Корпоративная социальная ответственность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Корпоративная социальная ответственность



О.Н. Гегечкори

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Учебное

пособие для студентов бакалавриата,

обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 - «Менеджмент»

 

_____________________­­­­­­­­________________________________________

 

 

 

Калининград

2017

 

 

УДК 316.342.6:316.334.3(075.8)

 

Гегечкори О.Н. Корпоративная социальная ответственность: учебное пособие / О.Н. Гегечкори; Учебное пособие. – Калининград: Изд-во ФГБОУ ВО «КГТУ», 2017 г, - 224 с.

 

Учебное пособие посвящено рассмотрению технологий корпоративной социальной ответственности (КСО) компаний, знакомит с основными теоретическими положениями дисциплины и их практическим применением в деятельности организаций и, раскрывает содержание ключевых понятий, специфики проявления и объясняет механизм использования соответствующего инструментария.

Пособие содержит краткое изложение основных тем учебного курса «Корпоративная социальная ответственность», глоссарий по дисциплине и контрольные вопросы по курсу.

Предназначено для студентов бакалавриата по направлению 38.04.02 - «Менеджмент».

 

 

Рецензенты:

Щерба Т.А. – к.э.н., доцент кафедры УП ФГБОУ ВО «КГТУ»;

Васильев И.В. – к.э.н., доцент кафедры ФиНК ФГБОУ ВО «КГТУ»

 

 

 

Гегечкори Ольга Николаевна

Корпоративная социальная ответственность

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..…4

1. Теоретические основы корпоративной социальной ответственности. 5

1.1. Понятие корпоративной социальной ответственности. …5

1.2 История концепции «корпоративная социальная ответственность»….........17

1.3. Структура корпоративной социальной ответственности. 27

2. Практические подходы к корпоративной социальной ответственности. 31

2.1. Мировой опыт практики реализации корпоративной социальной ответственности. 31

2.2. Отечественный опыт организации работ в области корпоративной социальной ответственности. 41

2.3 Перспективы развития корпоративной социальной ответственности в России………………………………………………………………………….........55

3. Внутренний и внешний аспекты корпоративной социальной ответственности ….………………………………………………………………..63

3.1 Внутренняя корпоративная социальная ответственность………………...…63

3.2 Внешняя корпоративная социальная ответственность,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,…77

3.3 Ответственность и устойчивое развитие организации…………………...….96

4. Спонсорство и благотворительность как инструменты социально-культурных управленческих   технологий …………………………………...106

4.1Благотворительность как форма проявления социальной ответственности бизнеса, ее виды…………………………………………………………………...106

4.2 Волонтерство как форма социальной ответственности…………………….114

4.3 Спонсорство  как поддержка непрофильной для бизнеса деятельности на взаимовыгодных началах………………………………………………………....116

5. Социальное инвестирование в корпорациях ……………………………...116

5.1 Социальные инвестиции как метод реализации и управления КСО современной организации………………………………………………………...116

5.2 Основные направления осуществления социальных инвестиций в России.122

5.3 Стратегии социально ответственного инвестирования…………………....126

  6. Управление корпоративной социальной ответственностью ………133

6.1. Международные стандарты корпоративной социальной отвественности…………………………………………………………………….133

6.2. Социальный аудит и отчетность……….…………………………..………..144

6.3. Оценка деловой репутации компании на основе корпоративной социальной отвественности ……………………………………………………………………152

6.4 Эффективность реализации корпоративной социальной ответственности.160

Контрольные вопросы и задания ….......………………………………………167

Темы эссе ………………………………………………………………………….178

Глоссарий …………………………………………………………………………182

С писок литературы ………………………………..…………………………….202

Приложения ………………………………………………………………………207

 

Введение

 

Как известно, наиболее перспективной концепцией государства является концепция социального государства, которое способствует построению гражданского общества и ответственного бизнеса. Именно эти цивилизационные перспективы диктуют необходимость изучения и применения на практике такой дисциплины, как Корпоративная социальная ответственность.

Социальная ответственность бизнеса, или корпоративная социальная ответственность (КСО) – это обязательство корпораций осуществлять добровольный вклад в развитие общества, включая социальную, экономическую и экологическую сферы, принятое компанией сверх того, что требует закон и экономическая ситуация.

 

Все виды ответственности (экономическая, правовая, экологическая, филантропическая, этическая) определяют облик (имидж) компании при ее рыночном позиционировании. В связи с ростом интереса общества к КСО компании пытаются создать имидж, репутацию социально ответственной компании. Это означает, что компании стараются оправдать общественные ожидания в отношении своей продукции или услуг и одновременно формируют высокие общественные стандарты, вносят, таким образом, вклад в повышение качества и уровня жизни в стране.

 

КСО – это система добровольных взаимоотношений между работником, работодателем и обществом, направленная на совершенствование социально-трудовых отношений, поддержание социальной стабильности в трудовом коллективе и окружающем сообществе, развитие социальной и природоохранной деятельности на национальном и международном уровнях. Иными словами, КСО означает активное участие корпораций в жизни общества, направленное на улучшение этой жизни и решение общих социально-экономических проблем и в то же время согласующееся с коммерческими планами компании.

 

Внедрение КСО в России связано с рядом теоретико-методологических и практических проблем. Во-первых, КСО является достаточно широким по объему концептом, включающим в себя направления деятельности как в области внешней, так и внутренней среды организации. Во внешней среде КСО обычно предполагает взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем; социальные аспекты взаимодействия с поставщиками и покупателями, ответственность перед потребителями товаров и услуг; спонсорство и корпоративную благотворительность.

Во-вторых, во внутренней среде организации КСО предполагает решение вопросов управления развитием персонала, здоровья и безопасности на рабочем месте, дополнительного медицинского и социального страхования; экологической политики и использования природных ресурсов. Кроме этого, реализация программ КСО предполагает PR-обеспечение. В связи с таким широким спектром направлений деятельности предметная область КСО перекрывается достаточно близкими по содержанию или по духу понятиями, такими как этика бизнеса, социальное партнерство, устойчивое развитие бизнеса, корпоративное гражданство, социальные инвестиции, корпоративная инициатива и т.д.

 

В-третьих, несмотря на широкую дискуссию по проблемам КСО в нашей стране, эта идея достаточно медленно распространяется и внедряется в регионах, и в основном только в крупных компаниях.

 

Одним из направлений движения государства в поддержку КСО является политика в сфере науки и высшего образования, нацеленная на расширение исследований и, в частности, включение в качестве базовой дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» в учебные программы подготовки бакалавров менеджмента. Для того чтобы стать настоящими профессионалами, будущим менеджерам и предпринимателям важно иметь широкие представления о лучшей мировой и отечественной практике реализации принципов социально-ответственного поведения корпораций.

 

 

Корпоративная социальная ответственность — это обязательство бизнеса осуществлять добровольный вклад в развитие общества, включая социальную, экономическую и экологическую сферы, принятое компанией сверх того, что требует закон и экономическая ситуация.

Сам по себе термин КСО начал повсеместно использоваться в начале 1970-х годов, хотя эта аббревиатура встречалась редко. Термин «стейкхолдеры» (заинтересованные стороны), то есть лица, на которые оказывает влияние деятельность организации, использовался для описания корпоративных собственников помимо акционеров примерно с 1989 г.

Термин «ответственность» впервые ввел в научный оборот Альфред Бэн, трактовавший её в плане «наказуемости». Долгое время проблема ответственности была преимущественно предметом внимания правоведов именно в этом аспекте. В современной теории права ответственность подразделяется на два вида — позитивную и негативную. Позитивная ответственность возникает из обязанности совершать положительные, полезные для общества функции и реализуется в регулятивных правоотношениях, в которых обязанная сторона находится в положении подотчетности и подконтрольности, а негативная ответственность — в связи с совершением правонарушения правонарушителем, который подвергается за содеянное соответствующим правовым санкциям, неблагоприятным для него.

Ответственность — объективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

Ответственность — определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. По характеру санкций за совершаемые действия выделяют следующие виды ответственности: юридическую, материальную, моральную, политическую

Ответственность - необходимость терпеть ущерб, в случае невыполнения взятых на себя обязательств. Ущерб может быть физическим, моральным или материальным.

Ответственность — это определённость, надёжность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат (реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков и действий, и есть следствие твоих поступков (действий). Ответственность — это не вина, это уверенность. Ответственность, скорее, включает в себя личную подотчетность и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих. Ответственность — это умение объяснить и показать, как ты добился этого результата.

Рассмотрим различные определения КСО с позиций базовых концепций: корпоративного эгоизма, корпоративного альтруизма и разумного эгоизма.

Ведущее объединение корпораций США, занимающееся развитием и продвижением концепции корпоративной социальной ответственности, определяет ее как достижение коммерческого успеха способами, основанными на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде.

Политика корпоративной социальной ответственности согласно Business for Social Responsibility – это взаимосвязанный набор политик, практики и программ, которые интегрированы в процесс бизнеса, цепочки поставок, процедуры принятия решений на всех уровнях компании. Он включает ответственность за текущую и прошлую деятельность и будущее влияние деятельности компании на внешнюю среду.

На Всемирном бизнес-конгрессе за устойчивое развитие в своем докладе «Making Good Business Sense» (Создавая смысл для бизнеса) Лорд Холм и Ричард Уаттс использовали следующее определение: «Корпоративная социальная ответственность – это постоянная приверженность бизнеса вести дела на основах этики и вносить свой вклад в экономическое развитие, в то же время улучшая качество жизни своих работников и их семей, как и общества в целом».

Распространенная на Западе современная концепция КСО показывает стремление компаний добровольно и самостоятельно решать наиболее насущные проблемы общества. Например, Европейская комиссия дает такое определение КСО: «Корпоративная социальная ответственность по своей сути является концепцией, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды». Данное определение подчеркивает добровольный, альтруистический характер проводимых компаниями общественно ориентированных мероприятий.

Green paper Европейского союза определяет корпоративную ответственность как «концепцию, в рамках которой компании на добровольной основе интегрируют социальную и экологическую политику в бизнес операции и их взаимоотношения со всем кругом связанных с компанией организаций и людей».

Социальная ответственность бизнеса – многогранное явление и может быть интегрировано в деятельность корпорации на совершенно разных уровнях и в разных объемах. Она может быть внедрена на уровне философии (миссия, кодекс делового поведения), на уровне стратегического управления (долгосрочная установка на уровень социальной стабильности), на уровне управленческих решений (целостная система управления), может быть использована и как система оценки и прогнозирования рисков (аналитическая деятельность).

Социальная ответственность бизнесаэто концепция, отражающая добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды. КСО базируется на взаимодействии с заинтересованными сторонами: служащими, акционерами, инвесторами, потребителями, властями и неправительственными организациям. Таким образом, одна из важнейших задач КСО – коммуникационная, связана с выяснением мнений и интересов всех заинтересованных сторон с тем, чтобы максимально учесть их в своей последующей деятельности.

 Все перечисленные определения КСО можно классифицировать на основании их соответствия базовым концепциям (табл. 1).

Как показывают данные таблицы, большинство специалистов придерживаются взглядов, которые можно отнести к третьей базовой концепции КСО – разумному эгоизму. Однако тенденции в мировом бизнесе и общественном движении дают основание говорить о перспективе второй концепции – корпоративного альтруизма. Перспективность этого направления заключается в том, что общественное мнение в настоящее время всё более сказывается на формировании имиджа организации и, как следствие, стоимости его акций на рынке. Общественное же мнение напрямую связано с деятельностью организации, направленной на решение общественных нужд и охрану окружающей среды. Причём, действия компаний в этих направлениях, за которыми стоят лишь корыстные интересы владельцев бизнеса, легко определяются как «камуфляж» под благотворительность или «экологический камуфляж» и наносят ещё больший урон имиджу организации.

Корпоративная социальная ответственность означает этичное поведение бизнеса по отношению к человеческому сообществу. Все большее число компаний осознают, что их коммерческая деятельность напрямую влияет на общество, в котором они живут, а будущие успехи в бизнесе тесно связаны с ключевыми общественными ценностями.

 

 

Таблица 1. Классификация определений КСО

№ п/п Базовая концепция Определение КСО
1 Корпоративный эгоизм Business for Social Responsibility: взаимосвязанный набор политик, практики и программ, которые интегрированы в процесс бизнеса, цепочки поставок, процедуры принятия решений на всех уровнях компании.
2 Корпоративный альтруизм Европейская комиссия: добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды.
3 Разумный эгоизм 1) Объединение корпораций США: достижение коммерческого успеха способами, основанными на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде. 2) Л. Холм, Р. Уаттс: постоянная приверженность бизнеса вести дела на основах этики и вносить свой вклад в экономическое развитие, в то же время улучшая качество жизни своих работников и их семей, как и общества в целом. 3) Европейский союз: компании на добровольной основе интегрируют социальную и экологическую политику в бизнес операции и их взаимоотношение со всем кругом связанных с компанией организаций и людей.

Преимущества, которые дает компаниям реализация стратегий корпоративной ответственности, включают в себя возросшее удовлетворение персонала, сокращение текучести кадров и увеличение ценности брэнда. Компании, не присоединившиеся к этой игре, упускают возможности в бизнесе, теряют конкурентные преимущества и отстают в управлении. Не внедряя стратегии КСО, они, во-первых, не отслеживают и не контролируют воздействие своего производства на общество и окружающую среду, а во-вторых, не полностью реализуют свой экономический потенциал.

В этой связи можно говорить о двух основных составляющих концепции КСО. Первая – это минимизация бизнес-рисков, т. е. идентификация и заполнение всех пробелов, которые существуют во взаимоотношениях компании и общества.

Идентификация этих пробелов – первый шаг на пути к внедрению КСО. В какой-то мере она является страховой политикой, которая защищает компанию от неожиданностей и проблем в дальнейшем. Например, в контексте всеобщей борьбы с ожирением индустрия продуктов питания и напитков сбилась с ног, пытаясь соответствовать ожиданиям общества. В настоящий момент время и ресурсы, затрачиваемые на изменения в ключевых бизнес-процессах, обходятся в целое состояние, хотя активисты КСО предсказывали это много лет назад. Таким образом, одна из дополнительных функций КСО заключается в раннем оповещении о проблемах, которые могут появиться и застать компанию врасплох.

Вторая составляющая КСО – превращение проблем, существующих в общественной жизни и окружающей среде, в возможности для бизнеса.

Так, например, в Гане, где население страдает от йододефицита, компания «Юнилевер» создала специальную йодированную соль. Чтобы производить и продавать ее, компания перестроила всю свою бизнес-модель в этой стране. Производство вынесли в сельские районы, создавая там рабочие места. Распространением занялись продавцы на велосипедах. Расфасовывать соль стали в маленькие, более доступные по цене пакеты. Так, пойдя навстречу социальной и медицинской потребностям, компания создала новый брэнд и новый рынок.

Другой пример – компания «JC Johnson» (химикаты для борьбы с насекомыми), которая в течение многих лет демонстрировала стремление уменьшить воздействие своей продукции на окружающую среду. Специалисты компании изучили и классифицировали свои товары по степени вредности и сосредоточили усилия на выпуске наименее вредных, заставив поставщиков последовать своему примеру.

Итак, мы видим, что компании могут использовать свой ключевой бизнес для решения социальных проблем. И это не благотворительность или филантропия – это социальная инновация.

Более расширенную классификацию типов КСО представляет Ф.Котлер. Он выделяет шесть типов корпоративных социальных инициатив, которые в целом соотносятся с базовыми концепциями:

1) продвижение социально значимой проблемы;

2) корпоративный социальный маркетинг;

3) благотворительный маркетинг;

4) корпоративная филантропия;

5) волонтерская работа на благо территориального сообщества;

6) социально ответственные подходы к ведению бизнеса.

Пример инициативы, нацеленной на продвижение социально значимой проблемы – компания «В едином сладком вихре» (One Sweet Whirled), проводимая Ben & Jerry’s совместно с группой Дэйва Мэттьюза и Save Our Environment с целью привлечь внимание широкой общественности к проблеме глобального потепления. При этом информация подается так, что суть проблемы становится понятной даже детям, которые тоже могут приобщиться к ее решению. На протяжении только одного года 53 236 больших и малых предприятий подписались под обязательством уменьшить выбросы диоксида углерода (на практике это означает, что выбросы СО2 в атмосферу снизились на 85 тыс. т).

Инициативы из категории «корпоративный социальный маркетинг» нацелены на изменение общест­венного поведения. Так, компания Home Depot, крупнейший американский розничный продавец товаров для дома, реализует программу экономного использования воды. Итогом инициативы «100 способов уменьшить потребление воды за 30 дней», которая включала рекомендации по экономии воды и предложение соответствующих продуктов этой компании, стало сокращение расхода воды потре­бителями и увеличение объема продаж в Home Depot. А 7-Eleven (эта американская компания является автором идеи «ресторан за рулем») удалось по­способствовать просто невероятному социальному прогрессу, поддержав Департамент транспорта штата Техас в борьбе с любителями выбрасывать из машин объедки, окурки и прочую гадость. Компания буквально завалила потребителей всевозможной «антимусорной» информацией: и напоминаниями о штрафах (ни много, ни мало – $500), и всевозможной «наглядной аги­тацией». В результате на дорогах стало гораздо чище, а завсегдатаев 7-Eleven – намного больше.

Реализуя инициативу «благотворительный маркетинг», компании обязуются принимать участие в решении социально значимых проблем, делая со­ответствующие взносы или перечисляя определенные проценты от объема продаж. Так, кампания Avon «Вместе против рака молочной железы», проводимая в Великобритании (с 1993-го) и США (с 1994-го), – возможно, один из самых успешных примеров долгосрочных программ благотворительного маркетинга. Средства от продажи продуктов «с розовой ленточкой» перечисляются в фонд Avon Foundation, который финансирует медицинские исследования, диагностику и лечение людей, страдающих этим заболеванием. Общая сумма чистых отчислений (по состоянию на начало 2003 года) превысила $300 млн.

Суть корпоративной филантропии в том, что компания делает взносы непосредственно в поддержку благотворительной организации или программы (это могут быть денежные средства, товары или услуги). Например, цель нескольких широкомасштабных филантропических инициатив, воплощаемых General Motors, – повышение безопасности на дорогах. Компания жертвует оборудованием (например, автомобильные сидения для детей из малообеспеченных семей) и деньгами на проведение соответ­ствующих мероприятий (обучения, инспекционных проверок и др.).

Смысл волонтерской работы сводится к тому, что компания поддерживает и поощряет усилия сотрудников, партнеров или франчайзи по оказанию помощи местным общественным организациям или жителям регионов, в которых работает компания. В Dell, например, создана так называемая «группа экоэффективности». Ее задача – воплощать идеи сотрудников, которые хотят что-то сделать для улучшения экологической обстановки. Например, волонтеры компании занимаются утилизацией старой компьютерной техники в ряде американских городов. Это и помощь местным жителям, и подтверждение серьезности намерений Dell относительно защиты окружающей среды.

И, наконец, последний из выделяемых Котлером типов корпоративных социальных инициатив – это социально ответственные подходы к ведению бизнеса. Некоторые компании, внедряя экологические инициативы, существенно снизили свои операционные затраты. К примеру, программа энергосбережения, реализуемая Du Pont с 1990 года, позволила ей сэкономить $2 млрд. А сеть Mc Donald’s, перейдя на упаковочные материалы из небеленой бумаги вторичной переработки, сократила объем своих твердых отходов на 30%.

Аргументы в пользу социальной ответственности:

1. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь местного сообщества или устраняющие необходимость государственного регулирования, могут быть предприняты в собственных интересах предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества.

В  более благополучном с социальной точки зрения обществе условия для деятельности бизнеса благоприятнее. Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стабилизировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ предприятия.

2. Изменение потребностей и ожиданий широкой публики. Связанные с бизнесом социальные ожидания радикально изменились с 60-х гг. прошлого века. Чтобы сузить разногласия между новыми ожиданиями и реальным откликом предприятий, их вовлеченность в решение социальных проблем становится и ожидаемой, и необходимой.

3. Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следовало бы передавать часть таковых на социальные нужды.

4. Моральное обязательство вести себя социально ответственно. Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением. Предприятие, подобно любому члену общества, должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ. Более того, поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, предприятия должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности.

Аргументы против социальной ответственности:

1. Нарушение принципа максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли. Предприятие ведет себя в наибольшей степени социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям.

2. Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете эти издержки переносятся на потребителей в   виде повышения цен.

3. Недостаточный уровень отчетности широкой публике. Поскольку управляющих не выбирают, они не являются непосредственно подотчетными широкой публике. Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо – их социальную вовлеченность. До тех пор пока общество не разработает порядок прямой отчетности ему предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными.

4. Недостаток умения разрешать социальные проблемы. Персонал любого предприятия лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, рынка и техники. Он лишен опыта, позволяющего делать значимые вклады в решение проблем социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных структурах и благотворительных организациях.

Более наглядно положительные и отрицательные результаты активной социальной политики компании можно представить следующим образом (табл. 2.).

 

Таблица 2. Выгоды и издержки активной социальной политики

 международной корпорации

Выгоды Издержки
Перераспределение доходов и направление их на социальные нужды Улучшение жизни местного сообщества Сокращение государственного участия в решении социальных проблем, концентрация ресурсов на важнейших направлениях Формирование благоприятных для бизнеса долгосрочных перспектив Формирование привлекательного имиджа компании Сокращение размеров средств, которые корпорация могла бы направить на развитие производства, техническое перевооружение. Повышение цен на продукцию, так в них включаются затраты, связанные с выполнением социальных функций. Осуществление деятельности, не являющейся основной задачей коммерческой структуры, то есть решение проблем, связанных с неэффективной работой государственных социальных или благотворительных служб, которые несут ответственность за эту сферу. Отсутствие опыта в решении социальных проблем и поэтому не всегда эффективное использование ресурсов.

 

Таким образом, среди преимуществ активной социальной политики выделяют:

· улучшение имиджа фирмы на местном и национальном уровнях;

· освещение деятельности в средствах массовой информации и возможность обращения к целевым группам;

· улучшение взаимоотношений с инвесторами и внутрифирменных взаимоотношений;

· получение доступа к определенным рынкам;

· получение налоговых льгот;

· сокращение операционных расходов (например за счет сокращения отходов производства или их переработки, увеличения эффективности использования электроэнергии или продажи переработанных материалов);

· получение доступа к социально ответственным инвестициям, при распределении которых инвесторы принимают во внимание показатели, характеризующие деятельность компании в социальной и этической сферах, в области защиты окружающей среды;

· повышение продаж, лояльности клиентов (потребители хотят знать, что продукты произведены с пониманием ответственности по отношению к окружающей среде, а также других социальных аспектов, некоторые потребители даже готовы платить больше за «ответственные» продукты);

· привлечение и удержание сотрудников (люди предпочитают работать в компаниях, ценности которых совпадают с их собственными);

· сокращение претензий со стороны регулирующих органов;

· более эффективное управление рисками;

· повышение конкурентоспособности: рост прибыли, ускорение темпов роста, повышение производительности и качества продукта (услуги);

Среди недостатков можно назвать:

· сокращение размеров средств, которые корпорация могла бы направить на развитие производства, техническое перевооружение;

· повышение цен на продукцию, так в них включаются затраты, связанные с выполнением социальных функций;

· осуществление деятельности, не являющейся основной задачей коммерческой структуры, то есть решение проблем, связанных с неэффективной работой государственных социальных или благотворительных служб, которые несут ответственность за эту сферу;

· отсутствие опыта в решении социальных проблем и поэтому не всегда эффективное использование ресурсов.

 

В целом сбалансированный и эффективно действующий механизм КСО несет большое количество потенциалов для компании в трех областях:

экономической, социальной и экологической (рис.

 

Рис 1. КСО: потенциальные преимущества для компании

ВЕКТОР КСО

     
  Социальная политика  
 

Бизнеса

 

БИЗНЕСА

         
           
           
           
  Стейкхолдеры   Местный уровень

 

           

 

 

Рисунок 10. Общий механизм формирования концепции КСО в России

 

Как видно из рисунка 10, общий вектор развития КСО определен двумя основными факторами: с одной стороны направлениями социальной политики государства на федеральном и региональных уровнях, с другой - требованиями и пожеланиями стейкхолдеров на местном уровне.

Существуют следующие особенности, повлиявшие на становление концепции корпоративной социальной ответственности в России.

Исторические и географические особенности: огромная территория; удаленность населенных пунктов друг от друга; концентрация капитала в наиболее неосвоенных и климатически сложных регионах страны (Сибирь и Север – нефтяная и газовая промышленность, алюминий, никель); преобладание моногородов, где вся инфраструктура и население привязаны к одному предприятию; «разваливающаяся» социальная инфраструктура.

Особенности, связанные с менталитетом населения и традициями корпоративного управления: высокие социальные ожидания при низкой социальной активности населения; традиции трудовых

взаимоотношений – жесткая привязка работника к организации наличием «своих» социальных учреждений (свой детский сад, своя больница, свой санаторий, свой магазин, свой клуб) при низкой оплате труда; привычка оценивать работника по его лояльности к власти, а не по продуктивности работы; неадекватное отношение прессы к усилиям компаний по поддержке общества.

Особенности, связанные с социальной и политической ситуацией в стране: высокий уровень бедности в регионах; огромное количество и большой разброс социальных проблем на территориях; отсутствие опыта и государственной инфраструктуры для решения «новых» проблем (наркомании, бездомности, проблемы СПИДа); давление местных властей, вынуждающих компании выделять ресурсы не на те программы, которые связаны с нуждами и интереса-ми компании, а на приоритеты (а иногда и причуды) местных властей; коррупция на всех уровнях государственной власти.

По данным исследований, проведенных ВЦИОМ, НИС и АМР, 53 % опрошенных россиян считают, что сегодня бизнес не является социально ответственным. Всего 9 % топ-менеджеров считают, что публикация ежегодных социальных отчетов демонстрирует обществу открытость компаний, а введение рейтингов социальной ответственности будет стимулировать повышение конкурентоспособности. Анализ 188 социальных отчетов, из которых 99 % принадлежат крупным компаниям и финансовым структурам, показал отсутствие заинтересованности в развитии социальной ответственности крупного и среднего бизнеса. Более 35 % топ-менеджеров при выборе объекта для поддержки ориентируются на приоритеты местной власти.

Можно констатировать, что у населения и представителей бизнес-сообщества сложилось определенное представление о КСО, однако это представление неоднородно. Мнения о КСО можно разделить на три группы:

первая группа – это те, кто считает, что социальная ответственность выражается в получении прибыли, производстве продукции, уплате налогов;

вторая группа полагает, что помимо вышеперечисленного, это еще и участие в социальных программах;

третью группу составляют те, кто, помимо всего прочего, трактует КСО как активную работу по решению различных социальных проблем общества, диктуемую «моральным следствием обладания богатством».



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.097 с.)