Тема 1. Мультимедиа: дефиниции и подходы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Мультимедиа: дефиниции и подходы



       Мультимедиа как учебный предмет появился сравнительно недавно. Первоначально это был раздел курса прикладной информатики, где наряду с другими технологиями информационного общества рассматривались и мультимедийные в частности. В качестве самостоятельной учебной дисциплины мультимедийные технологии начали изучаться с начала 1990-х гг., хотя некоторые ее ответвления, связанные с экранной культурой, медиаобразованием, имели место в 1960 – 70-е гг. и ранее.

       Сам термин «мультимедиа» многозначен. Эта многозначность привела к тому, что в качестве предмета изучения в курсе «Мультимедиа» выступают следующие аспекты: общие вопросы аппаратного и программного обеспечения мультимедийных технологий, особенности создания и использования отдельных CD-ROM-продуктов, выполненных на основе мультимедийной технологии, прикладные задачи по освоению конкретных программных оболочек и разработке на их основе различных электронных ресурсов и т.п.

       При этом основными этапами овладения мультимедийной технологией являются:

       1) освоение процесса записи звука с помощью микрофона и с магнитных носителей и т.п.;

       2) импортирование графических изображений из других программ (например, CorelDraw и др.), с оптических компакт-дисков;

       3) сканирование фотографий, иллюстраций и других видов графики;

       4) включение фрагментов видеофильма в создаваемую программу;

       5) создание системы гипермедийных связей в программе;

       6) освоение различных способов связи отдельных компонентов материала в единое целое, структурирование материала и его графическое решение;

       7) ознакомление с общими вопросами компьютерного дизайна;

       8) цветовое решение программы и др.

       Преподавание мультимедийных технологий сталкивается с определенными сложностями (ограниченное применение специальных устройств, позволяющих проецировать материал с компьютера на большой экран, недостаточное и бессистемное комплектование фонда программного обеспечения и т.п.).

       Однако очевиден факт использования мультимедиа в процессе обучения и преподавания самой технологии как учебной дисциплины.

       Мультимедийная технология даже на начальном этапе своего развития выводит общение между пользователем и компьютером на новый уровень, расширяет спектр форм и средств информационного обмена. Она усиливает элемент творчества как в процессе подготовки обучающих программ, так и в процессе самого обучения, сокращая долю рутинной и неинтересной работы, совершенствуя процесс преподавания.

       Сегодня все чаще в информационной среде используются такие понятия, как мультимедиа, медийное искусство, медиакультура. Они не являются синонимами, но у этих феноменов есть точки взаимопересечения.

       Термин «мультимедиа» происходит от соединения английских слов – «multy», «multiple» (множественный, складной, состоящий из многих частей) и «media» (среда, средство) или, точнее, от латинских слов multum (много) и media, medium (средоточие, средство, способ). Таким образом, дословно «мультимедиа» означает «многие среды».

       Мультимедиа один из терминов, который может означать разные вещи, предназначенные для самых разных людей и пользователей. Поэтому так много дисциплин, имеющих дело с мультимедиа (в компьютерной сфере – это сайтопостроение, гипертекстовые системы, компьютерная графика, компьютерная анимация и т.д., в средствах массовой информации – журналистика, в том числе и Интернет-журналистика, речевые и социальные коммуникации и др., в искусстве – сетевое искусство, компьютерная анимация, компьютерный видеомонтаж, режиссура звука, фильма и др.).

       В «Энциклопедии “Кирилла и Мефодия”» мультимедиа определяется как электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.). В словаре «Основные понятия и определения прикладной интернетики» под мультимедиа понимается взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. Обычно это означает сочетание текста, звука и графики, а в последнее время все чаще – анимации и видео.

       И. Вернер избегает определения мультимедиа, отмечая, что одной из новых технологических форм информационного общества является технология мультимедиа, которая открывает принципиально новый уровень обработки информации и интерактивного взаимодействия человека с компьютером. Это означает, что видеоряды, текстовая и аудиоинформация, компьютерная графика и анимация могут быть произвольным образом скомпонованы, изменены и/или отображены в другой форме представления данных. Благодаря этому открываются широкие возможности для различных видов деятельности, прежде всего для творчества.

       Таким образом, под мультимедиа понимается и мультимедийная программа-оболочка, и продукт, сделанный на основе мультимедийной технологии, и компьютерное оснащение (наличие в компьютере CD-ROM/DVDDrive – специального устройства для CD и DVD-продукции, звуковой и видеоплат, с помощью которых возможно воспроизведение звуковой и видеоинформации; наличие соответствующего объема памяти компьютера, разрешающая способность монитора и некоторые др. параметры).

       Вместе с тем мультимедиаэто особый вид компьютерной технологии, который объединяет в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую – речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.п.

       Поскольку технологии мультимедиа являются комплексными, то и отдельные элементы этих технологий стали обозначаться самостоятельными терминами, где слово «мультимедиа» используется в качестве прилагательного: мультимедиа процессы, мультимедиа системы, мультимедиа программы, мультимедиа продукты, мультимедиа услуги.

       Благодаря одновременному воздействию на потребителя графической, аудиальной (звуковой) и визуальной информации, мультимедийные средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются как в индустрию развлечений, так и в практику информационных учреждений и в домашний досуг. Отдельным направлением развития мультимедийных средств является их использование в так называемых «бизнес-приложениях» – программах для специалистов различного профиля.

       Мультимедийные ресурсы отличаются от «немультимедийных» прежде всего тем, что:

       1) данные (информация) хранятся и обрабатываются в цифровой форме с применением компьютера;

       2) они могут содержать различные виды информации (не только текстовую, но и звуковую, графическую, анимационную, видео и т.д.);

       3) их существенной особенностью является интерактивность – активное взаимодействие ресурса, программы, услуги и человека, их взаимовлияние; пользователь может взять тот или иной Интернет-продукт, например, и тут же добавить в него свои материалы, тем самым выступая его соавтором;

       4) наличием гипертекста.

       Мультимедиа является смешанной технологической прогрессией, а не просто комбинацией аппаратных и программных компонентов. Л. Дж. Скибб, Сюзэн Хэйфмейстер и Анжела М. Чеснат трактуют мультимедиа как «комбинацию платформ, инструментов коммуникации, людей и влияния на культуру». При этом характер этих влияний может быть различным. Мультимедиа может улучшить способ работы (повысить эффективность и производительность), а может изменить используемые методы коммуникации, что, безусловно, не может не влиять и на самого человека.

       Будучи информационно-коммуникационной технологией мультимедиа позволяет преодолевать физическое пространство и через интенсификацию обмена информацией способствует постепенному нивелированию разрыва между центром и периферией по концентрации культурной жизни исключительно в мегаполисах. В результате мультимедийные и, в частности, Интернет-технологии (которые по сути своей мультимедийны) позволяют сообществу все более свободно интегрироваться в мировые культурные процессы.

       Мультимедийные средства обладают большим постоянно развивающимся  креативным потенциалом, позволяющим находить самые разнообразные и действенные формы и методы самореализации.

       Культура – это система идей, которыми «живет время» и которые отражают сущность данного феномена, его роль в социуме, в экономической, социальной, политической составляющих общества.

       Культура выступает как характеристика самого человека, меры его развития в качестве субъекта деятельности, меры овладения этим субъектом условиями и способами человеческой деятельности в различных сферах общественной жизни.

       Подобное понимание культуры позволяет высветить перспективы исследования природы мультимедиа:

       1) сам культурный феномен мультимедиа и его оценка культурологами, теоретиками, практиками и культурным сообществом;

       2) рефлексия общества, создателей и пользователей мультимедиа на изменения в традиционном культурном менталитете в связи с высокими скоростными трансформациями современной культуры, а также с техническими инновациями в моделях информационно-коммуникационных каналов;

       3) дигитализация (оцифровка – от англ. digital) культурного наследия, что предполагает комплексное осмысление данной проблемы специалистами не только собственно информационно-технологической, но и философской, культурологической и социально-культурной сфер.

       Эти направления стимулируют формирование научного знания о современной культуре не только как о системе теоретико-методологических представлений о ее традиционных видах, но и расширительной трактовки ее прикладной составляющей. Последняя связана с развитием и функционированием культуры в различных ее проявлениях, формах существования, носителях транслирования и результатах деятельности человека, а также позволяют говорить о появлении нового вида культуры – электронной.

       В настоящий момент современные информационно-коммуникационные технологии, в особенности интенсивно развивающийся Интернет, становятся все более эффективным средством как реализации индивидуального творческого потенциала, так и продуктивного коллективного сотрудничества для решения общих проблем.

       Отличительной чертой современных информационных, прежде всего мультимедийных, технологий является их способность не только производить некий предназначенный для употребления продукт, но и, что гораздо важнее, оказывать косвенное влияние на пользующегося ими человека, меняя его представления о самом себе. Эту антропологическую функцию информационные технологии способны выполнять потому, что в производимом ими цифровом продукте человек, как в зеркале, распознает элементы своей собственной интеллектуальной деятельности.

       В истории западной цивилизации традиционно выделяется четыре типа обществ. Первый тип – первобытное общество, в котором люди занимались охотой и собирательством. Второй тип – традиционное общество, земледельческое. Третий – промышленное, индустриальное общество. Последний тип – постиндустриальное, информационное общество. Каждому типу общества соответствует своя техника и технология. В каждом из этих обществ техника, медиатехнологии и их развитие играют разную роль, но, вместе с тем, каждая новая технология – это эволюция, биологическая мутация человеческого вида, открывающая двери новым формам восприятия, новым возможностям и сферам действия.

       Принципиальным отличием информационного общества от индустриального является то, что в нем главное – не попытка насытиться производством товарной массы из всех доступных сырьевых источников, а богатство знаний, черпаемых из информационных ресурсов в целях максимального использования высокоразвитой техники для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.016 с.)