Поздний классицизм Московской школы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поздний классицизм Московской школы.



Рост промышленности и торговли в первой трети  XIX века способствовали дальнейшему разложению феодализма. Усиление крепостнического гнёта и обострение классовой борьбы приводят к активизации дворянской реакции и мощному развитию прогрессивных настроений передовой части общества.

 В это время принципы классицизма получают своё дальнейшее развитие. Распространение патриотических и освободительных идей в русском обществе способствовали укреплению национального самосознания и в архитектуре, определению самобытных путей развития стиля. В период позднего классицизма в первую очередь решаются ансамблевые задачи в масштабе города, его центра. Особенно ярко это проявилось во время второго этапа позднего классицизма, после Отечественной  войны 1812 года, поскольку многие города России значительно пострадали во время французской экспансии. В Москве сохранилась лишь 1/6 часть застройки, город лежал в руинах.

После войны обостряются проблемы жилищного и утилитарного строительства. В 1813 году была организована «Комиссия для строений города Москвы», которая разработала проект реконструкции города, сохранивший в основном сложившуюся радиально-кольцевую структуру города. Вокруг Кремля и Китай-города было запроектировано «ожерелье» крупных площадей, которые вместе с Красной площадью должны были создать новую по масштабу систему центра.

 Осуществление этого важного градостроительного замысла началось с реконструкции Красной площади. Главная роль в ее перестройке принадлежала ведущему архитектору Комиссии для строений Осипу Ивановичу Бове (1784 – 1834 гг.), на которого было возложено общее руководство всем Московским строительством.

В 1814 – 1815 годах Бове обновляет фасад торговых рядов, ориентируя их главный вход с широким портиком и невысоким куполом на монументальный Сенатский купол. По этой оси в 1818 году был установлен памятник Минину и Пожарскому, работы И.П. Мартоса, придавший торжественное патриотическое звучание ансамблю всей Красной площади, освободившейся к этому времени от мелких построек.

Проект ансамбля Театральной площади в Москве (1821г.)

 был разработан О.И. Бове с использованием проекта театра пет6ербургского архитектора А.А. Михайлова. Симметричная осевая композиция площади  подчинена господствующему зданию театра на ее главной продольной оси. Пространство Театральной площади формируется регулярной двухэтажной застройкой вдоль её боковых сторон.

Здание Большого (Петровского) театра (рис.139), законченное в 1824 году представляло собой простой прямоугольный объем с 15-метровым ионическим портиком со стороны площади и с лоджией на противоположной стороне. Крупные и величественные формы Большого театра были рассчитаны на господствующую роль здания в ансамбле. Это было самое крупное здание Москвы периода классицизма.

В 1853 году здание сгорело, и позже было перестроено Кавосом. Четырехскатное покрытие было перестроено на двухскатное, которое теперь спорит с перекрытием портика. Здание получило сплошной руст, а портик  - коринфский ордер.

Композиция Театральной площади является примером крупного монументального ансамбля, в котором объединены ансамблевые принципов классицизма с принципами древнерусского зодчества.

 

Рис. 139

 

О.И. Бове осуществлял архитектурное оформление нескольких крупных общественных зданий Москвы. Так, на площади со стороны Александровского сада инженером А. Бетанкуром строится здание Манежа, перекрытое деревянными фермами пролётом 44,6 м. Бове разработал архитектурную часть проекта. Благодаря большой протяженности и внушительному ритмическому строю колонн и арок фасада, здание композиционно связано с Кремлевской стеной.

Комиссией для строений Москвы был использован единый метод регулярной застройки, регламентирующий этажность в зависимости от значимости улиц. Были выработаны типы жилых домов с преобладанием деревянных конструкций с последующей штукатуркой и отделкой «под камень». Значительно изменилась жилая застройка Москвы. Вместо дворянских городских усадеб начинается строительство небольших городских особняков, фасады которых выносились на красные линии улиц. В оформлении фасадов и внутреннем убранстве особенно ярко проявляются черты ампира.

Архитектура позднего классицизма отличается применением при строительстве и отделке зданий неоштукатуренного камня, металлических конструкций и художественного литья. Лирическое живописность украшений фасадов уступает место величественной монументальности триумфальных мотивов. Широко применялась белая лепнина на фоне легко тонированных стен. Ордер во многих случаях приобретает особую монументальность, особенно широко применяется дорический ордер. Закрепляется прием рустовки цокольного этажа и обработки его арочными проемами. Укрупняются формы и растут масштабы архитектурных композиций.

В обновлённой жилой и усадебной застройке Москвы начинают проявляться новые архитектурные мотивы. Так, в усадьбе Гагарина, построенной Бове, усадьбе Найденовых и Конном дворе в Кузьминках (арх. Д. И. Жилярди) активно выделяется центральный корпус сооружения, главный вход оформлен аркой или арочной нишей в сочетании с античными портиками.

В начале XIX века проводится реконструкция многих провинциальных городов России, придавшая парадные черты городским центрам и регулярной застройке, примыкающей к центрам. По размаху и цельности городских ансамблей, по разнообразию и богатству архитектурных композиций и выразительности русская архитектура второй половины XVIII – начала  XIX века заняла выдающееся положение в мировой архитектуре.

 

Характерные черты русской классической архитектуры:

· Парадные монументальные градостроительные ансамбли с симметричным осевым построением композиции

· Классическая ясность и простота планов зданий и сооружений

· Тектоничность сооружений, грамотное применение ордерной системы.

· Чувство художественной меры в применении декора

· Экономичность и разумность в использовании строительных материалов и конструкций



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.007 с.)