Билеткультура эпохи европейского возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билеткультура эпохи европейского возрождения



 

 

 

Особенности

 

Термин «возрождение» появился в xvi веке, его ввел джорджо вазари- живописец, архитектор и первый историограф итальянского искусства.

 политические преобразования преобразований:

 

Ь появление новых, буржуазных производственных отношений, пришедших на смену изжившим себя феодальным отношениям;

 

Ь развитие товарно- денежных отношений;

 

Ь переход от ремесла к мануфактуре;

 

Ь рост городов и появление богатых горожан (буржуа), которые умели зарабатывать деньги собственной инициативой, а не грабительскими войнами, и которые были заинтересованы в развитии науки и техники;

 

Ь зарождение мирового рынка, первоначальное накопление капитала, рост материального богатства;

 

Ь великие географические открытия (колумб открыл америку, васко да гамма- морской путь из европы в индию, магеллан совершил первое кругосветное путешествие) привели к началу эпохи колонизации [4, 69].

 

Это был величайший прогрессивный переворот. Тогда не было ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на 4- 5 языках, не блистал бы в нескольких областях творчества.

 

В новых условиях начала возрождаться вера в человека («воля божья» уходит на второй план), отсюда оптимизм, присущий культуре возрождения, ее жизнерадостный, жизнеутверждающий характер. Духовная диктатура церкви была сломлена, германские народы в своем большинстве прямо сбросили ее и приняли протестантизм.

 

 

Но вместе с великими мастерами эпоха дала своих мучеников(во время возрождения наблюдался настоящий разгул инквизиции).

 

Гуманизм(человечный)- течение общественной мысли,

 

 

 гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.

 

Отличительные черты культуры возрождения:

 

Ь характер антифеодальный, светский (не церковный),

 

Ь гуманистическое мировоззрение. Отказ от радостей жизни, внушаемый средневековой религией, сменился живым интересом к миру, к изучению природы, на основе наблюдений и опытов.

 

Ь обращение к культурному наследию античности («возрождение» культуры античности), в это время активно велисть поиски древних рукописей, изучались памятники античной архитектуры, скульптуры, живописи, литературы;

 

Ь связь искусства и науки (правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, изучение); изобразительное искусство перестает быть ремеслом и приравнивается к наукам, а произведение искусства рассматривается как результат духовной творческой деятельности;

 

Ь расширение круга заказчиков (в эпоху средневековья основной заказчик- церковь), наряду с церковью нередко заказы художникам дают цеховые объединения ремесленников, и купеческие гильдии, и городские власти, и частные лица (знать и бюргеры- буржуа);

 

Ь расширение спроса на произведения искусства приведшее к широкому распространению станковых форм- живопись на дереве и холсте; скульптура из дерева, бронзы, терракота, майолики; гравюра на дереве и металле- технике, впервые давшей возможность повторять изображения в большом количестве экземпляров;

 

Ь изменение положения художника в социальной структуре общества: художники еще входят в цехи, но они нередко удостаиваются высоких почестей, исполняют дипломатические поручения, занимают места в городских советах [7,12].

 

 

В архитектуре сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету.

 

Наряду с росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками.

 

 

 

В эпохе итальянского возрождения принято выделять несколько периодов:

 

Ь проторенессанс, или предвозрождение (вторая половина xiii--xiv века);

 

Ь раннее возрождение (xv век);

 

Ь высокое возрождение (конец xv -- первые десятилетия xvi века),

 

Ь позднее возрождение (последние две трети xvi века) [1, 167].

 

Проторенессансом (от греческого «протос» -- «первый») принято называть период, подготовивший наступление ренессанса.

 

 новые художественные искания наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основателем которой был никколо пизано. (возрождению чувства земной красоты).

 

Чимабуэ (настоящее имя ченни ди пепо родоначальником нового итальянского стиля живописи.

 

 пьетро каваллини (автор мозаик и фресок в церкви санта-чечилия ин трастевере) и в многочисленных росписях величайшего художника проторенессанса, истинного новатора в итальянской живописи- джотто ди бондоне (приложение 3).

 

Во второй половине xiv живописная школа сиены, основателем которой был дуччо ди буонинсенья.

 

 деятелями литературы периода проторенессанса являются: данте алигьери- создатель национального литературного языка италии, франческо петрарка- родоначальник европейской лирической поэзии и джованни боккаччо- основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе [3,260].

 

В последние десятилетия xiv столетия в культуре италии началась полоса возврата к религиозному аскетизму, это было вызвано упадком торговли, войнами, а главное, с «чёрной смертью» -- эпидемиями чумы, завезённой с востока и уничтожившую в 1348 году две трети населения.

 

Для искусства раннего возрождения черты: ощущение гармоничной упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии.

 

Наиболее значительный вклад в развитие ренессансного искусства внесли талантливые флорентийские мастера. К началу xv века, флоренцию-называли «цветком италии».

 

Уроженцем флоренции был филиппо брунеллески,-возводил постройки на основе точных математических расчётов). Шедевр брунеллески -- купол инженерного решения. Здание детского приюта. В этой постройке выражена одна из главных особенностей ранней ренессансной архитектуры: предназначенная для людей, она по масштабам соразмерна человеку, приближена к его реальному росту в отличие от готических построек с их высокими сводами.

 

 леона баттисты альберти - составив его первую топографическую карту, и здесь же написал свой знаменитый трактат.

Скульптура также переживала расцвет- появились новые жанры.

 

Донато ди никколо ди бетто барди, которого называли донателло, уравнял пластику с архитектурой, создал статуи, свободно стоящие и обозримые со всех сторон, по примеру древних (статуи святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви ор сан-микеле во флоренции и статуи пророков флорентийской кампанилы).

 

В живописи томмазо ди джованни ди симоне кассаи, прозванному мазаччо.-одним из первых начал смело пользоваться цветами, распределять свет и тени, создавать впечатление пространства.

 

 ряд имен выдающихся живописцев: андреа дель кастаньо, гиберти, беноццо гоццоли, фра беато анджелико, андреа мантенья, доменико венециано, паоло уччелло, филиппо липпи, пьеро делла франческа [16].

 

Особое место в живописи раннего возрождения принадлежит сандро картины «поклонение волхвов», «весна» и «рождение венеры».

 

Театральное искусство периода раннего ренессанса, возвращения на сцену трагедий и комедий времен античности на латинском языке. Х.

 

В музыке-пышно расцветает полифония, происходят изменения в церковных песнопениях, которые вводятся на родном языке и на народной музыкальной основе [7,60].

. В мебели преобладает прямая линия. Одежда также проста, что можно видеть на примере так называемого бургундского костюма. Однако уже к концу xv века вещи начинают заметно украшаться, и к началу высокого возрождения, декор начинает занимать очень большое место [4,70].

 

В высоком ренессансе в технике живопис-материальность форм достигается не только объемностью и пластикой, но и светотенью.

 

Поразительна универсальная одарённость мастеров высокого возрождения-- они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой, поэзией и философией с изучением точных наук. Леонардо да винчи, рафаэль, микеланджело буонарроти - величайшие мастера высокого возрождения, создавшие выдающиеся произведения живописи, скульптуры и архитектуры.

 

Кисти леонардо да винчи - «мадонна с младенцем», загадочная «джоконда»,

 

].

 

В начале xvi века в театральном искусстве возникла комедия дель арте- комедия масок, которая существовала в двух направлениях: народном, преследуемом церковью и властями, и придворном, аристократическом, который повлек за собой появление новых, придворных жанров: пасторали и балета.

 

Именно в период высокого возрождения музыкальная жизнь стала многообразна и пестра: здесь танцы и песни площадей, и мелодии театральных представлений, и ремесло инструментальных мастеров, и трактаты музыкальных теоретиков, и расцвет музыкальных национальных культур. Среди итальянских композиторов можно выделить луку маренцио, габриели, палестрину и джезуральдо.

 в мебели широко применяются различные маски, львиные лапы, всевозможные имитации архитектурных деталей. Конструкция почти исчезает под этими украшениями, текстура материала скрывается окраской и позолотой, поверхности обильно орнаментируются. В костюмах также проявляется стремление к роскоши (венецианский, французский- так называемый «шекспировский костюм»), обильные кружева, буфы, громадные воротники на каркасах, подставные бедра- его характерные черты [7,52].

 

Во второй половине xvi века (позднее возрождение) в италии нарастал упадок экономики и торговли, католицизм вступил в борьбу с гуманистической культурой, искусство переживало глубокий кризис. Италия, родина возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В середине xvi века в италии была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. Запрещенные книги сжигались, такая же участь могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в риме, на площади цветов, был сожжен великий джордано бруно

 

Из некогда процветавших городов- республик сохранила свою независимость одна лишь венеция, которая во второй половине xvi столетия стала главным очагом позднеренессансного искусства. В этот период уклад жизни венеции и характер её культуры отличались таким размахом и великолепием, что, казалось, ничто не свидетельствовало о закате слабеющего венецианского государства.

 

В этих условиях искусство переживало тяжелый кризис, начали нарастать антиклассические тенденции, которые привели к появлению двух направлений:

 

1. Продолжение традиций высокого возрождения, которое поддерживали немногие, но зато крупнейшие мастера: старшие- микеланджело и тициан, младшие- веронезе, тинторетто, караваджо, братья караччи, бассано.

 

2. «маньеризм» (от слова maniera -- «манера»)- использование приемов живописи возрождения, но без гуманистической идеи.

 

Искусство маньеризма отходит от ренессансных идеалов гармонического восприятия человека, который оказывается во власти сверхъестественных сил. Мир предстаёт неустойчивым, шатким, в состоянии распада. Образы полны тревоги, беспокойства, напряжённости, художник удаляется от натуры, стремится её превзойти, следуя в своём творчестве субъективной «внутренней идее», основой которой является не реальный мир, а творческое воображение; средством же исполнения служит «прекрасная манера» как сумма определённых приёмов. Среди них -- произвольная вытянутость фигур, сложный змеевидный ритм, нереальность фантастического пространства и света, подчас холодные пронзительные краски.

 

В произведениях живописи нарастают бездушная холодность и вычурность приёмов; постепенно картины становятся похожими на декоративные панно, предназначенные для украшения стен. Самый крупный мастер -- художник двора медичи аньоло бронзино, особенно известный своими парадными портретами. В них отозвалась эпоха кровавых злодеяний и нравственного падения, охватившего высшие круги итальянского общества.

 

Маньеризм почти не затронул венецию, в которой трудились такие выдающиеся мастера, как: паоло веронезе, который создал великолепные декоративные ансамбли стенных и плафонных росписей с множеством персонажей и занимательных деталей (росписи потолка церкви сан-себастьяно в венеции); джордже барбарелли да кастельфранко, прозванный джорджоне, с искусством которого венецианская живопись приобрела общеитальянское значение, утвердив свои художественные особенности (картины «юдифь», «три философа», «сельский концерт», «спящая венера»).

 

Тинторетто, настоящее имя которого якопо робусти, острее и глубже, чем большинство его современников, чувствовал трагизм своего времени.

 

 

Андреа палладио -- крупнейший ренессансный архитектор северной италии в эпоху позднего возрождения.

 

Роль итальянского театра эпохи возрождения исключительно велика. Даже когда культурная жизнь вступила в пору кризиса, комедия масок продолжала существовать, оказывая влияние на формирование многих национальных театральных школ.

 

В быту появляются украшения, которые уже полностью подчиняют утилитарный и конструктивный смысл себе.

 

Стекло, эмаль, инкрустации, драгоценные камни обильно употребляются в производстве предметов обихода и керамики. И, наконец, все это постепенно переходит в вычурное барокко, которое охватывает xvii век.

 

 северное (западноевропейское) возрождение

 

 

 

 несомненно, в северном возрождении были отличия от итальянского возрождения:

 

Ь поздний интерес к античности;

 

Ь главное место уделяется вопросам религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения;

 

Ь получивший распространение гуманизм привел к реформации (широкое религиозное и социально- политическое движение, направленное на преобразование христианской церкви и самого вероисповедания) и протестантизму.

 

Ь отсутствие условий для для монументальной живописи, поэтому видное место принадлежало книжной миниатюре;

 

Ь значительное развитие портретной живописи;

 

Ь выделение в самостоятельные жанры живописи, пейзажа, натюрморта;

 

Ь появление нового вида изобразительного искусства- гравюры на дереве и на металле;

 

Ь главенство в производстве алтарных образов [7,25].

 

В англии, живопись этого времени носит переходный характер и не выдвигает значительных мастеров. Английский двор обходился услугами иностранных мастеров [6,234].

 

Во франции большое влияние на изобразительное искусство оказывали дворянские воззрения и вкусы, поэтому во многих произведениях того времени имеются придворные черты. Французские короли охотно приглашали итальянских художников и скульпторов, которые, однако, принесли в живопись не идеи возрождения, а маньеризма. Широкое распространение во франции получил карандашный портрет, который выполняя роль фотографии: его дарили на память и оставляли у себя [9,379].

 

 

В европе архитектура длительное время продолжала оставаться готической..

 

В англии черты нового стиля проявились в конце xvi- начале xvii века в жилых и общественных зданиях (ратуши, рынки и др.). Замкнутая дворовая композиция заменяется на «н» и «е»- образные планы (замок уоллатон холл в графстве ноттигемшир, замок монтакют хауз в графстве сомерест) (приложение 22).

 

 в это время начинают свою деятельность наиболее крупные французские зодчие: пьер леско, жан гужон (совместно работали над строительством лувра) и филибер делорм (создал гробницу франциска i и загородный дворец в анэ)

 

В литературе можно проследить преемственность эпох: от античности через средневековье к возрождению. В нидерландах главой «северных гуманистов» стал дезидеий эразм роттердамский. В своем знаменитом трактате «похвала глупости» он смело высмеивает нравы и пороки современного ему общества.

 

Гениальным писателем франции был и франсуа рабле, литературным подвигом которого является роман, состоящий из пяти частей «гаргантюа и пантагрюэль». Пьер де ронсар, которого называли «принцем поэтов», в своих стихах выступал за единую францию, воспевал ее красоты и величие. Жанр философского эссе использовал мишель де монтень для написания своих «опытов», в которых он рассматривал человека как самую большую ценность, противопоставляя силу его познания догматизму средневековых воззрений.

 

Испанская литература возрождения представлена творчеством великих мигеля де сервантеса (автор романов «галатея», «путешествие на парнас»и выдающегося «дона кихота») и лопе де веги (автор свыше 2000 пьес, романов, стихов, и комедий о любви, среди которых-«собака на сене»).

 

В литературе англии эпохе возрождения принадлежит особое место. Именно в этот период создает ряд бессмертных произведений известнейший писатель и драматург- уильям шекспир. На ряду с ним в это время творили и другие не менее выдающиеся писатели: джеффри чосер, томас мор, бэкон, сидней, спенсер, томас кид, роберт грин, кристофер марло [4,82].

 

Театр эпохи возрождения был величайшим достижением культуры, он питал умы, волновал сердца, воспитывал характеры. Искусство сливалось с жизнью, а жизнь с искусством. Существовавшие в то время театры, можно разделить на любительские и профессиональные. Любительские театры учавствовали в подготовке и праздничных шествий, помогали в проведении праздников цехов городских ремесленников, гастролировали в гостиничных дворах, не имея своего помещения. Профессиональные театры, как правило, имели свое здание театра, и делились на общедоступные дешевые театры и закрытые, элитные, дорогие.

 

Огромное развитие театральное искусство получило в англии, где сложилось немало профессиональных и известных трупп (труппа лорда- адмирала и труппа лорда- камергера). Разнообразием форм и жанров отличался и испанский театр и драматургия: появились гордые эпические песни- романсеро, которые нередко исполнялись несколькими «голосами»- персонажами.

 

К середине xv века ренессансный дух проник и в музыкальную жизнь европы, изменяются церковные песнопения, развиваются сложные многоголосные композиции, в национальных культурах распространяются мелодии народных и светски- игривых песен. Величайшими композиторами, чьи произведения пела вся европа были: гийом дюфай, орландо лассо, которого называли «бельгийским орфеем», адриан вилларт, генрих изак, николас гомберт, филипп де монте, ян окегем и выдающийся жоскен де пре, которого называли «отцом музыки» [7,78].

 

Ренессансная культура, пришедшая из италии, решительно преобразовала европейскую цивилизацию, представление о человеке, боге и вселенной, создала новые виды и жанры искусства.

 

Переворот, совершенный возрождением для духовной жизни европы, через несколько столетий прямо или косвенно, сказался на культуре и жизненном укладе всех народов мира. Возможно, именно поэтому возрожденческий дух индивидуальной свободы, смелого познания, преклонения перед античной культурой, интеллектуальной ненасытности- позволил европейцам занять политическую, культурную и экономическую гегемонию во всем мире

 

  10 билет

Эгейская культура:1крито-мексиканская 3-2 тыс.до н.э.памятники не дошли.были в основном дворцы(кносский)прямоугольный фрессками.(молились на природе храмов не строили)

Криц.архитектура отлич. А-симетрией.на 1 этаже парадные помещ.ванна.мастерские.хоз.комнаты.дворец как лабиринт.

Изо.было искусным и красочным.художники передовали человека в движении(акробаты с быком).тема пейзажа -море,дельфины,быки,козы и игры с ними.царск.дворцы (на острове крен)г.микен были обнесены высокими стенами бязательно росписаными воротами украшеными резьбой(львы).дворцы г. Микен-были семитричны и имели строгий план.украшались фресками(борьба.состязания)следующий период в развитии-"темные века".ученые черпают информацию из гомера.олиады.одисеи.

 

 

16 билет

 

Тема: «эпоха возрождения на территории республики беларусь»

 

 

Полноценное возрождение в xvi веке(золотым веком) пережила беларусь, будучи в составе великого княжества литовского, типичным европейским государством: в нем была конституция, не было крепостного права, многие города имели магдебургское право (независимость города от короля и магнатов).формирование белорусов как нацию.

Три периода:

1. Раннее возрождение (начало хvi века– 50–60-е годы хvi века).

2. Эпоха реформации (вторая половина хvi века).

3. Позднее возрождение, контрреформация и барокко (конец хvi–хvii веков).

 

. В xvi веке вся европа в своей духовной, культурной, экономической и политической жизни переживала грандиозные изменения, связанные с движением обновления церкви, возвращения к библейским первоосновам христианства. Это движение, названное реформацией, стало причиной подъёма многих народов: немцы, шведы, англичане, голландцы благодаря реформации сформировались как полноценные современные нации. Реформация стала центральным событием всего xvi века.

 

. Реформация в великом княжестве литовском оказала существенное влияние на динамику культурных процессов, активизировала общественно-политическую деятельность практически всех социальных слоев. Она стимулировала проведение социально-экономических реформ, развитие образования

 

Духовная жизнь великого княжества литовского, в составе которого была и беларусь, также испытывала на себе сильное влияние идей возрождения. В этот период в беларуси, как и в западной европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода античности, возникновении сначала кирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновении гуманистических идей в культуру, определенной секуляризацией духовной жизни, распространении реформационных идей и движений.

 

Отчетливо проявило себя рационалистическое направление белорусской духовности(изучению библейских текстов, а это обстоятельство имело далеко идущие социально-культурные последствия: научно-рациональный подход должен был распространиться на изучение природы и общества. Протестантская духовность подчеркивала ценность потусторонней жизни, способствовала воспитанию предпринимательской активности, моральной ответственности личности). Реформация и гуманизм способствовали утверждению личных прав: права на неприкосновенность личности, права на собственность, права на общественно-политическую активность.

 

Эпоха возрождения на территории беларуси имела свои особенности. Экономическое отставание от передовых стран европы и господство феодализма сдерживали всестороннее развитие светских форм культуры и переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Специфическими чертами возрождения в беларуси стали также столкновение западноевропейской и восточноевропейской культурных традиций, наличие относительной веротерпимости, взаимодействие и взаимовлияние белоруской, русской, украинской, польской и литовской культур, что обусловило полилингвизм литературы этого времени.

 белорусская философская мысль эпохи возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского ренессанса. К таковым следует отнести:

 

1) антропоцентризм, т. Е. Идею самодостаточности человеческого бытия, когда в центре внимания философов выступала проблема исторического предназначения человека;

 

2) идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологического оптимизма с представлением о безграничных возможностях человека в деле практического преобразования природы, общества на началах разума;

 

3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека.

 

Вместе с тем своеобразие соц-эконом и общес-полит развития беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции, обусловило специфические черты эволюции философской мысли.

 

Белорусский гуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее понимание в идею социального служения. Она стремилась сделать культурно-исторические ценности достоянием всего общества, всего народа.

 

Во второй половине xvii — xviii вв. Условия для развития белорусской национальной культуры ухудшились. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и государственного делопроизводства, а в конце

 

Xvii века его использование как официального и письменного языка было запрещено.

 

Постановлением сейма в 1696 году все переводилось на польский язык. С xvii века книги печатались на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском языках. Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668 году cейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания. Православной шляхте, священникам, мещанам был запрещен доступ в государственные органы власти.

 

Интеллектуальная жизнь во второй половине xvii — начале xviii вв. Характеризовалась как бы движением вспять.. Из-за неблагоприятной ситуации белорусскоязычной была преимущественно народная культура — культура крестьянства, городских низов, части шляхты и духовенства.

 

В xiv-xvi вв. На территории беларуси происходит стремительное развитие изобразительного искусства - живописи, графики, скульптуры, начинают формироваться светские формы культуры.

Искусству беларуси этого периода свойственен интерес к внутреннему миру личности и ее моральному облику. В живописи наблюдается повышенный интерес к драматическим ситуациям.

 

Особенно активно развивается портретный жанр - так называемый сарматский портрет. 1 человек в таких произведениях изображался по установленной схеме: в парадной одежде и естественном окружении. В результате показывался не только внутренний мир, но и бытовые подробности, что свойственно культуре гуманизма. К числу наиболее выдающихся памятников этого жанра относится портрет юрия радзивила (вторая половина xvi в.).

 

. Большую художественную и историческую ценность имеют росписи, выполненные белорусскими мастерами на территории других государств, в первую очередь польши. Яркий пример – росписи в люблинском замке, выполненные в xv в. Белорусскими живописцами под руководством минского мастера андрей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.105 с.)