Занятие - два портрета и рисование портрета друга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие - два портрета и рисование портрета друга



Программное содержание. Продолжать знакомить детей с портретной живописью. Учить рассматривать кар­тины, выделяя их художественные особенности: компози­цию, колорит, воспитывать внимательное отношение друг к другу; продолжать учить рисовать портрет, добиваясь сходства с помощью различных выразительных средств.

Материал. А. Мыльников. «Верочка»; С. Чуйков. «Дочь Советской Киргизии»; музыка «Нежные звуки любви» из серии «Нарру ВаЬу» (аудиозапись); бумага А4, картон, гу­ашь, сангина, уголь, пастель, восковые мелки.

Ход занятия.

/ часть. Рассказ воспитателя.

В нашей галерее - выставка двух новых картин. К како­му жанру живописи их можно отнести? (Портреты.)

Давайте вместе посмотрим на портреты и попробуем ответить на вопрос: «Как художнику удается получить по­чти живое изображение?»

Шагнем вместе с автором за рамку картины (звучит не­жная лирическая мелодия" фон к рассказу педагога). Вме­сте с Верочкой, а именно так назвал художник А. Мыльни­ков этот портрет, мы очутились на даче. У Верочки свет­лая, нежная кожа, легкий румянец на щеках, нежные черты лица... Еще мгновение и она улыбнется и скажет нам что-нибудь приветливое, а может, пригласит погулять вместе с ней в саду. Поправит прядь темных волос и тихо возьмет за руку: «Пойдем?» Вы слышите, как за окном, там, на кар­тине, щебечут птицы, и чувствуете запах цветов на столе. В мире покой, радость. Кажется, что от картины исходят свет­лые лучи. Почему?

Художник пользуется светлыми - пастельными тонами: нежно-розовым, голубым, бледно-желтым, и поэтому воз-


никает ощущение, что все вокруг пропитано солнцем, его пасковыми лучами.

Теперь обратимся к другому портрету (музыка сменя­ется на энергичную, темпераментную) - это совсем другая девочка! Дочь жарких степей Киргизии на полотне худож­ника С. Чуйкова. Ее смуглое, почти коричневое лицо уст­ремлено вперед - навстречу обжигающему ветру. Узкие раскосые глаза не боятся знойного солнца. Она решитель­на, горда и независима. Портрет тоже пронизан солнцем, но разве это то же солнце, что и в первой картине?

Художник Чуйков пользуется яркими, насыщенными красками: ярко-синий, алый, пронзительно-голубой цве­та помогают отразить в портрете не только внешность де­вочки, но и ее характер.

// часть. Рисование портрета друга.

Советы воспитателю. Проведение этого занятия пре­дусматривает предварительное знакомство с жанром пор­трета, до занятия дети рассматривают другие портреты, оп­ределяют характер героев, вид портретов, рассматривают себя и друга в зеркале, сравнивают.

Дидактическая игра «Выложи портре /».

ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ПОРТРЕТЫ ДЕТЕЙ В ЖИВОПИСИ»

Программное содержание. Привлечь внимание детей к красоте детских портретов. Вызвать радость от встречи с ними. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть единство содержания и выразительных средств (цвет, ком­позиция). Учить детей сравнивать картины, написанные на одну тему, но разными художниками.

Материал, В. Тролинин. «Портрет Арсения - сына худож­ ника»; В. Серов: «Мика Морозов», «Дети»; 3. Серебрякова. «За обедом»; А. Венецианов. «Захарка»; В. Петров. «Тройка».

Ход занятия.

В зале организована выставка «Портрет в живописи»; Дети рассматривают все картины, делятся впечатлениями, воспитатель включается в беседу.


Вопросы:

«* Что изображено на этой картине?

«* Какие характеры у этих детей?

"* Как художники передают обаяние детей?

Рассматривание картины А. Венецианова «Захарка» «* Когда была написана эта картина? и* Какие чувства у вас вызывает Захарка?

Рассказ воспитателя.

- Однажды художник Алексей Гаврилович Венецианов увидел своего дворового мальчика Захарку. Паренек был в большой шапке и рукавицах, с топором на плече. Сам ма­ленький, а на вид важный, деловой. Ну, прямо мужичок с ноготок!

Из-под неуклюжей, отороченной мехом, то и дело падав­шей на лицо шапки пытливо смотрели большие живые гла­за. В них светился ум, твердость, доброта. Ясный взгляд оза­рял и делал привлекательным некрасивое лицо с широкими скулами, коротким носом и очень полными губами.

Такого мальчика изобразил художник.

А вот картина Валентина Александровича Серова «Дети» ""» В какое время была написана картина? «* Какие характеры у этих малышей? Как вы узнали? "«* Во что одеты дети? Как одежда детей вписалась в коло­рит моря, песка, неба?

Рассказ воспитателя.

«Однажды В, Серов застал обоих мальчиков на балко­не, прилипших к перилам. Где - то вдали, по синей дороге, неслись белые крылья яхт, мальчиков звали Саша и Юра. Саша на это готов был смотреть без конца. Отец увидел его восторженно-напряженное лицо, мечтательную отрешен­ность глаз и понял: воттаким-то и надо писать его - это его сущность. Он весь - в этом чувстве устремленности вдаль, взгляд за летящими парусами.

А Юру заинтересовало что-то, происходящее в мастер­ской. Он совсем забыл о море, о яхтах, отвернулся и с ожи­данием смотрел на дверь. Он отсюда ждал необыкновен­ного...


Костюмчики ребят, белые с синим, удивительно удачно вписываются в колорит сероватого моря, светлого берего­вого песка, блеклого финского неба. Вот так и напишу их. Двоих. Вместе»1.

Советы воспитателю. Оформить выставку портретов. Рисование - «Портрет друга».

ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ДЕТСКИМ ПОРТРЕТОМ

Программное содержание. Учить рассматривать пор­треты детей в произведениях русских художников: А. Ве­нецианова, В. Тропинина, И. Репина, М. Башкирцевой. Учить сопереживать, передавать свое впечатление и отно­шение к образу на портрете. Определять характер портре­та, особенности одежды, дополнительные предметы, со­четание цветов, которые художник использует для созда­ния портрета. Закрепить знания детей о портрете как жанре живописи.

Материал. Репродукции картин: А. Венецианов. «Захар­ка» (1835); В. Тропинин. «Портрет сына» (1818); И. Репин. «Девочка с букетом» (1878); М. Башкирцева. «Дождевой зонтик» (1883).

Ход занятия.

Выставка репродукций картин, '«► Как называется этот жанр живописи? (Портрет.) ("* Кого вы видите на портретах? (Детей.)

Рассказ воспитателя.

«Захарка» - это очень живой портрет деловитого, рано узнавшего труд и жизненные невзгоды мальчика. Его лицо серьезно. В больших глазах светится ум. А. Венецианов в этой простой и трогательной картине передает свое теплое отношение, свое уважение к Захарке.

Много лет назад жил замечательный русский художник Алексей Гаврилович Венецианов. Он написал немало кар-

С веком наравне / Сост. Л. Вагнер. М., 1989. Т. 1.)


тин о жизни простых людей. Портрет Захарки, бедного крс

стьянского мальчика, - одна из них. Вопросы:

■"* Что можно рассказать об одежде Захарки? (Надвинутая на глаза большая шапка, на руках большие рукавицы...)

«* Как вы думаете, что он собрался делать? (Рубить дрова.)

й"» В каких тонах написана картина? (В спокойных, коричне­ вых тонах.)

- Предлагаю рассмотреть еще один портрет. Вопросы:

«* Кто изображен на картине? (Девочка.)

■♦ В каких тонах написана эта картина? (В серебристо - чер­ ных, ни одного белого пятнышка...)

»"* Какие чувства она вызывает? (Грустные.)

«* Как бы вы назвали эту картину? («Дождик», «Девочка».)

Рассказ воспитателя.

Ее написала русская художница Мария Башкирцева. Она жила очень давно, но оставила нам свои картины. Худож­ница назвала свою картину «Дождевой зонтик».

Осенний дождь. Зябко. Даже мерзнут руки. Закутав хрупкие плечики, чтобы чуточку согреться, маленькая де­вочка из бедной семьи держит открытый зонтик. Озабо­ченное лицо, полные внутренней тревоги глаза... Все очень просто и правдиво.

Рассмотрите картину В. Тропинина «Портретсына» и пор­трет, который написал русский художник Илья Репин, - «Де­вочка с букетом». Сравните их.

Вопросы:

»■*■ Что изображено на картинах? (Девочка, мальчик,..) • ** Какое настроение у девочки, у мальчика? (Радостное,

веселое.) «♦ На каком фоне художник изобразил девочку? (На фоне

весенней, залитой ярким солнцем лужайки.)

Портрет светлый, веселый, как и характер самой девочки.

Советы родителям. Предложить дома вместе с деть­ми рассмотреть какой-нибудь портрет, принести в детский сад и рассказать о нем.


ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ

«ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА К. БРЮЛЛОВА»

Программное содержание. Познакомить детей с твор­чеством Карла Брюллова. Художник в своих картинах вос­певал красоту и романтичность женского образа. Учить выделять выразительные средства - колорит, характер об­разов, их настроение.

Материал. Репродукции,картин К. Брюллова: «Всадни­ца», «Итальянский полдень», «Девушка, собирающая ви­ ноград», «Портрет УМ. Смирновой»; музыка А. Балакире­ва «В саду» (стереозапись), А. Вивальди «Времена года» («Лето»),

Ход занятия.

В изостудии - выставка репродукций картин К. Брюллова.

Вопросы:

** Кто изображен на картинах? (Портрет девушек, жен­ щин.) '"* Какие они все? (Очень красивые.)

Рассказ воспитателя.

- Все эти картины нарисовал русский художник Карл Брюллов (показ «Автопортрета»).

Он родился в Петербурге в семье художника Брюллова. Долгое время живописец жил в Италии, Он очень любил рисовать портреты девушек и женщин. Портреты у него получались парадные. Они отличались праздничностью, декоративностью композиции и цвета.

Самый известный портрет К. Брюллова называется «Всадница». Посмотрите, какое милое, спокойное, лицо у де­вушки. Какая красивая прическа. Волосы уложены в локоны. "■• Нравится вам ее одежда? (Нарядная.)

На голове бархатная шляпка с зеленым прозрачным покрывалом. А платье, кажется, шелковое, блестящее, так. художник его изобразил.

Девушка сидит на прекрасном коне. «* Какого он цвета? (Черный.)


Конь как живой, блестит его кожа. Кажется, сейчас он поскачет. На эту девушку восхищенно смотрит маленькая девочка лет семи. Она тоже очень красивая. "* Какого цвета на ней платье, туфли? Какая прическа? (Кудри.) Какие лица у героев этих картин? (Добрые, кра­ сивые, нежные, умные.)

■"■»■ Что можно сказать о них? (Они жили давно, такую одеж­ ду и прически сейчас не носят.) "'* Что главное в картине?

Когда смотришь на картину, то ощущаешь чувство ра­дости, прелести детства, счастья. Портрет написан с боль­шой любовью.

■"* Музыка А. Вивальди «Лето». Какая это музыка? (Воз­ душная, веселая, приятная.)

Рассматривание картины К. Брюллова «Девушка, соби­ рающая виноград».

"* Как бы вы ее назвали? («Девушка с подругой», «Теп­ лый день», «Лето».)

Художник назвал эту картину «Девушка, собирающая виноград».

Рассказ воспитателя.

- На картине - две девушки. Одна, которая стоит, тя­нется за кистью винограда. Она так гибко изогнула спину, что кажется, будто она танцует под бубен своей подруги. Художник с любовью рассказывает нам о быте этих лю­дей, их обычаях и привычках, подмечает национальные особенности лиц, фигур, костюмов. ■«* Как одеты девушки? (Свободные, легкие платья, пото­ му что в Италии лето, очень жарко.) Слушание музыки А. Балакирева «В саду». ■■* Какая прозвучала музыка? (Теплая, воздушная, солнеч­ ная.)

А вот картина «Итальянский полдень». Она очень похо­жа на картину «Девушка, собирающая виноград». "* Почему? Что делает девушка?

Художник написал девушку, рвущую виноград. Посмот­рите, какая у нее нежная улыбка, какое доброе лицо.


«* Что у нее в руках? (Корзина.)

Девушка смотрит на виноград.»■+ Какой он? (Зеленый, прозрачный, спелый.) '"* Какое настроение было у художника, когда он рисовал

картину? (Радостное, счастливое, любовался девушкой.)

Поэтому он написал ее такой красивой, задумчивой. Какие нежные, стройные, гибкие, изящные руки.

Переходим к следующей картине. Придумайте название этому портрету («Девочка с собачкой», «Портретдевочки».)

Художник назвал работу «Портрет У. М. Смирновой». "* Какая она? (Задумчивая, красивая, обаятельная.) "*■ Где находится девушка? (В парке, саду.)

Тишиной и покоем дышит аллея задумчивого парка, в котором прогуливается одинокая девушка. Подчеркнутая уединенность девушки придает миру ее чувств особенную духовность и утонченность, дополняет его настроением мечтательной грусти. Обратите внимание на медленно ухо­дящую ее фигуру, хрупкое изящество рук, она обнимает притихшую собачку. ■* Как одета девушка? (Нарядное платье, с плеч спадает

роскошная шуба.) «* Кого вам напоминает эта девушка? В какие времена

жили эти женщины? (В пушкинские.)

Она похожа на Наталью Гончарову - жену А.С. Пушки­на. «# Как К. Брюллов изобразил девушек и женщин в своих

портретах? (Молодые, красивые, нежные и печальные,

радостные и задумчивые, добрые, любимые.)

Художник воспевает молодость и красоту человека. Его работы отличаются яркостью колорита, придающего праз­дничность событию. Он изображает светлый мир счастли­вых людей. Прекрасны сами люди и их чувства, поступки.

Все портреты К. Брюллова наполнены светом. Солнце играет на лицах его героинь. Художник показал нам идеал женщины.

Советы воспитателю. Собирать и накапливать иллюс­трации и репродукции картин русских художников.


ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ

«ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.045 с.)