Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов



Обследование голоса у старших дошкольников

Со стертой дизартрией

Экспериментальное исследование проводилось в течение трех месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года) на базе МБДОУ «Детский сад «Солнышко» города Тамбова, где были сформированы экспериментальная и контрольная группы.

В эксперименте принимали участие 20 воспитанников 5 лет с логопедическим заключением «ФН, стертая дизартрия». Воспитанники были разделены по 10 человек и включены в экспериментальную и контрольную группы.

Исследовательская работа по данной проблеме состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента.

Цель констатирующего этапа педагогического эксперимента являлось выявление нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией, включенных в экспериментальную и контрольную группы.

Для исследования нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией я использовала методику Е.С. Алмазовой.

Целью данной работы являлось выявление особенностей голоса у детей с дизартрией.

В данной методике задания включены в два блока:

1. Восприятие голоса по высоте, силе, тембру, интонации.

2. Воспроизведение голоса: по высоте, силе, тембру, интонации.

Блок 1. «Обследование восприятия голоса».

1. Восприятие голоса по высоте.

Цель: выявить у ребенка умение определять постепенное движение мелодии снизу-вверх, сверху-вниз.

Материал для исследования: звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей (приложение 2).

Ребенку предлагается послушать звуки или звукоподражания с различной высотой голоса и соотнести с картинкой, на которых изображены животные и их детеныши. До начала упражнения необходимо объяснить ребенку, что, например, у кошки голос громкий, а у котенка тихий.

Инструкция: «Послушай и покажи, чей это голос?»

АВ – собака, ав – щенок;

МУ – корова, му – теленок;

МЯУ – кошка, мяу – котенок и т.д.

2. Восприятие голоса по силе.

Цель: определить умение ребенка различать изменения громкости голоса.

Материал для исследования: звуки, звукоподражания, предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, расположенные далеко – близко (приложение3).

Инструкция: «Послушай внимательно. Плывет корабль, он гудит «УУУ». Если он плывет близко, он гудит громко, если далеко – тихо. Когды услышишь громкий гудок подними картинку, где корабль находится близко, тихо, где корабль находится далеко».

3. Восприятие тембра голоса.

Цель: выявить умение определять характер звучания тона голоса на слух.

Материал для исследования: картинки символы-маски, с изображением чувств, эмоций, картинки с изображением людей разного возраста (приложение 4, 5).

- различение тембра голоса на материале междометий;

Логопед произносит одиночные междометия с изменением тембра голоса, выражая голосом разнообразные эмоциональные состояния. После чего ребенок вместе с логопедом рассматривают картинки с изображением различных человечков – символов-масок, изображающих чувства.

Инструкция: «Посмотри на картинки. Лица этих человечков выражают различные чувства: грусть, удивление, радость, гнев. Я произнесу междометия, а ты подумай каким тоном голоса я произнесла и покажи подходящую картинку. «Ах!» (радость), «Эх!» (грусть), «Ух!» (недовольство), «Ох!» (удивление).»

- различие тембра голоса на материале предложений;

Ребенку предлагается послушать одно и тоже предложение в разных интонациях и сопоставить их с символом-маской (приложение 4).

Инструкция: «Сейчас я произнесу предложение, а ты подумай, каким тоном оно было сказано и найди подходящую картинку-маску:

«Ох, скоро дождь!» (недовольно);

«Ох, скоро дождь!» (радостно);

«Ох, скоро дождь.» (грустно);

«Ох, скоро дождь?!» (удивленно).

- различение тембра голоса людей разного возраста;

Перед ребенком раскладывают картинки с изображением людей разной возрастной категории – женщина, мужчина, ребенок, бабушка, дедушка. После чего предлагают прослушать запись с голосами людей и показать подходящую картинку.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Послушай и определи, чей голос звучит, покажи подходящую картинку» (приложение 5).

4. Восприятие интонации.

- определение наличия повествовательного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой;

Инструкция: «Послушай внимательно, если услышишь, что я говорю спокойным, ровным голосом – подними карточку с точкой» (приложение 6).

Речевой материал:

Наступила зима.

Ах, какая красивая радуга!

Ты убрал игрушки?

Наша кошка любит молоко.

- определение наличия вопросительного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой;

Инструкция: «Послушай внимательно. Если услышишь, что я тебя о чем-то спрашиваю, подними карточку с вопросительным знаком» (приложение 6).

Речевой материал:

На улице очень скользко.

Ты любишь кататься на санках?

Мальчик играет с мячом.

Ты любишь конфеты?

- определение наличия восклицательного предложения. Знакомство с сигнальной карточкой;

Инструкция: «Слушай меня внимательно, если услышишь, что я радостно и громко говорю, то подними карточку с восклицательным знаком» (приложение 6).

Речевой материал:

Ого, как холодно!

Ты слышишь этот звук?

Ура, снег!

Дети играют в прятки.

Критерии оценки:

3 балла – задание выполнено правильно.

2 балла – задание выполнено с ошибками.

1 балл – задание не выполнено.


 

Блок 2. Обследование воспроизведения голоса.

1. Воспроизведение голоса по высоте:

- воспроизведение изолированных звуков и звукоподражаний;

Инструкция: «Покажи, как подают голос животные и их детеныши: МУ – корова, му – теленок, МЯУ – кошка, мяу – котенок.»

- воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса на гласных звуках с опорой на графическое изображение или движения руки вверх – повышение высоты, вниз – понижение высоты;

Инструкция: «Давай попробуем подняться по ступенькам не ногами, а голосом. Сначала вверх, а потом вниз. Когда будем подниматься вверх, голос будет повышаться, вниз – понижаться. Сначала со звуком У, потом А»

Примечание: активно использовать движение рук, указывающее подъем вверх или спуск вниз.

2. Воспроизведение голоса по силе.

- воспроизведение постепенного нарастания и падения силы голоса при произнесении отдельных звуков и звукоподражаний;

Инструкция: «Покажи, как гудит приближающаяся машина: у-у-У-У. А теперь покажи, как звучит машина, уезжающая от нас: У-У-у-у».

3. Воспроизведение тембра (оцениваются эмоциональные характеристики голоса).

- передача междометиями с помощью разных оттенков голоса эмоционального состояния.

Материал для исследования: серия сюжетных картинок с изображением разного настроения (приложение 4).

Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки и определить, какое настроение у изображенных на ней действующих лиц. Необходимо обсудить каждую картинку. Ребенку предлагают выразить состояние действующего лица, используя междометия.

Инструкция: «Посмотри на картинку, догадайся кто это говорит, если упала чашка – «ОЙ» (испуганно), забили шайбу в ворота – «УРА» (радостно)».

- изменение тембра голоса в зависимости от того, какому персонажу сказки подражает ребенок;

Материал: сюжетная картинка с персонажем сказки «Колобок» (приложение 7).

Предварительно логопед обсуждает вместе с ребенком содержание сказки и характер действующих лиц.

Инструкция: «Вспомни, кто пугал колобка и хотел его съесть? Каким тоном говорил?» (заяц – звонкий, задорный; волк – грубый, низкий; медведь – громкий, низкий).

4. Воспроизведение интонации.

Цель: выявить умение ребенка дифференцировать различные интонации в экспрессивной речи.

Материал для обследования: стихотворные тексты, сюжетные картинки с эмоциональным содержанием.

- воспроизведение фраз с разными интонациями;

Инструкция: «Послушай и повтори за мной:

Мы лепим снеговика. Мы лепим снеговика! Мы лепим снеговика?

Наступила зима. Наступила зима! Наступила зима?

Я люблю конфеты. Я люблю конфеты! Я люблю конфеты?»

- воспроизведение стихотворных строк в соответствии с интонацией логопеда;

Инструкция: «Послушай внимательно и повтори за логопедом отдельно каждое предложение.

Маленькие зайчики

Прыгают как мячики!

Как они сегодня рады –

Веселятся до упада.

Дед Мороз под Новый год

Им морковку раздает!»

- воспроизведение за логопедом фраз с противоположными типами интонации;

Инструкция: «Я буду задавать тебе вопрос, а ты ответь мне той же фразой, но с другой интонацией.

Дед Мороз приносит подарки? Дед Мороз приносит подарки.

Холодно зимой в лесу? Холодно зимой в лесу.»

Инструкция: «А теперь я буду произносить фразу, а ты спрашивать.

Сегодня будет снег. Сегодня будет снег?

Елка нарядная. Елка нарядная?»

Критерии оценок:

3 балла – задание выполнено правильно.

2 балла – задание выполнено с ошибками.

1 балл – задание не выполнено.

Учитывая то, что диагностический комплекс состоит из 2 блоков, в каждом из которых по 4 задания, максимально за выполненное задание можно получить 3 балла, минимально 1 балл, мы использовали следующую шкалу для оценки состояния голоса у детей.

Высокий уровень (1 – 9 баллов) – все задания выполнены неправильно.

Средний уровень (10 – 17 баллов) – задания выполнялись со множественными ошибками.

Низкий уровень (18 – 24 балла) – дети со всеми заданиями справились успешно.

Результаты проведенного обследования экспериментальной группы по выявлению уровня развития голоса приведены в таблице № 1.


 

Таблица № 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.025 с.)