Занятие по ознакомлению с творчеством в . М. Васнецова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие по ознакомлению с творчеством в . М. Васнецова



Программное содержание. Познакомить дошкольни­ков с творчеством В. Васнецова, с былинно-сказочным жан-


ром живописи, Показать сказочность рассказов, образы защитников Отечества, связь пейзажа и образов.

Материал. Репродукции картин В. Васнецова; «Авто­ портрет», «Аленушка», «Иван - царевич на сером волке», «Богатыри», «Бой скифов со славянами», «Витязь на рас­ путье», «Ковер - самолет».

Ход занятия.

- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Вик­тора Михайловича Васнецова (показ автопортрета). Родился Виктор Михайлович в Вятском крае, там, где делают дым­ковские игрушки. Очень любил Виктор Михайлович посе­щать на ярмарке красочные представления скоморохов. Детские впечатления от народных предаавлении сказались на творчестве художника. Васнецов первым обратился к былинно-сказочному жанру. Он рисовал много иллюстра­ций к сказкам «Жар - птица», «Конек - горбунок» и др. Виктор Михайлович говорил, что ему очень хотелось писать карти­ны на темы русских сказок и былин. В былинах отражена борьба русского народа с завоевателями и его вера в побе­ду, в свою богатырскую силу.

Одна из самых известных картин В. Васнецова - «Бога­тыри». Над этой картиной он трудился 18 лет. Художник говорил, что его сердце и руки всегда тянулись к богаты­рям. Эта картина была его творческим долгом, обязатель­ством перед родным народом. «Картина моя «Богатыри», где Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском вы­езде, примечают в поле, нет ли где врага, не обижают Л1 где кого», - писал художник. В центре картины Илья Му­ромец. Художник изобразил его старшим среди богатырей, представляет его добрым человеком, но суровым и беспо­щадным к врагам. Он спокоен, и в этом спокойствии отра­жается внутренняя уверенность богатыря в своих силах.

Слева от него Добрыня Никитич. Он отличается поры­вистой энергией, смелостью. Художник, изображая его в напряженной, страстной, гордой позе, подчеркивает ум и готовность богатыря к ратным подвигам.


Справа от Ильи Муромца - самый молодой богатырь длеша Попович. Алеша силен, смекалист, находчив, ловок. Художник показывает его пиричным, мужественным; ум богатыря - его сила.

Образы коней подчеркивают характеры своих хозяев. Фигуры богатырей воспринимаются как единое целое. Они - как символ силы и непобежимости русского народа Богатыри изображены в полный рост, мы смотрим на них как бы снизу вверх. Художник изображает их возвышаю­щимися над линией горизонта - от этого эффект величия возрастает, подчеркивает значимость образов.

Важная роль в картине отводится пейзажу, он имеет три плана. Первый - широкая каменистая степь с маленькими елочками. Этот пейзаж характерен для Киевской Руси. Тра­ва словно повторяет рисунок гривы коней. Далее темно-зеленая полоса леса. И наконец сизо-серые тучи на небе. Все это показывает широкий простор русской земли. За спиной богатырей - Русь, которую они призваны защи щать, а шлемы на голове богатырей подпирают небо.

Послушайте фрагмент былины, который выбрал В. Ва(нецов для своей картины:

... Под славным городом под Киевом, На тех степях Днепровских Стояла застава богатырская, На заставе был богатырь Илья, Илья Муромец, сын Иванович... А и конь под Ильей словно лютый зверь, А сам на коне, как ясен сокол. А и был на заставе Добрыня Никитич млад. Что из красна города из Ростова, А Алешенька Наровчатов был Он наровчат - то, да увертлив 1. Вопросы:

и* Кого изобразил художник на картине? ■*► Что они делают? Как они одеты? •* Каким изобразил их художник?

1 Пастор Э. Виктор Васнецов. М., 1998.

171


Картины «Витязь на распутье», «Бой скифов со славянами». Вопросы:

Какими изобразил художник богатырей на своих кар­тинах?

Что может быть написано на камне? Куда поедет бога­тырь?

Победят ли богатыри в бою? Картина «Аленушка». Вопросы:

и*

Кого мы видим на этой картине? Что она делает? Какое у нее настроение? Почему? В. Васнецов очень любил русские народные сказки и охот­но рисовал к ним иллюарации. Эту картину он написал ксказ-ке «Аленушка и братец Иванушка», Художник передал в кар­тине наароение сестрицы, он показал печаль девочки.

Здесь, так же, как и в "других картинах, прослеживается связь переживаний человека и природы.

Вопросы:

* Какого цвета небо на картине? "* Какого цвета трава, листья на деревьях, вода? "*■ Какие птички сидят на веточке? Какое у них настроение? Художник цветом показывает, что природе тоже не ве­село, она как бы сочувствует Аленушке. Картина «Иван - царевич на сером волке». Вопросы:

«* К какой сказке написана эта картина? "■* Кого написал художник? Какое у них настроение? Ка­кими их изобразил художник?

"*■ Какая природа на картине? Что означает распустивши­еся цветы на ветке? (Победа добра над злом.) Картина «Ковер - самолет», Вопросы:

«*■ Кого мы видим на этой картине? Что он делает? "* На чем летит?

"* Может ли быть такое на самом деле? *+ Что хотел показать художник в этой каротине? (Мечту людей - летать.)


Сегодня мы с вами познакомились с творчеством В.Вас­нецова, но оказалось, что все эти картины нам знакомы. Эти картины он написал по сюжетам русских народных ска­зок и былин. Все они разные по цветовой гамме, по настро­ению. Художник в картинах показывает свою любовь к Ро­дине, к русскому народу, гордость за силу русских бога­тырей, защитников Отечества, которые охраняют родной край. Он показал любовь к русским народным сказкам, былинам, к их героям, так как и былины, и русские на­родные сказки - плоть и кровь народа.

Советы воспитателю. Перед занятием рассказать де­тям, что такое быль, былина. Прочитать былины о богаты­рях, об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Ники­тиче, сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван - царевич и серый волк» и другие.

Рассмотреть картины в общих чертах, понять главное в творчестве В. Васнецова, а потом рассмотреть одну из них более подробно.

Или провести несколько занятий по творчеству В. Васне­цова, показать разнообразие содержания его картин, выра­зительных средств, характерных для его творческой манеры.

ЗАНЯТИЕ -



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.008 с.)