Глава 6. Принятие мер, направленных на возмещение причиненного преступлением ущерба 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Принятие мер, направленных на возмещение причиненного преступлением ущерба



Как было уже упомянуто, в соответствии с пунктами 1 и 21 Постановления от 26.11.2019 № 48 общественная опасность налоговых преступлений заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, что образует недоимку, установленную в требовании налогового органа об уплате в бюджет налога или сбора.

В контексте рассматриваемых преступлений причинение ущерба фактически корреспондирует невзысканной либо сокрытой недоимке и ущерб, исходя из положений пункта 14 Постановления от 26.11.2019 № 48, причиняется бюджетной системе. Такой подход должен учитываться при исчислении сумм, подлежащих возмещению в качестве условия освобождения лица от уголовной ответственности на основании части 2 статьи 761 УК РФ. По смыслу закона для этого причиненный ущерб должен быть возмещен в полном объеме.

С целью установления механизма контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, а также порядка взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов для обеспечения эффективности возмещения ущерба, причиненного такими преступлениями, Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с правоохранительными органами издан приказ от 08.06.2015 № 286                               «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями», которым данная деятельность регламентируется следующим образом.

Налоговыми органами в целях обеспечения взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов по защите публичных интересов, в том числе по пресечению возможного сокрытия имущества, за счет которого может быть возмещен причиненный ущерб, и иных неправомерных действий, при вынесении решения по результатам налоговой проверки о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, свидетельствующего об уклонении налогоплательщика от уплаты налоговых платежей, либо незаконном возмещении налогов в особо крупных размерах, незамедлительно направляется информация в орган прокуратуры по месту фактического нахождения налогоплательщика (его подразделения), в отношении которого проводилась налоговая проверка.

После проведения выездной налоговой проверки и вынесения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 10 статьи 101 НК РФ, налоговым органам надлежит своевременно принимать обеспечительные меры (запрет на отчуждение имущества, передачу в залог имущества, приостановление операций по счетам налогоплательщика), а также использовать предоставленные полномочия в соответствии со статьями 31, 33, 46, 47 и 77 НК РФ для обеспечения взыскания недоимки, пеней и штрафов по всем проверкам, выявившим признаки налогового преступления. Для этого, в том числе, в процессе проведения налоговой проверки и до вынесения решения по ее результатам, осуществляется сбор сведений о действиях налогоплательщика в отношении принадлежащих ему денежных средств и имущества. Указанные сведения отражаются в материалах, направляемых в порядке пункта 3 статьи 32 НК РФ.

 

Кроме того, налоговые органы информируют следственные органы об обращении налогоплательщика в суд с заявлением о признании решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности недействительным, принятых в соответствии со статьей 101 НК РФ обеспечительных мерах, их отмене, а также о принятых судом обеспечительных мерах в форме приостановления действия решения налогового органа.

Обо всех материалах, направленных в следственный орган для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о налоговом преступлении, налоговый орган информирует орган прокуратуры по месту фактического нахождения налогоплательщика.

Прокуроры, в свою очередь, ежемесячно сверяют сведения о таких материалах, при этом по каждому материалу проверяют исполнение налоговым органом предписаний закона о взыскании налоговой задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах,               а в случае выявления нарушений требуют от налоговых органов исполнения данной обязанности или представления документов, свидетельствующих о невозможности взыскания недоимки, пеней и штрафов с указанием причин.            В ходе реализации предусмотренных статьей 77 НК РФ полномочий прокуроры руководствуются соответствующим приказом Генерального прокурора Российской Федерации об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов.

Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов, поступивших из налоговых органов, в зависимости от принятого процессуального решения, в налоговые органы направляется письменное уведомление о возбуждении уголовного дела либо копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В случаях недостаточности оснований для решения этих вопросов направляется запрос налоговому органу о представлении дополнительных документов, которые должны быть направлены следователю в течение 7 дней.

Кроме того, до возбуждения уголовного дела следственными органами Следственного комитета Российской Федерации при получении информации об имуществе налогоплательщика, не указанном в решении налогового органа о принятии обеспечительных мер, указанные сведения направляются в налоговые органы для принятия обеспечительных мер в отношении и этого имущества.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела безотлагательно принимаются меры по установлению имущества и последующему наложению ареста на него в порядке статей 115 и 1601 УПК РФ в целях обеспечения возмещения ущерба, причиненного налоговым преступлением. В необходимых случаях поручения направляются оперативным подразделениям с целью установления имущества, за счет которого может быть возмещен ущерб.

Также подразделениям территориальных органов Следственного комитета Российской Федерации во взаимодействии с подразделениями МВД России, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и иными заинтересованными ведомствами, в т.ч. налоговыми органами, надлежит проводить регулярные рабочие встречи (совещания) по вопросам установления имущества подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих в соответствии с законом материальную ответственность за причиненный преступлением вред, с целью своевременного принятия соответствующих обеспечительных мер.

Если в результате принятых мер по взысканию недоимки, пени, штрафов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные суммы, органами прокуратуры Российской Федерации предъявляется гражданский иск в соответствии с частью 3 статьи 44 УПК РФ. При подготовке гражданского иска истребуются из территориальных органов ФНС России и СК России документы, подтверждающие предмет и основание иска.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.005 с.)