Формы организации преемственности в работе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы организации преемственности в работе



 школы и детского сада

Преемственность в работе школы и детского сада по обучению математике – важная и сложная педагогическая проблема. Она предполагает использование всех апробированных в педагогической практике форм преемственности:

· изучение программ смежных звеньев,

· методика работы с ними,

· взаимный обмен опытом,

· дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы,

· воспитания у детей интереса к знаниям, к учебной деятельности.

Все многообразие форм преемственности можно систематизировать, выделив условно три типа:

1. преемственность, которая характеризуется дублированием в дошкольной подготовке основного содержания и конкретных заданий программы первого класса школы;

2. второй тип отличается лишь тем, что подготовка к школе осуществляется дома, в семье, самими родителями;

3. при использовании третьего типа преемственности в подготовке к школе учебный материал первого класса берется лишь частично для ознакомления, методика работы с ним имеет свою специфику с учетом возрастных особенностей детей.

Целенаправленная подготовка к школе обеспечивается в двух основных организационных формах: в подготовительных группах детского сада и подготовительных классах школы. Опыт работы учителей подготовительных классов и подготовительных групп свидетельствует о невозможности и нецелесообразности перенесения содержания и методов школьного обучения на эту ступень.

Совершенствование преемственности в работе детского сада и школы обеспечит условия успешного обучения в первом классе.

 

Перечень вопросов для подготовки к экзамену по

 МДК 03.04 Теория и методика математического развития

1. Значение и задачи математического развития детей дошкольного возраста.

2. Дидактические принципы обучения дошкольников элементам математики.

3. Содержание математического развития дошкольников.

4. Роль дидактических средств в математическом развитии детей.

5. Методы обучения детей элементам математики.

6. Соотношение обучения и самостоятельной деятельности детей.

7. Формирование у детей 4-го года жизни представлений о количестве.

8. Ознакомление детей 5-го года жизни с числом и обучение счёту.

9. Формирование у детей 6-го года жизни о числах натурального ряда и обучение счёту.

10. Ознакомление с количественным составом числа из единиц в пределах пяти.

11. Порядковое значение числа.

12. Деление целого на части.

13. Развитие счётной деятельности детей седьмого года жизни.

14. Ознакомление детей 7-го года жизни с составом числа из двух меньших чисел.

15. Методика ознакомления детей с арифметическими задачами.

16. Методика ознакомления детей с арифметическими действиями.

17. Ознакомление детей 4-го года жизни с величиной предметов.

18. Формирование у детей 5-го года жизни представлений о размере предметов.

19. Формирование представлений о размере предметов у детей 6-го года жизни.

20. Формирование представлений о размере предметов у детей 7-го года жизни.

21. Ознакомление с формой предметов детей 4-го года жизни.

22. Формирование представлений о форме предметов у детей 5-го года жизни.

23. Формирование знаний о геометрических фигурах у детей 6-го года жизни.

24. Формирование геометрических понятий у детей 7-го года жизни.

25. Ориентирование детей 4-го года жизни в пространстве.

26. Ориентирование детей 5-го года жизни в пространстве.

27. Развитие ориентирования в пространстве детей 6-го года жизни.

28. Формирование представлений и понятий о пространстве у детей 7-го года жизни.

29. Ориентирование у детей 4-го года жизни во времени.

30. Ориентирование детей 5-го года жизни во времени.

31. Ориентирование детей 6-го года жизни во времени.

32. Ориентирование детей 7-го года жизни во времени.

Профессиональные задачи для подготовки к экзамену

№ 1

 

Дети придумывают задачи на вычитание. Вот одна из задач: На ветке сидело 7 птиц, одна улетела. Сколько птиц стало на ветке?

1. Какую ошибку допустили дети?

2. Как избежать этой ошибки в дальнейшей работе?

2-й уровень. Какая работа проводится на I и II этапах по обу­чению детей решению и составлению задач?

3-й уровень. Другие точки зрения на методику обучения детей составлению и решению задач?

 

№ 2

 

В старшей группе на занятии по математике в ноябре месяце дети с места считали шепотом поставленные воспитате­лем на наборное полотно машинки, многие при этом указывали на каждый предмет пальцем. Количество машин дети называли безошибочно.

Вопросы:

1. Соответствуют ли навыки детей возрастным возможностям?

2. Какую работу должен провести воспитатель, чтобы научить детей считать про себя?

2-й уровень. Элементы счета, методика работы по усвоению правил счета.

3-й уровень. Альтернативные методики обучения детей счету.

№ 3

 

Родители девочки обратились к воспитателю: "Наша дочка через год пойдет в школу, а она не знает цифр и не умеет их писать. Считает хорошо только до 10, а дальше путает чис­ла. Решает задачи она только на пальцах. Достаточно ли таких знаний для поступления в школу"?

Вопросы:

1. Как Вы смогли бы ответить на этот вопрос?

2. С каким уровнем знаний о количестве должен поступать ребенок в школу?

3. Какие навыки учебной деятельности должны быть сформированы у старшего дошкольника?           

2-й уровень. Знакомство детей с цифрами /Р.П.Чуднова, Л.Цидилина/.

3-й уровень. Методика работы по  запоминанию детьми чисел Е.В.Соловьевой.

 

№ 4

 

Воспитатель подготовительной группы, планируя занятие по закреп­лению умений детей сравнивать смежные числа в пределах 8 на конкретном материале, просматривает итоги предыдущего занятия. Внимание привлекла следующая запись: Оля, Ира и Нина плохо считают, часто ошибаются, неправильно отвечают на вопро­сы, в частности на вопрос "на сколько больше или меньше то или иное число?".

1-й уровень.

1. Как учесть знания детей при планировании следую­щего занятия?

2. Какие дидактические игры могут помочь в устранении ошибок?

3. Какие знания не усвоены детьми?

2-й уровень. Придумайте игровые упражнения на пони­мание отношений между смежными числами.

3-й уровень. Взгляды Ф.Н.Блехер, В.Лаксон, Р.Грина на восприятие детьми числа.

 

№5

 

В игре "Назови соседей" детям предлагается выложить карточки с числами-соседями названного педагогом числа. Витя положил перед собой карточки 5 и 6,после того, как пе­дагог назвал число 4. И каждый раз, после того как назывались числа, он выкладывал карточки с числами, которые идут после названного.

Воспитатель поправляет Витю, просит назвать числа по поряд­ку. Мальчик правильно называл последовательность чисел. Но когда его просили назвать число, которое стоит перед данным, ребенок называл числа наугад.

1-й уровень.

1. Какие навыки сформированы у мальчика?

2. Какая программная задача не усвоена им. Назовите возможные причины пробела в знаниях ребенка.

2-й уровень. Составьте план индивидуальной работы с ребенком.

3-й уровень. Какая работа, предложенная Е.В.Соловье­вой, способствует запоминанию числительных по порядку?

№ 6

 

В подготовительной группе было несколько мальчиков, ко­торые очень увлекались математикой. Они часто придумывали ин­тересные задачи, которые обсуждались со всеми детьми, а наибо­лее оригинальные задачи воспитатели записывали в специальную тетрадь.

1-й уровень.

1. Правильно ли действовали воспитатели?

2. В чем должен состоять индивидуальный подход к таким детям на занятиях и в повседневной жизни?

2-й уровень. Обучение детей составлению и решению задач, этапы работы.

3-й уровень. Задачи на нахождение изначального числа.

 

№7

 

Иногда в подготовительной группе встречаются дети, которые не могут самостоятельно придумать арифметическую задачу, повторить ее условие и ход решения.

Между тем эти дети сообразительны, о чем можно судить по таким фактам: при решении задач они изобретают свои вари­анты ответов, фантазируют при составлении рассказов.

1-й уровень.

1.Чем может быть вызвана пассивность на занятии по математике?

2. Как учитывать эти особенности воспитателю?

2-й уровень. Этапы в обучении детей составлению и решению задач.

3-й уровень. Методика работы по закреплению умений решать задачи, записывание их с помощью цифр /использование математических кубиков/.

№ 8

 

Оценивая действия детей в процессе выполнения заданий, педагог говорит:

- Да, ты сегодня хорошо считала, почти не ошибалась.

- Умница, Юленька, как аккуратно нарисовала квадрат, нигде квадрат не сошел с линеечек.

- Катя, ты сегодня хорошо считала,   но вот при решении задач допускала ошибки.

- Да, Олег, ты сегодня быстрее сложил узор, чем вчера.

- Что по-твоему, Вася, тебе сегодня особенно удалось? А что еще не совсем получилось?

1-й уровень.

1.Какую характеристику Вы можете дать указаниям педагога?

2. В чем важность таких оценок?

3. В какой возрастной группе это происходило?

2-й уровень. Организация занятий по математике в подго­товительной группе?

3-й уровень. Обучение детей подготовительной группы умению анализировать свою работу. Важность самооценки в подготовке детей к школе.

 

№9

 

В 1-й части занятия дети с помощью воспитателя вспом­нили, как на предыдущем занятии они составляли группу каран­дашей разного цвета. "Сколько нужно взять карандашей, если я назову число 6? Миша, возьми столько же карандашей, и расскажи, сколько карандашей каждого цвета и сколько всего?" - предлагает педагог.

Далее он предлагает составить группу из 7 предметов, подобрать разные по высоте домики и задает вопросы.

1-й уровень.

1.В какой последовательности нужно предлагать вопро­сы и как их формулировать?

2. Какая программная задача решалась в этой части занятия?

2-й уровень. Какие Вы можете назвать игровые упражне­ния для закрепления знаний?

В какой возрастной группе проводилась работа?

3-й уровень. Для чего необходимо проводить работу в подготовительной группе по обучению детей умению составлять число из единиц?

 

№ 10

 

Для подвижной игры "Автомобили и гаражи" воспитатель в разных местах участка прикрепляет числовые карточки, нa которых наклеено от одного до 5 кружков, это номера гаражей. Детям он раздает по одной карточке на которой нак­леены от одного до пяти треугольников - это номера машин. По сигналу педагога автомобили, двигающиеся в разных направле­ниях должны приехать в своей гараж, на номере которого столь­ко же кружков, сколько треугольников на номере машины. Игра повторяется 3 раза, каждый раз по указанию воспитателя де­ти обмениваются карточками.

1-й уровень.  

1. С какой целью проводилась игра?

2. Как вы объясните детям правила игры?

3. Как будете проверять правильность выполнения за­дания.  

2-й уровень. Назовите игры и упражнения, помогающие решать аналогичные задачи обучения в средней группе.

3-й уровень.  Методика Т.И.Ерофеевой, Е.В.Сербиной по обучению детей счету.

№ 11

 

Ребенок средней группы пересчитывает матрешек, дотраги­ваясь рукой до каждой матрешки. "Раз матрешка, два матрешка, три матрешка, четыре, пять".

На вопрос воспитателя: "Сколько всего матрешек?" он начинает пересчитывать их снова.

Вопросы:

1.Правильно ли ребенок считал?

2.Каковы причины ошибок?

3.Назовите, какие навыки счета должны быть сформированы у детей средней группы к концу года?

2-й уровень. Ошибки воспитателя, детей, допускаемые при счете.

3-й уровень. Альтернативные методики обучения детей счету.                                

 

№ 12

 

В среднюю группу вновь открывшегося ДОУ пришли дети с разными математическими знаниями. Одни дети умели правильно считать до трех, другие пересчитывая стоящие перед ними иг­рушки, пропускали некоторые и не могли ответить на вопрос:

"Сколько?", не прибегая в счете к помощи руки; третьи не могли назвать числа по порядку, сбивались при счете игрушек. Были дети, которые хорошо называли числа до 5 и дальше, но нe могли сосчитать стоящие перед ними предметы.

Вопросы:

1. Объясните, почему у детей одного и того же возраста наблюдаются разные навыки счета.

2. С чего нужно начать работу по обучению счету в данной возрастной группе?

3. Какие навыки счетной деятельности должны быть сформированы у детей средней группы к концу года?

2-й уровень. В чем должен заключаться дифференцирован­ный подход к детям в обучении счету в данном случае?

3-й уровень. Как можно привлечь родителей в помощь воспитателям?

 

№ 13

 

Глядя на карточку, где на верхней полоске лежат 4 красных квадрата, а на нижней 5 зеленых. Костя / 4 г.4 мес./ на вопрос: "Каких квадратов больше?" ответил: "Красных квад­ратов больше, потому что они лежат на верхней полоске, а наверху всегда кладут больше".

1. Какова причина, вызвавшая такой ответ?

2. Что нужно учесть воспитателю в дальнейшей работе при сравнении двух групп предметов?

2-й уровень. Обучение детей счету. Ф.Н.Блехер.

3-й уровень. Придумать игровые упражнения на понимание независимости числа.

№ 14

 

В процессе занятия во 2-ой младшей группе воспитатель раздал каждому ребенку по 1 кружку и квадрату. Во время объяс­нения многие дети, не слушали взрослого, рассматривали фигу­ры и играли с ними. Воспитатель предложил детям взять в руки круг. Одни, взяв круг, стали катать его по столу, другие начали круг и квадрат накладывать друг на друга.

1-й уровень.

Вопросы:

1.Каковы причины такого поведения детей?

2. Какие ошибки были допущены воспитателем в организации занятия?

3. Как бы вы поступили на месте воспитателя?

 2-й уровень. Программные темы Леушиной А.М.по обучению детей работе с множествами, их сущность.

3-й уровень. Работа по "Радуге" во 2-й младшей группе /счет./

 

№15

 

Воспитатель ставит на подставку игрушечных солдатиков и просит детей придумать разные задачи про этих солдатиков. Вызванные дети повторяют за первым придуманную им задачу.

1-й уровень.

1.Объясните, почему дети повторяли одну и ту же задачу?

2. Какие приемы в работе надо использовать воспитателю, чтобы дети научились придумывать задачи, разные по содержанию с одними и теми же предметами?

2-й уровень. Какая работа проводится на 1 и 2 этапах при обучении детей составлению и решению задач?

3-й уровень. Альтернативные точки зрения на методику обучения детей составлению и решению задач.

 

 

№16

 

На одном из первых занятий по составлению арифметичес­ких задач детей просят повторить составленную задачу.

Коля повторяет задачу так:

"У Ларисы было 3 кубика, один она отдала Сереже. У Ларисы осталось 2 кубика".

Света повторяет эту же задачу так:

"У Ларисы были кубики, и она отдала один Сереже". Сколько кубиков стало у Сережи?"

1-й уровень.

1. На каком этапе ведется работа по составлению ариф­метических задач?

2. Какие ошибки допустили дети? Чем вызваны эти ошибки?

3. Какую работу нужно провести воспитателю на этом занятии, чтобы в дальнейшем дети правильно составляли задачи?

2-й уровень. Какая работа проводится на 1 и 2 этапах при обучении детей составлению и решению задач?

 

№17

 

При решении задачи мальчик рассуждает следующим обра­зом:

" На аэродроме было 6 самолетов и еще 2 прилетело. Мне нужно узнать, сколько всего стало на аэродроме самолетов. 6 да 1- это 7, 7 да еще 1 - это 8, к 6 прибавить 2 получится 8. Значит, на аэродроме 8 самолетов стало".

1-й уровень.

1. Верно ли рассуждал мальчик, решая задачу?

2. Каким приемом он пользовался при решении этой зада­чи?

3. На каком этапе идет работа над арифметическим дей­ствием?

2-й уровень. Сформулируйте программную задачу к этой части занятия.

3-й уровень. Методика обучения детей составным задачам.

 

№18

 

На доске педагог нарисовал слева 3 маленькие, а справа 2 большие груши, и спросил детей, где больше груш? Дети от­ветили, что справа. Педагог вместе с детьми сосчитал груши: под рисунками написал цифры: 3 и 2. и что больше? 3 или 2? " - 3 больше!" - ответили дети. "Где больше груш: слева или справа?" - повторил вопрос педагог. "Справа" - "Почему". Дети объяснили воспитателю, что справа большие груши, а сле­ва маленькие.

1-й уровень.

1. Какое Вы можете дать обоснование ответам детей?

2. С какого возраста детям становится доступно понима­ние независимости числа предметов от величины?

2-й уровень. При каких условиях дети могут преодолеть так называемый "феномен Пиаже?"

3-й уровень. Придумайте игровые упражнения, способствую­щие пониманию детьми независимости числа, используя 5 методи­ческих приемов.

 

№ 19

 

Слева на доске 9 квадратов, которые находятся на расстоя­нии друг от  друга, справа 10 квадратов, объединенных в одну фигуру. Отвечая на вопрос, поровну ли квадратов в левой и правой части доски, большинство детей сказали, что слева квад­ратов больше, чем в правой. Другие дети предложили проверить, нарисовав квадраты друг под другом. Третьи - провести стрелоч­ки.

1-й уровень.                             

1. Какие особенности восприятия проявились в ответах детей? Как называется такое явление в психологии?

2. Какая работа с детьми поможет преодолеть им аналогич­ные затруднения?

2-й уровень. Какие вы можете для этого предложить упраж­нения?

3-й уровень. Придумать игровые упражнения, способствую­щие пониманию детьми независимости числа, используя 5 методи­ческих приемов.

 

№20

 

Воспитатель предложил детям в 1 части занятия посмотреть на наборное полотно, на верхней полоске которого 5 яблок. "Одно яблоко упало. Мы поместили его на нижнюю полоску. Сколь­ко яблок на верхней полоске? Сколько яблок на нижней полоске? Сколько всего яблок? Из каких чисел можно составить число 5?" - спрашивает воспитатель. Вызванный ребенок отвечает: "Число 5 можно составить из 1-го яблока и 4-х". Далее воспитатель пе­реносит еще 1 яблоко с верхней полоски на нижнюю и задает те же вопросы. Перемещая яблоки сверху вниз, воспитатель по­казывает, как можно составить число 5. Затем убирает наборное полотно и предлагает детям назвать, из каких 2-х меньших чи­сел можно составить число 5. Каждый вызванный ребенок вспо­минает только один вариант, причем вместе с числом дети назы­вают предметы, например,: "Составить число 5 можно из 3-х яблок и одного" и т.п.

1-й уровень.

1.Какая программная задача решалась в опи­санном фрагменте занятия?

2. Как вы оцените объяснение и показ воспи­тателя?

3. В какой последовательности должно   вестись изучение состава чисел?

2-й уровень. Какое значение имеет работа по обучению детей 7 года жизни составу числа?

3-й уровень. Методика работы В.Лаксон, Р.Грина, Ф.Н. Блехер по обучению детей составу числа из 2 меньших чисел.

 

Информационные источники

 

Основная литература

  1. Белошистая А.В. Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста. М.: ИЦ «Академия», 2017.
  2. Микляева Н.В. Теория и технологии развития математических представлений у детей. М.: ИЦ «Академия», 2015.
  3. Данилов В.В. и др. Обучение математике в детском саду: Практические, семинарские и лабораторные занятия: Книга для студ. ср. педаг. уч. заведений..[Текст]/ В.В. Данилов и др. - М.: Академия, 1997.
  4. Михайлова З.А. и др.Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста.[Текст]/ З.А. Михайлова и др,-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2008,-384с.,илл.
  5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для студентов пед. институтов.[Текст]/ Л.Р. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988.
  6. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду.[Текст]/ Е.И Щербакова: Учебное пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. Ср. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1998. 

                                                                                             

Дополнительная литература

1. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика..[Текст]/ Е.А Алябьева – М.: ТЦ Сфера, 2005.                                     

2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.[Текст]/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.

  3. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников: Кн. Для восп. Дет. сада. [Текст]/ Т.И. Ерофеева и др.  - М.: Просвещение, 1992.                                   4.Зак А.З. Как гусеница и муравей в гости ходили. Интеллектуальная игра для дошкольников. [Текст]/ А.З Зак.  -М.: Российский открытый ун-т, 1991.       5.Кларина Л.М. Дети и знаки. Буквы, цифры, геометрические формы..[Текст]/ Л.М.  Кларина Л.М.  Москва, 1993.                                                           6.Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать их проблемы: Пер. с англ.: Кн. для воспитателя дет. сада. [Текст]/ Д. Лешли - М.: Просвещение, 1991.                                                                                                     7. Носова Е.А. Непомняшая Р.Л. Логика и математика для дошкольников..[Текст]/ Е.А. Носова, Р.Л. Непомняшая - Санкт - Петербург, "Детство - Пресс", 2004.

8. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие.[Текст]/  Сост. З.А.Михайлова, М.Н.Полякова, Р.Л.Непомнящая, А.М.Вербенец (РГПУ ИМ. А.и.Герцена). – СПб: Акцент, 1998.                               9.Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду.[Текст]/ Под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.- М.: Изд дом «Воспитание дошкольника», 2005.                                                      

10. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.[Текст]/  Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

 12. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада..[Текст]/ Т.Д. Рихтерман - М.: Просвещение, 1991.                                                                                                                                                                                         

Интернет-ресурсы (И-Р)

И-Р 1  www.kontrolnaja.ru/dir/sociology/107836

И-Р 2. www.diplom-inet.ru/pedpsyk9

И-Р 3. childpsy.ru›Библиотека›Книги›id/8747.php

И-Р 4. http://volkolledzh.ru/component/attachments/download/919 - ссылки на электронные издания по теме «Математическое развитие дошкольников»

И-Р 5http://i-gnom.ru/books/formirovaniye_math_pred.html - Сто­ляр А. А. Формирование элементарных математических представ­лений у дошкольников. М., 1988

И –Р 6 http://pedlib.ru/Books/6/0226/index.shtml?from_page=1 - Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова.- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.

И-Р 7 http://www.twirpx.com/file/399754/

И-Р 8 https://studfiles.net/preview/1633589/page:16/ Мет.мат.развития лекции.doc

И-Р 9 http://padaread.com/?book=35351

                                                                                                                                                                                                                                                                      



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.116.183 (0.117 с.)