Развитие законотворчества и попытки систематизации права в России в XVIII в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие законотворчества и попытки систематизации права в России в XVIII в.



Петр I осознавал необходимость систематизации всего законодательного материала: начиная с 1700 г. им было учреждено поочередно три комиссии для создания нового Уложения, но ни одна из них не довела до конца начатого дела.

Третья комиссия продолжала работу над Уложением и после смерти Петра I. Не окончив работы, она прекратила свое существование со смертью Екатерины I в 1727 г.

С воцарением Петра II вновь возник вопрос о создании нового Уложения. Для этого, 14 мая 1728 г. Верховный тайный совет дал Сенату указ, которым предписывал организовать новую комиссию для составления сводного Уложения. Однако, вследствие затянувшихся выборов депутаты явились в Москву уже после смерти Петра II, когда в царствование его преемницы Анны Ивановны все еще не решенный вопрос об Уложении снова был поднят. Для этого была образована новая комиссия, которой и было поручено создание нового Уложения.

В начале 1739 г. комиссия окончила составление "вотчинной", а в 1740 - "судебной" глав, но из-за смерти Анны Ивановны, ни та, ни другая глава не была утверждена.

Со вступление на престол императрицы Елизаветы Петровны комиссия хотя и не была распущена, но совершенно прекратила свои заседания.

Сенат постановил учредить новую комиссию из восьми человек. Этой комиссии подчинялись специальные отраслевые комиссии, которые разрабатывали законодательные акты по отдельным ведомствам.

1743 г. – Императрица Елизавета утвердила "Свод права, по которому судится малороссийский народ", источниками для которого стали второй и третий Литовские статуты, Магдебургское право, обычное право малороссийских земель. В Свод входил перечень воинских и гражданских чинов Малороссии.

В 1763 г. Сенат предписывает собрать указы, имеющие характер вечных законов, в отличие от временных распоряжений.

1767 – 1768 гг. – Деятельность Уложенной Комиссии для составления нового свода законов. Из-за значительных разногласий между депутатами, представлявшими интересы всех свободных сословий, Комиссия не смогла плодотворно работать, и была распущена в связи с началом русско-турецкой войны.

Инициатива закона существовала в форме официального и частного почина. Первый принадлежал Государю и подчиненным властям. Внешняя форма инициативы Государя могла быть устная и письменная.

Частный почин, хотя и существовал, но далеко не имел того значения, какое было присуще ему в XVI-XVII вв., когда огромная масса законов первостепенной важности возникла благодаря частным челобитным. Поэтому иногда само правительство требовало возбуждения законодательных вопросов со стороны общества путем подачи наказов с изложением нужд и желаний сословий.

Вторым этапом составления закона было составление проекта. Этим обычно занимались государственные учреждения (Сенат, Синод, коллегии и т.д.) или особые комиссии, организованные специально для этой цели.

Третий этап – обсуждение проекта – выражался в форме предварительного и окончательного обсуждения. Предварительное обсуждение происходило в коллегиях и специально для этого учрежденных комиссиях; окончательное же имело место в высших государственных учреждениях (Сенате, Синоде и в советах при Государе). В комиссии по составлению проекта нового Уложения нередко призывались выборные от сословий.

Последний этап составления закона – санкция его со стороны верховной власти – всегда осуществлялась Государем.

С утверждением закона Государем наступал момент публикации закона. Напечатанные законы рассылались местным начальникам, затем по несколько раз читались в церквях и, наконец, расклеивались на площадях и улицах. Однако, в виду того, что нередко в форме указов расклеивались и пасквили, на основании нового порядка, установленного Екатериной II, публикация законов на листах была передана в ведение губернского правления и полиции. Этот порядок точно определен в уставе благочиния 1782 г.: обнародование законов стало функцией частных приставов и квартальных надзирателей – каждого в своей части и квартале.

После обнародования закон приводился в исполнение, причем, моментом, с которого он становился юридически обязательной нормой, признавалась публикация. "Управа благочиния не взыскивает с людей исполнения по закону, буде закон не обнародован", - записано в уставе благочиния 1782 г.

Существовал ряд правил, обязательных при исполнении закона.

Во-первых, закон обратного действия не имел.

Во-вторых, действие закона распространялось на всех лиц, живущих на территории государства, причем, национальность и подданство последних в расчет не принималось. Этот принцип вполне ясно высказан в уставе благочиния: "Управа благочиния с иногородних, иностранных и иноверных, в городе живущих, равно как и с природных взыскивать исполнения указаний по гражданству".

В-третьих, неведением закона никто не мог отговариваться. В-четвертых, законы должны исполняться точно и буквально и толкование их, например, со стороны судей и администраторов, строго воспрещалось.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.024 с.)