Характеристика стертой дизартрии как нарушения произносительной стороны речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика стертой дизартрии как нарушения произносительной стороны речи



Стертая дизартрия – это такая речевая патология, при которой нарушения затрагивают не только фонетическую, но и просодическую стороны речи. Причиной данного нарушения является невыраженное микроорганическое поражение головного мозга.

Стертая дизартрия очень часто встречается в логопедической практике. Рассмотри основные симптомы стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, искажение и замена звуков в словах со сложной слоговой структурой и др.

В основном стертая дизартрия диагностируется у детей после пяти лет. Как только ставят этот диагноз, ребенка направляют на консультацию к невропатологу для того, чтобы подтвердить диагноз и подобрать нужное лечение. Это необходимо, так как работа с ребенком, имеющим такой диагноз, должна быть комплексной и включать:

- психолого-педагогическую помощь;

- медицинское воздействие;

- логопедическую работу.

Для того, чтобы своевременно и правильно определить нарушение речи у ребенка необходимо знать симптомы, которые характеризуют данное нарушение. Прежде всего обследование начинается с беседы с мамой ребенка и изучения медицинской карты. Анализ анамнестический данных очень важен при обследовании. Благодаря ему можно узнать причину возникшего нарушения и правильно подобрать лечение и программу коррекционной работы. Важным является то, какие были роды (стремительные, затяжные), была ли асфиксия плода, какие заболевания перенесла женщина во время беременности, был ли токсикоз. Первый год жизни большинство детей наблюдаются у невролога, где получают медикаментозное лечение и массаж. Развитие детей после года, как правило, благополучно и наблюдение невропатолога не требуется.

Во время логопедического обследования у детей в возрасте 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы:

1. Нарушение общей моторики. Дети со стертой дизартрией моторно неловки, объем активных движений ограничен, при функциональных нагрузках мышцы быстро утомляются. Стоять на одной ноге дети не могут, а также не могут попрыгать на одной ноге и т.д. Так же испытывают трудности в имитации движений, например показать, как летит птица, как идет солдат и т.д. Моторную неловкость легко отследить на музыкальных и физкультурных занятиях, так как они отстают в темпе, ритме, а также при переключаемости с одного движения на другое.

2. У детей со стертой дизартрией наблюдается нарушение мелкой моторики рук. Навыками самообслуживания они овладевают поздно и испытывают большие трудности, например, не могут без посторонней помощи застегнуть пуговицу или завязать шарф. На занятиях по рисованию дети плохо держат карандаш. Также, моторная неловкость хорошо заметна на занятиях по аппликации, работе с пластилином. Пальцевая гимнастика также дается детям с трудом и здесь им необходима помощь взрослого.

3. Патологические особенности в артикуляционном аппарате ярко выражены у детей со стертой дизартрией. Паретичность мышц органов артикуляционного аппарата делает лицо гипомимичным, мышцы лица при пальпации вялые, ребенок не может удерживать позу закрытого рта, так как нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые. Язык при этом вялый, тонкий, находится на дне полости рта. Как только детям увеличивают нагрузку при артикуляционных упражнениях, мышечная слабость увеличивается.

Также у детей со стертой дизартрией наблюдается спастичность мышц органов артикуляции. Амимичное лицо, твердые мышцы лица при пальпации, губы постоянно в полуулыбке, при этом верхняя губы прижата к деснам. Во время речи губы не принимают участия в артикуляции звуков. Замечено, что при артикуляционной гимнастике дети не могут сделать упражнение «Трубочка». Язык при этой форме изменен по форме - толстый, малоподвижный, без выраженного кончика.

Одним из симптомов при стертой дизартрии могут быть гиперкинезы, которые характеризуются дрожанием, тремором голосовых связок и языка. Заметить этот симптом можно при функциональных пробах. Например, при выполнении артикуляционного упражнения «Лопатка», где нужно удержать широкий язык на нижней губе под счет от 5 до 10, ребенок не может сохранить язык в состоянии покоя. В некоторых случаях язык ведет себя крайне беспокойно – по языку прокатываются волны в продольном и поперечном направлениях. Очень часто гиперкинезы сочетаются с повышенным тонусом мышц органов артикуляционного аппарата.

Апраксия при стертой дизартрии проявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. Кинетическая апраксия – явление, при котором ребенок не может правильно переходить из одного движения к другому или производит хаотичные движения, стараясь найти нужную артикуляционную позу.

При стертой дизартрии также можно встретить такое явление как девиация – отклонение языка от средней линии. В основном это сочетается с асимметрией губ при улыбке. При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных поз, но их качество имеет отклонения от нормы: нечеткость выполнения упражнений, снижение амплитуды движений, способность удерживать определенную позу недолгое время, снижение объема движений, наблюдается быстрая утомляемость мышц и др. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что качество выполнения артикуляционных движений при нагрузках резко падает и это является главной причиной искажения звуков во время речи и ухудшению просодической стороны речи в целом.

4. Нарушение звукопроизношения. При диагностике звукопроизношения ребенка сначала ставится диагноз дислалия. Но такие нарушения речи, как дислалия и стертая дизартрия, имеют весомую разницу, так как при дизартрии происходит нарушение не только звукопроизношение, но и просодической стороны речи. После поставленного диагноза специалист в своей работе использует коррекционную программу для дислалии, но когда не наблюдается положительной динамики, понимает, что это, все-таки, стертая дизартрия. Наиболее распространены, при стертой дизартрии, нарушения произношения шипящих и свистящих, межзубное произнесение, дети испытывают сложности при произношении слов со сложной слоговой структурой.

5. Просодическая сторона речи. Причинами нарушения голоса являются нарушения мышечного тонуса и ограничения подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка. Это происходит из-за недостаточности иннервации мышц. Именно по этим причинам отмечается недостаточность силы голоса (слабый, тихий), отклонение тембра голоса (глухой, назализованный, прерывистый, напряженный). Во время разговора речь детей характеризуется как тихая, заметны сложности в модуляции голоса по высоте, силе.

6. У детей со стертой дизартрией диагностируются нарушения акта приема пищи. Детям сложно пережевывать пищу, откусывать кусок. Нарушена координация между дыханием и глотанием, и поэтому отмечаются захлебывания, поперхивания.

7. Общее речевое развитие у детей со стертой дизартрией можно условно разделить на три группы. Первая группа – это дети, которые имеют нарушение звукопроизношения и просодики. Замечен хороший уровень речевого развития, но часто дети испытывают трудности при усвоении, различении и воспроизведении предлогов. Испытывают сложности в воспроизведении слов со сложной слоговой структурой. Ко второй группе относятся дети имеющие нарушения не только звукопроизношения и просодической стороны речи, но и нарушения фонематического слуха. Такие дети допускают ошибки в заданиях на восприятие на слух и повторение слогов и слов с оппозиционными звука, например, при просьбе показать нужную картинку (мышка-мишка, дрова-трава, крыса-крыша и т.д.). Третья группа – дети со стойким полиморфным нарушением звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи, сочетающиеся с недоразвитием фонематического слуха. Отмечен маленький словарный запас, ошибки в правильном построении предложений, трудности в усвоении слов различной слоговой структуры.

Таким образом, стертая дизартрия – это нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи, вследствие нарушений иннервации мышц органов артикуляционного аппарата. Нарушения произносительной стороны речи, возникающие у детей со стертой дизартрией, приводят к плохой дикции, искажению, замене звуков в сложной слоговой структуре словах. Именно поэтому речь становится невнятной и невыразительной.

 

1.2. Психофизиологические аспекты голосообразования. Особенности голоса у старших дошкольников со стертой дизартрией

Голос – это совокупность разнообразных звуков, продуцируемых голосовым аппаратом человека. Именно голос обеспечивает разборчивость, выразительность и эмоциональную окраску устной речи. В научной литературе для обозначения нарушений речи разной этиологии используют следующие термины: афония – полное отсутствие голоса, но при этом сохраняется шепотная речь; дисфония – это такие изменения голосового аппарата, которые характеризуются наличием хриплости, слабости голоса, гнусавости; фонастения - это нарушение, характеризующееся слабостью и быстрой утомляемостью голоса, вплоть до его потери. В основном такое нарушение встречается у людей голосовых профессий.

Разберем строение голосового аппарата, который включает в себя: органы дыхания, обеспечивающие необходимую для голосообразования струю воздуха; гортань и голосовые связки; надставной трубы – все то что расположено выше гортани: глотка, ротовая и носовая полости (приложение1). Резонатор представлен полым телом, заполненным воздухом и имеющий отверстие. Именно благодаря ему человек способен усиливать звук и придавать ему тембровую окраску. Основные резонаторы в процессе речеобразовани – это грудной, ротовой и носовой, грудной резонатор часто называют «фундаментом голоса». Если в процессе разговора большее участие принимает носовой резонатор, то голос приобретает назализованный оттенок ринофония (страдает только голос) или ринолалия (вместе с голосом нарушается и звукопроизношение). Такое явление связано с наличием небных расщелин или с парезом мягкого неба.

Голосовые связки в норме могут находится только в двух состояниях сомкнутые и разомкнутые. Разомкнутыми связки бывают во время дыхания вне речи, благодаря этому воздушная струя беспрепятственно проходит через гортань как при вдохе, так и при выдохе. Когда человек начинает разговаривать шепотом, произносить глухие согласные (п, т, с, ф, ш, х) связки все также находятся в разомкнутом состоянии и если в это время приложить руку к гортани, то вибрации не будет. В процессе голосообразование связки находятся в сомкнутом состоянии и, приложив руку к гортани, почувствуется вибрация.

Любой звук имеет физические свойства, такие как: сила, высота, длительность звучания и тембр [30].

Также существуют параметры голоса, которые необходимы при оценке голоса человека:

1) высота тона и тоновой диапазон, благодаря которым речь человека выразительная;

2) сила голоса и динамический диапазон, который используется в передаче интонации, логического ударения и т.д.;

3) тембр звука, влияющий на разборчивость «полетность» голоса.

Рассмотрим каждую из этих характеристик более подробно. Сила голоса имеет немаловажное значение в процессе коммуникации. Сила голоса напрямую зависит от активности работы органов артикуляции и дыхания.

Под высотой голоса подразумевают способность к тональным изменениям, то есть диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, но чаще используются только 3-4 ноты. Если работать над диапазоном и расширять его, то речь будет более выразительной.

Тембр – это неповторимая, индивидуальная окраска голоса, зависящая от строения речевого аппарата.

Благозвучность голоса характеризуется чистотой звучания и отсутствием призвуков (хрипоты, осиплости, гнусавости и т.д.). Первостепенным в это понятие включается звонкость голоса, а звучит он звонко только тогда, когда резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, то он характеризуется как глухой, тусклый. Кроме того, звонкость голоса обеспечивает также активность губ. Благозвучность голоса подразумевает свободу его звучания, отсутствием напряжения. Еще существует понятие благозвучность речи, которая характеризуется отсутствием в речи плохого сочетания и частого повторения звуков, которые режут слух. Например, повторение свистящих и шипящих звуков, а также не рекомендуется строить предложения так, чтобы получалось повторение гласных «и у Иоанна». Полетность голоса – способность голоса быть хорошо слышимым на расстоянии без увеличения громкости.

Подвижность голоса – это способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу.

Благодаря тону голоса речь человека становится эмоционально окрашенной. Изменяя его, можно выразить свои чувства и эмоции, передать настроение, намерения. Тон может быть злым или добрым, официальным или дружественным и т.д. Менять тон можно увеличивая или уменьшая силу голоса, паузами, ускорением или замедлением темпа речи.

Скорость произнесения элементов речи называется темпом, но он не является свойством голоса.

Интонация обеспечивается благодаря высоте тона, силе звучания, темпу, ударению и паузе. Интонацию условно можно разделить на логическую и эмоциональную. Средствами логической интонации являются логические паузы, логическое ударение, логическая мелодия. При эмоциональной интонации слова насыщаются эмоциями, которые испытывает человек в данной ситуации.

Говоря о характеристиках голоса, не стоит забывать о таком важном аспекте как дыхание. Ведь именно благодаря правильному дыханию можно говорить о правильном голосообразовании. Ток воздуха раздражает рецепторы дыхательных путей и влияет на дыхательный центр, который контролирует процесс дыхания, его глубину, и частоты дыхательных движений [27]. Дыхание ребенка в процессе развития изменяется. Например, у новорожденных работает только диафрагмальное дыхание, так как ребра расположены перпендикулярно по отношению к позвоночнику, что приводит к приподнятости грудной клетки, и именно по этой причине ребра не способны опускаться и подниматься в процессе дыхания.

Существуют три типа дыхания: поверхностное (ключичное), реберное (грудное), диафрагмальное (брюшное). При поверхностном дыхании поднимается плечевой пояс и верхние ребра, в результате чего происходить расширение только верхней части грудной клетки. При грудном дыхании грудная клетка расширяется преимущественно вперед и в стороны. А вот брюшное или диафрагмальное дыхание осуществляется благодаря более активной работе диафрагмы. Чистого процесса дыхания в действительности нет, при любом типе дыхания участвует диафрагма. Поэтому можно говорить о преимущественно грудном, или преимущественно брюшном дыхании.

Немаловажное значение для качества голоса имеет способ его подачи - атака звука. Существует три типа голосоподачи:

1) сначала идет легкий вдох, затем голосовые связки смыкаются и начинают колебаться – голос звучит как бы после легкого шума – придыхательная атака;

2) момент смыкания голосовых связок и начало выдоха совпадают – мягкая атака звука;

3) голосовые складки смыкаются, а затем осуществляется выдох, приводящий их в колебание – твердая атака [21].

Единого мнения об этапах формирования голоса нет. Каждый ученый выделяет их по-своему, так, например, О.С. Орлова отмечает, что процесс формирования голоса проходить следующие стадии:

1) пренатальная – до момента рождения;

2) младенчество – от рождения до 2-х лет;

3) ранний детский возраст – от 2 до 5 лет;

4) средний детский возраст – от 5 до 9 лет;

5) позднее детство – от 9 лет до начала пубертатного периода;

6) ранний взрослый период – обычно от 12 до 15 лет;

7) средний взрослый период – от 15 до 18 лет;

8) окончательное взросление – от 19 до 21 года [27,28].

В работах Л.В. Лопатиной отмечено, что фонетическая сторона речи тесно взаимодействует с основными ее компонентами: звукопроизношения и просодики. Разны фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесно взаимодействуют, способствуя определению смыслового содержания и отношения к говорящему [24].

При изучении речи детей со стертой дизартрией Е.М. Мастюкова отметила нарушение темпа речи и трудности в использовании ударений. Также нарушения при стертой дизартрии способствуют нарушению интонации. Но, несмотря на это, наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной интонации. Трудности при восприятии и воспроизведении интонации появляются по причине нарушения слуховой дифференциации интонаций. Общим для детей является нарушение просодической стороны речи и именно этот фактор является диагностическим критерием при дифференциации стертой дизартрии [3].

Стихотворная речь детей монотонна, постепенно становится менее разборчивой, а голос угасает. Наблюдаются трудности при воспроизведении ритма, восприятии изолированных ударов. При выполнении заданий на восприятие и воспроизведение большинству детей необходима помощь взрослого, так как они свои ошибки не замечают. Недоступны также задания на обследование логического ударения. Дети со стертой дизартрией не могут акцентированно произносить определенное слово в предложении. При обследовании модуляции голоса по высоте и силе детям не удается интонировать мелодии снизу-вверх и сверху-вниз. Иногда и силу голоса изменить не удается. В целом диапазон детей со стертой дизартрией сужен. В целом речь ребенка оценивается как невыразительная, невнятная, монотонная. Голос слабый, немелодичный, тусклый, монотонный, напряженный.

В своих работах Е.Э. Артемова выделила 4 группы сформированности просодической стороны речи у дошкольников с дизартрией:

Первая степень (низкая) – характеризуется грубыми нарушениями произносительной стороны речи. А именно нарушения тембра, силы, высоты голоса ярко выражены и заметны не только ребенку, но и его окружению. По этой причине происходит нарушение процесса коммуникации. Упражнения, в которых ребенку необходимо произвольно менять ритм, высоту звуков, недоступны. Также имеют место и нарушения интонации, которые носят стабильный характер.

Вторая степень (недостаточная) – нарушения и изменения голоса носят незначительный характер. Дети испытывают трудности при выполнении заданий на воспроизведение различного темпа и интонации. Но, несмотря на это, часто спонтанная речь ребенка эмоционально окрашена и достаточно выразительна.

Третья степень (средняя) – непостоянное или нестойкое отклонение от нормы по одной или нескольким просодическим характеристикам. Произвольная речь достаточно окрашена, но при выполнении заданий дети совершают ошибки, неточности в выполнении.

Четвертая степень (высокая) – у детей нормальный тембр, диапазон их голоса по высоте и силе соответствует возрастным нормам. Произвольная речь эмоционально окрашена. Дети не испытывают сложностей в передаче различной интонации, а также не испытывают трудностей при выполнении заданий.

Таким образом, можно сделать вывод, что при дизартрии нарушается не только звукопроизношение, но и просодика, которая включает в себя голос, интонацию, темп, ритм и эмоциональную окраску речи.

 

1.3.Основные подходы к коррекции голосовых расстройств



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.038 с.)