Учебный предмет « Самопознание» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебный предмет « Самопознание»



 

Объектом самопознания как целостного процесса является человек, который рассматривается в контексте физического, психического и духовного аспектов бытия. Органическое единство этих ракурсов человека обеспечивает его гармоничное развитие, включающее самоактуализацию, самореализацию и самосовершенствование. Это определяет предметную область самопознания и конкретизирует познавательную, развивающую и воспитывающую функции учебного предмета.

Цель учебного предмета «Самопознание» – духовно-нравственное развитие обучающихся; усвоение ими знаний об общечеловеческих ценностях; формирование убеждений, социально значимых личностных качеств и жизненных навыков школьников.

    Логическая структура содержания предмета определена исходя из системы общечеловеческих ценностей, позволяющих:

1) познавать себя через осознание таких понятий, как «любовь», «здоровье», «свобода», «счастье», «совесть», «труд», «гармония тела и духа», «цель жизни», «предназначение человека», «единство мысли, слова и дела»;

2) познавать других через осознание таких понятий, как «семья», «дружба», «общение», «доверие», «уважение», «равенство», «диалог», «взаимопонимание», «сотрудничество»;

3) познавать мир через осознание таких понятий, как «природа», «Родина», «жизнь», «гармония с окружающим миром», «вера», «надежда»;

4) познавать духовный опыт человечества через осознание таких понятий, как «истина», «творчество», «культура», «земля как общий дом человечества», «единение с человечеством».

Объём учебной нагрузки по предмету «Самопознание» составляет:

1) в 10 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году;

2) в 11 классе – 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.

Базовое содержание предмета «Самопознание» в 10-11 классах включает в себя четыре основных раздела: «На пути познания», «Становление личности», «Жизнь в обществе», «Мир человечества».

Важным условием организации учебного процесса по самопознанию является создание на уроках здоровьесберегающей среды с помощью методических приемов, благотворно влияющих на настроение и самочувствие обучающихся, способствующих релаксации, снижению напряженности тела, преодолению усталости, утомляемости, лучшему осознанию и стимулированию своих чувств и эмоций, рефлексии.

Темы первого раздела«На пути познания» разработаны с целью побуждения учеников к постижению собственной идентичности через осознанное предпочтение общечеловеческих ценностей. Это способности человека строить гармоничные отношения с собой и окружающим миром, управлять своим эмоциональным состоянием, пути совершенствования личности, поиски идеала, необходимость воспитывать характер, развивать такие качества, как ответственность, честь, достоинство. В программе отражены вопросы свободы выбора человеком вероисповедания, необходимости проявления уважения, терпимости к религиозным чувствам других людей.

В темах второго раздела «Становление личности» предусмотрено расширение рамок мировосприятия обучающихся через развитие их представлений о способности человека быть открытым миру, познавать и понимать мир и действовать в нем с позиций норм высокой нравственности. В программе заложена возможность раскрыть глубину таких понятий, как «внутренний мир», «истинное предназначение человека», «духовная зрелость личности».  

Тематическое планирование третьего раздела «Жизнь в обществе» направлено на развитие у обучающихся навыков позитивного мышления и разумного подхода к этическим жизненным коллизиям, возникающим в отношениях между людьми. Старшеклассникам предстоит упорядочить представления о своей роли в жизни семьи, коллектива и общества с позиций человека, вступившего в период взросления и осознающего меру ответственности за создание морального климата в среде не только своих близких, одноклассников, но и будущих однокурсников и коллег по работе. В программе раздела предусмотрено развитие представлений учеников о служении обществу, равенстве и справедливости, социальных ролях мужчины и женщины и знакомство с такими понятиями, как «самоутверждение личности», «мировоззрение».

В четвёртом разделе«Мир человечества» созданы предпосылки для развития гуманистического отношения учеников к культурному наследию человечества, осознания ими своей принадлежности к человеческому роду и своего пути к истине. Изучение программы данного раздела предполагается осуществить через глубокое осмысление старшеклассниками важнейших человеческих ценностей путем обобщения и систематизации сведений об историческом, культурном и духовном пути человечества, его настоящем и будущем, высоком предназначении человека. Особое внимание уделяется развитию представлений об объединяющем начале всех людей как условии обретения мира и согласия между людьми. Данный раздел является завершающим в курсе самопознания средней школы и нацелен на постижение каждым учеником своей роли в необъятном жизненном пространстве, собственной значимости в выполнении насущных задач человечества и созидании такого будущего, в котором нашлось бы приложение труду, таланту и творчеству каждого. Все это поможет старшекласснику осмыслить сущность важнейшего для человека понятия «счастье».

Особенностью программы, предлагаемой для усвоения в 10-11 классах, является ориентация на обобщение ранее изученного, углубление знаний о важнейших общечеловеческих ценностях с целью дальнейшего развития и последующего закрепления высоких нравственных качеств, являющихся необходимым багажом выпускника средней школы, вступающего во взрослую жизнь. Учитель создает на уроке атмосферу доверия между учителем и учеником посредством использования различных стратегий преподавания и обучения.

По окончании 10-го класса обучающийся: понимает взаимосвязь и соотношение общечеловеческих, этнокультурных и национальных ценностей в жизни человека; владеет культурой позитивного общения и умеет проявлять ее на практике в повседневной жизни; умеет анализировать и критически оценивать свои взгляды и поступки, взгляды и поступки других людей; осознает ценность позитивного общения в семье, ответственность за создание семьи; стремится к пониманию смысла жизни; умеет продуктивно организовать свое личное время с пользой для себя и общества; умеет сопоставлять, анализировать, критически оценивать информацию, полученную из различных источников; умеет свободно, аргументированно выражать и обосновывать свои взгляды и суждения, проявлять терпимость к мнениям, отличным от собственных; имеет навыки практического служения обществу; отстаивает свою гражданскую позицию; проявляет уважение и терпимость к представителям других национальностей и конфессий, независимо от положения человека в обществе и его личных качеств.

По окончании 11-го класса обучающийся: понимает значимость общечеловеческих, нравственно-духовных ценностей для человека;умеет распознавать и оценивать человеческие взаимоотношения;умеет трудиться в команде, идентифицировать себя в группе, коллективе;осознает значение семьи в жизни человека и перспективы будущей взрослой жизни;умеет управлять своим поведением, эмоциями;   обладает эстетическим вкусом, хорошими манерами, творит повседневную жизнь по законам красоты;свободно выражает свои мысли и чувства;стремится к построению гармоничных отношений с окружающим миром;умеет отстаивать свои принципы и убеждения;противостоит насилию и жестокости;применяет знания и умения для создания и поддержания условий здоровьесберегающей среды в семье, коллективе;умеет творчески и продуктивно использовать жизненные ситуации для самосовершенствования;стремится к самоутверждению;умеет принимать ответственные решения в различных жизненных ситуациях, руководствуясь общечеловеческими ценностями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.77.149 (0.006 с.)