Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формулы выражения национальной идеи
Продолжение таблицы 5.3.1
Продолжение таблицы 5.3.1
Продолжение таблицы 5.3.1
Продолжение таблицы 5.3.1
Продолжение таблицы 5.3.1
Продолжение таблицы 5.3.1
Выделяются восемь основных типов ценностных ориентиров. 1. Бог, религиозные и этические ценности (пример: девиз Иорда- нии — «Бог, Родина, Король»). 2. Историческая традиция государственности, апелляция к предкам (пример: неофициальная формула Израиля — «Земля обетован- ная»). 3. Государственное единство (пример: девиз Индонезии — «Един- ство в разнообразии»). 4. Идеологический проект, апелляция к будущему (пример: девиз Ливии — «Свобода, социализм, единство»). 5. Национальное освобождение, суверенность (пример: девиз Эри- треи — «Никогда не станем на колени»). 6. Международная интеграция, международное позиционирование, характер взаимоотношений с другими государствами (пример: девиз Панамы — «Для выгоды мира»). 7. Специфика национального жизненного уклада, особенности бы- тия (пример: девиз Люксембурга — «Мы хотим оставаться теми, кто мы есть»). 8. Права и благосостояние человека, национальный интерес (при- мер: девиз Алжира — «Революция людей и для людей»). Выделенные типы есть чистые модели национальной идеи, тогда как в реальной практике встречаются смешанные и комбинированные формулировки. Такой является, например, трехкомпонентная формула современной Германии «Единство, Право и Свобода». Национальная идеология не исчерпывается девизом. В отличие от сжатой девизной формулы, в разрабатываемой идеологической доктрине должны при- сутствовать все из перечисленных в классификации критериальных ценностных ориентиров. При отсутствии любого из них как непремен- ной функции существования национального государства выстраивае- мая система окажется жизненно неустойчивой.
От идеологии государства, как условие ее состоятельности, требу- ется следующее. 1. Выдвижение общих мировоззренческих ориентиров, выводящих на выстраивание системы этических координат. 2. Определение линии национального исторического преемства, са- мосознание нации в прошлом. 3. Обоснование оснований государственного единения, выдвиже- ние интегративных императивов. 4. Установление целевых ценностных ориентиров, самосознание на- ции в проекции будущего. 5. Утверждение принципа национальной суверенности, идентифи- кация потенциальных угроз суверенитету. 6. Определение характера позиционирования в мировом ансамбле государств, выработка комплекса идей, адресуемых миру. 7. Самоидентификация специфики национального бытия, выражае- мая в различных сферах (нишах) его существования. 8. Социально-гуманистическая ориентированность, включенность в идеологию как интересов отдельно взятого индивидуума, так и национальных интересов.
Аксиология присяги В чем клянется и чему присягает вступающий в статус главы государ- ства национальный лидер? Высшая государственная власть вверяется ему не ради самого властвования, а для реализации им неких функцио- нальных ценностных установок. Это аксиологическое требование рас- пространяется не только на выборные фигуры президентов и премьеров, но и на национальных монархов. К ним, как к сакрализуемым символам нации, оно предъявляется даже более жестко. Достаточно сослаться в этом отношении на процедуру коронации русских самодержцев. Цере- мония носила преимущественно религиозный характер. Начиналась процедура коронования с чтения вступающим на престол новым госу- дарем Символа Веры. Данный процедурный элемент имел обязательный характер и при коронации французских и английских монархов. Далее осуществлялся чин миропомазания царя, означавший наделение свет- ской власти высшими духовными прерогативами. Монарх возглашал во время осуществления таинства «Печать и дар Святого Духа»69. Причащение государя проводилось в алтаре, что уравнивало его в правах с духовенством. Важным моментом церемонии была клятва мо- нарха в служении ценностям православной веры. Православие было выс- шим аксиологическим ограничителем, задающим ценностный формат политической и управленческой деятельности верховного суверена70. Религиозная атрибутика по сей день присутствует в церемониях вступления на престол монархов европейских королевств. Примером такого рода может служить церемониал коронации в Соединенном ко- ролевстве. Центральную роль в нем помимо самого монарха призван играть представляющий англиканскую церковь архиепископ Кентербе- рийский. Какой-либо рефлексии, что это оскорбит как-то религиозные чувства представителей иных конфессий у британцев не возникает.
Инаугурация российского президента выглядит абсолютно деса- крализованной процедурой. Какого-либо высшего мировоззренческо- го смысла в официальном церемониале вступления в президентскую должность не обнаруживается. В этом отношении совершенно ина- че, чем российский церемониал, выглядит инаугурация президента в США. Это различие выражается прежде всего в вопросе об исполь- зовании религиозной атрибутики. Если президент США клянется на Библии, то президент России — на Конституции РФ. Избранник аме- риканского народа завершает присягу воззванием к Богу, российский национальный лидер ограничивает клятвенную речь кратким, весьма ограниченным перечислением своих функциональных обязанностей. О том, что присяга президента на священной книге одной из религи- озных конфессий дискриминирует другие, в частности американских мусульман и иудеев, в США вопрос не возникает. Клятва на тексте конституции в мировозренческо-ценностном от- ношении бессмысленна. Присягать человек может лишь на священных реликвиях, каковой для христиан выступает Библия. Конституция — это инструмент, а отнюдь не высшая ценность государства. При необходимо- 69 Барсов Е.В. Исторический очерк чинов священного венчания на царство в связи с развитием идеи царя Руси: кн. 1 // ЧОИДР. 1883; Катаев Н. О священном венчании и помазании царей на престол. СПб., 1847. 70 Уортман Р.С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т. 1: От Пет- ра Великого до смерти Николая I. М., 2002. С. 51, 62–63. сти она может быть текстуально изменена и даже заменена. Библейский текст, в отличие от конституционного, не подвержен модификациям. Присяга на управленческом инструменте воссоздает архетипы фе- тишистских преклонений древности, означает подмену духовных цен- ностей материализованными средствами. Обзор инаугурацонных про- цедур в странах современного мира позволяет утверждать, что присяги национальных государственных лидеров на сакральных атрибутах ре- лигиозного толка (в христианских странах — на Библии, мусульман- ских — на Коране) имеют не просто широкое, а доминирующее рас- пространение (табл. 5.4.1). Таблица 5.4.1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.025 с.) |