Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идейная деавтаркизация, возрастание степени открытости по от-
ношению к Западу. Смутное время — одна из низших точек на истори- ческой кривой, отражающих состояние цивилизационной идентичности России. Еще недавно позиционирующаяся как Третий Рим страна факти- чески добровольно отказалась от ценности национального суверенитета. В 1610 г. Земский Собор избрал на русский престол польского королеви- ча католика Владислава. Москва единодушно присягнула новому госуда- рю. Низложенный прежний царь Василий Шуйский был направлен в ка- честве пленного в Польшу. Характерно, что русские сами передали его в руки поляков. Этапирование бывшего московского царя по польским городам преподносилось как национальный триумф Речи Посполитой. От имени Владислава Москвой управляла компрадорская, говоря совре- менным языком, олигархическая группировка Семибоярщины. Описания бесчинств поляков в российской столице близко к по- нятию этноцида. В Китай-городе польскому истреблению подверглось около семи тысяч жителей. Сожжение поляками Замоскворечья сле- дующим образом описывалось очевидцем событий: «Излился фиал горя — разгромлен был царствующий город Москва. Рухнули тогда высоко вознесенные дома, блиставшие красотой, — огнем истреблены, и все прекраснокупольные церкви, прежде славой божественной сияв- шие, скверными руками начисто разграблены были. И множество на- рода христианского мечами литовцев изрублено было, а другие из до- мов своих и из городов бежали поспешно, ища спасение»42. Удивительно, что русские сами передали себя в руки онтологическо- го противника. В то же самое время в Новгороде был проведен альтер- нативный по отношению к Москве Земский Собор. Царем на нем был избран также иностранец — шведский королевич лютеранин Карл. 41 Тузанович Н.Б. Процесс формирования секулярной личности в российском обще- стве первой половины XVII века: дис. …канд. ист. наук. М., 2008. 42 Творогов О.В. Древняя Русь. События и люди. СПб, 1994. С. 152–153. Действия шведов на северо-востоке страны мало отличались от описанных выше бесчинств. Метания между польским и шведским наследными принцами объясняются установившимся тогда неверием русских в собственные силы, представлением о панацее в виде ино- странного властителя. Переориентация от понимания иностранного как «чужебесия» в эпоху Ивана Грозного к интерпретации его как позитива фиксирует- ся уже при Борисе Годунове. «Никто из прежних московских царей, — указывал Н.И. Костомаров, — не отличался такой благосклонностью к иностранцам, как Борис. Он пригласил в свою службу ливонских немцев, принимал также к себе иностранцев, приезжавших из Герма- нии, Швеции, Франции, составил особый отдел войска из иноземцев, дал всем ливонцам, населенным еще при Грозном в Москве, льготы от податей и повинностей, а для некоторых из них предоставил право бес- пошлинной торговли, позволил построить в Немецкой слободе проте- стантскую церковь, пригласил к себе нескольких иностранных врачей и аптекарей… Иностранцы, довольные обхождением с ними Бориса, говорят, что он даже помышлял выписывать из-за границы ученых му- жей и заводить в Москве высшую школу…»43. При Лжедмитрии I апел- ляция к Западу приобретает уже характер культа.
Именно в начале XVII в. формируется тип русского западничества. Первым западником Н.А. Бердяев считал князя И.А. Хворостинина, окольничего и кравчего при дворе Лжедмитрия I44. Недовольный гру- бым и глупым, с его точки зрения, проявлением московской религи- озности, он фактически демонстративно примкнул к католическим ксендзам и полякам. И.А. Хворостинин одним из первых в России стал заводить у себя латинские религиозные книги и образа. Не огра- ничившись собственным переходом в латинство, он и своим крестья- нам запретил посещение православных церквей, глумясь перед ними над православием45. Все это — очевидная ценностная инверсия. Региональная автономизация. Несколько столетий выстраива- лась и последовательно укреплялась идеология русского централизо- 43 Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1993. С. 354–355. 44 Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 54. 45 Изложение на еретики-злохульники // Савва В. И. Сочинения князя Ивана Ан- дреевича Хворостинина. ЛЗАК за 1905 г. СПб., 1907. Вып. 18. С. 1–106; Словеса дней и царей и святителей московских // Памятники древней русской письменности, отно- сящиеся к Смутному времени. СПб., 1909. С. 525–558; Платонов С. Ф. Древнерусские
сказания и повести о Смутном времени XVII в. как исторический источник. СПб., 1913. С. 230–240; Семенова Е.П. И.А. Хворостинин и его «Словеса дней» // ТОДРЛ. 1979. Т. 34. С. 286–297. ванного государства. В Смутное время в поразительно короткий срок ценность единства была отброшена. Это особо наглядно проявилось в одновременном избрании на русский царский престол различными регионами России собственных ставленников. Такая ситуация сложи- лась, в частности, в 1610–1612 гг., когда Москва присягнула Владиславу, Новгород — Карлу, в Пскове к власти пришел Лжедмитрий III (само- званец Сидорка), в Ярославле функционировал собранный Д. Пожар- ским и К. Мининым Земский собор, чеканилась собственная монета46. В начале XVII в. доминировало еще династическое средневековое понимание государственной власти. Сообразно с ним региональная дезинтеграция осуществлялась не через провозглашение суверенности регионов (как будет при последующих кризисах государства в исто- рии России), а как избрание государя, альтернативного выбору Центра. Ряд получивших признание самозванцев имели собственные столи- цы. Лжедмитрий II сидел в Тушино. Лжедмитрий III, как было сказано выше, в Пскове. Лжепетр — в Царицыно, Лжеавгуст — в Астрахани47. Легитимность Василия Шуйского, официально коронованного царским венцом, ограничивалась по существу лишь Москвой. Утвер- дивший его на престоле Земский Собор был созван исключительно из москвичей. «Ему, — свидетельствовал об избрании Василия Шуйского хронист Конрад Буссов, — поднесли корону одни только жители Мо- сквы, верные соучастники в убиении Димитрия, купцы, сапожники, пирожники и немногие бояре»48. Традиционно политически противопоставляла себя Центру Север- ская Украйна. Это противостояние дало Л.Н. Гумилеву даже основание утверждать о формировании в Смутное время в южнорусских землях особого этноса «севрюков». Именно они составляли основу воинства Лжедмитрия I и Ивана Болотникова49. Помимо социальной, имелась и этническая конфликтная подопле- ка в событиях Смуты. Произошедший региональный раскол России описывался С.Ф. Платоновым следующим образом: «Можно удивлять- ся тому, как быстро и дружно встали южные города против царя Ва- силия Шуйского. Как только узнали в Северщине и на Поле о смерти самозванца, так тотчас же отпали от Москвы Путивль и с ним другие северские города, Ливны и Елец, а за ними и все Поле до Кром включи- тельно. Немногим позднее поднялись заоцкие, украинные и рязанские 46 Варенцов Г.А., Коваленко Г.М. Хроника «бунташного века». Очерки истории Новго- рода XVII века. СПб., 1991. 47 Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII в. Григорий Отрепьев. Ново- сибирск, 1987. 48 Буссов К. Московская хроника 1584–1613. М.–Л., 1961. С. 133–134. 49 Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 2003. С. 199–200. места. Движение распространилось и далее на восток от Рязани, в об- ласть мордвы, на Цну и Мокшу, Суру и Свиягу. Оно даже передалось через Волгу на Вятку и Каму в пермские места. Восстала и отдаленная Астрахань. С другой стороны, замешательство произошло на западных окраинах государства, в тверских, псковских и новгородских местах»50. Вновь — инверсия. Гедонизм. Секуляризация сознания сопровождалась выстраива-
нием взамен теоцентричной аксиологической системы эгоцентричной модели. Эгоцентризм породил этику гедонизма. «Я-интересы» стали ставиться выше «мы-интересов» коллектива. Это наглядно проявилось в ситуации предварявшего смуту всерос- сийского голода. Многие попытались нажиться на народном бедствии. Московские торговцы, скупив съестные припасы столицы, придержи- вали их, ожидая, когда цены на продовольствие достигнут максимума. И это в то время, когда в Москве в пищу шло мясо собак, кошек, мышей, массовый характер имели случаи людоедства. Многие зажиточные кре- стьяне, рассчитав возможные барыши, часто изгоняли свою челядь из дому, предпочитая обогатиться за счет продажи продуктов, чем растра- чивать корм на домочадцев. Голод царствовал на большей части рос- сийской территории, но отнюдь не все земли пострадали от недорода. Хороший урожай был получен в окрестностях Курска. Однако вывоз- ить хлеб в другие регионы России куряне не торопились. Часто зерно зарывалось до лучших времен в землю, где оно сгнивало. Нередки были случаи продажи на московских рынках вареного человеческого мяса51. Стяжательство было не единственным массовым искушением эпохи Смутного времени. Еще при Иване Грозном преступления на почве рас- путства — прелюбодеяние, изнасилование, содомия — карались смерт- ной казнью. Теперь все они приобретают почти легальный характер. Сам почитаемый по традициям Руси в качестве земной иконы царь мо- сковский не чуждался ни одного из перечисленных пороков. Насильно превратил в наложницу дочь Бориса Годунова Ксению, совершил это, будучи помолвленным с Мариной Мнишек, вступал в содомитские от- ношения с будущим еретиком и латинистом И.А. Хворостининым52. 50 Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI–XVII вв. СПб., 1889. С. 318. 51 Платонов С.Ф. Московский голод 1601–1603 гг. // Артельное дело. 1921. № 9–16; Ко- рецкий В.И. Формирование крепостного права и первая Крестьянская война в России. М., 1975. С. 117–148; Смирнов И.И. Восстание Болотникова. М., 1951. С. 63–77. 52 Валишевский К. Смутное время. М., 1989; Устрялов Н. Сказания современников о Дмитрии Самозванце. СПб., 1859; Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в нача- ле XVII в. Григорий Отрепьев. Новосибирск, 1987; Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1993. С. 374. При Лжедмитрии II Тушино становится своеобразной бордельной столицей России. Аксиологический образ Тушинского лагеря рекон- струируется по следующему фрагменту в сочинениях Н.И. Костомарова:
«Поляки приказывали русским в окрестностях курить вино, варить пиво и доставлять в лагерь. Из Литвы, Польши и Московского государства стеклись толпами в Тушино распутные женщины; сверх того, удальцы хватали русских жен и девиц, привозили в лагерь и не иначе отпускали, как за деньги, но часто, отпустивши, гнались за отпущенными и снова хватали и в другой и в третий раз брали за них деньги. Иные женщины до того осваивались с веселою жизнью в лагере, что когда отцы и мужья выкупали их, то они снова бежали в Тушино. Игра в карты и кости за- бавляла удальцов и доводила до частых драк и убийств»53. Из Тушино описанные нравы транслировались в другие уголки России. Именно в Смутное время в России стремительно и повсеместно распространилась мода курения табака. Осуждение этого поветрия со стороны Церкви не имело никакого значения. Резко возросла динамика потребления алкоголя. Именно в этот период на Руси возник институт кабаков (при Борисе Годунове). Многочисленными были случаи смер- тельного исхода для пьяниц. Орудовали специальные шайки, работа- ющие по пьяным. Широкий резонанс вызвала, в частности, смерть от алкогольной передозировки русского посланника в Швеции54.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.01 с.) |