З. Развитие и совершенствование памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

З. Развитие и совершенствование памяти



В упражнении необходимо уметь точно воспроизводить картинки, ощущения. Если где-то обнаруживается пробел, восполнить его ощущениями из повседневной жизни (индивидуальная работа с реальными предметами, запахами, вкусом и т.д.).

А. Совершенствование зрительной памяти. Вспомнить:

• дачу,

• гроздь винограда,

• бабочку, моль, жука;

• пчелу, шмеля, осу;

• розы,

• звездное небо, луну;

• как ползет ящерица, жук, гусеница, червяк;

• семафор,

• кошку, собаку, корову, верблюда;

• дождь, иней, снег;

• осенний лес,

• самолет, вертолет.

Представить образ Милосердия, Правосудия. В этом упражнении необходимо воспроизвести конкретные видения (у каждого они будут свои), вспомнить все до мельчайших подробностей.

Б. Совершенствование слуховой памяти. Вспомнить звуки:

• вой ветра за окном, прибой морской волны;

• капель,

• гармонь, балалайка, гитара;

• лай собаки,

• колка дров, пилка дров;

• карканье ворон,

• жужжание осы, мухи, комара;

• тарахтение телеги по дороге, по мосту;

• шум автомобиля, звон бубенцов,

• шаги по мокрому песку, по хрустящему снегу, по ступенькам лестницы;

• шум сосен,

• гудок поезда, автомобиля;

• настройка оркестра.

В. Совершенствование обонятельных ощущений. Вспомнить запах:

• моря, болота, рек;

• ландышей, сирени, роз, жасмина;

• жареного гуся, вареной курицы;

• нашатырного спирта, валерьянки;

• кислых щей, жареного картофеля;

• бензина, пива, вина;

• кофе, чеснока, сушеных грибов;

• йода, елки;

• сырости, газа, гари, дыма, яблок, жареных пирожков.

Г. Совершенствование вкусовых ощущений. Вспомнить

вкус:

• шоколада, горчицы, мороженого, перца; рябчика (курицы), лимона;

дыни, касторки (микстуры);

• апельсина, вина;

малины, зубного порошка;

• горячего вареного картофеля, клубники;

• чернил, крови, льда, сыра, железа, глины, щавеля.

д. Совершенствование осязательных ощущении. Вспомнить (представить):

• снежный комок;

• горячую, холодную, теплую воду;

• как вы гладите кошку, собаку;

• как вы щупаете меховой воротник, шерстяную, шелковую ткань, бархат, полотно кожаные изделия;

• как вы берете в руку лягушку, песок мокрый, песок горя чий и сухой;

• надеваете одежду на обнаженное тело, закутываетесь в мокрую простыню;

• как вы купаетесь в холодной, теплой воде;

• как вы пьете горячий чай, обжигаете язык;

• как вы хватаетесь за железную ручку на морозе;

• как вы трогаете вату, мех-каракуль, беличий мех, синтетические меха.

Е. Вспомнить (представить) эмоциональные ощущения, когда вы:

• собирались на приятное свидание,

• были чем-то не довольны,

• на что-то злились,

• достигли личного успеха,

• было стыдно за проступок,

• получили приятные новости,

• услышали секретное сообщение,

• испытывали зависть,

• любопытствовали,

• сплетничали,

• скучали где-то,

• обманывали, кого-то, вас обманывали,

• над чем-то злорадствовали, торжествовали,

• было жутко, страшно,

• спасались от преследования,

• выздоравливали после долгой болезни,

• ссорились с дорогим, близким человеком,

• состоялось приятное знакомство,

• получили подарок,

• готовились сделать подарок,

• переживали горе или смерть близкого человека,

• была неприятная беседа,

• ожидали приятного гостя,

• ваше первое объяснение в любви,

• посещали больного близкого человека, малознакомого

человека.

Ж. Совершенствование памяти кожных и внутренних (интероцептивных) ощущений. Вспомнить:

• как у вас болел зуб, как вы долго мучились, и, наконец, не вы держав, героически отправились к врачу;

• как, где и чем вы порезали руку или ногу, как смазывали рану йодом, забинтовывали

• как попала в глаз соринка, как вы пытались от нее избавиться,

• как вы больной лежали с высокой температурой, как вы упали и больно расшиблись,

• как в один из особенно жарких дней, вас томила жажда, как вы ее утолили,

•как вы обожглись, как вы отравились грибами или еще чем либо, какие у вас были рези в желудке,

• как вы запыхались когда вам пришлось долго бежать,

• как вы замерзли и вошли с улицы в теплое уютное помещение, как вы с жары вошли в прохладное помещении,

•как вы испытывали физическую усталость после тяжелой работы,

• когда вы долго не спали,

•как вы натерли ноги, а идти еще далеко,

•как вы испытывали жуткий голод, как вы попали под ливень и сильно промокли.

Упражнение должно сопровождаться воспоминаниями мысленной речью про себя вспоминайте все, что вы делали тогда, старайтесь увидеть внутренним зрением как можно больше конкретных видений, восстанавливайте в воспоминаниях все былую последовательность происходившего с вами ничего не пропуская. Вспоминая, действуйте физически, затем можно попробовать соединить воспоминания, о каком нибудь (физическом самочувствии) с вымышленными прелагаемыми обстоятельствами действия:

Не смотря на недомогания, например, вам необходимо написать срочное письмо; разыграйте ситуацию на площадке. Эти упражнения могут понадобится как материал для творческого процесса. Они учат воскрешать любое физическое самочувствие мысленным или реальны повторением былых действий в их логике и последовательности. Потом это приведет к умению на основе испытанных физических самочувствий творить новое еще не испытанное.

Переходы»

Рабочий полукруг. Задание –внимательно рассмотреть всех присутствующих. По команде ведущего поменяться местами так, чтобы слева стоял человек с самыми светлыми волосами, с права с самыми темными. Переходы выполняются по счету ведущего без обсуждения в полной тишине. Затем нужно поменяться по цвету одежды, по алфавиту имен, по росту.

Фигуры перестановок

Рабочий полукруг. По счету ведущего (на пять, на десять)

Нужно превратить (переходом) полукруг в различные фигуры:

• треугольник

• прямоугольник

• овал

• квадрат

• восьмерку

• лесенку

В каждом из этих превращений надо добиваться точного распределения движений по времени.

6. “Трамвай”

Поставить стулья в два ряда и сесть так, чтобы оказаться друг напротив друга, как в старом трамвае, запомнить свое место. Это положение №1.

По команде ведущего нужно договориться, используя только мимику, с кем-либо из противоположной команды о перемене мест, затем в полной тишине все меняються местами. Это положение №2 (Запомнить)

Ведущий опять дает команду о договоре, а затем о перемене мест.

Это положение №3. Меняться можно до 5-6 положений в зависимости от возраста и подготовленности группы,затем ведущий просит вспомнить сначала мысленно, положение, например№2, и по его команде пересесть. Потом-положений №4(1,3 и т.д.). Нужно добиться четкого, без шума и суеты выполнения задания.

История

Вспомнить историю, которая была у вас первый раз в жизни. Конкретно и подробно представлять все действия. Сыграть историю в людном варианте.

8. “Мостик”

Представить, что перед вами мостик через небольшую речку. Нужно пройти по этому воображаемому мостику, он очень шаткий, непрочный. Подул ветер, стало холодно. Наконец, ВЫ благополучно добираетесь до берега. Новые условия: зима, мостик в горах чад пропастью. Каждый должен придумать свою причину и цель - кто я? Почему оказался здесь? Куда иду? По шел снег. доски обледенели, скользко. для разрядки: теплый летний день, мостик через канавку, впереди пляж.

9. “Видящие пальцы”

Закрыть глаза. Слегка, едва касаясь провести подушечками пальцев по ткани своей одежды. Сделать то же самое с открытыми глазами, затем снова - с закрытыми, стараясь уловить разницу одной фактуры ткани от другой. Затем слегка коснуться одежды ваших соседей, правою и левого. Установить разницу в осязательных ощущениях обеих рук, запомнить эти ощущения. Сравнить с тканью своей одежды.

Можно научиться видеть пальцами, длительная тренировка поможет установить постоянные связи между ощущениями в пальцах и зрительной памятью. Тренируя тактильные восприятия, совершенствуется и зрительная память и двигательные механизмы рук, и, кроме того, внимание к окружающему миру. Разбиться на группы по 4-5 человек, познакомиться осязанием с волосами каждого человека в группе, только слегка касаясь по душечками пальцев по волосам. найти различия в фактуре волос, вначале помогая себе зрением, затем нужно угадать человека в группе по прикосновению к его волосам.

Познакомиться осязанием с ладонями людей в группе:

• с тыльной стороной ладони,

• со щекой,

• со лбом,

• узнать человека одним прикосновением.

 

10. “Юг — Север”

Рабочий полукруг. Представить себя на морском берегу в Сочи. Как можно подробнее нафантазировать предлагаемые обстоятельства: море, жаркое солнце, легкий ветерок, ряды кипа рисов, шум волн. Как ведет себя тело в такой жаре? Какая на вас одежда?

Перенестись мысленно в другое место. Берег Волги. Теплый летний вечер. От близкого леса веет прохладой. Пожить минуты три в этом месте, пусть поработают внутренние видения и па мять тела.

далее. Осенний ленинградский день. Набережная Невы у Адмиралтейства. Университет напротив. Свинцовые тучи, тяжелые невские волны. Падают пожелтевшие листья. Невидимый ленинградский дождик чуть моросит. Как вы одеты? Что вспоминает тело?

Берег Лены. Сибирь.

Январское утро в Якутске. Очень холодно. В чем вы одеты? Что вокруг? Что вы тут делаете? Как живется телу?

Затем пропутешествовать из Сочи в Якутск и обратно самостоятельно. Ведущий даст знак на пере мену места. Постепенно темп убыстряется переключаться надо быстрее.

11. “Стакан чая”

Упражнения индивидуального тренинга на переключения. Взять воображаемый стакан с горячим чаем, для точности выполнения этого задания и веры в свой действия могут помочь:

• зрительные воспоминания внешний вид стакана, цвет чая, пар над колеблющейся поверхностью жидкости;

• осязательные воспоминания — ребристое стекло, его гладкие грани,

• температурные воспоминания — жар горячего стекла;

• мышечно-двигательные воспоминания — вес стакана, уси лия руки и пальцев;

• обонятельные воспоминания — запах чая;

• вкусовые воспоминания — вкус сладкого горячего чая, если отхлебнуть немного из воображаемого стакана.

Поработать с механизмами переключения: зрительный образ

— осязательный — температурный — мышечно-двигательный

— обонятельный — вкусовой — снова зрительный и т.д. Конечно, не удастся добиться “чистых” воспоминаний, да это и не

нужно. Важно обратить свое внимание на то или иное ощущение, отодвинув остальные как бы на второй план.

Мысленное действие

В этом упражнении соединяется мысленное действие и па мять чувств. Представить, что перед вами на столе блюдечко с лимоном, розетка с сахарным песком, нож. Мысленно взять нож и отрезать кусочек лимона. Можно помогать себе мысленной речью. На внутреннем “экране” правой рукой взять нож, левой придерживать лимон, отрезать верхушку. Важно не пропустить ни одного звена в цепочке оживающих воспоминаний: нож врезается в кожуру, на ней проступает маслянистая, пахучая эссенция, текут из-под ножа капли сока. Отрезать кружочек, отложить нож. Взять кружочек лимона (какой он сочный, душистый!) и. обмакнув его в розетку с песком, положить в рот. Совершить мысленно еще одно действие: вспомнить свежую оконную замазку — влажный сероватый комок на мокрой тряпке, своеобразный запах сочетание олифы, купоросного масла и мела. Отделить пальцами кусочек, понюхать, слегка помять. А теперь положить этот кусочек на язык. Сама собой отдёрнулась голова — уже не мысленно, а на самом деле!..

13. “Цветочный магазин”

Вспомнить запахи цветов, какие только имеются в копилке вашей памяти... Представить, что комната, в которой вы находитесь — цветочный магазин, расставить мысленно цветы, запомнить, где что. Задание — подобрать два букета: один ко дню рождения сестры, другой для торжественной встречи известного актера. Конечно, это будут разные, не похожие букеты. Затем вслух описать, что это за букет, рассказать о цветах, их запахе.

Мячики со словами

Первый вариант

Общий круг. Тот, у кого находится мячик, должен назвать любое существительное в именительном падеже и кинуть мячик кому-либо из круга. Тот, кто ловит мячик, должен мгновенно добавить подходящее по смыслу прилагательное (например: «шкаф” - “двухстворчатый”, “газета” - “вчерашняя” и т. д.). Желательно, чтобы прилагательное обозначало качество, присущее только этому предмету (неинтересно составлять словосочетания, например: “яблоко” — “круглое”, или “тигр” — “полосатый”). Упражнение проходит в определенном темпе, который посте пенно увеличивается. Затем в него вводится одно дополнение:первый человек бросает мячик с существительным, второй — с прилагательным, третий — с глаголом (“корова” — “дойная” — “пасется”).

Второй вариант

Ведущий с мячом становится в круг. Он бросает мячик кому-либо из круга, говоря при этом “земля” или “вода”, или “воз дух”. Тот, кто ловит мяч, должен при слове “земля” назвать какое-либо наземное животное (насекомое), при слове “вода” — какую-нибудь рыбу или любое существо, обитающее в воде, при слове “воздух” — соответственно какую-нибудь птицу или летающее насекомое.

Основная цель упражнения — формирование навыка быстрого переключения при взаимосвязи с партнером. Поэтому быстрота возникновения ассоциаций в этом упражнении важнее, чем изобретательность, изощренность фантазии.

15. “Душ”

Все встают в шахматном порядке. Задание — включить воду в воображаемом душе. Вспомнить всей кожей, что это такое — теплый душ. Надо видеть на внутреннем экране, как брызжут теплые струйки, как мягко бьют они по волосам, надо слышать, как они журчат, стекая по телу.

Подставить теплому потоку лицо, плечи, грудь, спину, набрать воды в ладошки. Вода становится горячее, еще горячее! Как поведет себя тело? Как оно будет двигаться?.. Чтобы не обжечься, нужно повернуть кран холодной воды (где он?), а горя чую немного убавить. По телу стекают приятные прохладные капли. Вода еще холоднее. Что делает тело? Оно как бы сжимается, съеживается, сокращает поверхность кожи. А если не двигаться, тело само начинает дрожать, чтобы выделить энергию и хоть немного согреться. После таких контрастных воспоминаний, упражнение заканчивается теплым приятным душем. Это упражнение (как и все остальные) должно быть доведено до полной правды и веры.

16. “Купание”

Это упражнение похоже на предыдущее. Все встают в шахматном порядке. Представить себя на берегу реки. Жаркий летний день, горячий песок под ногами, как хочется окунуться в прохладную воду!.. Войти в реку. Пусть разгоряченное тело вспомнит эту речную прохладу. Затем можно представить себе купание в реке, где бьют холодные ключи, купание в проруби (естественно, у кого есть такой опыт).

 

Синестезии

Все разбираются на две-три группы. Каждая группа загадывает любой цвет и пытается посредством пантомимы передать этот цвет (ощущение цвета) другим группам. При успешном вы полнении этого задания упражнение усложняется: нужно передать вкусовые ощущения, звуки различных музыкальных инструментов, времена года, животных, картины, чернильные кляксы и т. д.

18. “По болоту”

Для выполнения упражнения нужно выучить следующий текст:

По болоту-лоту-ту

Плыл охотник на плоту,

Вдруг откуда ни возьмись

Появилась... рысь.

Все встают к дальней стене помещения и. произнося дружно и четко данный текст, медленно приближаются к ведущему в образе охотящейся рыси. На слове “рысь” все застывают, как на фотографии — стая озверевших рысей по команде ведущего, который в нескольких словах дает характеристику изображения животных, все возвращаются к дальней стене. Следующий, кого должна изобразить группа — испуганный трусливый заяц. Последняя строчка текста меняется: “появился заяц” — и все застывают, сжавшись от страха и выпучив глаза. Затем появляется веселый, жизнерадостный мышонок, толстая неповоротливая хрюша, горный орел. На орле меняется текст:

По болоту-лоту-ту

Плыл охотник на плоту.

Никого он не нашел,

Вдруг с небес упал орел.

Упражнение должно проходить весело, без напряжения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.057 с.)