Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Церковь Вознесения в Коломенском (1532г.)
Церковь (рис.111) построена на высоком берегу Москва-реки в честь рождения будущего царя Ивана Грозного. Монументальная 62-х метровая башня церкви (высота шатра – 20м) поставлена на высокий подклет и окружёна широкими гульбищами и лестницами. Она завершается стройным восьмигранным шатром, наверху в главке – световой фонарь. Башня возведена из красного кирпича с использованием белого камня в деталях и конструктивно ответственных местах. Композиция Коломенской церкви близка к формам русского деревянного зодчества. План в форме равноконечного креста был выработан в русском деревянном зодчестве, так называемый «крестчатый» сруб, как нельзя лучше подходил по своим прочностным характеристикам для установки каменного шатра. Обращение к народному искусству было одним из проявлений политики московского правительства, искавшего поддержки народных масс. Новаторски смелая композиция Коломенской церкви воплотила наиболее передовые знания своей эпохи.
Принципиально новым явлением в культовой архитектуре был переход в XVI веке к перекрытию каменного четверика бесстолпных церквей к крестчатым (реже сомкнутым) сводам. В таких постройках крестообразность свода, наследующая в самых общих чертах форму традиционного расчленения пространства крестово-купольных храмов, по видимому, импонировала заказчику и как элемент христианской символики. В середине XVI века тип бесстолпного храма претерпевает дальнейшие изменения, связанные главным образом со сложением новой системы пластики и декора фасадов. Распалубки крестчатого свода приобретают уступчатую форму, которой с фасадов отвечают ряды уменьшающихся кверху закомар. На лотках свода устраиваются подобные центральным закомарам кокошники. В обстановке усилившейся борьбы между боярскими родами за престол после смерти Ивана Грозного, крестьянских войн, голода и повальных эпидемий Россия переступает порог XVII столетия. Русская архитектура XVII века. Политические потрясения, пережитые русским государством на рубеже веков и освободительная борьба русского народа против польско-шведской интервенции, способствовали росту национального самосознания народа. В 1612 году народное ополчение, возглавленное Мининым и Пожарским, разбило войска захватчиков.
Большое политическое влияние в это время получает дворянство, купцы и ремесленники, заводчики. В связи с этим увеличивается объём гражданского строительства. В Москве строится Теремной дворец, двухэтажные жилые дома. XVII век – время развития национального декоративного стиля, аналогичного стилю барокко, но разного по форме. Его возникновение было обусловлено тем, что в России складываются те же предпосылки (у власти стоит монархия феодального типа и господство церкви), что и в странах Западной Европы. Различие состояло в отсутствии тесных контактов с Западом и более консервативное боярство.
С 20-х годов XVII века возобновляет свою деятельность Приказ каменных дел, что сказалось на качестве строительных работ не только государственного, но и частного гражданского строительства. Возводятся многочисленные жилые дома и комплексы. Обычно на первом этаже жилого дома находились хозяйственные помещения, на втором парадном этаже - жилые палаты, хоромы. Выше располагались деревянные жилые чердаки – терема. Первоначально в плане такого дома была типичная деревянная изба с клетями по обе стороны сеней. Затем план жилого дома становится ближе к квадратному, а сени превращаются в длинный коридор. В Москве сохранилось несколько памятников жилой архитектуры XVII века Палаты боярина Волкова. В конце XVII века на Хомутовской улице были возведены несколько корпусов больших каменных палат дьяка Алексея Волкова.Палаты несут в себе черты построек “хоромного” типа, хотя в дальнейшем и были подвергнуты изменениям. Живописны как композиция плана, так и внешнее убранство палат. Декоративные украшения здания оригинальны и разнообразны. Открытая лестница – распространённый прием в архитектуре того времени – ведет во второй нарядный парадный этаж дома. Здание оштукатурено и стены покрашены под цвет кирпича. Детали – побелены. Пётр I пожаловал палаты князю Г. Юсупову, своему ближайшему сподвижнику и до 1917 года все здания и примыкающий к ним большой двор принадлежали роду Юсуповых. Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова (1657г.)
Это комплекс каменных хором и храма, соединённых крытым переходом (рис.112). Объёмы, свободно сдвинутые относительно друг друга, ассиметрично расчленены пилястрами и по-разному сгруппированными окнами с богатыми наличниками ордерного происхождения. Широко использован кирпичный декор. Высокие крыши усиливают эффект живописности объемной композиции, близкой в общих чертах к деревянным постройкам. Вытянутая в высоту композиция церкви дополняет ансамбль.
Рис.112. Каменные жилые дома строились не только в Москве, но и в других русских городах. Особенно характерными примерами каменного жилого строительства служат дом Лапина во Пскове, дома Серина и Шумилиной в Гороховце,
Посадский дом в Суздале (XVIII век.) Это образец простейших типов жилых построек – однопалатный каменный дом. Он состоит из 2-х разновременных объёмов или клетей на сводчатых подклетах с самостоятельными двухскатными кровлями. Подклет более раннего объёма углублен в землю и имеет крытый вход с улицы. Несмотря на разное время создания, вся постройка проникнута единством замысла. Украшен дом наличниками с “бровками”.
В целях пожарной безопасности в 1688 году царский указ запретил постройку в Москве на палатах “деревянного хоромного строения”.
В середине XVII века монументальное культовое строительство охватило всю территорию России. Крупные торговые центры – Ростов, Архангельск, Углич и др., включившиеся в торговлю с восточными и западными государствами постепенно богатели и застраивались живописными ансамблями с красочными декоративными деталями. Одним из городов, в которых сложилась самобытная архитектура, стал важный торговый центр Поволжья – Ярославль. Здесь складывается своя, очень своеобразная, яркая и красочная Ярославская школа. Строительство многочисленных сооружений Ярославля велось на средства богатого купечества и посадских людей, корнями своими связанными с народным искусством. Ярославские храмы просторнее московских. Они имели внутренние столбы и световые главки, в них преобладало пятиглавие, шатровые покрытия применялись только при покрытии приделов или колоколен. В этот период практически повсеместно исчезают шатровые формы покрытия храмов. Это было связано с реформой патриарха Никона, который хотел создать единое централизованное православие, желая усилить местное национальное влияние. Это частично касалось культовых ритуалов. Никон ополчился против светского начала в архитектуре и форм, восходящих к народному деревянному зодчеству, поэтому запретил применять шатровые покрытия храмов. Для строительства теперь требовалась “Храмозданная” грамота, указывающая о строительстве церквей “о единой, трех и пяти глав, а шатровой отнюдь не строити”. Несмотря на выполнение указов Никона, в архитектуре Ярославской школы настолько ярко раскрывается жизнерадостность и народность русской архитектуры, что она быстро получает самое широкое распространение не только в Ярославле, но и за его приделами Ярославские мастера, объединенные в артели, работали по всей стране, возводя церкви и хоромы с просторными светлыми галереями и широко раскинутыми крыльцами. Нарядное убранство фасадов соперничало с фресковыми росписями, сплошь покрывающими интерьеры. Прекрасными памятниками архитектуры Ярославской школы являются: церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, церковь Иоанна Предтечи в Толчкове, церковь Ильи Пророка в Ярославле. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1649 – 1654 г.г.) Церковь (рис.113), несмотря на симметричный план имеет очень живописный силуэт, благодаря высоким щипцовым кровлям крылец, шатровым покрытиям приделов и пропорционально размещенным главам. Стены церкви украшены кирпичными наличниками и изразцовыми вставками. Поливные изразцы, – любимый декоративных прием ярославских зодчих, собраны здесь в сплошные цветные массивы.
Рис. 113. Рис.114 Рядом с летней церковью находится меньшая по размерам, но тоже пятиглавая зимняя церковь. Обе церкви и поставленная отдельно колокольня образуют типичный для Ярославля силуэтный ансамбль.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.01 с.) |