Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Ценностные ориентиры в клятвах национальных лидеров
Страна
| Т е к с т п р исяги
| Ценностный ориентир
| Российская Федерация
| Я клянусь исполнять полномочия Пре- зидента Российской Федерации, ува- жать права и свободы людей и граждан, гарантировать, отстаивать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет, независимость и неприкосновенность государства и верно служить гражданам
| Конституция РФ, суве- ренитет, независимость и неприкосновенность го- сударства
| Продолжение таблицы 5.4.2
Страна
| Т е к с т п р исяги
| Ценностный ориентир
| Германия
| Клянусь посвятить свою силу благопо- лучию немецкого народа, приумножать для него пользу, обращать от него беды, соблюдать и отстаивать конституцию и федеральные законы, исполнять свой долг сознательно и быть справедливым к каждому. Да поможет мне Бог
| Бог;
благополучие немецкого народа
| Гана
| Я, (имя), избранный на высокий пост Президента республики Гана клянусь именем Всемогущего Господа Бога (торжественно даю обещание), что буду по отношению к республике Гана добросовестным и верным; что буду во все времена соблюдать, защищать и отстаивать Конституцию республики Гана; что посвящу себя службе и бла- гополучию людей в республике Гана и по отношению к каждому буду спра- ведливым. Далее торжественно кля- нусь (торжественно обещаю) что в слу- чае, если я когда-либо нарушу данную клятву, то подчинюсь закону республи- ки Гана и понесу все наказания за это. (Да поможет мне Господь Бог)
| Благополучие людей, Все- могущий Господь Бог
| Греция
| Я клянусь во имя святой, равной и не- делимой Троицы охранять Конститу- цию и законы, заботиться об ее неукос- нительном соблюдении, отстаивать национальную независимость и непри- косновенность, защищать права и сво- боды греков и служить общим интере- сам греческого народа
| Святая Троица, интересы греческого народа
| Иран
| Во имя Господа Бога, Всемилостиво- го и Благосклонного Я, как Президент республики, клянусь перед Кораном, иранским народом, всемогущим и ве- ликим Аллахом, что я буду защищать официальную религию и Исламскую республику, а также Конституцию стра- ны, задействовать все мои способности и полномочия для реализации обяза- тельств, которые я взял на себя, посвя- титьсебяслужбенароду, развитиюстра- ны, распространению религии, морали, поддержки права и справедливости,
| Официальная религия, Аллах, Коран, исламские пророки, «чистый имам» (шиитское представление о скрытом имаме), разви- тие страны, распростра- нение морали, справед- ливость, защита границ, политической, научной, культурной независимо- сти страны
| Продолжение таблицы 5.4.2
Страна
| Т е к с т п р исяги
| Ценностный ориентир
|
| отказаться от произвола, не жалеть усилий для защиты границ, политиче- ской, научной, культурной независи- мости страны, с помощью Аллаха и бу- дучи верным предсказаниям исламских пророков и чистому Имаму — да будет с ними мир — оберегать власть, кото- рую народ доверил благоговейному пе- ред Богом, готовому на жертвы и тво- рящему право, как святыню, и потом передать ее избранному народом
|
| Турция
| Я клянусь перед Большой Турецкой Нацией и перед историей моей честью и моим достоинством, что я в качестве Президента республики буду защи- щать существование и независимость государства, неделимое единство Ро- дины и Нации, неограниченный и не- оспоримый суверенитет нации, буду следовать
верховенству права, демократии, прин- ципам и реформам Ататюрка, а также принципу лаицистической республи- ки, не отклоняться от идеала, следуя которому, в духе добра и благополучия нации, национальной солидарности и справедливости каждый может на- слаждаться правами человека и основ- ными свободами, всей моей силой за- ботиться о защите и приумножении славы республики Турция, а также об объективном исполнении обязанно- стей, которые я взял на себя
| Турецкая нация, нацио- нальная история и слава Турции, идеология Ата- тюрка, «неделимое един- ство Родины и Нации»
| Украина
| Я присягаю Украине на верность. Я обя- зуюсь всеми своими действиями от- стаивать суверенитет и независимость Украины, заботиться о благополучии Родины и украинского народа. Кля- нусь соблюдать Конституцию и законы Украины, исполнять мои обязанности в интересах всех соотечественников
| Благополучие Родины и украинского народа, интересы соотечествен- ников
| Великобритания
| Архиепископ: Будете ли вы торже- ственно обещать и клясться управ- лять народами Соединенного Коро- левства Великобритании и Северной
| Закон Божий, Евангелие, протестантская рефор- матская религия, англи- канская церковь, обычаи
| Продолжение таблицы 5.4.2
Страна
| Т е к с т п р исяги
| Ценностный ориентир
|
| Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, и вашим имуществом и дру- гими территориями в соответствии с их законами и обычаями?
Королева: торжественно обещаю так делать.
А.: Будете ли вы справедливы и мило- сердны в выполнении всех ваших ре- шений?
К.: Буду.
А.: Будет ли в ваших силах сохранить закон Бога и Евангели?
К.: Да.
А.: Будете ли вы делать все возможное, что в ваших силах, чтобы сохранить в Соединенном Королевстве установ- ленную законом протестантскую ре- форматорскую религию?
К.: Да.
А.: Будете ли вы поддерживать и со- хранять нерушимость англиканской церкви и ее учения, как они по закону созданы в Англии?
К.: Да.
А.: И вы сохраните и епископов, и духо- венство Англии, и все их права и при- вилегии?
К.: Все это я обещаю сделать. Да помо- жет мне Бог
|
| Китай
| Я торжественно и искренне клянусь перед народом по всей стране, что я буду соблюдать Конституцию и до- бросовестно выполнять свои обязан- ности по, повышению благосостояния народа, обеспечению безопасности государства, и никоим образом не об- мануть доверие народа. Если я нарушу клятву, я буду готов понести суровое наказание со стороны государства. Это моя торжественная присяга
| Повышение благосостоя- ния народа, обеспечение безопасности государства
| Хорватия
| Я торжественно клянусь исполнять обязанности президента Республики Хорватии добросовестно и ответствен- но на благо хорватского народа и всех граждан Хорватии. Как глава хор- ватского государства я буду держать
| Хорватия, хорватский народ, независимость и единство хорватского народа;
Бог
| Продолжение таблицы 5.4.2
Страна
| Т е к с т п р исяги
| Ценностный ориентир
|
| Конституцию и законы, заботиться о соблюдении конституционного строя Республики Хорватия, лелеять надле- жащие и справедливые действия всех органов государственной власти и со- хранить независимость, существование и единство хорватского государства. Да поможет мне Бог!
|
| Беларусь
| Вступая в должность Президента Ре- спублики Беларусь, торжественно кля- нусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать
и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, а также строго и добросовестно испол- нять высокие обязанности, возложен- ные на меня
| Беларусь и белорусский народ
| Бразилия
| Я обещаю, сохранение, защиту и со- блюдение Конституции, соблюдать законы, содействовать общему благо- состоянию бразильского народа и со- хранить союз целостности и независи- мости Бразилии
| Бразилия и бразильский народ, целостность и не- зависимость государства
| Финляндия
| Я, (имя), избранный народом Финлян- дии в качестве президента Республики, настоящим подтверждаю, что в моих президентских обязанностях я буду честно и добросовестно соблюдать Конституцию и законы республики и в меру своих возможностей содей- ствовать благосостоянию народа Фин- ляндии
| Благосостояние народа Финляндии
| Гватемала
| Я обещаю сделать и сохранить поли- тическую конституцию Республики Гватемала и ее законы, быть добросо- вестным в любви к моей стране, соот- ветствовать посту президента респу- блики, что общественность дала мне легально и законно, глядя выше Все на благо и процветание страны, и да помо- жет мне Бог, и если я не буду делать это, то народ должен потребовать от меня
| Процветание Гватемалы, Бог
| Продолжение таблицы 5.4.2
Страна
| Т е к с т п р исяги
| Ценностный ориентир
| Гонконг
| Я, (имя), хочу поклясться, что в каби- нете главы исполнительной власти Гон- конга (Специальный административ- ный район Китая) я буду отстаивать Основной закон Гонконга, специально- го административного района Китая, хранить верность Гонконгу, специаль- ному административному району Ки- тая, и служить Гонконгу, специально- муадминистративному району, честно, добросовестно, в полном соответствии с законом, и нести ответственность пе- ред правительством Республики Китай
| Гонконг, общекитайское единство
| Индия
| Я, (имя), клянусь во имя Бога (или торжественно подтверждаю), что буду добросовестно исполнять должность президента (или выполнять функ- ции президента) Республики Индия и в меру моих возможностей сохра- нять и защищать Конституцию и закон и что я посвящу себя службе и благосо- стоянию народа Республики Индия
| Бог, благосостояние на- рода
| Индонезия
| Во имя Всемогущего Бога, я клянусь, что буду выполнять обязанности Пред- седателя (вице-президента) Республи- ки Индонезия в меру своих способно- стей и максимально справедливо и что я буду неукоснительно соблюдать Кон- ституцию и последовательно прово- дить в жизнь законы и правила в служ- бе стране и народу
| Бог, справедливость, Ин- донезия и индонезийский народ
| Израиль
| Президент: Я обязуюсь поддерживать лояльность по отношению к государ- ству Израиль и его законам и добро- совестно выполнять свои обязанности в качестве президента государства.
Премьер-министр: Я, (имя), клянусь качестве премьер-министра нести вер- ность государству Израиль и его за- конам, добросовестно выполнять свои обязанности премьер-министра в со- ответствии с решением кнессета
| Государство Израиль
| Продолжение таблицы 5.4.2
Страна
| Т е к с т п р исяги
| Ценностный ориентир
| Италия
| Президент: Я клянусь быть верным Республике и лояльно соблюдать свою Конституцию.
Премьер-министр:
Я клянусь быть верным Республике; соблюдать Конституцию и законы, ис- полнять свои обязанности исключи- тельно в интересах нации
| Республика, интересы на- ции
| Ливан
| Я клянусь Всемогущим Богом соблю- дать Конституцию и законы ливанско- го народа и сохранить независимость Ливана и его территориальную целост- ность
| Бог, территориальная целостность и независи- мость Ливана
| Мексика
| Я обещаю придерживаться Конститу- ции Мексиканских Соединенных Шта- тов и законов, которые из нее вытека- ют, быть приверженным патриотизму, соответствовать посту, который обще- ственность дала мне, глядя в первую очередь на благо и процветание Союза, и нация должна это требовать от меня
| Патриотизм, нация, про- цветание Мексики
| Молдова
| Я торжественно клянусь посвятить все свои личные силы и возможности для прогресса и процветания Республики Молдова, всегда соблюдать Конститу- цию и законы страны, защищать демо- кратию, основные права и свободы че- ловека и суверенитет, независимость, единство и территориальную целост- ность Молдовы
| Прогресс и процветание Молдовы, демократия, основные права и свобо- ды человека и суверени- тет, независимость, един- ство и территориальная целостность Молдовы
| Нидерланды
| Я клянусь перед народом королевства, что я всегда буду соблюдать и защищать статут Королевства и Конституцию.
Я клянусь, что я буду защищать и со- хранять изо всех сил независимость и территории Королевства, что я буду защищать свободу и права всех гол- ландцев, и всех жителей, и будеу ис- пользовать для поддержания и поо- щрения благосостояния, все средства, которые законом даны в мое распоря- жение, как хороший и настоящий ко- роль должен делать.
Да поможет мне Бог всемогущий!
| Статут Королевства, сво- бода и права голландцев, Бог
| Продолжение таблицы 5.4.2
Страна
| Т е к с т п р исяги
| Ценностный ориентир
| Норвегия
| Я обещаю и клянусь, что буду управ- лять Королевством Норвегия в со- ответствии со своей Конституцией и законами; да поможет мне Бог Всемо- гущий и Всезнающий
| Бог Всемогущий и Всез- нающий
| Пакистан
| Я, (имя), торжественно клянусь, что я мусульманин, и я верю в единого Алла- ха, книги Аллаха в Священном Коране, Пророка Мухаммеда как последнего из пророков, и что не может быть пророка после него, в Судный День, и все тре- бования и учение Священного Корана и Сунны.
Что я буду нести истинную веру и вер- ность Пакистану. Как президент Паки- стана я буду исполнять свои обязанно- сти и выполнять свои функции честно, в меру моих возможностей, добросо- вестно, в соответствии с Конституци- ей Исламской Республики Пакистан и законом, и всегда в интересах обе- спечения суверенитета, целостности, солидарности, благополучия и про- цветания Пакистана. Я не позволю моим личным интересам влиять на мое поведение на службе или на мои офи- циальные решения. Я буду сохранять и защищать Конституцию Исламской Республики Пакистан, во всех обстоя- тельствах я буду отстаивать интересы народа в соответствии с законом, без страха и пристрастия, привязанности или неприязни.
Я не буду прямо или косвенно рас- крывать любое лицо, любой вопрос, который должен находиться под моим рассмотрением или должен стать из- вестным мне как президенту Пакиста- на, за исключением случаев, которые могут потребоваться для надлежащего исполнения своих обязанностей в ка- честве президента.
Аллах всемогущий помощь и руковод- ство мне
| Аллах, Священный Коран, Мухаммед, Судный День, суверенитет, целостность, солидарность, благополу- чие и процветание Паки- стана
| Продолжение таблицы 5.4.2
Страна
| Т е к с т п р исяги
| Ценностный ориентир
| Филиппины
| Я торжественно клянусь, что я буду неукоснительно и добросовестно вы- полнять свои обязанности в качестве президента [или вице-президента, или исполняющего обязанности президен- та] Филиппин, сохранять и защищать свою Конституцию, выполнять свои законы, справедливость для каждого человека, и посвятить себя на службу нации. Да поможет мне Бог
| Справедливость для каж- дого человека, нация, Бог
| Польша
| Вступая по воле нации в службу Пре- зидента Республики Польша, я торже- ственно клянусь быть верным поло- жениям Конституции, и я обещаю, что я буду твердо защищать достоинство нации, независимость и безопасность государства, а также, что буду служить на благо Родины и процветания своих граждан. Это навсегда останется моим высшим долгом
| Достоинство нации, неза- висимость и безопасность государства, Родина, про- цветание граждан
| Португалия
| Я клянусь честью добросовестного вы- полнения функций, с которыми я стал президентом, защищать, отстаивать и следить за тем, чтобы соблюдалась Конституция Португальской Респу- блики
| Предвыборные принципы
| Румыния
| Я торжественно клянусь посвятить все свои силы и лучшие мои способности к духовному и материальному благо- получию румынского народа, соблю- дать Конституцию и законы страны, защищать демократию, основные пра- ва и свободы сограждан, суверенитет Румынии, независимость, единство и территориальную целостность. Да поможет мне Бог!
| Духовное и материальное благополучие румынско- го народа, демократия, суверенитет Румынии, независимость, единство и территориальная це- лостность, Бог
| Сингапур
| Я, (имя), который был избран Прези- дентом Республики Сингапур, торжест- венно клянусь (подтверждаю), что буду добросовестно исполнять свои обязан- ности как таковые в меру моих воз- можностей без страха и пристрастия, привязанности или неприязни, безот- носительно принадлежности к любой
| Вера и верность Сингапу- ру, неангажированность
| Продолжение таблицы 5.4.2
Страна
| Т е к с т п р исяги
| Ценностный ориентир
|
| политической партии, и что я буду не- сти истинную веру и верность респу- блике, и что я буду сохранять, защи- щать и отстаивать свою Конституцию
|
| ЮАР
| В присутствии собравшихся здесь, и в реализации в полном объеме вы- сокого призвания, я клянусь (торже- ственно подтверждаю) быть верным Республике Южная Африка и торже- ственно и искренне обещаю, что буду впредь противостоять всему, что может нанести вред Республике; подчиняться, соблюдать, защищать и поддерживать Конституцию и все другие законы Ре- спублики; исполнять свои обязанности в меру своих знаний и способностей, в соответсвии с совестью; и посвя- тить себя благосостоянию республики и всего ее народа. Да поможет мне Бог
| Национальная безопас- ность, благосостояние го- сударства и народа, Бог
| Испания
| Клянусь добросовестно выполнять свои функции, чтобы сделать так, что- бы были соблюдены Конституция и за- коны, уважались права граждан и авто- номных сообществ
| Права граждан и автоном- ных сообществ
| Швеция
| Я, (имя), подтверждаю обещание своей честью и совестью, что буду беспри- страстен как для богатых, так и для бедных, проявлять правосудие по всем вопросам, в меру моих возможностей и совести, и судить по закону коро- левства Швеция; что я никогда не буду манипулировать законом или не буду несправедливым по причине родства, отношения по браку, дружбе, зависти, недоброжелательства, страха, ни за взятки или подарки, или по любой дру- гой причине в любом виде; не буду объ- являть виновным того, кто невиновен, или невинным того, кто является вино- вным. Все это, как честный и правед- ный Судия, я и должен добросовестно соблюдать
| Социальная справедли- вость
| Продолжение таблицы 5.4.2
Страна
| Т е к с т п р исяги
| Ценностный ориентир
| США
| Я, (имя), торжественно клянусь, что буду честно выполнять обязанности Президента Соединенных Штатов и делать все, что в моих силах, чтобы поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединенных Штатов. Да поможет мне Бог
| Конституция США, Бог
|
Аксиология воинской присяги
Еще одним потенциальным воплощением государственных ценно- стей может служить текст воинской присяги. Чему должны присягать граждане страны, поступающие на военную службу? Очевидно, в тек- сте присяги должны указываться высшие государственные ценности, которые он обязуется защищать. Однако контент-анализ показывает разнородность ценностного содержания воинских присяг различных стран мира. Исходя из идентифицируемых ценностей, они могут быть разделены на четыре основные группы (рис. 5.4.1).
1-
Присяга вооруженных сил Российской империи
| | Присяги, апеллирующие к Богу и другим мировоззренческим
трансцендентным ценностям
| | ый аксиологический тип
2-
Присяга бойцов Красной Армии
| | Присяги, апеллирующие к социальным и другим
идеологическим ценностям
| | ой аксиологический тип
3- Присяга вооруженных сил СССР
(позднесоветский период)
| |
Присяги, апеллирующие к государству и нации
| | ий аксиологический тип
4-
Присяга вооруженных сил Российской Федерации
| |
Присяги, апеллирующие к Конституции
и существующему государственному режиму
| | ый аксиологический тип
Рис. 5.4.1.Классификация воинских присяг по критерию ценностного содержания
Эти группы при очевидности открывшейся шкалы ценностной на- сыщенности устанавливают своеобразные аксиологические уровни71.
К первой группе (высшему уровню) относятся присяги, содержа- щие апелляции к Богу как высшему мерилу ценностей государствен- ного существования. К этому классу относятся воинские клятвенные тексты значительной части натовских государств. Декларируемый ими секулярный принцип в данном случае не работает. Религии в натовских государствах не отделены от армии. Именем Бога торжественно при- сягает каждый поступающий на воинскую службу новобранец. Права атеистов в данном случае не берутся в расчет.
Вторая группа присяг содержит апелляции к ценностям социального характера. Присутствующие в текстах соответствующие формулировки указывают на наличие идеологии, идущей не от Бога, а от человека. Тако- выми были присяги бойцов Красной Армии, адресуемые к «трудящим- ся», «трудовому народу». В соответствии с коммунистической идеологи- ей подразумевалось, что классовой общности людей труда противостоят нетрудовые эксплуататорские классы. Термин «трудящиеся» в присяге советских военнослужащих не являлся идеологически нейтральным.
Третья группа присяг апеллирует к самому факту существования народа и государства, на верность которым и присягает военнослу- жащий. Правильная в сущности постановка вопроса: высшей ценно- стью для любого государства является само государство. Однако за скобками остается проблема ценностного наполнения его существо- вания. В чем заключается специфичность и неповторимость данного национального государства? Не отвечая на этот вопрос, значительная часть присяг оказывается текстуально изоморфна (подобна друг дру- гу). Измените наименование государства, и соответствующая форму- лировка может быть вложена в уста военнослужащего любой страны. В этом, собственно, и заключается принципиальная разница между на- циональной армией и армией легионеров. При переходе от уровня к уровню по мере снижения аксиологического потенциала наемнический (практически коммерческий) дух воинских присяг только усиливается. Низкая эффективность армии легионеров в войнах, касающихся само- го факта существования нанявшего их государства, неоднократно под- тверждалась на историческом материале. Апелляция присяг третьего типа оказывается, таким образом, недейственна.
В остающихся номинально общенародными российских вооружен-
ных силах, наряду с другими методами деидеологизации, внедряется
71 www.situation.ru/…/j_art_988.htm —; community.livejournal.com/skif_osn/5391.html www.stepashka.us/index.php?showtopic=39740; Строков А.А. История военного искус- ства: т. 1. М., 1967.
(через доминирование соответствующих ценностей) дух наемника,
«солдата удачи». В «горячие точки» направляются главным образом солдаты-контрактники. Установка на профессионализацию армии «по- российски» подразумевает практически ее коммерциализацию и лише- ние духовных патриотических основ непобедимости.
Наконец, четвертая группа присяг апеллирует уже даже не к го- сударству, а к его законам, конституционному строю. Именно таким образом содержательно выстроена современная российская воинская присяга. Гражданин, призванный в ряды вооруженных сил РФ, защи- щает не страну, землю своих предков и Родину, а действующую Консти- туцию. По существу подразумевается — государственный режим. Но конституционные законы исторически преходящи. Когда конституция не соответствует задачам, стоящим перед страной, она отменяется. Что будут при такой ситуации защищать вооруженные силы? Истории не- известны прецеденты, когда нападение на страну осуществлялось по причине борьбы с ее конституционным законодательством. Нападают на саму страну, а вовсе не на ее конституцию (и даже не на государ- ство). Из этого следует вывод, что армия этого типа ценностно ориен- тируется отнюдь не на борьбу с внешними противниками. Историче- ски российская воинская присяга содержательно эволюционировала от первого (Российская империя) к четвертому (Российская Федерация) аксиологическому типу. Текст клятвы солдата ценностно девальвиро- вал, отражая тренд инволюции национального государства.
Контент-анализ воинских присяг 22 государств позволяет говорить
об особом ценностно выхолощенном типе клятвы военнослужащего, сложившемся на политическом пространстве бывшего СССР. Содер- жательно эти тексты как бы калькируют друг друга. Вывод о том, что их создание связано с единым источником, представляется обоснован- ным. По своим идейно-мобилизационным потенциалам эти присяги существенно уступают аналогичным документам, используемым в ар- миях других государств.
Характерно отсутствие в тексте присяги Российской Федерации по- нятия «врага». Воинская служба обязательно предполагает наличие ве- роятного противника. На существование врагов страны указывалось в текстах всех ранее принимаемых в истории России клятв военнослужа- щего. Термин «враг» присутствует в присягах традиционно позицио- нируемых в качестве либеральных демократий государств, таких как
США, Австралия, Финляндия, Швеция (в шведской версии — «агрес- сор»). В отличие от них Российская Федерация сегодня избегает пря- мого признания внешних противников. Зато текст присяги россий- ского военнослужащего — это единственный в своем роде документ,
который подчеркивает необходимость соблюдения не только законов России, но и законодательств стран прохождения воинской службы. Почему это положение должно быть особо актуально для российских военных? Остается загадкой, если не предполагать, что государствен- ного суверенитета России больше не существует.
Показательно, в сравнении с текстом воинской присяги СССР, вы- глядит трансформация тональности карательного компонента за из- мену клятве. В советских версиях непременно присутствовал мораль- ный компонент осуждения. Несмотря на модификации, неизменным оставался высокий пафос возмездия: «да будет моим уделом всеобщее презрение, и да покарает меня суровая рука революционного закона»,
«пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая нена- висть и презрение трудящихся», «пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение советского наро- да». Ничего подобного в присяге военнослужащего Российской Феде- рации не обнаруживается. Моральная компонента в ней отсутствует. Карательный компонент за измену сводится только к словам об «ответ- ственности, установленной законом» (табл. 5.4.3). Почему положение о презрении народа к предателю оказалось изъято из нового текста при- сяги? Может быть, теперь измена воинской клятве ни является пред- метом морального осуждения? Или императив верности воинского служения тоже понимается в современности как проявление конститу- ционно запрещенной государственной идеологии?
Таблица 5.4.3
|