По ознакомлению детей с живописью . И. Грабарь. «февральская лазурь» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По ознакомлению детей с живописью . И. Грабарь. «февральская лазурь»



Программное содержание. Знакомить детей с произве­дениями живописи. Воспитывать интерес к искусству. Учить раскрывать образ, дополнять его поэтическим словом, срав­нениями. Продолжить знакомство детей с понятием «пейзаж». Ход занятия.

Выставка картины И, Грабаря «Февральская лазурь»., Предложить рассмотреть картину и подумать, о чем она рассказывает. Прочитать отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнееутро».

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит... Вопросы:

"• Что больше всего поразило вас в картине? (На переднем плане картины - береза: с раскидистыми ветвями, с тол­ стым, золотистым, белым стволом, Она высокая: на кар­ тине не видно ее верхушки. За нею - ее подружки с тон­кими золотистыми стволами.)

™* Какой день изображен га картине? (Яркий, солнечный, зимний день. Небо, снег, серебристые стволы берез ~ все сияет фантастической красотой.)


* Какие цвета использует художник изображая, небо, снег? (Синий, светло - синий, бирюзовый, желтовато - голубые.). (* Что виднеется там, вдали за березами? (Поле, лес.) -* Можно ли по цвету картины узнать, радостное или пе­чальное событие изображает художник? Какую карти­ну написал художник? (Радостную. Вся природа и ху­ дожник радуется - конец зимы!)

Эту картину написал замечательный художник Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960). Он очень любил рус­скую природу и написал много чудесных картин об осени, зиме, весне. «<* Как бы вы назвали эту картину?

Художник И. Грабарь назвал эту картину «Февральская лазурь». Лазурь - значит, голубой. «•■ Как называются такие картины; о природе, о временах года? (Пейзаж.)

Пейзаж - это картина, на которой изображена приро­да. Нет ничего прекраснее природы, поэтому все худож­ники, поэты, композиторы воспевали ее красоту в своих произведениях.

Советы воспитателю. Провести наблюдения за бере­зами в парке зимой в разную погоду: в солнечный мороз­ный день, в пасмурный день, в оттепель.

Чтение стихотворений: А.С. Пушкин. «Идет волшебни­ ца зима», «Зимнееутро» (отрывок); С.А. Есенин. «Береза». Рассматривание репродукции картины И. Грабаря «Зимний день» с изображением зимнего пейзажа, иллю­страций А. Парамонова к стихотворению С.А. Есенина «Бе­ реза».

ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «КАКОГО ЦВЕТА СНЕГ?»

Программное содержание. Развивать у детей художе­ственное восприятие зимнего пейзажа, вызвать у детей радостное чувство от прихода зимы.


Учить видеть содержание картины, выразительные средства - цвет (где снег желтый, розовый, серый, зеле­ный), свет, пространство, композиция.

Материал. И. Шишкин. «Зима»; А. Пластов. «Первый снег»; И. Грабарь. «Февральскаялазурь»; В. Бялыницкий-Бируля. «Зима»; А. Саврасов: «Грачи прилетели», «Русская зима. Лигачево».

Ход занятия.

Вопросы: "* Вам нравится зима? Расскажите о своей зиме.

- Из ваших рассказов я поняла, что вам нравится яркая, звонкая, радостная, праздничная зима с чистым, белым снегом. Но разве зима - лишь белый снег; белое небо? Чудо, какую зиму написали художники А. Пластов, И. Гра­барь, А. Саврасов, Б. Кустодиев, И. Шишкин и др.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Зима» из детского аль­бома «Времена года». Дети рассматривают картины.

Вопросы:

■* Посмотрите, какого цвета снег на этих картинах? щ* Почему художники так изобразили снег? <* От чего зависит цвет снега?

Картина Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».

~ Найдите на ней приметы первого снега. На картине ху­дожник изобразил детей. Это брат и сестра. Кто из них раньше, кто позже увидел снег? Дети очень радуются сне­гу, любуются им. «* Как это передал художник? «* А как это настроение передать словами?

Опишите увиденное на этой картине. ** А вы обрадовались первому снегу? Как вы свою радость

выскажете?

Для картины «Первый снег» Аркадий Александрович Пластов выбрал неяркие цвета, снежинки сыплются с серо-сиреневого неба, мерцают на фоне светло-коричневой сте­ны. И девочка, которая стоит рядом с братишкой на запо­рошенном снегом крыльце, тоже в белом, нежная, как сне-


жинка. Братишка в теплой куртке и шапке-ушанке. А де­вочка выскочила на крыльцо в одном платьице, наспех накинув на голову шерстяной платок. Ей зябко, но уходить не хочется, уж больно красив падающий снег...

А по двору важно разгуливает ворона. Зачем она пона­добилась художнику? Прикрой ворону рукой, а потом от­веди руку и поймешь. Крупная, серая, с черными крылья­ми птица на свежевыпавшем снегу - словно клякса на чис­той странице тетрадки. И поставил художнику эту «кляксу» нарочно. От темного пятна чистый белый снег кажется еще белей»1.

Игорь Эммануилович Грабарь. «Февральская лазурь».

Из воспоминаний И. Грабаря:

«Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостно­го по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и наклонился, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывающегося передо мной зрелища фан­тастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то это будет бесподобно» - подумал я.

Красота февральского пейзажа, пронизанного светом, тончайшие переходы тени, переливы красок поразили ху­дожника. «Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось необычное. Казалось, она праздновала какой-то небывалый праздник - празд­ник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых ве­ток и сапфировых теней на сиреневом снегу»

||;* Почему художник назвал картину «Февральская ла­ зурь»?

"*■ Как художнику удалось передать красоту, которая его однажды поразила?

"■* Какого цвета снег на солнце? А в тени?

1 Надеждина И. Какого цвета снег М., 1988


™* Какие оттенки цвета использовал художник когда пи­сал ствол и ветки березы на переднем плане? "* Какие цвета подобрал к другим березам, которые вы

видите на картине? "* Что вы чувствуете, глядя на нее?

А теперь расскажите о картине так, чтобы даже тот, кто никогда ее не видел, смог представить «Февральскую ла­ зурь» ИЗ. Грабаря.

«Снег не всегда белый» ~ рассматривание картины Ви­тольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули «Зима». ■*■ Художники пишут картины природы. Как называются

такие картины? (Пейзажи.)

и* Какие чувства вызывают эти картины? (Радость, грусть, спокойствие.)

Художники разговаривают с нами цветом, мазком, ли­нией, но надо научиться видеть картины, понимать их осо­бый язык.

Открываю картину В. Бялыницкого-Бирули «Зима» и даю время рассмотреть ее.

Вопросы:

"•* Где мы сейчас с вами? (На окраине леса.) "* Что удивило художника? (Пять молодых тоненьких бе­ резок. Они отделились от леса, где деревья защищают друг друга от ветра и стужи. Кажется, что березки на­рочно жмутся друг к другу: вместе не так холодно.) ||Я* Что изобразил художник на заднем плане? (Угрюмые ели, с почти черной хвоей. На этом темном суровом фоне березки смотрятся хрупкими как льдинки.) "*► Что вы чувствуете, глядя на эти березки?»♦ Как вы думаете, художник изобразил начало зимы или ее конец? Почему?

...Лес огибает проселочная дорога. По ней много ездили. Полозья саней протерли снег до земли. Это уже не первенец зимы - чистый пушистый, белый. Это старый слоистый, сле­жавшийся снег. Его обдували ветры, подтачивала оттепель. Он потускнел, словно подернулся голубовато-серой дымкой. Но снег на этой картине потускнел не только от времени.


* В какой день художник писал картину? В солнечный или

пасмурный?

«♦ Посмотрите на цвет снега. Какой он? «♦ Много ли цветовых тонов использовал художник? От

чего же зависит цвет снега?

...Художник писал свой пейзаж в пасмурный день, ког­да в воздухе висит серая дымка, когда природа задума­лась. Так, какая же по настроению эта картина?

Советы воспитателю. На занятии рассмотреть все кар­тины художников, одну по выбору рассмотреть более под­робно.

Занятия по рисованию на темы «Какого цвета снег»,

«Зимний пейзаж».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.009 с.)