Восточные славяне во II-VII веках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восточные славяне во II-VII веках



Первыми историками, которые еще в древности писали о славянах, были римские авторы I-II вв. н. э. Плиний, Корнелий Тацит, грек Птоломей. Они отмечали, что славяне живут на территории от берегов


Вислы до среднего течения Днепра, и называли их венедами. Византийские историки IV в. н. э. называют славянские племена разными именами: анты, склавины. Возможно, от слова "склавины" и происходит название этой группы племен - "славяне". Наиболее ранней археологической культурой славян называют Зарубинсцкую культуру (первые находки были сделаны у с. Зарубинцы на КиеЬщинс).

Антами назывались племена, расселившиеся в IV в. н. э. на обширной территории между Днестром и Северским Донцом. Их культуру археологи назвали Черняховской (первые находки были обнаружены у с. Черняхово на Киевщине). Там они создали первое государственное объединение Антский союз, который не был ещё государством. Антский союз распался под натиском аваров в VII в. и. э.

После его распада образовались племенные союзы, упоминающиеся ещё в одном письменном историческом источнике - летописи "Повесть временных лет" Нестора. В "Повести..." указаны названия племён: поляне, древляне, уличи, северяне, тиверцы и др.

Славяне - коренное население Европы. В этом историки не сомневаются. Тем не менее в науке вопрос о происхождении славян является дискуссионным, по нему не существует общепринятой точки зрения.

Часть исследователей считает, что ядро славянских племен сформировалось в среднем Поднепровье во времена неолита. Их предками были индоевропейские народы, которые в конце III тыс. до н.

э. широко расселились по Европе и Азии.

Существует также гипотеза, что формирование славянской народности происходило на землях Прибалтики, откуда славяне пришли на земли между Вислой и Одером. Часть племён осталась жить там, а часть двинулась на восток и поселилась в бассейне Днепра.

Вероятность обеих теорий подтверждают исторические источники, однако окончательные выводы о возможной прародине славян еще не сделаны.

Основу экономики славян составляли пашенное земледелие и домашнее скотоводство. Славяне-земледельцы использовали деревянный плуг с железным наконечником. Благодаря этому они полностью обеспечивали себя хлебом и даже продавали его соседям. Существует предположение, что древние предки славян имели собственные деньги.

Знали они и различные ремесла. Высокого уровня достигало гончарное производство. Известно также, что славяне владели навыками выплавки бронзы и железа.

Немаловажную роль в жизни славян играли также и промыслы: охота, собирательство, рыбная ловля, бортничество (сбор меда диких пчел).

Развитие хозяйства приводило к имущественному расслоению и

 

образованию государственных объединений. Объединение племён происходило вокруг полян, которые жили в среднем течении Днепра. Предки славян, в частности те, что принадлежали Черняховской культуре, жили поселениями, которые называют городищами. Они были укреплены рвами, валами и частоколами. Жилище славяне строили в виде наземных помещений и полуземлянок, расположенных рядами. Строения были довольно просторными площадь некоторых достигала 100 м2. Праславяне создали свой календарь, а носители Черняховской культуры даже письменность.

Славяне были язычниками – т. е. они обожествляли силы природы. Это закономерный период развития религиозных верований народов на раннем этапе создания общества и государства. Главными языческими божествами славян были: бог грома и молний – Перун; бог ветра — Стрибог; бог-покровитель, дарующий богатство, - Дажбог; бог солнца – Ярило; покровитель домашнего скота – Велес. Поклонялись богине Мокоши, которая олицетворяла мать-землю. Она была покровительницей источников, колодцев, полей, рукоделия. Сварогу поклонялись как богу огня, неба и солнца. Славяне считали его отцом Дажбога.

Кроме верховных божеств, славяне верили в фантастических существ, населявших лесные чащи и водные глади. Например, поклонялись Днепру-великану, Дунаю-богатырю. Добрых духов называли оберегами и берегинями. Праславяне ограждали себя от чуждых и враждебных сил: упырей, вурдалаков и бесов. Эти существа жили в болотах, глухих лесных чащах, вредили людям, поэтому их боялись.

На протяжении II-VII вв. в Азии и Европе начались значительные перемещения племён, которые были названы Великим переселением народов. Из Скандинавии на юг двинулись племена готов. Продвигаясь землями Волыни и долиной Южного Буга, они разрезали массив славянских племен и вытеснили их к востоку от Поднепровья и на юг к берегам Днестра. Вероятно, вторжение готов ускорило объединение славян в антский союз племен. Именно анты сдерживали напор готов в Восточной Европе. Позднее готская держава пала под ударами гуннов. Анты стали союзниками гуннов в их походах.

Вместе с гуннами анты атаковали границы Римской империи. Позже они осуществили поход на земли Византии, расселяясь на правом берегу Дуная и на Балканах. By – VI вв. союз племен антов достиг наивысшего расцвета. Но борьба с новым врагом — племенами аваров — истощила эти племена. В начале VII в. их государство распалось, ис 602 г. об антах не упоминает ни один письменный источник. Вероятно, часть антов смешались со склавинами и с другими

 


группами неславянских племен. После этого они расселились по среднему течению Днепра, на Левобережье. После распада антского союза самой большой в этом массиве оказалась группа славянского племени полян. Поселение, на месте которого будет основан Киев, появилось на землях полян в конце V в. н, э. Позднее это*объединение в IX в. станет базой для формирования восточнославянского государства Киевская Русь.

Археологи отмечают, что на территории нашего края нет ни одного славянского поселения или могильника. Нс обнаружены свидетельства присутствия славян в Подонцовье нс только в раннее Средневековье, но и даже в более поздние периоды (до XIV в.).

Великое переселение народов привело к формированию современной этнополитической карты Европы. Этот период считают границей истории Древнего мира и Средних веков.

4. История Луганского края в период раннего Средневековья

В раннем Средневековье территория Подонцовья более чем когда- либо раньше напоминала огромный широкий коридор, по которому с IV по XIII века в Европу систематически двигались различные племена. Образ жизни и хозяйство этих народов были неодинаковыми. Одни из них только воевали (гунны, авары), другие были больше склонны к кочевому скотоводству, третьи — к оседлости, появлению поселений и даже городов. Наконец, у части кочевых племен возникали зачатки государственности — каганаты (от тюрк, каган — титул правителя у древних тюркских народов).

В IV в. Донецким степным коридором прошли гунны. В VI в. в центральную Европу через этот же степной коридор из Средней Азии прошла аварская орда. В VII в. (635 г.) в Приазовье возникает государство кочевников — Великая Булгария со столицей в бывшем античном городе Фанагория. Его возглавил каган Кубрат из рода Дуло.

Одновременно на востоке от Великой Булгарии, между Доном и Волгой в Прикаспии, в VII в. возникает еще одно государственное объединение - Хазарский каганат, во главе которого становится знаменитый род Ашина, враждующий с родом Дуло. Война между ними была неизбежна, и она началась в середине VII в. вскоре после смерти кагана Кубрата.

Двое из пяти его сыновей - Аспарух и Батбай - возглавили орды, на которые распалось государство Кубрата. Аспарух мужественно сражался с хазарами, но все-таки не выдержал их натиска. В 70-х гг. VII в. он вместе со своей ордой откочевал на Дунай. Там возникла Дунайская Булгария, сегодняшняя Болгария.

 

Батбай же бездействовал и подчинился воле Хазарии. Степное Подонцовье, как и соседние территории Приазовья, вошли в западную часть Хазарского каганата, где и пребывали до середины X в. В письме царя Хазарии Иосифа (X в.), в частности, сообщается, что многочисленный народ, проживающий по Донцу, платит ему (царю). дань.

Могущество хазарских каганов признали не только булгары и аланы, но и славянские племена полян, северян, вятичей, платившие хазарам дань. Византия, Арабский халифат видели в государстве хазар грозную силу. Арабы в VII-VIII вв. совершили несколько походов против Хазарского каганата, но особого успеха не имели.

Около середины IX в. по степям Подонцовья, по пути к Дунаю, месту обретения будущей родины, прокатилась волна еще одной группы кочевников. Это были угры (мадьяры) – предки нынешних венгров. Их путь на современную родину из своей прародины – южного Приуралья — был длительным, и проходил он по степным и лесостепным территориям юга Восточной Европы. В письменных источниках того времени упоминается некая страна венгров – Леведия. Современные историки склонны видеть ее в степях между Доном и Днепром рядом с хазарскими землями. Границей проживания двух народов мог оказаться Северский Донец. р.

К IX в. жизнь в степях стала меняться. Постепенно обустраивались поселения, городища, а выше по Донцу ставились даже крепости. Вместо курганов появились родовые кладбища – могильники оседлого населения. По мнению историков, наш край в то время был крупным сельскохозяйственным регионом и входил в ареал распространения новой культуры – салтово-маяцкой. Название было дано по двум археологическим памятникам: Маяцкому городищу и Салтовскому могильнику на Северском Донце. Культура включала в себя два народа, получивших условное название сайтовцев. Это были тюркоязычные прaбoлгaры, занявшие в основном среднее Подонцовье, и ираноязычные аланы, расселившиеся в верховьях Донца.

Места проживания салтовцев разделяются учеными на две группы: временные стойбища для непродолжительного содержания скота (с. Степановка Перевальского района) и постоянные поселения, расположенные по берегам рек Красной, Айдар, Евсуг, Северский Донец, Лугань и других. Наиболее интересным из них является поселение у пос. Петровка Станично-Луганского района.

Салтовцы обрабатывали значительные площади земли. Об этом можно судить по находкам амбаров, вмещавших до 15 тонн зерна. Помимо земледелия, местные племена хорошо владели техникой гончарного производства, занимались ткацким ремеслом, обработкой


кости. Салтовские ремесленники обрабатывали цветные металлы, изготавливая из них украшения. Сведений о производстве железа в нашем регионе пока мало. На камнях, костях, посуде салтовцев сохранились рисунки и тюркские руны VIII-X вв.

Могущество Хазарии неуклонно шло к.закату, и к 50-м гг. X в. она превратилась в государство, погрязшее в смутах и распрях, неспособное удержать в сфере своего влияния огромные территории и проживающие на них народы. Наконец, настал 965 г. - время похода Святослава, он и подвел черту под историей данной страны. Но к этому времени в Подонцовье уже господствовали другие народы, относящиеся к числу поздних тюркозычных кочевников. Первая их волна была представлена печенегами. Следы насильственной гибели салтово-маяцкой культуры убедительно просматриваются и в заведомо покинутых жилищах и поселках, и в сожженных постройках с. Рогалик, на которое печенеги напали внезапно.

Литература

1. Горелик А.Ф. История родного края: Луганская обл. с древнейших времен до нач. 19 в. / А.Ф. Горелик, Т.В. Вихрова, К.И. Красильников. - Луганск: Лугань, 1995. - С. 9-67.

2. Древние культуры Подонцовья: сборник научных трудов. - Луганск: редакционно-издательский отдел облуправления по печати, 1993. - 195 с.

3. "Історія Української РСР" (у 8-ми томах, 10-ти книгах). Т. 1. Первіснообщинний лад. Виникнення і розвиток феодалізму (з найдавніших часів до середини XVII ст.). Книга перша: Первіснообщинний лад і зародження класового суспільства. Київська Русь (до другої половини XIII ст.). К.: Наукова думка, 1977. - С. 23-276.

4. История Луганского края [учебное пособие] / Ефремов А.С., Курило В.С., Бровченко И.Ю., Климов А.А., Красильников К.И., Семистяга В.Ф., Подов В.И. - Луганск: "Альма-матер", 2003. - С. 5-92.

5. Лаврів П.І. Історія південно-східної України І П.І. Лаврів. - Київ, 1996.-С. 7-28.

6. Писларий И. А., Филатов А. П. Тайны степных курганов. - Донецк: Донбас, 1972г. - 134 с.

7. Смирнов А. П. Скифы. - М.: Наука, 1966 - 200 с.

 

 

Лекция 2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.213.126 (0.018 с.)