Церковь Вознесения в Коломенском (1532г.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковь Вознесения в Коломенском (1532г.)



Церковь (рис.111) построена на высоком берегу Москва-реки в честь рождения будущего царя Ивана Грозного. Монументальная 62-х метровая башня церкви (высота шатра – 20м) поставлена на высокий подклет и окружёна широкими гульбищами и лестницами. Она завершается стройным восьмигранным шатром, наверху в главке – световой фонарь. Башня возведена из красного кирпича с использованием белого камня в деталях и конструктивно ответственных местах.

Композиция Коломенской церкви близка к формам русского деревянного зодчества. План в форме равноконечного креста был выработан в русском деревянном зодчестве, так называемый «крестчатый» сруб, как нельзя лучше подходил по своим прочностным характеристикам для установки каменного шатра. Обращение к народному искусству было одним из проявлений политики московского правительства, искавшего поддержки народных масс. Новаторски смелая композиция Коломенской церкви воплотила наиболее передовые знания своей эпохи.

 

Принципиально новым явлением в культовой архитектуре был переход в XVI веке к перекрытию каменного четверика бесстолпных церквей к крестчатым (реже сомкнутым) сводам. В таких постройках крестообразность свода, наследующая в самых общих чертах форму традиционного расчленения пространства крестово-купольных храмов, по видимому, импонировала заказчику и как элемент христианской символики.

В середине XVI века тип бесстолпного храма претерпевает дальнейшие изменения, связанные главным образом со сложением новой системы пластики и декора фасадов. Распалубки крестчатого свода приобретают уступчатую форму, которой с фасадов отвечают ряды уменьшающихся кверху закомар. На лотках свода устраиваются подобные центральным закомарам кокошники.

В обстановке усилившейся борьбы между боярскими родами за престол после смерти Ивана Грозного, крестьянских войн, голода и повальных эпидемий Россия переступает порог XVII столетия.  

Русская архитектура XVII века.

Политические потрясения, пережитые русским государством на рубеже веков и освободительная борьба русского народа против польско-шведской интервенции, способствовали росту национального самосознания народа. В 1612 году народное ополчение, возглавленное Мининым и Пожарским, разбило войска захватчиков.

Большое политическое влияние в это время  получает дворянство, купцы и ремесленники, заводчики. В связи с этим увеличивается объём гражданского строительства. В Москве строится Теремной дворец,  двухэтажные жилые дома.

XVII век – время развития национального декоративного стиля, аналогичного стилю барокко, но разного по форме. Его возникновение было обусловлено тем, что в России складываются те же предпосылки (у власти стоит монархия феодального типа и господство церкви), что и в странах Западной Европы. Различие состояло в отсутствии тесных контактов с Западом и более консервативное боярство.

 

 С 20-х годов XVII века возобновляет свою деятельность Приказ каменных дел, что сказалось на качестве строительных работ не только государственного, но и частного гражданского строительства. Возводятся многочисленные жилые дома и комплексы. Обычно на первом  этаже жилого дома находились хозяйственные помещения, на втором парадном этаже - жилые палаты,  хоромы. Выше располагались деревянные жилые чердаки – терема. Первоначально в плане такого дома была типичная деревянная изба с клетями по обе стороны сеней. Затем план жилого дома становится ближе к квадратному, а сени превращаются в длинный коридор.

В Москве сохранилось несколько памятников жилой архитектуры XVII века

Палаты боярина Волкова.

В конце XVII века на Хомутовской улице были возведены несколько корпусов больших каменных палат дьяка Алексея Волкова.Палаты несут в себе черты построек “хоромного” типа, хотя в дальнейшем и были подвергнуты изменениям. Живописны как композиция плана, так и внешнее убранство палат. Декоративные украшения здания оригинальны и разнообразны.            

Открытая лестница – распространённый прием в архитектуре того времени – ведет во второй нарядный парадный этаж дома. Здание оштукатурено и стены покрашены под цвет кирпича. Детали – побелены.

Пётр I пожаловал палаты князю Г. Юсупову, своему ближайшему сподвижнику и до 1917 года все здания и примыкающий к ним большой двор принадлежали роду Юсуповых.

                    Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова (1657г.)

Это комплекс каменных хором и храма, соединённых крытым переходом (рис.112). Объёмы, свободно сдвинутые относительно друг друга, ассиметрично расчленены пилястрами и по-разному сгруппированными окнами с богатыми наличниками ордерного происхождения. Широко использован кирпичный декор. Высокие крыши усиливают эффект живописности объемной композиции, близкой в общих чертах к деревянным постройкам. Вытянутая в высоту композиция церкви дополняет ансамбль.

 

 

Рис.112.

Каменные жилые дома строились не только в Москве, но и в других русских городах. Особенно характерными примерами каменного жилого строительства служат дом Лапина во Пскове, дома Серина и Шумилиной в Гороховце,

 

Посадский дом в Суздале (XVIII век.)

Это образец простейших типов жилых построек – однопалатный каменный дом. Он состоит из 2-х разновременных объёмов или клетей на сводчатых подклетах с самостоятельными двухскатными кровлями. Подклет более раннего объёма углублен в землю и имеет крытый вход с улицы. Несмотря на разное время создания, вся постройка проникнута единством замысла. Украшен дом наличниками с “бровками”.

 

В целях пожарной безопасности в 1688 году царский указ запретил постройку в Москве на палатах “деревянного хоромного строения”.

 

 

В середине XVII века монументальное культовое строительство охватило всю территорию России. Крупные торговые центры – Ростов, Архангельск, Углич и др., включившиеся в торговлю с восточными и западными государствами постепенно богатели и застраивались живописными ансамблями с красочными декоративными деталями. Одним из городов, в которых сложилась самобытная архитектура, стал важный торговый центр Поволжья – Ярославль. Здесь складывается своя, очень своеобразная,  яркая и красочная

Ярославская школа.

Строительство многочисленных сооружений Ярославля велось на средства богатого купечества и посадских людей, корнями своими связанными с народным искусством.

Ярославские храмы просторнее московских. Они имели внутренние столбы и световые главки, в них преобладало пятиглавие,  шатровые покрытия применялись только при покрытии приделов или колоколен. В этот период практически повсеместно исчезают шатровые формы покрытия храмов. Это было связано с реформой патриарха Никона, который хотел создать единое централизованное православие, желая усилить местное национальное влияние. Это частично касалось культовых ритуалов. Никон ополчился против светского начала в архитектуре и форм, восходящих к народному деревянному зодчеству, поэтому запретил применять шатровые покрытия храмов. Для строительства теперь требовалась “Храмозданная” грамота, указывающая о строительстве церквей “о единой, трех и пяти глав, а шатровой отнюдь не строити”.

Несмотря на выполнение указов Никона, в архитектуре Ярославской школы настолько ярко раскрывается жизнерадостность и народность русской архитектуры, что она быстро получает самое широкое распространение не только в Ярославле, но и за его приделами

 Ярославские мастера, объединенные в артели, работали по всей стране, возводя церкви и хоромы с просторными светлыми галереями и широко раскинутыми крыльцами. Нарядное убранство фасадов соперничало с фресковыми росписями, сплошь покрывающими интерьеры.

           Прекрасными памятниками архитектуры Ярославской школы являются: церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, церковь Ильи Пророка в Ярославле.

                               Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1649 – 1654 г.г.)

Церковь (рис.113), несмотря на симметричный план имеет очень живописный силуэт, благодаря высоким щипцовым кровлям крылец, шатровым покрытиям приделов и пропорционально размещенным главам. Стены церкви украшены кирпичными наличниками и изразцовыми вставками. Поливные изразцы, – любимый декоративных прием ярославских зодчих, собраны здесь в сплошные цветные массивы.

 

                    Рис. 113.                                                                          Рис.114

Рядом с летней церковью находится меньшая по размерам, но тоже пятиглавая зимняя церковь. Обе церкви и поставленная отдельно колокольня образуют типичный для Ярославля силуэтный ансамбль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.01 с.)