По ознакомлению с художником - иллюстратором Е . М. Рачевым 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По ознакомлению с художником - иллюстратором Е . М. Рачевым



Программное содержание. Познакомить более ши­роко створчеством художника-иллюстратора Е. Рачева, ма­нерой его письма, с его иллюстрациями к сказкам. Обра­щать внимание на средства выразительности. Развивать интерес к книжной иллюстрации.

Материал. Подбор иллюстраций, книги с иллюстраци­ями Е. Рачева, набор открыток.

Ход занятия.

Рассказ воспитателя.

- Дети, мы вновь отправляемся сегодня на выставку ил­люстраций. Посмотрите, сколько интересных сказок перед вами, какие чудесные картинки нарисованы к этим сказ­кам. А вы знаете, как называются картинки, помещенные в книгах? (Иллюстрации.)

Кто рисует иллюстрации к сказкам? (Художники.) Ка­ких художников-иллюстраторов вы знаете? (Васнецов, Чарушин, Лебедев.)

Я расскажу вам еще об одном художнике. Черный уголь, едва касаясь бумаги, ложится на белый лист уверенным и точным контуром. Постепенно появляется невиданное су­щество. Да нет же... это обыкновенный зайчишка. Однако стоит он как-то по-особенному: в забавной заячьей фигур­ке, одетой в заплатанный крестьянский тулупчик, так и ви­дится веселый деревенский озорник. Что же это за волшеб­ник, у которого сказка под кистью оживает? Это художник-иллюстратор детских книг Евгений Михайлович Рачев. Вот его портрет. И перед вами иллюстрации Е. Рачева.

Е. Рачев не сразу стал художником. Но где бы он ни учил­ся и кем бы ни работал, любил рисовать.

Евгению Михайловичу нравились рисунки художников Юрия Васнецова и Владимира Лебедева, и он тоже стал ри­совать сказочных зверей, иллюстрации к книгам.


Иллюстрации его к народным сказкам веселы и добры, занимательны и всегда поучительны. Их главные герои -звери, но ведут они себя, думают, ходят и говорят, как люди. Еще не читая сказки, уже по рисункам мы видим, какие ге­рои: веселые или злые, умные или глупые, ленивые или тру­долюбивые. Скажите, какой медведь в сказке «Маша и мед­ ведь»? (Глуповатый, доверчивый, добрый.) Такой же мед­ведь и в сказке «Мужики медведь». А лиса в сказке «Петушок - золотой гребешок» какая? (Льстивая, хитрая.)

Посмотрите, какой заяц, слушающий песенку колобка? (Удивленный, растерянный.) Усы вверх торчат, уши длин­ные поднял. Зайчик даже присел на задние лапы от удив­ления, никогда не слышал, как колобок поет.

Зайчик присел, голову вытянул вперед, уши опустил, рот открыл. Одет он в русскую вышитую рубашку, подпоясан веревочкой. Он стоит, как человек, на двух ногах (лапах). ■«* Какой заяц в сказке «Заяц - хваста»! (Уверенный, хвастун.), Каким его нарисовал художник? Стоит, подбоченясь,. одну лапу вверх поднял, как будто говорит: «Вот я какой!» Усы вверх торчат. И уши длинные поднял, хвальбушка. "'* Как художник показал, что это сказочный заяц? (Одет он в тулупчик, как мужичок, и стоит на двух лапах.) Чтобы нарисовать такого зайца, художник наблюдал за животными, изучал их повадки. Е. Рачев понял, какие они; одел их в человеческие одежды, старинные костюмы, са­поги, лапти.

Дети, посмотрите, какой несчастный волк в драной шу^| бейке в сказке «Лисичка - сестричка и серый волк». Сидит, он, жалкий, возле проруби на соломе, чтобы не примерз-| нуть, из труб на домах - дым столбом, значит, ночь мо-1 розная. И вокруг мрачно, небо фиолетово-серое - мрач-.' ное/ как его настроение. "* Хорошо волку, весело ему? (Волку грустно, он удручен,] и небо художник рисует фиолетовое, мрачное, как егс настроение.) Какое настроение у лисы, когда она еде] на нем верхом? (Радостное, лукавое, и небо вокруг ро­зовое.)


Особенно выразительно рисует художник глаза зверей: то хитрые, лукавые, то смешливые, то сердитые, то глупые.

рисунки Е. Рачева нарядны, красочны. Они ярко и об­разно отражают содержание сказок.

Дети, вы прослушали мой рассказ и теперь скажите: с рисунками какого художника вы познакомились? Подой­дите к книгам и рассмотрите иллюстрации, выполненные художником Е. Рачевым.

Дети рассматривают рисунки.

Советы воспитателю. Прочитать сказки, проиллюстри­рованные художником Е. Рачевым. Сделать выставку его иллюстраций в книжном уголке.

ЗАНЯТИЕ-ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ ХУДОЖНИКА-ИЛЛЮСТРАТОРА Е.М. РАЧЕВА. РИСОВАНИЕ ЭПИЗОДА К ЛЮБИМОЙ СКАЗКЕ

Программное содержание. Закрепить знания детей о творчестве Е. Рачева, вспомнить сказки, которые он иллю­стрировал, манеру письма. Нарисовать вместе с детьми эпизод к любимой сказке, расположить рисунок по всему листу, учить выразительно передавать образ персонажей. Материал. Подбор книг, иллюстрированных Е. Раче­вым, репродукции к сказкам Е. Рачева, фишки для поощ­рения. Листы белой бумаги, кисти двух размеров, гуашь, палитры.

Ход занятия.

/ часть. Звучит русская народная музыка - «Я на камуш­ке сижу». Дети заходят под музыку.

-Дети, сегодня мы поиграем, проведем викторину. Раз­делимся на две команды. Вопросов будет много. За пра­вильный ответ команда получает фишку. Выигрывает та команда, у которой будет больше фишек. Начинаем нашу викторину. Дети, вы все любите книжки с картинками? "* Кто рисует картинки в книжках? (Художники - иллюст­ раторы.)


- Сегодня мы с вами увидим много иллюстраций к раз­
ным сказкам, а вот кто их нарисовал, вы узнаете, когда от­
гадаете кроссворд. Будьте внимательны. Если вы отгадае­
те слова в строчках, то в красном столбце прочтете имя ху­
дожника, Слушайте подсказки.

Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке «Рукавичка».

- Как называется эта сказка? (За правильный ответ ко-3
манда получает фишку.) Это слово первой строчки.

Кто из зверей первым повстречался колобку? «Катится колобок по дороге, навстречу ему.,.» (Заяц,) Это слово вто­рой строчки.

Подсказка первой команде. Кого лиса выменяла на ска­лочку из сказки «Лисичка со скалочкой»? (Курочку.) Это слово третьей строчки.

Следующая подсказка для второй команды. Медведь шел, шел, встал и говорит: «Сяду-ка я на,., что? (Пенек.) Съем пирожок! Слово четвертой строчки. Последняя под­сказка первой команде. Назовите героя из сказки «Заяц - хваста». (Ворона.) А теперь прочтем и узнаем, кто этот, художник? (Рачев.)

Показать детям портрет художника-иллюстратора Е.М. Ра-чева.

Он талантливый художник -Сказок много рисовал, -Вряд ли кто их не видал.

Задание обеим командам. Назовите сказки, проил-а люстрированные художником Е. Рачевым. За каждый ответ получают фишку. На стенд выставляются названные сказки.

Задание 1- й команде. Выставляются иллюстрации к' сказкам «Волк и семеро козлят», «Царевна - лягушка», «Два ' жадных медвежонка», «Кот - серый лоб, козел да баран».] Назовите, к каким сказкам Е, Рачев нарисовал иллюстра-* ции. За каждый ответ дети получают фишку.

Задание 2- й команде. Кто главные герои сказок у Е. Ра^ чева? (Звери.)

Задание 1- й команде. Какими рисует Е. Рачев зверей к] сказкам? (Он одевает их в человеческую одежду, похожи -.


ми на людей, веселыми, добрыми, злыми, умными. и т. д.)

Задание 2- й команде. В каких сказках лиса хитрая, злая, льстивая?

Задание 1- й команде. Каким рисует художник зайца при встрече с колобком? (Удивленным, растерянным, он присел от удивления, что колобок поет.)

Задание 2- й команде. Каким нарисовал художник зайца в сказке «Заяц - хваста»? (Хвастун, стоит подбоченясь, лапу вверх поднял, усы торчат, уши длинные вверх.)

Задание всем. Показать иллюстрацию, где окружаю­щая природа помогла понять настроение героев сказки. Дети задание выполнили. Подсчитывают количество фи­шек у команд. Отмечается, у какой команды больше фи­шек. Под музыку выходит медведь с коробом. Идет в раз-валочку, кряхтит.

Медведь. Сяду на пенек, съем пирожок!

Из короба голос. Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!

Медведь. Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко гля­дит! (Взял короб и уходит под музыку.)

Воспитатель. Узнали дети, из какой сказки мишка при­ходил? («Маша и медведь».) Кто иллюстрировал эту сказ­ку? (В. Рачев.)

Дети, а мы ведь с вами тоже маленькие художники. Каж­дый из вас выполнит рисунок к своей любимой сказке.

// часть. Рисование эпизода к любимой сказке.

Советы воспитателю. Рассмотреть книги с иллюстра­циями Е.М. Рачева. Прочитать сказки, провести беседу о творчестве Е. Рачева.

Выставки рисунков детей к этим сказкам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.110.119 (0.007 с.)