Всё это свидетельствует о том, что финансовый мир серьёзно и основательно готовился к вспышкам заболеваний, вызванных вирусами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всё это свидетельствует о том, что финансовый мир серьёзно и основательно готовился к вспышкам заболеваний, вызванных вирусами.



Данная система была опробована во время вспышки вируса Эбола в Конго в 2018 г., убившего более двух тысяч человек. Это была одна из самых серьёзных вспышек заболевания за всю историю, однако жертвам была выплачена небольшая часть денег (61 млн. долл.), так как в Уганде, соседней с Конго стране, по данным ВОЗ, было выявлено только 3 случая смерти, а не 20, как требовали критерии ВОЗ. Кроме того, эта сумма была выплачена лишь через три месяца после начала пандемии и уже не могла помочь предотвратить распространение болезни на ранней стадии. 

Как показало соответствующее исследование, проведённое после эпидемии Эбола, на выплату процентов финансовым инвесторам было потрачено в итоге больше средств, чем в странах, пострадавших от вируса Эбола. Другими заинтересованными игроками в этой сфере являются сегодня хедж-фонды, то есть финансовые компании, которым сегодня разрешено действовать как банкам, но на которые не распространяются

21 https://www.asiainsurancereview.com/Magazine/ReadMagazineArticle?aid=39733

22 https://regnum.ru/news/polit/2923060.html

23 https://www.asiainsurancereview.com/Magazine/ReadMagazineArticle?aid=39733

24 AIR - Applied Insurance Research – Прикладные страховые исследования.


70


ограничения. Всё больше банков создают собственные хедж-фонды и таким образом осуществляют именно те сделки, которые ранее были им запрещены. Благодаря их постоянной охоте за быстрой прибылью и огромным возможностям получения прибыли в области фармацевтики, которая стала самой прибыльной отрасли промышленности во всем мире, они также владеют акциями многочисленных фармацевтических компаний и через них могут влиять на ВОЗ.

После мирового финансового кризиса 2007/2008 гг. центральные банки поддерживали мировую финансовую систему в течение 11 лет, вливая всё больше денег и снижая процентные ставки, однако начиная с 2019 года эта стратегия больше не работает. Поэтому сегодня хедж-фонды пытаются компенсировать свои потери, добиваясь помощи от правительств и центральных банков, и в этих условиях создание массовой истерии беспрецедентного масштаба, которую можно было организовать с помощью ВОЗ, является крайне выгодным для этих структур25.

Полномочия и возможности ВОЗ.

Прежде, чем описать действия ВОЗ в период вспышки коронавируса, надо напомнить о её полномочиях. ВОЗ действует в соответствии с Уставом. В соответствии с его ст.21, Ассамблея здравоохранения ВОЗ имеет полномочия устанавливать права, касающиеся санитарных и карантинных требований, номенклатур болезней, стандартов диагностических методов исследования и пр. При этом в ст.22 говорится, что «правила, принимаемые в соответствии со ст.21, становятся обязательными для всех членов после того, как будет сделано должным образом оповещение об их принятии Ассамблеей здравоохранения, за исключением тех членов Организации, которые известят Генерального директора в указанный в оповещении срок об отклонении их или оговорках в отношении них»26.

Таким образом, правила, установленные ВОЗ, не носят автоматически обязательного или приказного характера, и принятие или отклонение их зависит от согласия самих государств-членов. 

25 https://www.trans-red.de/%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F- %D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0- %D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB/ 26 https://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/RU/constitution-ru.pdf?ua=1


71


Проводит в жизнь решения Ассамблеи Исполнительный комитет, который может, в соответствии со ст.28 (i) «в пределах круга ведения и финансовых возможностей принимать чрезвычайные меры в случаях, требующих немедленных действий. В частности, он может уполномочить Генерального директора принимать необходимые меры по борьбе с эпидемиями, принимать участие в организации медицинской помощи жертвам народных бедствий» и пр. 

Одним из базовых документов ВОЗ, регламентирующих его деятельность, стали новые Международные медико-санитарные правила (ММСП), принятые 23 мая 2005 г. на 58 сессии ВОЗ и вступившие в силу в 2007 г. Они представляют собой международный договор (закон), устанавливающий глобальные правила в области общественного здравоохранения с целью усиления медико-санитарной безопасности на национальном, региональном и международном уровнях. Его цель – предупредить международное распространение болезней, проводя профилактические и противоэпидемические мероприятия. Они нацелены на укрепление коллективной защиты здоровья населения от многочисленных и разнообразных рисков в современном глобализированном мире, которые могут быстро распространяться в глобальном масштабе в результате увеличивающихся объёмов международных поездок и торговли. Этот договор стал инструментом, играющим ключевую роль в обеспечении глобальной безопасности в области здравоохранения27.

Дело в том, что старые правила рассматривали только три болезни (холера, чума, жёлтая лихорадка), теперь же они распространились на новые болезни, включая острые патологические состояния, вызванные неинфекционными болезнетворными агентами. В силу новой правовой основы ММСП обеспечивают быстрый сбор информации, общее понимание того, что могут представлять собой чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения, имеющие международное значение (ЧСОЗМЗ), а также возможность оказания странам международной помощи. Новая процедура оповещения о таких событиях направлена на ускорение потока своевременной и точной информации, направляемой в ВОЗ о потенциальных ЧСОЗМЗ. ВОЗ, формально являющаяся нейтральным органом, обладает необходимыми техническими знаниями и ресурсами, а также широкой сетью коммуникаций и 

27 https://www.who.int/ihr/about/faq/ru/


72


может дать соответствующую оценку информации, рекомендовать проведение тех или иных конкретных действий, а также, когда это необходимо, способствовать или помогать координации технической помощи с учётом изменяющейся ситуации.

  Этими правилами предписано следующее 28

  Уведомление. Согласно ММСП 2005 г., государства должны уведомить ВОЗ о всех событиях, которые могут представлять собой ЧСОЗМЗ, а также отвечать на запросы относительно подтверждения информации, относящейся к таким событиям.

  Наличие национального координатора по ММСП и контактных пунктов ВОЗ по ММСП, через которого должны передаваться уведомления и сообщения государств-участников. Это требование стало важным новшеством нового договора. 

  ( Что касается России, то здесь функции национального координатора по ММПС выполняет Роспотребнадзор29. Однако вопрос о полномочиях этого органа в качестве координатора остаётся открытым. Дело в том, что в целях их уточнения 20 февраля 2019 г. в РФ был опубликован проект постановления правительства РФ «О внесения изменений в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», но он так и не был принят. Проект касается п. 5.16. Положения, по которому Роспотребнадзор «взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности». Этот порядок так и не был определён, и имеется только пояснительная записка к указанному проекту « Роспотребнадзор как национальный координатор реализации Международных медико-санитарных правил», в которой прописано следующее30

 В ней предусматривается уточнение полномочий Роспотребнадзора по взаимодействию в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности в части вопросов внедрения и реализации ММСП 2005 г. Здесь указано, что ММСП 2005 г. являются международным правовым механизмом, обязательным для всех государств-членов ВОЗ, 

28 .: https://www.who.int/ihr/about/faq/ru/

29 См.: https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=7940

30 https://dpo-ilm.ru/laboratory-news/2002192


73


и универсальным юридически-обязывающим инструментом реагирования на кризисные ситуации в общественном здравоохранении, в том числе санитарно-эпидемиологического характера. Роспотребнадзор реализует функции Национального координатора в РФ по выполнению положений ММСП, доступного в любое время для связи с контактными пунктами ВОЗ по ММСП. 

 Здесь также прописано: «Выполняя функции Национального координатора в Российской Федерации по ММСП Роспотребнадзор оперативно и на регулярной основе уведомляет ВОЗ и другие государства-участники о событиях, выявленных национальной системой санитарно-эпидемиологического надзора, которые имеют потенциал для трансграничного распространения возбудителей опасных инфекционных заболеваний. 

 Кроме того, возложенные на Роспотребнадзор в соответствии с законодательством Российской Федерации функции обеспечивают реализацию большинства положений ММСП, в частности, в рамках организации и осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, предусматривающих критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания инфекционной и неинфекционной природы, в том числе с учетом расчета и оценки риска для здоровья человека.

  Роспотребнадзором, как Национальным координатором Российской Федерации по выполнению ММСП, в преддверии Всемирной ассамблеи здравоохранения в соответствии со статьей 54 ММСП предоставляется ежегодный доклад о ходе осуществления ММСП, в том числе отражающий возможности Российской Федерации в области предупреждения, выявления, оценки, уведомления и реагирования на угрозы распространения инфекционных болезней.

  Таким образом, все функции по осуществлению ММСП, в том числе взаимодействие с ВОЗ, включая Программу ВОЗ по чрезвычайным ситуациям и взаимодействие с профильным департаментом секретариата ВОЗ (Country Health Emergency Preparedness and IHR/Готовность к чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения на уровне стран и ММСП), отнесены к компетенции и преимущественно обеспечиваются Роспотребнадзором, в связи с чем проектом постановления уточняются соответствующие полномочия Роспотребнадзора.


74


 Проведение оценки регулирующего воздействия в отношении проекта постановления, с учетом его предмета, не требуется.

 Принятие и реализация данного проекта постановления не потребуют отмены или внесения изменений в иные нормативные правовые акты.

 Реализация полномочий, предусмотренных проектом постановления, будет осуществляться Роспотребнадзором в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Роспотребнадзору в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

 Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации»). Требования к основным возможностям в области эпиднадзора и ответных мер.

Радикальным новшеством ММСП 2005 г. является требование о том, чтобы каждая страна развивала, укрепляла и поддерживала основные ресурсы общественного здравоохранения, необходимые для обеспечения должного эпиднадзора и принятия ответных мер, используя для этой цели существующие национальные ресурсы, такие, например, как национальные планы повышения готовности к пандемии гриппа. Ключевые санитарные и медико

санитарные службы и инфраструктура также должны быть развиты в международных аэропортах, портах и наземных транспортных узлах, назначенных для этой цели государствами-участниками. Рекомендуемые меры. Реагирование ВОЗ на ЧСОЗМЗ будет включать предоставление временных рекомендаций относительно надлежащих мер общественного здравоохранения и может включать рекомендуемые меры, которые должны быть приняты государством-членом, в котором развилась данная ситуация, а также другими государствами и международными перевозчиками. Эти временные рекомендации разрабатываются ВОЗ на ограниченной во времени и адаптированной к конкретным рискам основе в духе реагирования на ЧСОЗМЗ. Рекомендации внешних экспертов относительно ММСП. ММСП (2005 г.) включают процедуры получения независимых технических рекомендаций, относящихся к выполнению ММСП. Например, речь может идти о процессе создания комитета по чрезвычайным ситуациям


75


(!), который будет помогать Генеральному директору ВОЗ в установлении того, является ли то или иное конкретное событие чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение, а также давать советы по любым надлежащим временным рекомендациям. 

 Что касается ЧСОЗМЗ, то таковым может быть любое необычное событие в сфере общественного здравоохранения, которое может представляет риск для здоровья населения других государств в результате международного распространения заболевания и потенциально требует принятия скоординированных международных действий. То есть мы видим, что здесь всё расплывчато и неопределённо, что открывает путь к произвольному решению вопроса о ЧС. 

 Что касается правового статуса ММСП, то в соответствии с Уставом ВОЗ, они автоматически становятся обязательными для всех государств-членов ВОЗ, если они активно и в течение ограниченного периода времени не заявили о своём несогласии с ММСП. Однако ни одно государство-член ВОЗ не вышло полностью из-под действия этих Правил, и только две страны сделали по ним определённые оговорки. Правила вступили в силу для государств, сделавших оговорку, с учётом этой оговорки.

 Россия к таким странам не относится – она полностью согласна с ВОЗ, хотя именно в функционале Роспотребнадзора в соответствии с п.5.16 его Положения он «взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности». Но, напомним, проект Постановления о внесении уточнений в этот пункт, так и не был принят.

 Очень важно указать следующее. ММСП не включает в себя какого-либо механизма, контролирующего их обязательное выполнение, однако в отношении государства, которое не будет их выполнять, могут последовать коллективные меры стран-членов ВОЗ. По-видимому, самыми сильными стимулами к соблюдению Правил являются давление со стороны других государств-членов и общественная информированность. В современном мире с его огромным разнообразием электронных средств массовой информации никакая тайна не может существовать очень долго. Государства не хотят оказаться в изоляции. 

 Возможные последствия несоблюдения Правил включают следующее: запятнанная репутация, более высокая заболеваемость и смертность пораженных групп населения, принимаемые в одностороннем порядке ограничения


76


на поездки и торговлю, экономические и социальные потрясения, гнев общественности. И напротив, сотрудничество друг с другом и с ВОЗ в целях контроля любого события, представляющего угрозу для здоровья населения, и точное информирование о том, какие меры принимаются для решения данной проблемы, помогают государствам защитить себя от необоснованных мер, которые могут быть приняты против них другими государствами в одностороннем порядке.  

 Ответственность за выполнение ММСП (2005 г.) лежит на всех государствах, на которые распространяется действие ММСП, и ВОЗ. Государство, включая все его сектора, министерства, звенья, должностных лиц и персонал, отвечает за осуществление Правил на национальном уровне. ВОЗ будет сотрудничать с государствами и поддерживать их в выполнении Правил. 

  Согласившиеся придерживаться ММСП (2005 г.), государства получили возможность: • пользоваться репутацией и преимуществами уважаемого партнера в международных усилиях, направленных на поддержание глобальной безопасности в области здравоохранения;

• получать рекомендации ВОЗ в создании и наращивании ключевых ресурсов, необходимых для быстрого обнаружения, уведомления, оценки и реагирования на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения и риски для здоровья населения, в том числе имеющие национальное и международное значение;

• получать предложения об оказании технической поддержки и получать помощь в усилиях, направленных на мобилизацию возможной финансовой поддержки по выполнению этих новых обязательств; • получать рекомендации ВОЗ в период, когда они проводят оценку характера и масштабов вспышки и принимают ответные меры;

• иметь доступ к специфической информации, собираемой ВОЗ, о рисках для здоровья населения во всем мире, что является необходимым условием для обеспечения защиты их собственных граждан; • получать советы и материально-техническую поддержку ВОЗ (после направления соответствующего запроса), помогающую им должным образом реагировать на вспышки заболеваний и другие события, представляющие угрозу для здоровья населения;


77


• иметь доступ к Глобальной сети оповещения о вспышках болезней и ответных действий (GOARN), которая является платформой, объединяющей глобальные ресурсы, которые могут быть направлены на устранение рисков и чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, имеющих международное значение (ЧСОЗМЗ).

При этом государства - участники ММСП (2005 г.) обязаны:

• назначить национального координатора по ММСП (см. выше вопрос 4);

• проводить оценку событий, происходящих на их территории, и оповещать ВОЗ о всех событиях, которые могут представлять собой ЧСОЗМЗ, используя для этой цели схему принятия решений, приведенную в Приложении 2 Правил (см. выше вопрос 5);

• отвечать на запросы, касающиеся проверки информации относительно событий, которые могут представлять собой ЧСОЗМЗ;

• принимать меры для устранения рисков для здоровья населения, которые могут распространиться в международном масштабе;

• разрабатывать, усиливать и поддерживать ключевые ресурсы, необходимые для обнаружения, уведомления и реагирования на любые события, представляющие угрозу для здоровья населения; • обеспечивать и постоянно поддерживать материально-технические условия и службы, а также проведение инспекций и контрольных мероприятий в назначенных международных аэропортах, портах и наземных транспортных узлах в целях предупреждения международного распространения болезней; • направлять в ВОЗ любые фактические данные об идентифицированных за пределами их территории рисках для здоровья населения, которые могут вызвать международное распространение болезни и которые проявились в результате вывоза или завоза случаев заболевания людей, переносчиков инфекции или неинфекционных болезнетворных агентов, а также контаминированных товаров;

• прилагать все усилия для проведения мер, рекомендуемых ВОЗ;

• сотрудничать с другими государствами-участниками и ВОЗ в целях выполнения ММСП (2005 г.). В соответствии с ММСП (2005 г.) ВОЗ получила новые функции и обязанности. ВОЗ должна:


78


• назначить контактные пункты ВОЗ по ММСП в штаб-квартире или на региональном уровне (см. выше вопрос 4);

• осуществлять надзор в сфере общественного здравоохранения и проводить оценку значительных событий в области общественного здравоохранения на глобальном уровне, а также распространять среди государств-членов информацию по вопросам здравоохранения, когда это уместно;

• предлагать государствам техническую помощь в их усилиях, направленных на преодоление рисков и чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, имеющих международное значение (ЧСОЗМЗ);

• оказывать государствам поддержку в усилиях, направленных на оценку имеющихся национальных структур и ресурсов общественного здравоохранения, а также на развитие и укрепление ключевых ресурсов, необходимых для проведения как эпидемиологического надзора и реагирования на возникающие угрозы, так и постоянной противоэпидемической работы в назначенных пунктах въезда;

• определять, является ли то или иное конкретное событие, о котором, согласно Правилам, уведомило государство, ЧСОЗМЗ, используя для этого, в случае необходимости, помощь внешних экспертов; • разрабатывать критические меры здравоохранения в случае ЧСОЗМЗ и рекомендовать государствам участникам принимать эти меры (консультируясь при этом с внешними экспертами);

• осуществлять мониторинг выполнения ММСП (2005 г.) и обновлять руководства, чтобы они оставались научно достоверными и соответствовали изменяющимся требованиям. 

 Одна из важнейших задач ММСП (2005 г.) – это улучшение коммуникации между ВОЗ и государствами. Назначение национальных координаторов по ММСП даёт ВОЗ прямой доступ к тем должностным лицам в государстве, которые обладают полномочиями, позволяющими им предупредить и уведомить ВОЗ о событиях, попадающих под её функционал. Фактически это легализирует статус «агента влияния ВОЗ». Согласно ММСП (2005 г.), государства должны уведомить контактный пункт ВОЗ по ММСП в штаб-квартире или на региональном уровне о любом таком событии, которое имело место на их территории. ВОЗ также будет иметь возможность обратиться к государствам с просьбой проверить точность сообщений, полученных от источников, не


79


представляющих государственные органы. Государство, действующее через национального координатора по ММСП, обязано сотрудничать в процессе проверки поступившего сообщения.

  Новые требования об уведомлении, совместно с требованием ВОЗ о необходимости проверить неофициальные сообщения о событиях, которые могут иметь международные последствия, соблюдение принципов конфиденциальности при обработке полученной информации и возможность оперативного получения от Глобальной сети оповещения о вспышках болезней и ответных действий (GOARN) помощи при оценке данного события и принятии ответных мер – все это создает хорошие условия и стимулы для большей открытости. После того, как ВОЗ установила, что то или иное конкретное событие представляет собой ЧСОЗМЗ, согласно ММСП (2005 г.) и по получении соответствующего запроса, ВОЗ должна безотлагательно принять ответные меры. С учётом конкретного характера каждой чрезвычайной ситуации Генеральный директор ВОЗ будет рекомендовать меры, которые должны быть проведены пострадавшим государством, а также другими государствами. Эти рекомендации, действие которых ограничено во времени, доводятся до сведения государств и, впоследствии, до сведения общественности. С учетом вновь поступающих фактических данных рекомендуемые меры могут впоследствии быть модифицированы или отменены. Комитет по чрезвычайным ситуациям будет консультировать Генерального директора ВОЗ относительно характера этих рекомендаций.

 В отношении лиц, совершающих поездки, государства могут предъявлять требование предоставить информацию о своем состоянии здоровья и документы о прохождении прививок, а также требование пройти базовое медицинское обследование. 

 Согласно ММСП (2005 г.), ВОЗ следует в обязательном порядке уведомлять о всех случаях следующих четырёх болезней: оспа, полиомиелит, вызванный диким полиовирусом, тяжёлый острый респираторный синдром (ТОРС) и человеческий грипп, вызванный новым подтипом вируса. 

 В мае 2016 г. в целях усиления полномочий ВОЗ государства-члены дали согласие на одно из самых глубоких преобразований в истории организации, учредив новую Программу по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения 31. В дополнение к традиционным техническим и нормативным функциям организации она 

31 https://www.who.int/ru/news-room/detail/25-05-2016-world-health-assembly-agrees-new-health-emergencies-programme


80



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.033 с.)