Занятие по теме «художник в . В. Лебедев и поэт С. Я. Маршак» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие по теме «художник в . В. Лебедев и поэт С. Я. Маршак»



Программное содержание. Познакомить детей с твор­чеством В. Лебедева, содержанием его иллюстраций. Вос­питывать у детей художественный вкус, умение понимать иллюстрации и их выразительные средства.

Материал. Книги С Маршака, иллюстрированные В. Ле­бедевым.

Ход занятия.

Рассказ воспитателя.

- Мы отправляемся в следующее путешествие: в страну сказок, созданную художником Владимиром Ва­сильевичем Лебедевым.

В. Лебедев очень любил рисовать животных и много рисовал с натуры.

Владимир Васильевич дружил с поэтом Самуилом Яков-левичом Маршаком. Вместе они создали очень много книг для детей. Первая их общая книжка называется «Цирк». Лебедев нарисовал рисунки акварельными красками, а Маршак написал к этим рисункам стихи. Посмотрите, ка­кая веселая и интересная получилась книжка!

Рассмотреть обложку; белые буквы на красном фоне, красными буквами написаны фамилии авторов, а год из­дания и название написано на сумочке, которая висит у клоуна на плече. А может быть, в этой сумочке спрятаны разные фокусы? Клоун едет на маленькой лошадке. Ло­шадка как будто одета в длинное платье. На ногах клоуна большие ботинки... И кажется, что он не едет, а идет... Вот чудеса!

Откроем книжку, рассмотрим иллюстрации.

Во время рассматривания иллюстраций воспитатель читает стихи к ним.


Вопросы:

к* Какие сцены веселого циркового представления нари­совал художник?

<* Какие он использовал краски, чтобы дать нам почув­ствовать праздничную атмосферу цирка? Владимир Васильевич Лебедев хорошо знал и любил природу. В его альбомах было много рисунков, сделанных с натуры. И его иллюстрации к сказкам отличаются реали­стичностью, тонким лиризмом и поэтичностью.

Творческое содружество В. Лебедева и С. Маршака по­могло им создать много книг, которые очень нравятся де­тям. Одна из таких книг называется «Тихая сказка».

Воспитатель читает детям стихотворение «Тихая сказка». Вопросы:

«► О ком эта сказка? о* Куда пошли ночью ежи? ч* Кого услышали ежи? «* Что сделали ежи, когда услышали волков? «*■ Почему волк боялся укусить ежа? «* Что ежи шептали ежику? «* Почему ушли волки? «* Как кончается сказка?

и» Какое время изобразил художник на обложке? (По­ здняя осень. Холодный осенний ветер сорвал листья с деревьев и рассыпал их по всей обложке. Они лежат как ковер. Этот же ветер собрал вместе маленькие веточки и листья и выложил из них название - «Тихая сказка».) м* Объясните, в какое время суток происходит действие

сказки?

** Как это изобразил художник? (Ночь, светит луна, дере­вья серые, как в полумраке.) *"♦ Как художник изобразил волков, которые испугались

охотников?

** Как художник передает настроение в этой сказке? (За­ думчивое, тревожное.)

Стихи и рисунки в этой сказке живут, как близкие дру­зья. Они дополняют друг друга и не могут один без другого.


Дружба Лебедева и Маршака продолжалась долгие годы. Встречаясь, они обсуждали, как сделать лучше и ин-. тереснее книжки для детей. Если получалось смешно, сами радовались и смеялись.,

Советы воспитателю. Рассмотреть остальные книги. Дать возможность детям высказаться. Прочитать стихот­ворения С. Маршака «Цирк», «Тихая сказка». Перед заня­тием внести портрет В. Лебедева и оформить выставку книг, иллюстрированных художником.

Рисование по теме «Цирк».

ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ

«ТВОРЧЕСТВО С. Я. МАРШАКА И В. В. ЛЕБЕДЕВА». РИСОВАНИЕ - «УСАТЫЙ - ПОЛОСАТЫЙ»

Программное содержание. Познакомить детей с творчеством поэта С. Маршака и художника-иллюстрато­ра В. Лебедева. Учить выделять выразительные средства,. которыми пользовался художник, эмоционально откли­каться на художественный образ. Учить создавать выра­зительный образ котенка, передавать пропорции, дви­жение, цвет, дополнять изображение.

Материал. Подбор книг С. Маршака с иллюстрациями В. Лебедева, портреты С. Маршака и В. Лебедева, котенок игрушечный, белая бумага А4.

Ход занятия.

/ часть. Воспитатель показывает портрет С. Маршака. *» Кто это? (Поэт Самуил Яковлевич Маршак.)

- Маршак сочинил много веселых книжек в стихах.

>«* Как вы думаете, какая книга интереснее - с картинками или без них? (С картинками, потому что, когда смотришь на картинки, можно догадаться, о чем говорится в книге.)

- С картинками книга веселее, интереснее. Так думал и
поэт С. Маршак, поэтому он пригласил делать рисунки для
своих книжек талантливого художника Владимира Васи­
льевича Лебедева. Вот этот портрет. В. Лебедев - мастер


иллюстрации. Перед нами его рисунки к книжкам С. Мар­шака.

Рассказ воспитателя.

- С. Маршак и В. Лебедев дружили и работали вместе.
Они советовались во время работы, помогали друг другу.
Закончит Маршак стихи, звонит Лебедеву по телефону. Они
встречаются и обсуждают, как будет выглядеть книжка, каж­
дая ее страница. То Маршак попросит нарисовать что-то
важное для него, то Лебедев посоветует изменить стихот­
ворную строчку или заменить слово. Когда у Лебедева были
готовы рисунки, Самуил Яковлевич брал в руки книжку,
подносил картинки к самым глазам и внимательно всмат­
ривался в них. Делал какие-то замечания, а затем говорил:

Очень хорошо! Очень интересно! Только вот, кажется, Владимир Васильевич, у меня об этом сказано больше!

- Он читал стихи снова и снова рассматривал картинки. А
Владимир Васильевич щурил свои веселые глаза и тоже смот­
рел на рисунки.

- А текст где будет? На каком месте? - говорил Маршак
озабоченно.

И Лебедев показывал карандашом. Маршак начинал смеяться и говорил:

- Не получится, что ваш конь лягает мои стихи?

Тут Лебедев начинал смеяться тоже, и весело всем. Так дружно они работали^

Воспитатель показывает на иллюстрацию и читает: ~ Эй, кузнец - молодец, Расковался жеребец! Ты подкуй его опять. - Отчего не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова,

Раз - два - и готово!

Стихи короткие. А на картинке прекрасный конь в яб­локах встал на дыбы, и мальчик с силой удерживает его за узду. Сколько движения, жизни, сколько наблюдательно­сти художника в этих рисунках!


Рисунки В. Лебедева строгие, ничего лишнего. Они про-; сты и понятны. Художник хорошо знал повадки животных. Рисовал их очень достоверно, каждого - со своим харак­тером.

Как изобразил В. Лебедев «Сказку о глупом мышонке»? (Все животные у художника ведут себя как люди в жиз­ни.) Мышка-мать укладывает мышонка спать и говорит: Спи, мышонок, замолчи. Дам тебе я хлебной крошки И огзрочек свечи. Мышонок никак не мог заснуть, и мышке-маме при шлось звать в нянки разных животных: лошадь, евины курицу и даже рыбу - щуку.

Стала петь мышонку щука - Не услыщал он ни звука: Разевает щука рот А не слышно, что поет.

И мы видим на рисунке В. Лебедева, что щука уклады-] вает мышонка спать, рот открывает, как будто говорит.. А теперь посмотрите, какие рисунки В. Лебедев сделал к «Разноцветная книга». "»■ Какое время года на этой странице? (Лето.) > «+ Что нарисовал художник? (Зеленыйлуг, бабочки, цве-' ты, стрекозы.)

Послушайте, как об этом сказал поэт С. Маршак: Эта страница зеленого цвета. Значит, на ней постоянное лето...

Села, качаясь, на венчик ромашки, Словно цветной самолет, стрекоза... Вот в одинаковых платьях, как сестры, Бабочки сели в траву отдыхать... Как точно художник рисунками показал, о чем поэт на| писал в стихах! А вот эти стихи вам знакомы? Жила - была девочка... И был у нее... Кто у нее был? Серый, Усатый,


Весь полосатый. Кто это такой? (Котенок.) Из какого стихотворения С. Мар-

  («Усатый - полосатый».)

 Каким В. Лебедев нарисовал котенка? (Пушистым, се­ рым, полосатым, с длинными усами, выразительными глазами.)

Как описал поэт котенка, таким и нарисовал его худож­ник: серым, полосатым, непослушным. Котенок спит под одеялом, не хочет мыться, убегает. Играет с карандаша­ми, мяукает.

В. Лебедев точно показал в рисунках поведение котенка. II часть. Стук в дверь и внесли котенка. •* Кто к нам пришел в гости? (Котенок.)

Чтобы котенку не было скучно, нарисуем ему друзей, та­ких же усатых-полосатых, как у С. Маршака и В. Лебедева. Советы воспитателю. Прочитать стихи С. Маршака, познакомить детей с портретом поэта. Подобрать книги стихов С. Маршака с иллюстрациями художника В. Лебе­дева.

ЗАНЯТИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.01 с.)