Возникновение Руси. Первые князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение Руси. Первые князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав



Славянские племена издавна жили в центре Восточно-Европейской равнины. Первые упоминания о них появляются в византийских хрониках Иордана и Прокопия в VI веке нашей эры, однако признано, что более ранние упоминания племен «антов» (IV-V в.) и «вeнедов» (Тацит, 1 век н.э.) также относятся к праславянским племенам. Но мы не будем уподобляться современным модным историкам, находящим украинские корни чуть ли не среди питекантропов. Оставим на совести «украинофилов» излагаемые на полном серьезе исторические анекдоты о галичанине И.Христе, коломыйце Х.Колумбе и украино-египетских фараонах. Есть версия, что славяне — «слы-вене» означает «послы, пришедшие от венецов». Впервые это слово упоминается в VI веке нашей эры. Общепризнано, что славяне - автохтоны (местные жители), расселившиеся по восточной Европе в середине I тысячелетия. В первых русских летописях перечисляются 14 славянских племен: поляне, древляне, северяне, уличи и др. Их племенными центрами — первыми городами Руси были Киев, Чернигов, Ладога, Новгород.

Обнародованные в 1994г. результаты новгородских раскопок академика В.Янина фактически опровергли традиционную концепцю о центре всеславянского объединения в среднем Поднепровье, вокруг Киева (столица племени полян). Как свидетельствуют археологические материалы, объединение славянских племен шло параллельно и одновременно вокруг двух центров – Киева и Новгорода, что было обусловлено их разной внешнеторговой направленностью: на черноморскую Византию и на Балтику. Единое государство Русь возникло в конце IX века после равноправного объединения этих центров (юго западного и северо-восточного), когда новгородский князь Олег захватил Киев и стал одновременно киевским князем. Современный украинский исследователь А.Железный много лет методично излагал свою теорию, что поднепровская Русь до объединения с Новгородом вообще была более тюркским, нежели славянским государством, Киев являлся столицей тюркской Булгарии, а местные князья вплоть до Дира были мусульманскими каганами. Только после объединения в 882 году с варяго русским Севером здесь началась славянизация. Остатки тюркизмов сохранились в современном украинском языке.

Во время одной из усобиц середины IX века верхушка племенного объединения ильменских словен призвала на княжение варяжского (норманнского) конунга Рюрика. Этот исторический факт лег в основу весьма популярной ранее «норманнской теории» происхождения Руси, однако сегодня она считается устаревшей. Один из варяжских воевод - Аскольд, был направлен по Днепру вниз для разведывания пути к богатым

 


Византийским берегам, ибо основным занятием варягов, естественно, было не основание древнерусских княжеств, а набеги на богатые земли южной Европы. Итогом этого похода стал захват Киева, где Аскольд укрепился в качестве князя, свергнув местного правителя из династии Киевичсй. Это произошло окодо 866 года. Дата зафиксирована в византийских хрониках, как год первого известного похода варягов Руси на Царьград - столицу Византийской империи.

В 882 г. Аскольд был убит новым варяжским князем из Новгорода - Олегом, который таким образом объединил два крупнейших племенных союза славян - Новгородский и Киевский, положив начало существованию единого древнерусского государства. Процесс «сбора» восточнославянских племен продолжался и позже. Жившие в верховьях Донца северяне (давшие реке современное название Северский Донец) вошли в состав Русского государства вместе с полянами в конце IX века. С этого времени и до монгольского нашествия Донбасс был мостом, связующим звеном между Русью и приазовским славянским Тьмутараканским княжеством. Его центр - Тьмутаракань, в византийских источниках Таматарха, бывшая хазарская крепость Самкерц, бывшая греческая колония Гермонасса, находилась в гирле р.Кубань (ныне г.Тамань), а территория занимала южное Приазовье. Здесь же доживали свой век греческие города-колонии и готские замки.

Наш край и тогда был интернациональным: по Донцу, в нынешнем Славянском районе мирно сосуществовали тюрки - хазары и булгары, аланы-кавказцы и славяне-северяне. По Днепру-Донцу-Кальмиусу пролегал один из важных торговых путей из Киева в Византию.

Удачный поход Олега на Византию в 907 году был зафиксирован первым международным договором - Русь на равных договаривалась с Византийской империей о беспошлинной торговле своих купцов в Царьграде и равной ответственности «греков» (жителей Византии) и русичей за нарушения законов. Вскоре после этого - около 912 года - Олег погиб во время очередного завоевательного похода на Каспий. В арабских хрониках зафиксирован факт разгрома русского войска, но отечественные летописцы стыдливо заменили этот невыгодный эпизод красочной легендой о гибели Олега «от коня своего».

Наследник его князь Игорь был менее удачлив, и его поход на Византию в 941 году завершился поражением. Осаждаемые царьградцы применили против русской флотилии новое оружие - так называемый «греческий огонь», и деревянные лодьи запылали. Поэтому новый торговый договор, заключенный в 944 году, был гораздо менее выгоден для русских купцов. Пытаясь взять реванш, Игорь совершил поход на земли подвластных древлян, однако попытка собрать дань дважды привела к

 

 

восстанию. Жадного князя казнили весьма экзотическим способом: привязали ногами к двум согнутым деревьям, а потом отпустили.

Однако вдова погибшего княгиня Ольга весьма жестоко подавила восстание древлян. Даже если не принимать всерьез летописные легенды о закапывании послов древлян живьем, сжигании в бане и прочих кровавых расправах, уничтожение племенного города Искоростеня – факт исторический. Однако, ликвидировав выступление, княгиня здраво приняла решение об упорядочивании сбора дани – установила «погосты» - места для сбора дани и нормы сдачи. После чего занялась внешнеполитической активностью: впервые правитель Руси пошел на Византию не военным походом, ас дипломатической миссией. Во время одной из поездок — то ли в 946, то ли в 957 Ольга приняла крещение. Однако эта первая попытка христианизации Руси оказалась неудачной. Ибо у княгини подрастал сын – упорный язычник Святослав, князь-воитель,

Начиная с 964 года, он вел беспрерывные захватнические походы против соседей. Разгромив Волжскую Булгарию, подчинил себе племена Вятичей. Затем, спустившись в низовья Волги, окончательно добил Хазарский каганат, захватив и разрушив столицы Саркел и Итиль. Прошелся огнем и мечом по Северному Предкавказью, разгромив племена ясов и касогов. После чего вторгся на Балканы, пытаясь разгромить Дунайскую Болгарию. Однако это была уже сфера влияния великой Византийской империи, дипломаты которой в 968 г. натравили на Киев печенегов. Из осажденного города стареющая Ольга с трудом смогла передать сыну известие о набеге. Святослав быстро вернулся, отогнал печенегов, однако затем снова отправился в Болгарию. Состязание с Византией оказалось неравным: в решающей битве у Доростола в 971 году Святослав потерпел поражение и был вынужден подписать с империей мирный договор. Благодаря этому факту, мы имеем словесный портрет князя, зафиксированный византийскими хронистами: «роста умеренного, брови густые, глаза светло-синие, курносый, безбородый, с густыми, длинными усами. Голова бритая наголо, но с одной стороны её свисал клок Волос».

Даже после подписания мира Святослав открыто выражал свое желание продолжить военные состязания с Византией, и тайная дипломатия сделала свои выводы. На обратном пути с остатками армии в Киев в 972 году в районе порогов на малую дружину напали печенеги и перебили всех, включая князя Святослава.

3. Расцвет Древней Руси при Владимире и Ярославе

Последующие князья Киевской Руси вели гораздо менее воинственную политику, занявшись в основном обустройством внутреннего порядка раннефеодальной державы. Самой известной


реформой великого князя Владимира Святославича (978-1015) стало введение на Руси христианства в 988 году. Введения новой единобожной системы требовали в первую очередь государственные интересы — унификация жизни централизованного государства, стирания межплеменных различий. Предыдущая попытка создания единого пантеона из языческих племенных богов оказалась неудачной', и Владимир встал перед проблемой выбора одной из мировых монотеистических религий. Летопись дает нам красочную картинку «выборов»: ислам не устроил князя запретом алкоголя, «ибо веселие Руси есть питие», иудеи не впечатлили, ибо были лишены собственной земли, пребывая в диаспорном рассеянии, а вот великолепие христианской службы восточного обряда в Царьградском соборе произвело на послов неизгладимое впечатление. По варяжскому обычаю, дипломатический прорыв сопроводили военным походом: Владимир взял штурмом византийскую колонию в Крыму - Херсонес, и уже оттуда потребовал закрепить мир бракосочетанием с византийской принцессой Анной. Когда же императоры сослались на разницу вер, Владимир сразу же дал согласие на переход в христианство.

Насаждение новой веры велось весьма жесткими, административно- командными методами. Как выразилась летопись: «крестил Добрыня Новгород огнем, а Путята мечом». Подразумевалось сжигание древних языческих деревянных идолов и казнь особо принципиальных язычников.

Поскольку прежние войны с Византией прекратились, традиционные союзники славян по набегам печенеги перенесли свое внимание непосредственно на земли Руси. Многочисленная печенежская конница наносила стремительный удар, и если удавалось достигнуть успеха, они грабили все, до чего могли дотянуться, а затем исчезали в степи. Учитывая, что печенеги были кочевниками, найти их становища и нанести удар возмездия было крайне затруднительно. Поэтому для обороны князь Владимир Креститель приказал вдоль границы со степью строить города- крепости, опорные пункты пограничных оборонительных линий по обоим берегам Днепра, по Десне, Остру, Трубежу, Суле, Стугне. Комплектуя гарнизоны этих крепостей дружинниками, собранными со всей Руси, князь достигал сразу двух целей: защита Руси от внешних набегов и консолидация подвластных племен. Воины-пограничники быстро забывали свою узкоплсменную идентичность и сплавлялись в единый русский народ. Остатки этой древней линии укреплений ныне известны под именем Змиевых валов.

Печенеги решились на большую войну, и в 992 году на берегах реки Трубеж сошлись две армии. Степняки были разгромлены, и в честь сражения на этом месте был выстроен город Переяславль, ныне Переяслав- Хмельницкий. Война же со степняками на южных рубежах Руси постепенно превратилась в повседневную рутину. Последний разгром

 

датируется 1036 годом, после чего печенеги исчезают со страниц русских летописей, массово переселившись на Дунай к границам Византии к Дунаю. Так что все последующие неприятности от их набегов приходятся на Болгарию.

Последние годы правления Владимира были осложнены также внутренними усобицами. Неумолимый ход общественного развития вел от раннефеодальной централизации к позднефеодальной раздробленности. К том у же многочисленные сыновья Владимира, рассаженные им по княжеским уделам, войдя во вкус власти, все чаще начинали отказывать в покорности стареющему отцу. Одним из первых стал Ярослав, княживший в Новгороде. Огорченный непослушанием любимого сына, Владимир начал собирать карательную экспедицию, но во время подготовки занемог и умер.

Последующие несколько лет xapaтеризуются как ожесточенная усобица Владимировичей, в ходе которой часть из них поубивали (Борис, Глеб), ик 1019 году на великокняжеском престоле закрепился Ярослав. Правда, до 1036 года ему приходилось делить власть с братом Мстиславом. Тогда впервые земли Киевской Руси были поделены по Днепру: Ярославу досталось Правобережье, Мстиславу – Левобережье.

При Ярославе был составлен свод законов государства «Русская правда». Кодификация обычного права – важная веха встановлении любого государства. Вероятно, за эти заслуги Ярослав удостоился прозвища «Мудрый». Однако после его смерти в 1054 году Древняя Русь окончательно распалась на ряд удельных княжений. Трое старших Ярославичей устроили обычную усобицу за владение великокняжеским троном и с трудом уладили ее заключением соглашения, которое стало второй частью «Русской правды» под названием «Правда Ярославичей». Проблем добавила новая волна степняков: торки, которые несмотря на краткость пребывания в нашем краю, оставили здесь самую долговременную память: топонимы (Тор, Торец, Краматорск). А за ними пришли половцы (они же кипчаки, они же команы), которые в 1068 году подошли и осадили сам столичный град Киев.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.214 (0.011 с.)