Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творчество Карла Ивановича Росси (1775 – 1849гг.)
К. И. Росси начал обучение зодчеству у русского архитектора-декоратора В. Ф. Бренны, затем два года учился в Риме. Став в 1815 году главным архитектором Комитета для строений гидравлических работ, он в 1816г. реконструировал усадьбу Аничкова дворца, поставив вдоль одной из сторон будущего Александринского театра два симметричных парковых павильона. Позже Росси завершает перестройку дворца и перепланировку Евлагинского парка. Крупные градостроительные работы мастера начались строительством Михайловского дворца с перепланировкой и застройкой прилегающего к нему участка. Михайловский дворец (Русский музей.) (1819 – 1825гг.) Это сооружение усадебного типа. Дворцовый комплекс состоит из высокого центрального здания в глубине парадного двора и двух, связанных с ним и выступающих боковых корпусов с внутренними световыми дворами. Фасад центрального здания имеет рустованный первый этаж, выше – колонны коринфского ордера с выступающим портиком. Во втором этаже применены полукруглые окна с полуколоннами. Интерьеры дворца богато оформлены, но без излишества, богатство придаёт барельефный фриз, идущий между капителями. Перед зданием запроектирована большая площадь и Михайловская улица, ориентированная на центральный портик фасада. Дворец горел в 1837 году. После пожара сохранилась парадная лестница и интерьер Белого зала. В 1914 – 1916 гг. архитектор Л. Н. Бенуа достраивает западный корпус. Длина здания составляет 315м.
Уникальным произведением градостроительного искусства является ансамбль Александринского театра и Театральной улицы (ныне театр А.С.Пушкина и ул. К.И. Росси) Александринский театр (1834г.) Главный фасад театра (рис.129) обращен к Невскому проспекту, перед ним – небольшой сквер с площадью. За театром - небольшая улица Росси (220м), выходящая к площади Ломоносова и набережной р.Фонтанки. Здание Александринского театра представляет собой компактный прямоугольный в плане объем. В центральной части находятся пятиярусный зрительный зал и сцена с металлическими перекрытиями. Оригинальная конструкция металлических перекрытий лож в виде арочных стропильных ферм характеризует Росси как новатора в области инженерии Фасады театра объединены общим членением и деталями коринфского ордера. Аттик украшен барельефом и увенчан квадригой Аполлона. Здание несколько раз горело и поэтому от интерьеров почти ничего не осталось.
Улица имеет симметричные фасады и застроена административными зданиями, частично верхние этажи были жилыми. Чёткое регулярное построение пространства и единая тема ордеров на фасаде объединяют здание театра, пл. Ломоносова с министерскими корпусами, театральную площадь, Аничков дворец и Публичную библиотеку.
В 30-е - 40-е годы творчество Росси достигает совершенной зрелости. Его произведения отличаются необыкновенной гармоничностью и завершенностью форм. К вершине его мастерства можно отнести Здание Главного штаба на Дворцовой площади (1819 – 1829гг.) (рис.130) Напротив Зимнего дворца Росси расположил грандиозный комплекс из двух расположенных по дуге трехэтажных корпусов Сената и Синода, объединённых величественной триумфальной аркой, перекинутой над проездом на площадь. Зданию присущи парадность, торжественность и пластическое богатство. Спокойная пластика здания противопоставлена пышному убранству Зимнего дворца.
Рис. 130 Рис.131 При проведении грандиозных реконструктивных работ центра столицы и объединения всей монументальной застройки обоих берегов Невы особенно большое значение приобрела реконструкция здания Главного Адмиралтейства с прилегающей территорией и формирование стрелки Васильевского острова. Доминирующим объемом стрелки стало здание Биржи. Фондовая биржа (1804 – 1810гг.) Архитектор Тома де Томон. Биржа расположена на стрелке Васильевского острова и имеет простую и ясную форму поднятого на высокий подиум дорического периптера. Громадные полуциркульные окна в тимпанах фронтонов, обрамлённые рустованными наличниками, широкая наружная лестница, подводящая к колоннаде, являются основными выразительными средствами в общей композиции здания. В плане господствует главный зал для биржевых операций размером 41×23м. Здание Биржи отличается благородной красотой и величием.
По обеим сторонам главного торцового фасада Т. де Томон, учитывая ответственное градостроительное значение стрелки, поставил две ростральные колонны с гигантскими статуями морских божеств у их цоколей. Позже были достроены здания таможенных складов, служащими своеобразным фоном для здания Биржи. Почти одновременно с организацией Василеостровской стрелки происходила коренная перестройка здания Главного Адмиралтейства, занявшего центральное место в системе архитектурных ансамблей столицы. Адмиралтейство (1806 – 1823гг.) Архитектор Андреян Дмитриевич Захаров (1761 – 1811гг.) Это здание, созданное в результате реконструкции старых корпусов петровского Адмиралтейства (уже построенных в 30-х годах XVIII века И. К. Коробовым), является шедевром русского и мирового зодчества и лучшим творением А. Д. Захарова, воспитанника Академии художеств. Особенностью здания является совмещение в себе двух функций – административной утилитарной. Перестраивая старые здания, с учётом новых требований производственного процесса верфи и размещая в нём различные учреждения, Захаров почти полностью сохранил башню над центральными воротами и сложившуюся схему плана с двумя параллельными рядами корпусов и проходящим между ними каналом, позднее засыпанным. В плане это П-образное здание длиной 407 м и боковыми»крыльями» по 163 м.. Художественным центром композиции, а также её объединяющим звеном стал объем башни с аркой и золотым шпилем (73,5м) (рис. 132). Над этим почти кубовидным объёмом с дорическим ордером возвышается второй куб, окружённый лёгкой колоннадой ионического ордера. Он увенчан скульптурными символическими изображениями стихий, времён года и т. п. Длинный фасад здания Захаров расчленил на ряд крупных частей с самостоятельными осями симметрии. На двух боковых осях создаются как бы самостоятельные фасады, каждый с широким 12 колонным портиком в центре и 6 колонными портиками по бокам. Обращенные к Неве торцовые части здания трактованы в виде массивных триумфальных арок, обрамлённых колоннадами, близких к композиции нижней части адмиралтейской башни. По уровню второго этажа применены скромные наличники и маски морских божеств. Вся эта гениальная композиция, не имеющая ни чего общего среди подобных сооружений, организует пространство, где сходятся три главные проспекта города.
В архитектуре здания Адмиралтейства заметно влияние стиля ампир, завершающего этапа классицизма. Новым в приемах архитектурной композиции этого времени было свободное использование форм колоннады, арки, портики и их сочетание в контрасте с большими плоскостями гладких или легко рустованных стен. С целью создания героического облика архитектуры чаще применяются формы дорического ордера, светлая окраска фасадов в сочетании с белыми рельефами. Новое звучание получает декоративное скульптурное оформление зданий, отражающее триумфальную и героическую тематику: лепные венки, медальоны, флаги, военная атрибутика. Все это создавало единую по стилю застройку в духе патриотического утверждения идей гражданственности, общегосударственных успехов России. Одним из последних произведений архитектуры Петербурга в стиле позднего классицизма, в котором наметились некоторые черты эклектики стало здание Исаакиевского собора.
Рис.132 Рис 133
Исаакиевский собор (1818 – 1858гг.) Архитектор Август Августович Монферран (Огюст Рикар де М.) (1786 - 1858). Собор начали строить ещё при Петре I, но он горел, затем строился при Екатерине, Павле, Александре I, постоянно разбираясь и перестраиваясь. Александр I предполагал возвести собор больше и роскошнее собора Св. Петра в Риме. Был объявлен конкурс, в котором победил чертёжник Огюст Монферран, представивший 24 варианта фасадов в цвете. Поскольку Монферран не был профессиональным архитектором, то в создании проекта приняли участие В. П. Стасов, А. А. Михайлов и др. русские зодчие, входившие в состав Комитета Академии художеств. Учтя их предложения, Монферран значительно улучшил первоначальный проект и изготовил разборный макет из липы, после чего его проект утвердили. Собор (рис.133) был сооружён из полированного выборгского гранита с эффектом “седины”. Из него выполнены 116 цокольных колонн и 48 колонн портиков высотой 17м, диаметром 1,8м и весом около 100 т. Здание собора занимает территорию близкую к 1 га, его высота - 101.52 м. Собор получил ярко выраженный высотный силуэт и центрический характер, что соответствовало его расположению на площади в ансамбле городской застройки. Огромные размеры и выразительный силуэт обусловили значение здания в застройке города. Однако некоторая сухость деталей, ряд излишне крупных архитектурных элементов и не совсем удачные пропорции некоторых членений здания свидетельствуют о снижении архитектурного мастерства и начинающемся упадке стиля. Скульптурное оформление собора выполнено И.П. Витали, А.В. Логановским. В интерьере применена мозаика и живопись, выполненная К.П. Брюлловым с учениками. Для внутреннего убранства здания применена изумительная гамма разноцветных камней. Был использован русский, итальянский и французский цветной мрамор, малахит и лазурит. Колонны главного иконостаса облицованы тончайшими пластинками малахита, пятиметровые колонны иконостаса покрыты тёмно-синим лазуритом. Создаётся пестрота и раздробленность. Перекрытие купола (диаметр 21,83м), выполненное из чугуна и стали, что свидетельствует о развитии техники и инженерии этого времени.
Московский классицизм. Западноевропейский классицизм находят в культуре России второй половины XVIII века благоприятную почву. Но архитектура русского классицизма во многом основывалась и на собственных классических традициях, в той или иной степени характерных для предшествующих периодов русского зодчества. Национальные традиции в сочетании с особенностями культуры и жизненного уклада России обусловили своеобразные черты развития русского архитектурного классицизма. Наиболее ярко национальные черты проявились в классицизме Московской школы.
Значительную роль в распространении идей и методов классицизма в Москве сыграла школа Д.В.Ухтомского, из которой вышли многие русские архитекторы. Формирование архитектуры русского классицизма неразрывно связано с именами русских архитекторов – В.И Баженова, М.Ф.Казакова, а иногда и безвестных русских крепостных зодчих, внесших в архитектуру классицизма живую струю народного творчества. Наряду с городскими постройками в этот период огромного масштаба достигает загородное строительство. Особенно способствовало этому освобождение дворян от обязательной государственной службы. В Москве и других русских городах и селах сложился новый тип дворцовых построек – усадьбы. В планировке и застройке Москвы и провинциальных городов использовался опыт проектирования и застройки Петербурга. Регулярная планировка сочеталась с особенностями рельефа и исторически сложившейся застройкой. Так, в плане Москвы 1775 года новые площади, бульвары и крупные общественные здания были спроектированы на основе существовавшей радиально – кольцевой системы улиц. Крупнейшим градостроительным замыслом в период становления классицизма в Москве стал проект Кремлевского дворца в Москве горячего патриота, члена Парижской, Римской, Флорентийской и Болонской академий В.И. Баженова.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.018 с.) |