У старших дошкольников со стертой дизартрией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У старших дошкольников со стертой дизартрией



Бакалаврская работа

 

 

Студент 5-го года заочной формы Обучения направления подготовки

44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»,

профиль «Дошкольная дефектология»

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Боровцова Лариса Анатольевна

 

 

Тамбов 2020

Реферат

Титова А.С. Роль музыкальных инструментов в коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией: бакалаврская работа / Титова Анастасия Сергеевна; Тамб. гос. ун-т имени Г.Р. Державина: каф. дефектологии. – Тамбов, 2020. – 80 с., 6 табл., 7 рис., 40 источников.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, стертая дизартрия, коррекция нарушений голоса, музыкальные инструменты.

Объект исследования: нарушения голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Предмет исследования: роль музыкальных инструментов в коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Цель исследования: изучение нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией и разработка комплекса специальных фонопедических упражнений с использованием музыкальных инструментов для старших дошкольников со стертой дизартрией.

Задачи исследования: дать характеристику стертой дизартрии как нарушению произносительной стороны речи; изучить психофизиологические аспекты речевого голоса; охарактеризовать особенности голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией; скомплектовать экспериментальную и контрольную группы из детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией для проведения педагогического эксперимента; разработать диагностический комплекс для выявления нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией; провести обследование голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией; сделать количественный и качественный анализ результатов и соответствующие выводы; разработать и экспериментально апробировать комплекс фонопедических упражнений с использованием музыкальных инструментов для коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией; провести анализ эффективности использования музыкальных инструментов в коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; беседы с детьми, родителями и воспитателями; организация и проведение педагогического эксперимента; наблюдение (динамическое); математические методы обработки результатов.

Практическая значимость разработанного комплекса специальных фонопедический упражнений с использованием музыкальных инструментов для коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией определяется повышением эффективности логопедической работы по преодолению стертой дизартрии и возможностью использования данного комплекса в широкой педагогической практике.

 

 

Оглавление

Введение4

Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией 8

1.1. Характеристика стертой дизартрии как нарушения произносительной стороны речи 8

1.2. Психофизиологические аспекты голосообразования. Особенности голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией 12

1.3. Основные подходы к коррекции голосовых расстройств у детей дошкольного возраста 18

Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов.....……………………………………………....24

2.1. Обследование голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.24

2.2. Педагогическая работа по коррекции нарушения голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией с использованием музыкальных инструментов.35

2.3. Анализ эффективности использования музыкальных инструментов в коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.47

Заключение55

Список использованной литературы58

Приложение61

 


Введение

 

Актуальность данной работы заключается в том, что разного рода нарушения голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией оказывают влияние не только на общее развитие детей, но, также, на их нервно-психическое состояние, формирование речи. Голос имеет большое значение в процессах коммуникации. Например, интонация, которая определяет и смысловую и эмоциональную стороны высказываний, также зависит от состояния голоса. Замечено, что от характера и глубины расстройства голоса зависит степень отрицательного влияния нарушений голоса на личность ребенка в целом.

Стертая дизартрия – это речевая патология, которая проявляется в расстройствах не только фонетического, но и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Стертая дизартрия, нарушение, которое встречается в логопедической практике довольно часто. Стертая дизартрия характеризуется такими симптомами как: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др. Чаще всего стертая форма дизартрии диагностируется после пяти лет. Дети, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, направляются на консультацию к невропатологу для уточнения диагноза и для назначения адекватного лечения, так как при стертой дизартрии коррекционная работа должна выполняться комплексно и включать в себя не только педагогическую работу, но и медицинскую и психолого-педагогическую помощь.

Дизартрия характеризуется нарушением произносительной стороны речи, причиной которого является недостаточность иннервации мышц речевого аппарата, вследствие чего проявляются и голосовые нарушения. Такое состояние мышц называется парез. Парез – это уменьшение силы и амплитуды движений, которые обусловлены нарушением иннервации. Именно по этой причине язык, губы, небо, голосовые связки, диафрагма не могут совершать движения в полном объеме. Такое тяжелое расстройством характеризуется не только нарушением звукопроизношения, но также нарушением просодики, которая включает в себя голос, интонацию, темп, ритм, интонационно-ритмическую сторону и эмоциональную окраску речи. Таким образом, можно сделать вывод, что дизартрия – это симптом органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) головного мозга, а именно тех его отделов, которые осуществляют функцию речедвигательной зоны.

Голос является одним из компонентов просодической стороны речи. Благодаря голосу обеспечивается слышимость речи, ее выразительность, эмоциональность, именно по этой причине нарушения голоса проявляются не только в аффективно-коммуникативных, но и в информативно-коммуникативных способностях ребенка. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что данная проблема нуждается в подробном изучении, так как голос имеет одно из важнейших значений в развитии ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, что способствует формированию личности.

Целью данной работы является изучение нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией и разработка комплекса специальных фонопедических упражнений с использованием музыкальных инструментов.

Объектом исследования являются нарушения голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Предмет исследования: роль музыкальных инструментов в коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что использование музыкальных инструментов в коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией будет способствовать повышению эффективности логопедической работы по коррекции нарушений голоса, а также улучшению иннервации мышц голосового и артикуляционного аппарата.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Дать характеристику стертой дизартрии как нарушению произносительной стороны речи.

2. Изучить психофизиологические аспекты речевого голоса.

3. Охарактеризовать особенности голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

4. Скомплектовать экспериментальную и контрольную группы из детей старшего дошкольного возраста с стертой дизартрией для проведения педагогического эксперимента.

5. Разработать диагностический комплекс для выявления нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

6. Провести обследование голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией, сделать количественный и качественный анализ результатов и соответствующие выводы.

7. Разработать и экспериментально апробировать комплекс фонопедических упражнений с использованием музыкальных инструментов для коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

8. Провести анализ эффективности использования музыкальных инструментов в коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Методы исследования.

1. Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.

2. Беседы с детьми, родителями и воспитателями.

3. Организация и проведение педагогического эксперимента.

4. Наблюдение (динамическое).

5. Математические методы обработки результатов.

База исследования: МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Тамбова.

Участники исследования: 20 детей с логопедический заключением «ФН, стертая дизартрия» 5-6 лет, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель.

Теоретическая значимость исследования заключается в описании особенностей голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией, анализе технологий обследования и коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией.

Практическая значимость разработанного комплекса специальных фонопедических упражнений с использованием музыкальных инструментов для коррекции нарушений голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией определяется повышением эффективности логопедической работы по преодолению тертой дизартрии и возможностью использования комплекса в широкой педагогической практике.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.


 

Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции нарушений голоса у старших дошкольников

со стертой дизартрией



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.016 с.)