Структура корпоративной социальной ответственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура корпоративной социальной ответственности



В связи с тем, что социальная ответственность корпораций направлена на связи с общественностью, выделяют несколько заинтересованных сторон, к которым относятся: служащие, акционеры, инвесторы, потребители, власти и неправительственные организации. Таким образом, одна из важнейших задач КСО – коммуникационная, выяснение мнений и интересов всех заинтересованных сторон с тем, чтобы максимально учесть их в своей последующей деятельности.

Разнообразные интересы сторон можно сгруппировать в три основных направления. Эти направления могут быть представлены как индикаторы результативности корпоративной социальной ответственности. К таким индикаторам мы относим: экономические, экологические и социальные.

К экономическим индикаторам относятся: производство качественного товара, вклад в развитие персонала, добровольное пенсионное обеспечение.

Экологические индикаторы включают: долю используемого вторичного сырья, энергосбережение, снижение выбросов парниковых газов, контроль выброса загрязняющих веществ в атмосферу, рациональное использование пресной воды, инициативы по смягчению воздействия продукции и услуг на окружающую среду и масштаб смягчения воздействия.

Социальные индикаторы представлены: медицинским страхованием, уровнем травматизма на производстве, случаями дискриминации, взаимодействием с органами власти в области общественно значимых задач (социально-экономического развития территории присутствия организации) и др.

Согласно такому взгляду социально ответственное поведение корпорации должно проявляться в выборе приоритетов и механизмов развития производства товаров и услуг, обеспечения занятости, поддержания социальных стандартов и охраны окружающей среды.

Под корпоративной социальной ответственностью в настоящее время понимается модель стратегического поведения корпораций, при которой разрабатываются и проводятся в жизнь программы социально ответственных инициатив, непосредственно в сфере экономической деятельности, а также в природоохранной и социальных сферах (рис. 5).

Современные теоретические исследования социальной ответственности много внимания уделяют позициям, которые может занимать организация, принимая во внимание ее обязательства перед обществом. За основу берется общая социальная ответственность компании, определяемая в соответствии с четырьмя критериями: экономической, юридической, этической и принятой на себя ответственностью (улучшение благосостояния общества и качества жизни), положение которых в общей пирамиде определяется их относительной важностью и частотой, с которой менеджеры сталкиваются в каждой группе.

Стратегическое поведение корпорации
Программы экономической деятельности (устойчивый рост и производство качественной продукции)
Программы природоохранной деятельности (защита и возобновление ресурсов природной среды)
Программы социальной деятельности (активная социальная политика)

 

 


Рис. 5. Тройственная структура КСО

 

Первый уровень, нижний, базовый - обязательная составляющая социальной ответственности – это соблюдение законов (налоговое законодательство, трудовой и гражданский кодексы). Если законодательство не соблюдается, то ни о какой социальной ответственности речи идти не может – таким образом, предприниматель нарушает обязательства, установленные для его деятельности изначально.

Второй уровень представляет собой реализацию социально ответственного поведения ради экономической выгоды. Экономической выгодой может быть улучшение имиджа организации для потребителей её продукции и для её работников, повышение инвестиционной привлекательности, создание более благоприятных условий для существования и развития компании со стороны власти или общества.

Третий уровень охватывает те виды социально ответственного поведения, которые не имеют своей целью получение экономических выгод. Это более высокий уровень осознания положения и роли организации в обществе. Подобные действия могут приносить экономическую прибыль, но это не их цель. Помощь социально незащищенным слоям населения, перечисление пожертвований часто оказываются замалчиваемыми действиями, поскольку СМИ не могут бесплатно размещать информацию о подобных акциях (по закону о скрытой рекламе), да и по законодательству не всегда потраченные деньги освобождаются от начисления налогов. Второй и третий уровни – относятся к добровольной составляющей социальной ответственности. Эти две ступени отличаются мотивами реализации социально ответственного поведения.

Другой подход к структурированию КСО основан на выделении целевых групп компании. По мнению ряда исследователей, все подходы к понятию корпоративная социальная ответственность схожи в том, что это ответственность компании перед всеми людьми и организациями, с которыми она сталкивается в процессе деятельности, и перед обществом в целом. Отсюда выводят следующие виды ответственности:

1. Ответственность компании во взаимоотношениях с партнерами. В отраслях, характеризующихся интенсивной конкуренцией, отношения с партнерами, например, поставщиками, а в некоторых случаях даже с конкурентами, могут иметь решающее значение для достижения преимущества. В результате развития долгосрочных отношений и работы в тесном сотрудничестве с партнерами по бизнесу компаниям удается сократить объем затрат, а также повысить качество. Отбор поставщиков уже не проводится исключительно на основе конкурентных заявок.

Нужно учиться рассматривать своих основных поставщиков как истинных партнеров по бизнесу: предлагать разумные цены и условия, чтобы обеспечить рентабельность их работы и даже привлекать поставщиков к процессу разработки новой продукции.

Вместо того чтобы добиваться наиболее низких цен, желательно стремиться к установлению справедливого их уровня. В обмен на это можно настаивать на высоком качестве и надежности поставок.

Еще один аспект развития отношений с поставщиками – права человека. Поставщики в некоторых регионах мира нарушают права человека в том, что касается детского труда, а также условий работы. С ростом давления со стороны ассоциаций и групп потребителей некоторые компании настаивают на соблюдении прав человека своими поставщиками и принимают меры к наблюдению за работой в этой области. Levi Strauss был лидером в этой области – он опубликовал правила поведения, ожидаемого со стороны поставщиков во всем мире, и осуществлял надзор за их работой, чтобы обеспечить соблюдение этих правил.

2. Ответственность в отношении потребителей. Вполне логично, что компания должна быть ответственной перед потребителями, ведь именно они приносят деньги.

В рыночной экономике основное отличие добивающейся успеха компании – это обычай думать в первую очередь о потребителе. Успешно работающие компании строят длительные отношения с клиентами за счет концентрации своего внимания на их нуждах и обеспечения высокого качества работы с ними. Это означает взгляд на вещи с точки зрения клиента во всех видах деятельности: исследовательской, инженерной, производственной и финансовой, а также в работе по продаже и маркетингу.

При переориентации на нужды клиентов как основного направления КСО часто возникает вопрос: действительно ли это все окупается – траты времени и денег на клиентов? Опыт показывает, что компании, которые изучение интересов и потребностей покупателей не считают затратами, а также обеспечивают качество, надежность товаров и услуг, работают со значительно большей выгодой. Бывает, что этот выигрыш – всего несколько лишних процентов, добавляющихся к норме прибыли. Но зато чем меньше дефектов и недоработок в выпускаемом товаре или оказываемых услугах, тем меньше переделок, и соответственно тратится меньше материалов, времени работников и руководителей и т.д.

Компании, являющиеся лидерами качественного управления, имеют также более высокие темпы роста по сравнению с компаниями, придающими меньшее значение этому аспекту своего бизнеса. Более высокое качество тесно соотносится с долей рынка, занимаемой компанией, а также с окупаемостью инвестиций. Таким образом, второй вид ответственности КСО основан на внедрении системы менеджмента качества в управление предприятием.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.005 с.)