 5 раз молитва. Культ одного бога – Аллаха. Аллах делает человека чистым, но сам человек ее портит.

 

Относительно молодой тип культуры, главной отличительной чертой которого является строгий монотеизм - вера в единого бога - Аллаха. Культ Аллаха логично переходит в идею предопределенности человеческих поступков. Особенностью является и стремление подчинить религиозным законам (шариату) все сферы жизни правоверных. Вера в бога, исполнение норм религии, пятикратная молитва гарантируют вечную жизнь в раю. При этом ислам призывает к покорности земным властям. В центре арабо-исламской и тюрко-исламской культур находится Коран - священная книга с текстом обращений Аллаха к правоверным. В Коране сосредоточено мировоззренческое ядро исламской культуры. Ведущее место в культуре ислама занимает исламская картина мира, дополненная космогоническими представлениями.

           Несмотря на многообразие и уникальность традиций, восточные цивилизации «существенно не противоречат друг другу» в силу следования изначальному общему «высшему принципу» (Генон), и поэтому можно выделить некоторые общие особенности, присущие Востоку.

           1. Устойчивость Восточной цивилизации. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми.

           2. Связь с природой. Европейцы резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ез частью. Человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающие собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования обретет гармонию и целостность в себе самом.

           3. Приверженность традициям. Все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать что-нибудь подобное в древности. Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения.

           4. Особое отношение Востока к религии, которое отличается от Западного. Религии Востока - это прежде всего пути самосовершенствования, а через них и совершенствования окружающего мира.

           Если на Западе христианский Бог создал мир, людей и властвует над ними, являясь надмирным Богом, то на Востоке Боги не властвуют над природой, а являются её частью и находятся в зависимости от неё.

Арабский Восток, или исламский мир, отличается своей культурой от привычной нам европейской цивилизации, и это различие необходимо воспринимать не с позиции «выше – ниже», а объективно, без предвзятостей. Арабы (степняки, кочевники, пустынники) издревле населяли западную часть Аравийского полуострова (Йемен и Хиджад). Уже в начале I тыс. до н.э. здесь, в плодородных оазисах, существовала развитая земледельческая культура. В пустынных районах преобладало скотоводство – разведение овец, лошадей, верблюдов. Успешно осваивали арабы и морские просторы. Вначале они совершали каботажные плавания в Африку и Западную Индию, где уже в VII в. до н.э. основали торговые фактории. Во II в. до н.э. арабы неоднократно посещали Китай, поставляя на родину и в страны Запада фарфор, мускат, шелк и другие товары.

В то время арабы были язычниками, т.е. они поклонялись различным племенным богам. Например, у племени корейшитов главным был Бог – Аллах. Но в Мекке находился общеарабский храм – Кааба, в котором помещались изображения 300 местных идолов (божеств). Вместе с тем арабы знали другие религии – зороастризм, иудаизм, христианство, которые исповедывали прибывавшие в Аравию миссионеры. Все это позволяет сказать, что арабы издавна вели открытый образ жизни. В общении с другими народами осуществлялся взаимообмен не только в сфере хозяйства, но и в культурной области.

Социально-экономическое и культурное процветание арабов было нарушено в начале VI в. н.э., когда Йемен попал под власть Эфиопии, а затем – Персии. Результатом завоевательной политики персов была прокладка новых торговых путей из Индии в Европу через Иран. Поэтому города Южной Аравии оказались не у дел. В сельском хозяйстве также возникли проблемы, связанные с разрушением ирригационных (оросительных) систем. Ситуация была осложнена обострившимися межплеменными столкновениями, участившимися разбойничьими нападениями на торговые караваны, хозяйства земледельцев и скотоводов. Таким образом, в начале VII в. Юг Аравии переживал острейший социально-экономический кризис, под вопрос ставилось само существование арабов как цивилизованного народа. Многим казалось, что выправить ситуацию может только чудо.

И оно случилось – в 570 г. в Мекке, в знатной, но обедневшей семье родился необычный мальчик – Мухаммед. О его великом предназначении животные объявили человеческим языком. Однако чудесно предсказанный ребенок, прежде чем стать пророком, прошел сложный жизненный путь. Он рано осиротел и с 6 лет работал пастухом. В молодости Мухаммед познакомился с иудейскими и христианскими проповедниками, узнал основы их вероучения, а с 610 г. сам начал проповедническую деятельность. Он объявил, что истинным Богом является Аллах. Вера в Аллаха поможет людям избавиться от беспокоящих их проблем – бедности, межплеменных усобиц, объединит арабов в борьбе с «неверными» за возрождение былого процветания. Новая монотеистическая религия получила название – «ислам» или «мусульманство» (оба слова по-арабски означают покорность, преданность).

Опираясь на своих единоверцев, Мухаммед вскоре подчинил своему влиянию Мекку и весь Аравийский полуостров. Здесь сложилось единое арабское государство с теократической (религиозной) формой правления – халифат. После смерти Мухаммеда (632) арабские племена, объединившиеся под знаменем ислама, вышли за пределы Аравии. К началу VIII в. они подчинили себе все побережье Северной Африки (Магриб), юг Пиренейского полуострова (Испанию), Среднюю Азию, Закавказье, Северо-Западную Индию и Ближний Восток. Во всем этом регионе сложился единый тип цивилизации, основанный на религии ислама и арабо-мусульманской культуре, получил распространение язык межнационального общения и вероисповедания – арабский.

Однако по мере расширения арабского государства происходит его ослабление. Исламское общество теряет внутреннее единство, основанное на вере. Возникают различные направления ислама – суннизм, шиизм, суфизм и др. Нарастает сепаратизм правителей отдельных провинций халифата, разворачивается национально-освободительное движение ряда покоренных народов. В результате государство распалось на независимые эмираты и халифаты. Усугубило ситуацию внешнее воздействие: в 1055 г. турки-сельджуки, а в 1258 г. монголо-татары захватили Багдад – столицу халифата.

В целом история арабского средневековья делится на три периода:

меккано-мединский – домусульманская Аравия и возникновение ислама (VI–VII вв.);

дамасский (сирийский) – правление династии Омейядов, активная завоевательная политика (661-750);

багдадский (ирано-месопотамский) – правление династии Аббасидов, расцвет арабо-мусульманской культуры и распад халифата (750–1055).

Успешность завоевательной политики (экспансии) арабов во многом объясняется эффективностью их социальной политики. Ислам преподносился как религия эгалитарного характера, т.е. религия равенства, высокой нравственности, справедливости и порядка. Это обеспечивало поддержку исламу со стороны простых людей в странах, противостоящих арабам, ослабляло их сопротивление.

На основе религиозных норм строилась структура государственной власти. Халиф являлся высшим светским и духовным лицом в государстве с неограниченными полномочиями. Местные чиновники всецело зависели от халифа и одновременно контролировались соответствующими религиозными органами (общиной). Такая система в начальный период существования халифата действовала эффективно. Однако с IX–Х вв. в результате развития сепаратизма власть халифов стала ослабевать, а государственные чиновники все более отходят от принципов «исламского порядка».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.094 с.)