Зарождение казачества. Колонизация ими нашего края 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение казачества. Колонизация ими нашего края



Возникшее в XV веке агрессивное Крымское ханство стало постоянной грозой для южнорусских земель. Русское царство, чтобы защищаться от набегов кочевников, было вынуждено создать глубокоэшелонированную систему обороны на своих южных рубежах. Её основу составляли засечные черты, представлявшие собой многокилометровые непрерывные заграждения из засек (поваленных крест накрест вершинами в сторону противника деревьев), частоколов, рвов и земляных валов, усиленных крепостями с гарнизонами. Базировавшиеся там русские сторожевые отряды выходили далеко в степь для наблюдения за татарами.

Что касается основной территории нашего края, то она оставалась сферой влияния Крымского ханства. Территория польской Украины сюда не доходила, ограничиваясь, по свидетельству Г.Л.Боплана, полосой вдоль Днепра, шириной не более 80-90 км, да и то лишь до Кременчуга – дальше по Днепру городов не было. По Приазовью пролегали три основные татарские сакмы: Муравская, Изюмская, Кальмиусская, по которым они ходили набегами на Россию. Для защиты от них московское правительство в 1571 году учредило систему пограничных сторож, патрулировавших по левому берегу Донца: Святогорскую, Бахмутскую, Айдарскую. Служили в них русские казаки из Рыльска и Путивля.

 


Что касается казачества вообще, то господствующее ныне в Украине мнение, что «казак» = «украинец», в корне ошибочно. Казаки не этнос, а особое военно-служилое сословие, по составу абсолютно интернациональное. Поэтому принятое ныне деление: донские казаки - русские, запорожские (днепровские) - украинцы, достаточно условно. Никакого «железного занавеса» между Доном и Днепром никогда не было, шла постоянная взаимная миграция. Кстати, казаки на Руси (под Рязанью) упоминаются в источниках на полвека раньше - в 1444 г. (Полное собрание русских летописей, т.12, с.62), чем на Днепре - в 1489. Казачество составляли беглецы-уходники, люди, бежавшие из-под власти феодального государства (то ли Московского царства, то ли Речи Посполитой) на свободные земли Приазовья.

В XVT—XVII веках приграничные земли в районе Белгородской засечной черты заселялись выходцами из центральных русских областей и православными переселенцами из Малороссии, принадлежавшей тогда Речи Посполитой. Новые жители освобождались от уплаты налогов, а за это должны были нести сторожевую службу и оборонять пограничье от татарских набегов. Эта земля получила название Слободской Украины и стала плацдармом для продвижения в глубь степи и освоения Донбасса. Сегодня эти территории составляют Харьковскую и Сумскую области Украины и Белгородскую область Российской Федерации.

Переселявшиеся с севера в регион наиболее решительные, пассионарные славяне заселяли речные долины, где вели жизнь вольных охотников и рыбаков. Со временем эти свободные люди получили название казаков.

Усиление крепостного гнета как в Московском царстве, так и в Великом княжестве Литовском (особенно после его объединения с Польшей в 1569) способствовало усилению миграции населения на свободные земли южного пограничья. Жизнь в условиях постоянной угрозы набегов сформировала особый тип местного первопоселенца: с косой в одной руке и саблей в другой. Как писал Э.Лясота в 1594: “кожний селянин, виходячи на польові роботи, завжди має рушницю на плечі і шаблю чи тесак за поясом”.

Из многочисленных теорий происхождения казачества наиболее достоверной является “уходничсская” - создание в Диком Поле общин вольных вооруженных людей, которые прибывали сюда на промыслы (охота, рыболовство, бортничество) и со временем сформировали новую социальную общность. Бунты 1530-х годов в Черкассах и Каневе и последующие репрессии, предположительно, могли заставить эти элементы отказаться от зимовки в городах и толкнуть на создание собственных поселений-зимовников в поле, из которых возникли первые казацкие городки, укрепленные засеками.

 

Первые упоминания в письменных источниках «казаков» относятся к концу XV века, но вплоть до середины XVI “казачество” было лишь образом жизни, техническим названием для степной партизанской войны славян против татар. Этим занимались и польско-литовская шляхта, и мещане из прикордонных городов, и селяне с хуторов, и вольные уходники. На этом базисе литовско-польские власти в первой половине XVI в. неоднократно пытались организовать пограничную службу. Позднейшая казацкая традиция записывает их представителей в «казацкие гетьманы», но на самом деле чаще всего это были старосты и воеводы пограничных местечек: Семен Полозович, Криштоф Кмичич, Остап Дашкевич, Предслав Лянцкоронский, Богдан Глинский, Бернард Претвич.

На Дону же в это время складывались свои казацкие общины, которые с самого начала активно сотрудничали с войсками русского царя Ивана Васильевича в его походах против татарских ханств Поволжья - Казанского и Астраханского. Заслуги атаманов Сусара Федорова, Морозова, Ляпуна и др. были вознаграждены царской грамотой 1570 года, в которой Иван Грозный даровал казакам права на земли по Дону с притоками (Хопер, Медведица). От имени казаков эту грамоту принял Михаил Черкашенин, считающийся первым атаманом объединенного Войска Донского. Таким образом, отношения дончаков с властями с самого начала носили более приязненный характер. Войско Донское осознавало себя военно-служилым сословием православного царя-батюшки. Также донские казаки, в отличие от днепровских (запорожских), положительно относились к созданию полноценных семей и поэтому недостаток природных казачек возмещали, беря в жены крещеных татарок и черкешенок. с ростом числа городков и улучшением материального положения семейных казаков становилось всё больше, и со временем донцы стали одним из субэтносов русского народа, в отличие от казаков Запорожской Сечи, оставшихся сугубо мужским братством.

Другим важным отличием была вера. Днепровские казаки, находясь номинально в подданстве Польско-Литовского католического государства, с самого начала находились в неравноправном положении по отношению к другим сословиям: привилегированной шляхте и католическому духовенству. Отказ от родной веры автоматически выводил их за пределы родного народа, приводил к денационализации, опoлячиванию. Таким путем шла верхушка новоформирующегося украинского этноса. Казачество активно пополнялось бежавшими на юг крестьянами, боевыми слугами и даже шляхтичами, искавшими тут вольной и богатой приключениями жизни, то есть изгоями своего сословия. Также был силен приток инонациональных: представителей европейских народов, татар и турок. Чтобы завершить тему этнической принадлежности казаков, приведем такие данные: в середине XVII века национальный состав Войска


Запорожского был таков: славяне (русские, украинцы, белорусы) - 34,2 %; азиаты (турки, татары) - 27,4 %; кавказоиды (армяне и др.) - 17,4 %; средиземноморские народы (евреи, греки и др.) - 21 % (В.Семененко, Л.Радченко «История Украины».-Харьков, 1999.-С.105).

, Впрочем, эта разница не мешала Запорожецам и донцам вести совместную борьбу против турецко-татарской агрессии. Уже в 1527г. крымский хан Сагиб-Гирей жаловался: “Приходят к нам черкасские и каневские козаки... с козаками путивльскими по Днепру под наши улусы и что только в нашем панстве узнают, дают весть в Москву”.

Между казацкими Доном и Днепром пролегла пустынная татарская степь, без малейших признаков постоянных поселений. Единственными ориентирами многие века оставались скифские курганы и каменные идолы

- «бабы». В рассказе запорожца А.Шафрана (1626), ехавшего с Дона в Киев «ради тому, чтоб уж людей доехать христианской веры», живописуются его 12-дпевныс скитания по ровной, как стол, степи между Тором и Кальмиусом, пока он не добрел, наконец, до русской стражи в Валуйках. Современные украинские историки отдают приоритет освоения Приазовья запорожским казакам, которые-де закладывали свои зимовники и пикеты по Донцу, Кальмиусу, Лугани. Но «запорожец» не значит «украинец», к тому же это всё времешюе жильё. А постоянные поселения, планомерно продвигающиеся с севера, здесь основывало правительство Русского государства. В системе Белгородской засечной черты в 1598 был основан Оскол, в 1599 - Валуйки, в 1600 возникли Алексеевка, Чернухино, слобода Старая Белая (ныне Старобельск Луганской области). В 1640-е годы донскими казаками были заложены Старый Айдар, Боровской и Луганский городки. В 1624 у Святых гор был основан постоянный пограничный пост

- первое документально зафиксированное постоянное поселение на наших землях. В 1644 был построен Торский острог (ныне г. Славянск). На пограничную службу России стали активно поступать и запорожцы. Известный казацкий лидер Дмитрий Вишневецкий-Байда в 1557-1561 служил воеводой у Ивана Г розного.

Одновременно с правительственными отрядами в донецкие степи шли и казачьи отряды, которые с разрешения Москвы или без такового обживали берега Северского Донца и Айдара. При этом казачья колонизация края шла сразу с двух сторон: с северо-запада из Слобожанщины и с востока с Дона. Сначала это были небольшие отряды, которые следили за татарами и лишь временно останавливались в Донбассе для охоты или добычи соли, но со временем донские казаки стали строить тут укрепленные городки и переселяться сюда. Тут в обширных и безлюдных степях казаки начали разводить скот и коней, нужных им для военных походов.

 

На Днепре в 1530-40-е годы возникла первая Запорожская Сечь на острове Томаковка. Попытки властей Польско-литовской державы подчинить себе растущее казачество, направив его против татарской угрозы, в конце XVI века обрели форму «реестра». В 1572 году король Сигизмунд издал указ о принятии на службу трех сотен казаков, которые были записаны в особый список- «реестр», получали жалование из королевской казны и начальника-шляхтича, которые назывался «гетманом». Первый официальный гетман – Ян Бадовский. В 1578 новый король Стефан Баторий набрал новый казацкий отряд - у же из 5 сотен, во главе с Яном Ориповским. Поскольку в реестр записывались чаще всего наиболее лояльные к Речи Посполитой, зажиточные казаки, то запорожцы с самого начала оказались расколоты на «реестровцев»» и «низовцев» казаков Сечи, живших внизовьях Днепра и весьма оппозиционных к польским властям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.006 с.)