Саморазвивающаяся информационно-поисковая среда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Саморазвивающаяся информационно-поисковая среда



       Глобальная сеть Интернет стала мировой средой для создания виртуальных информационных пространств. Интернет открывает «ворота» для самых различных категорий пользователей информации и предоставляет особый тип ресурсов – саморасширяющихся, синергетических.

       Принципиально новый характер Интернет-ресурсов заключается в следующем:

       1) доступность и демократичность сети реализуют идеи признания ценности культурного самовыражения, самоидентификации профессионального сообщества, отдельной социальной группы или индивида;

       2) гипертекстовые ссылки обеспечивают переход от одного ресурса к другому, рождая «цепное чтение» темы, проблемы, создавая почву для его безграничного развития;

       3) принцип интерактивности сети позволяет осуществлять переход от монолога к диалогу, к массовой коммуникации и реализуется в таких Интернет-услугах, как чаты, форумы, и др.;

       4) «сетевое представительство» уже само по себе способствует продвижению ресурса, которое является логическим продолжением его обозначения (описания), интерпретации;

       5) коллективный материал для конструирования и производства знаний, представляемый в сети, постоянно обновляется и увеличивается в геометрической прогрессии.

       Благодаря компьютерам и компьютерным технологиям создана возможность хранения и обработки больших массивов информации.

       Условно выделяют следующие типы поисковых средств Интернета:

       – поисковые системы;

       – онлайновые словари, энциклопедии и др. ресурсы справочного характера;

       – каталоги библиотек;

       – библиографические базы данных.

       Ни одно из поисковых средств не является совершенным, однако обращение к ним полезно в сочетании с другими методами поиска.

       Каждый тип поискового средства Интернета нацелен на конкретный вид запроса (фактографический, тематический, на уточнение библиографических данных, адресный или их сочетание). Поэтому полнота и точность ответа зависят от грамотно сформулированного и уточненного инфопосредником запроса, а также алгоритма поиска.

       Степень обновления «Всемирной паутины» столь велика, что перечни серверов определенной тематики в большинстве случаев безнадежно устаревают уже в момент своего выхода в свет и поэтому перестают быть эффективными.

       Развитие поисковых систем началось еще в 1980-х гг. с создания Archie, Veronica, а также WAIS-систем, предназначенных для разыскания данных соответственно в FTP и Gopher приложениях. Распространение WWW приложений привело к образованию огромного числа поисковых средств нового уровня, среди которых реальную ценность представляют лишь немногие.

       Существует ряд поисковых систем (около 180), которые по логической комбинации ключевых слов предоставляют список, состоящий из ссылок на информацию (обычно это гипертекст), содержащую заданные ключевые слова.

       Обычно информация хранится в виде HTML-файлов. Поисковые системы подразделяются на поисковые средства справочного типа – электронные справочники (directories) и глобальные поисковые системы (search engines).

       К глобальным поисковым системам относят информационные системы, позволяющие осуществлять поиск в Web-пространстве, объединенном протоколом HTTP.

       В число хорошо зарекомендовавших себя и наиболее известных поисковых систем входят: Google, AltaVista, HotBot, Ultra InfoSeek, WebCrawler, Lycos и др.

       Расширение пользовательских возможностей обеспечено созданием простых и удобных интерфейсов, максимально облегчающих составление запроса, освобождающих пользователей от овладения специальными знаниями, типа булевой логики.

       Все больше и больше систем обретают полиязычность, т.е. способность обрабатывать ресурсы на самых различных языках, включая русский язык.

       Основное преимущество поисковых систем глобального масштаба – их оперативность. Пользователем задается ключевое слово – поисковый механизм выдает результаты поиска и точные адреса тех документов, в которых это ключевое слово встречается. Однако, обладая очень широкими возможностями, поисковые системы не всегда являются лаконичными.

       С точки зрения русскоязычности всю совокупность поисковых средств условно можно разделить на две группы.

       К первой относятся поисковые средства всемирного масштаба, допускающие поиск русскоязычных материалов; ко второй – отечественные поисковые системы, естественным образом ориентированные на выявление документов на русском языке. Понятно, что для российских пользователей большое значение имеет возможность находить русскоязычные материалы.

       К лидирующей группе отечественных поисковых систем относятся системы Yandex, Rambler, «Апорт» и др.

       Отечественные поисковые системы лишены недостатков, связанных с кириллическими кодировками. В большинстве своем они не только обрабатывают WWW-страницы в любых кодах, включая Macintosh, но и представляют результаты поиска для удобства пользователя в одной кодировке, давая ссылку на оригинальную. Однако по другим показателям они очень отличаются друг от друга: в то время как некоторые из них по потенциалу и уровню сервиса приближаются к зарубежным разработкам, другие воплощают в себе практически все возможные недостатки инструментов подобного рода.

       К поисковым средствам справочного типа относятся следующие: Yahoo, LookSmart, Magellan, Galaxy.

       Среди основных проблем поисковых систем выделяют следующие:

       – релевантная информация может быть пропущена потому, что страницы содержат различные типы ресурсов, в добавление к HTML документам (изображения, базы данных, PDF-документы, прочие);

       – часто поисковые машины не производят доскональный поиск на странице, а ограничиваются лишь просмотром верхних двух-трех иерархических уровней, таким образом, пропуская значительную часть документов, размещенных в рамках более комплексных сайтов;

       – поисковые машины, в особенности наиболее всеобъемлющие, могут редко индексировать сайты и, таким образом, могут не включать обновленные данные;

       – пользователю предоставляется нерелевантная информация потому, что поисковые машины не имеют механизмов (или очень мало) для того, чтобы отличать в тексте документов важные слова от случайных.

       К справочным ресурсам относятся многочисленные энциклопедии, справочные издания и словари, расположенные на Web-серверах «Всемирной паутины». Как правило, это издания, которые предварительно были апробированы в форме CD-ROM издания.

       К числу наиболее авторитетных относятся известные электронные (online) энциклопедии универсального характера: Britanica, Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, мегаэнциклопедия компании «Кирилл и Мефодий», построенная на базе Большой советской энциклопедии со всеми гипертекстовыми и гипермедийными возможностями, а также тематические энциклопедии по музыке, изобразительному искусству, кино, спорту и т.д. Как правило, электронные версии энциклопедий расположены на серверах компаний-дилеров и разработчиков этого вида ресурсов.

       Большую помощь в поиске первичной и особенно вторичной информации оказывают электронные словари, каталоги библиотек, библиографические и тематические базы данных.

       Механизмы поиска в сети Интернет имеют свои области ограничения. Основными из них являются:

       1) зачастую в Интернете представляется устаревшая информация;

       2) индексируется лишь часть доступной информации;

       3) наиболее релевантные запросу документы представлены не на верхних позициях списка найденных на поисковых машинах сайтов;

       4) низкий уровень «грамотности» некоторых сайтов Рунета;

       5) бессодержательность сайтов с интригующими и многообещающими заголовками.

       Инструменты поиска информации, существующие в сети Интернет и позволяющие ориентироваться в информационных потоках Всемирной паутины, подтверждают, прежде всего, информационно-поисковый характер Интернет-среды. Однако сеть интересна тем, что это система не просто информационно-поисковая, а самоорганизующаяся и развивающаяся. Она расширяется, развивается, стимулируя дополнять, конкретизировать, открывать и совершенствовать услуги, создавать новые, удовлетворяющие возрастающие потребности пользователей. Любой может представиться в сети и найти те ресурсы и услуги, которые удовлетворяют его информационным запросам и потребностям.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.006 с.)