Для домашней контрольной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для домашней контрольной работы



Программой предусмотрено самостоятельное изучение данного раздела, так как большая часть вопросов – принципы, методы, средства обучения, формы организации деятельности детей, особенности организации работы в разновозрастных группах, уже рассматривались на педагогике. Поэтому студентам предлагается написать домашнюю контрольную работу в форме реферата.

Для того чтобы определить тему своего реферата, рассмотри таблицу.

 

  № темы Порядковый номер студента по списку в журнале по Методике математического развития.
2.1 1, 7, 13
2.2 2, 8, 14
2.3 3, 9, 15
2.4 4, 10, 16
2.5 5, 11, 17
2.6 6, 12, 18

Ниже приведены темы рефератов и их примерное содержание.

2.1 Общие дидактические принципы обучения дошкольников элементам математики.                                                                                                           Понятие принципа. Классификации принципов: традиционные, нетрадиционные. Взаимообусловленность принципов в учебно-воспитательном процессе.

      

 2.2 Содержание математического развития дошкольников.                

Содержание математического развития дошкольников в Программе обучения детей математике. Направления развития: представления и понятия, зависимости и отношения, математические действия. Виды и формы развития каждого из представленных направлений.

             

2.3 Формы организации обучения детей элементам математики. Индивидуальная, фронтальная, групповая формы организации обучения детей элементам математики их интеграция. Дифференцированное обучение и его критерии. Проблемы индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей.

2.4 Роль дидактических средств обучения в математическом развитии детей.       

Средства обучения и их влияние на результат обучения. Основные функции средств обучения. Классификация моделей: материально - предметные, идеальные. Требования к использованию наглядности. Демонстрационный и раздаточный материал. ТСО.         

                                                             

2.5 Методы обучения детей элементам математики.                                     Понятие метода. Классификации методов по разным основаниям: по источнику получения знаний, по активности познавательной деятельности, по логике изложения материала, методы стимулирования, методы контроля знаний. 

 

2.6 Особенности организации работы по математике в разновозрастных группах.                                                                                                             Специфика работы в разновозрастной группе. Идея индивидуализации и дифференциации обучения как основа работы по математике в группах смешанного возраста. Типы организации детей в разновозрастных группах.

Методические рекомендации по написанию реферата

Реферат — письменная работа объемом 10-15 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).

Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

Реферат отвечает на вопрос — что содержится в данной публикации (публикациях).

Однако реферат — не механический пересказ работы, а изложение ее существа.

В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам студент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем.

В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания.

Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.

Функции реферата:

Информативная (ознакомительная); поисковая; справочная; сигнальная; индикативная; адресная коммуникативная.

Степень выполнения этих функций зависит от содержательных и формальных качеств реферата, а также от того, кто и для каких целей их использует.

Требования к языку реферата: он должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.

Структура реферата:

Титульный лист (заполняется по единой форме)

После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

2. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

3. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

4. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

5. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

6. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

Этапы работы над рефератом.

Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:

1. Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;

2. Изложение результатов изучения в виде связного текста;

3. Устное сообщение по теме реферата.

Подготовительный этап работы.

Работа с источниками.

Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.

В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.

Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.

Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.

Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу.

Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции — это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.

Общие требования к тексту.

Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.

Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность - смысловую законченность текста.

С точки зрения связности все тексты делятся на тексты - констатации и тексты - рассуждения. Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.

План реферата.

Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану - мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы - от реферата до докторской диссертации - строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.

Требования к введению.

Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении.

Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.

Объем введения - в среднем около 10% от общего объема реферата.

Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.

Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов - компиляции.

Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).

Заключение — последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.

Список использованной литературы.

Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.

Требования, предъявляемые к оформлению реферата.

Объемы рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа (внизу и вверху) оставляются поля размером 20 мм, 30 мм. слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении. При написании и оформлении реферата следует избегать типичных ошибок, например, таких:

• поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными,

• в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов выбранной для реферата темы,

• дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из интернет и т.д.

При реферировании научной статьи обычно используется модель: автор + глагол настоящего времени несовершенного вида.

Критерии оценки реферата

При проверке реферата преподавателем оцениваются:

1. Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.

2. Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).

3. Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).

4. Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).

5. Использование литературных источников.

6. Культура письменного изложения материала.

7. Культура оформления материалов работы.

Объективность оценки предусматривает отражение как положительных, так и отрицательных сторон работы. Работа оценивается по традиционной 4-балльной шкале, могут быть отдельно оценены разные компоненты работы.

 

 

Развитие элементарных математических представлений

в современных образовательных программах

по дошкольному воспитанию

 

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателя: определяет содержание образовательного процесса, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным или одному направлениям развития ребенка. В условиях новой образовательной политики плюрализм (разнообразие, вариативность) программ рассматривается как важнейшее условие соблюдения Закона РФ «Об образовании».

Сегодня в ДОУ на основании ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» реализуются общеобразовательные программы, которые подразделяются на основные и дополнительные.

Исходным ориентиром при выборе любой образовательной программы следует считать наличие в ней условий, необходимых для реализации конституционного права каждого ребенка на охрану жизни и здоровья, получение гуманистического по своему характеру образования, на бережное отношение к индивидуальности ребенка, а также адекватность содержания образования возрастным возможностям и психофизиологическим особенностям детей.

Основные и дополнительные программы ориентированы на общечеловеческие ценности в воспитании детей и обновременно учитывают лучшие традиции отечественного образования, создают условия для формирования основ высоконравственной, духовно богатой личности – человека и гражданина, любящего свою Родину, уважающего ее национальную культуру. Они нацелены на эмоционально-ценностное, социально-личностное, познавательное, эстетическое развитие ребенка. Базируются на ведущих принципах современного дошкольного образования: реализации подхода к дошкольному детству как самоценному периоду жизни человека, на личностно ориентированном взаимодействии взрослых с ребенком, развивающем характере воспитания и обучения, всестороннем учете возрастных и психофизиологических закономерностей развития ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Основные программы дошкольного образования разработаны в соответствии с ФГОС ДО,  определяют содержание дошкольной ступени образования, его уровень и направленность, исходя из приоритетных целей и задач. Они гарантируют необходимый и достаточный для всестороннего развития ребенка уровень образования. Каждая из таких программ содержит основу – обязательную часть, обеспечивающую базовое дошкольное образование независимо от вида и категории ДОУ, в котором она реализуется, и дополнительную часть, которая строится с учетом особенностей вариативорго характера содержания и построения данной программы.

Содержание основной образовательной программы должно отвечать требованиям комплексности, то есть включать все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействовать формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная,музыкальнаядеятельность, конструирование и др.) Таким образом, образовательная программа определяет весь спектр общеразвивающих задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг.

Целостность образовательного пространства может достигаться не только путем использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора специализированных (парциальных) программ, каждая из которых включает одно или несколько направлений развития ребенка. Главное требование к комбинированию программ – единство подходов (концепции, принципы) к воспитанию, обучению и развитию детей, которые лежат в основе, а также учет суммарной умственной и физической нагрузок на ребенка в целях охраны его здоровья.

С учетом изложенного,  к основным образовательным программам могут быть отнесены такие программы.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.Авторы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (далее - Программа) является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция обра­зования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирую­щая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует совре­менным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование ду­ховных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетен­ций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комп­лексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на осно­ве организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для пол­ноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование ос­нов базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и фи­зических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской де­ятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследо­вательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО». Авторы  Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др.

Программа «Детство» является результатом многолетней научно- исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педаго­гики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В ее основу легли теоретические взгляды петер­бургской (ленинградской) научной школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошкольного детства, требования к со­держанию образовательной программы для детского сада и пути ее реализации в педагогическом процессе.

Новизна программы «Детство» определяется тем, что в ней впе­рвые практически реализован подход к организации целостного раз­вития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта дет­ской деятельности и поведения. Органичное вхождение ребенка в современный мир обеспечивается в программе широким взаимодей­ствием дошкольников с различными сферами культуры: с изобрази­тельным искусством и музыкой, детской литературой и родным язы­ком, экологией, математикой, игрой и трудом.

Девиз программы «Чувствовать — Познавать — Творить» опре­деляет три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые про­низывают все разделы программы, придавая ей целостность и еди­ную направленность. Содержательная связь между разными разде­лами программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоцио­нальную и практическую сферы личности ребенка.

Программа «Детство» определяет содержание и организацию об­разовательного процесса для дошкольников и направлена на формиро­вание общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельно­сти, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в фи­зическом и (или) психическом развитии детей.

В основной части представлено содержание психолого- педагогической работы по освоению детьми образовательных об­ластей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Соци­ализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художе­ственной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направ­лениям — физическому, социально-личностному, познавательно- речевому и художественно-эстетическому.

В дополнительной части представлены программы, которые рас­ширяют и углубляют основное образовательное содержание и по­зволяют удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избирательные интересы дошкольников, ре­ализовать развивающий потенциал регионального компонента.

Программа «Детство» соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснован­ности и практической применимости.

 

Указанные программы имеют гриф Минобразования России или Минобрнауки России. В качестве основных комплексных программ может также использоваться ряд других, рекомендованных территориальными органами управления образованием.

Примером специализированной программы по математике, которую можно успешно сочетать в рамках реализации основной деятельности ДОУ может быть «Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе «Школа-2000»» (Л.Г. Петерсон).

В отдельных случаях в соответствии с приоритетами образовательной деятельности ДОУ наряду с основной комплексной программой могут использоваться и другие образовательные модули или отдельные блоки программы, а также педагогические технологии определенной направленности. При этом неизменным остается принцип: моделирование содержания образовательного процесса предполагает обязательную сочетаемость программ и технологий и не должно приводить к перегрузке детей или одностороннему их развитию, т.е. воспитанию каких-либо одних сторон личности за счет других.

Цель дополнительных программ – создание условий для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей, обеспечения развития социально-личностной сферы ребенка в интересной, значимой для него деятельности. Дополнительные программы позволяют более глубоко, дифференцированно, адресно строить образовательный процесс с учетом склонностей и предпочтений каждого ребенка, каждой семьи.

 Дополнительные программы, как и основные, являются авторскими (вариативными) программами. Одно из главных требований любой программы – соответствие требованиям ФГОС ДО, соблюдение преемственности с программами начального общего образования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.043 с.)