Билет основные тенденции развития культуры рб первой половины 20в .изо.и архитектура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет основные тенденции развития культуры рб первой половины 20в .изо.и архитектура



 белоруссия, пережили три революции (со второй половины 1907 до начала 1910 года).

 б белоруссии постепенно расширялась система народного образования. С 1900 по 1914 годы количество начальных и средних общеобразовательных школ всех типов выросло с 6297 до 7682. Начальных школ в 1914/1915 учебном году насчитывалось уже 7492, неполных средних — 119, средних — 71. Во всех школах обучались 488,6 тысяч учащихся (в 1900 году — 248 тысяч).

Расширилась сеть средних специальных учебных заведений, готовивших специалистов для различных отраслей народного хозяйства, медицины и народного образования. Больше всего среди них было учительских семинарии. Помимо четырех семинарии (в несвиже, молодечно, свислочи и полоцке), открытых еще во второй половине xix века, в 1909 — 1915 годах были открыты учительские семинарии в рогачеве и гомеле и женские семинарии в орше и борисове. Накануне первой мировой войны в белоруссии действовало также 5 сельскохозяйственных школ, готовивших агрономов, землемеров, токсаторов со средним образованием. Фельдшеров и акушерок готовили медицинские школы в могилеве, гродно и витебске. В гомеле было открыто железнодорожное училище. В 1914 году в средних специальных учебных заведениях белоруссии обучались 1,4 тысячи учащихся.

В 1910 —1914 годах в белоруссии были открыты 3 учительских института (в минске, витебске и могилеве), программа обучения в которых была несколько шире, чем в учительских семинариях.

Они готовили учителей для начальных школ повышенного типа.

Высших учебных заведении в белоруссии не было, хотя потребность р высшей школе настоятельно диктовалась развитием экономики и культуры края. Городские думы минска и витебска, буржуазные круги и интеллигенция неоднократно ставили перед царским правительством вопрос об открытии в этих городах университетов или же технических институтов.

Но царская администрация не спешила удовлетворять их просьбы. В 1913 году министр просвещения черносотенец л.а. Кассо заявил витебской депутации, что открытие университета в белоруссии — дело не спешное и не так скоро наступит его очередь. Высшее образование выходцы из белоруссии получали в москве. Петербурге и в других научных центрах россии.

Методы обучения в школах в начале xx века стали более совершенными. В начальных школах шире стали использоваться объяснительное чтение, наглядные пособия. Лучшие учителя организовывали экскурсии на природу, фабрично-заводские предприятия, к историческим памятникам. Но школьное руководство стремилось всеми силами сохранить старые методы обучения, основанные на заучивании наизусть содержания учебников и учебных пособий управление виленского учебного округа в качестве основной задачи школы определяло воспитание учащихся в духе верности православной церкви и преданности царскому самодержавию. Главными предметами во всех типах школ по-прежнему оставались «закон божий», церковно-славянское чтение и церковное пение. На них отводилось около четверти учебного времени.

Расширение сети школ не привело и к коренным изменениям в области народного образования. Школ по-прежнему не хватало, ибо население в западных губерниях, куда входила и территория белоруссии, с 1897 по 1914 годы увеличилось более чем на 30 %. Согласно данным виленского учебного округа, в 1911 году в школах обучались только 25,9% мальчиков и 10,7%девочек, или 18,4% детей школьного возраста. Из-за недостатка мест школы отказывали в приеме на обучение десяткам тысяч детей в 1916 году 41% детей в городах и 27,4% в деревнях не были приняты в школу. В связи с этим многие крестьяне обучали своих детей дома, нанимая в качестве учителей местных грамотных подростков (так называемых "директоров»), которые сами недавно окончили народные школы.

Многие школы не имели своих помещений и размещались в обычных крестьянских избах. Не лучшим было и состояние школ, которые имели собственные помещения. Многие из ник не отвечали элементарным санитарно-гигиеническим нормам.

И, тем не менее, школа в начале xx века сделала шаг вперед в своем развитии. Увеличение количества учащихся почти в два раза свидетельствовало о стремлении народных масс к образованию, повышению их культурного уровня.

Революция 1905 — 1907 годов пробудила политическую сознательность учителей, передовой школьной молодежи и втянула их в борьбу за перестройку образования на демократических началах. Они требовали ликвидации полицейско-церковной опеки над школой, введения всеобщего обучения на родном языке и так далее. Эти требования находили широкую поддержку трудящихся, о чем свидетельствуют наказы крестьян своим депутатам i и ii государственных дум.

Революционными выступлениями учащихся руководили организации рсдрп. При минской группе рсдрп существовала ученическая организация. Она распространяла революционную литературу среди учащихся, создавала кружки, организовывала собрания, митинги и забастовки учащихся средних школ минска. Весной 1905 года в социал-демократических кружках насчитывалось 150 учащихся. Забастовки учащихся старших классов происходили также в слуцке, бресте, витебске, в дни октябрьской всероссийской политической стачки бастовали почти все средние учебные заведения белоруссии.

Активное участие в революционной борьбе принимали также многие учителя школ белоруссии. На съезде группы учителей минской губернии в июне 1906 года, состоявшемся на родине учителя к.мицкевича (я.коласа) — николаевщине, было принято решение присоединиться к всероссийскому учительскому союзу и «стремиться к ниспровержению самодержавия путем непосредственного влияния на крестьян и организации их». Съезд обратился к учителям с призывом «всеми силами содействовать падению самодержавного режима» и привлечь крестьянство «к активному участию в освободительном движении". В мае 1907 года съезд учителей в вильно постановил создать «белорусский учительский союз и вести борьбу за перестройку народного образования на демократических началах, за обучение на родном языке в школе.

В начале xx века дальнейшее развитие получили культурно-просветительные учреждения в белоруссии — библиотеки, избы-читальни, клубы и так далее. Царское правительство рассматривало их как средство идеологического воздействия на народные массы и осуществляло контроль за их деятельностью. Библиотеки первоначально создавались при школах. Они предназначались для народного чтения. К началу первой русской революции библиотеки существовали уже при 782 школах в пяти западных губерниях. Они комплектовались по спискам, утвержденным министерством народного образования. В списки не включалась политическая литература, художественные произведения революционно-демократических писателей. В них преобладала церковно-религиозная и черносотенная литература, в большинстве библиотек насчитывалось всего по несколько десятков экземпляров книг.

Еще во второй половине xix века были открыты губернские публичные библиотеки, был создан отдел по изучению западного края. Однако небольшие книжные фонды, высокая плата за пользование книгами не могли притянуть массы читателей в эти библиотеки.

В конце хк века начали создаваться и так называемые «попечительские» библиотеки с целью идеологического воздействия на заселение. Они создавались для «низших сословии», и пользование литературой в них было бесплатным. Но книжные фонды в них были небольшими (200 — 300 экземпляров) и комплектовались, в основном, литературой на религиозные и моральные темы.

Местная демократическая интеллигенция часто выступала инициатором открытия не государственных, а общественных библиотек. Правительство с недоверием ставилось к этому делу и всячески препятствовало их открытию. И тем не менее, в начале xx века общественные библиотеки были созданы в минске, витебске, орше, полоцке и бобруйске. Наиболее крупной из них была минская публичная библиотека имени а.с.пушкина, которая была создана в 1900 году. В 1917 году ее фонд уже составлял 17 тысяч экземпляров. Минские большевики использовали ее для сохранения и распространения марксистской литературы. Библиотека пользовалась большой популярностью у жителей минска. За 1911 год читальный зал библиотеки посетили 10254 читателя, им было выдано 74946 книг. Постоянными читателями библиотеки были учащиеся средних учебных заведений города, учителя, служащие, ремесленники, рабочие.

     большой популярностью пользовались также общественные библиотеки имени л.н.толстого в минске, витебске, полоцке, орше и в других городах белоруссии.

     работой общественных библиотек руководили советы. Финансирование библиотек осуществлялось за счет взносов читателей, частных пожертвований и незначительных субсидий правительства.

     кроме общественных библиотек, существовали библиотеки различных ведомств, культурно-просветительных обществ, воинских частей, расположенных на территории белоруссии. Всего в белоруссии в 1914 году насчитывалась 851 библиотека. Их книжный фонд составлял 423 тысячи экземпляров.

     во второй половине 90-х годов в некоторых городах белоруссии были открыты воскресные школы для взрослых. В конце хгх — начале xx века в белоруссии начали создаваться различные культурно-просветительские и научные общества.

     власти в большинстве случаев отказывали им в регистрации, но некоторые ходатайства вынуждены были удовлетворить. В 1900 — 1914 годах на территории белоруссии было зарегистрировано и действовало 54 таких общества. Наибольшую известность получили общество любителей искусства, созданное в минске в 1899 году, и общество минских врачей.

     общество любителей искусства было создано по инициативе местного журналиста е.чирикова. Оно объединяло либеральных представителей местной интеллигенции и состояло из четырех секций — литературной, драматической, музыкальной и художественной. На заседаниях литературной секции обсуждались произведения известных писателей и поэтов, читались рефераты на литературные темы, организовывались выступления литературных критиков и так далее. Члены драматической секции ставили спектакли по пьесам русских и зарубежных писателей. Музыкальная секция объединяла местных музыкантов-любителей, из которых был создан оркестр. Художественная секция была занята, главным образом, организацией выставок местных и иногородних художников. Во время революции 1905 — 1907 годов общество активно включилось в революционную борьбу, за что в феврале 1906 года было закрыто.

     общество минских врачей активно пропагандировало среди населения медицинские знания, занималось организацией врачебного дела в минской губернии. В 1910 — 1914 годах издавало ежемесячный журнал «минские врачебные известия».      Различные белорусские научные общества действовали также в это время в вильно, санкт-петербурге, витебске и могилеве.

     в 1912 году в минске возникло общество любителей природоведения, этнографии и археологии. Инициатором его создания была интеллигенция минска. Общество объединяло более 80 человек, которые занимались изучением минской губернии. Оно провело ряд исследовании рек на полесье.

     в 1907 году в вильно было создано общество друзей науки. В него входили представители разных политических течений и имущественного положения. Главную роль в нем играли представители буржуазно-помещичьих кругов. Путем пожертвований и передачи частных библиотек при обществе была создана обширная библиотека. В 1914 году она насчитывала 50 тысяч томов по истории, экономике, культуре белоруссии и литвы на русском и иностранных языках. В библиотеке имелся отдел рукописей, в котором содержались письма т.костюшко, с.сераковского, а.киркора, в.сырокомли (л кондратовича) и других известных общественных и культурных деятелей польши, литвы и белоруссии.

     общество проводило собрания, на которых читались и обсуждались рефераты по истории, этнографии, экономике и культуре литвы и белоруссии. В 1907 —1910 годах общество издало 4 ежегодника, в которых были помещены научные труды членов общества и отчеты о его деятельности.

     передовая учащаяся молодежь не удовлетворялась теми знаниями, которые давала ей школа. Среди учащихся старших классов школ минска и других городов распространялась запрещенная литература, создавались подпольные библиотеки и кружки самообразования. В них молодежь изучала труды ч.дарвина, к.маркса, ф.энгельса, а.бебеля, п.лаврова и других.

Жизнь настоятельно требовала открытия в белоруссии научных государственных учреждений. Но царское правительство средств на их создание не выделяло. Только перед началом первой мировой воины были открыты исследовательские сельскохозяйственные станции — минская болотная (1913 год) и беняконьская сельскохозяйственная на минеральных почвах (1910 год).

Из-за отсутствия высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений многие талантливые ученые, уроженцы белоруссии, вынуждены были жить и работать за пределами своей родины. Это палеантолог в.ковалевский, санскритолог к.касович, физик и химик э.врублевский, академик-филолог е.карский, про фес сор-историк м довнар-запольский и другие. Так высокоэрудированный ученый бронислав эпимах-шипило, который знал более 20 языков, в том числе санскрит, работал преподавателем в римско-католической духовной академии в санкт-петербурге. Его большая заслуга — помощь в сплочении и воспитании сознательной белорусской молодежи, обучающейся в вузах столицы. Ученый был одним из основателей и первого белорусского издательского общества «заглянет солнце и в наше оконцев.

Белорусская национальная наука в начале xx века была преимущественно гуманитарной. Наибольших успехов она достигла в области этнографии, философии, фольклористики. В начале xx века исследованием языка, мировоззрения, фольклора, вероисповеданий, этнических границ, семейного и общественного быта, народного искусства, одежды, жилища, орудии труда белорусов занимались е романов, м.никифоровский, и.сербов в., добровольский, л.богданович, е.карский, м.довнар-запольский и другие. Ими были собраны и опубликованы уникальные по богатству и научной ценности материалы, которые вопреки официальным установкам доказывали существование самостоятельного белорусского этноса.

Наибольший вклад в исследование истории формирования белорусского языка внес уроженец гродненщины ефим федорович карский (1860 — 1931 гг.). Имя этого выдающегося ученого-филолога, основателя белорусского языкознания, этнографа, палеографа и фольклориста сегодня известно во всех славянских странах. На протяжении 48 лет научной деятельности он написал более 700 работ по славистике, белорусознанию, русистике. Первым и единственным среди белорусов в дооктябрьский период карский был удостоен звания члена-корреспондента (в 1901 году) и академика (в 1916 году) российской академии наук. Его фундаментальный трехтомный труд «белорусы» (1903 —1922 гг.) Является уникальной энциклопедией белорусознания. На основе анализа собранного фактического материала карский доказал, что белорусский народ существует как самостоятельная единица, имеет, как и другие народы, свою историю, культуру, богатый язык, бытовые традиции и неиссякаемый источник устно поэтического народного творчества. Он фундаментально обосновал самостоятельность белорусского языка в семье других славянских языков. Определил территориальные границы его распространения и составил соответствующую карту. Кроме научного, труды карского имеют и большое общественное значение, прежде всего, в плане формирования национального самосознания белорусов. Наследие ученого и в наше время не утратило своей научной ценности.

Большой вклад в развитие белорусской исторической науки в это время внесли м.к.любавскии (1860 — 1936 гг.), м.в.довнар-запольский (1867 — 1934 гг.), в.и.пичета (1878 — 1947 гг.) И другие ученые. Работа м к. Любавскогок «очерк истории литовско-русского государства до люблинской унии включительно» (1915 год) не утратила значения и в настоящее время.

После первой русской революции появилась и первая обобщающая работа по истории белоруссии в.ю.ластовского. Опубликованная сначала на страницах газеты «наша нива», а затем изданная в 1910 году в вильно отдельной книгой. В ней были сформулированы основные положения новой концепции истории белоруссии, которых придерживалась народническая интеллигенция в конце xix — начале xx века.

В конце xix—начале xx веков оживилась выставочная деятельность. В 1899 году в витебске экспонировались произведения выдающегося русского художника и.е.репина, который в это время жил в имении здравнево около витебска, ю.м.пэна и других художников. Большую роль в художественной жизни белоруссии сыграла передвижная выставка, открытая в 1899 году. На ней экспонировались картины и.е.репина, н.а.касаткина, а.е.архипова и других художников. Активную выставочную деятельность развернуло общество любителей искусств в период нарастания революционного кризиса и революции 1905 —1907 годов. На выставках экспонировались преимущественно произведения реалистического искусства — живописи, графики и скульптуры.

В белоруссии в начале xx века работала сравнительно небольшая группа живописцев, графиков и скульпторов. После окончания академии искусств в витебске поселился ю.м. Пэн (1856 — 1937 гг.). Он здесь создал много пейзажей и портретов, произведений на темы из жизни ремесленников и мелких торговцев. Художник стремился правдиво показать жизнь простого народа. Рассказать о его радостях и невзгодах, о любви к труду. Большую известность приобрели его произведения «часовщик - «в тюрьме», «после забастовки». Пэн хорошо был известен и как педагог. В его мастерской получили художественное образование несколько юношей, которые в будущем стали профессиональными художниками.из произведений живописи того времени обращает на себя внимание своим демократическим направлением «рабочий вопрос» и.трутнева, «погром» я.кругера и другие.

Благотворное влияние на развитие белорусской живописи оказал художник, уроженец белоруссии в.к.бялыницкий-бирюля. Он написал много лирических пейзажей русской и белорусской природы. Несколько картин из жизни белорусского народа написал и.е.репин, который жил здесь е конце xix века.

В области пейзажа активно работали художники — уроженцы белоруссии ф.рушчиц, г.вейсенгоф, с.жуковскии. К.стабровскии и другие. На их творчество наложила отпечаток учеба у передовых русских художников. Рушчиц учился у и.шишкина и а.куинджи. К.стабровскяй — у и.е репина, с жуковский — у и.левитана. Их творчеству характерны также прогрессивные достижения французских импрессионистов, широко использовавших в живописи свет и воздух, и польских художников, работы которых отличались высокой культурой цветового решения, подчеркнутой декоративностью и лаконизмом композиционного построения.

Автором многочисленных эмоционально выразительных пейзажей был профессор живописи фердинанд рушчиц (1870 -1936 гг.}. Уроженец ошмянского уезда виленской губернии. Большим художественным мастерством отличаются его картины с. Земля», и эмигранты», «старая мельница», в которых звучат и социальные мотивы. Живописное наследие рушчица очень большое. Много его этюдов и картин сохраняется в музеях белоруссии, в вильно, львове, варшаве. Кракове

Из произведений г.вейсенгофа наиболее известными являются «снеге», и «белорусское кладбище». С.жуковского — «неман», «осенний вечер» и другие. В книжной графике в это время успешно работали с богуш-сестрацевич, к кастровицкии, а.каменский. В историческом жанре работал я. Дроздович. Он создал графическую серию «древнее строительство в белоруссии», портреты полоцких князей

В витебске родился и провел первые годы своей творческой жизни марк шагая (1887 — 1985 гг.), эмигрировавший позже во францию и получивший там мировую известность б витебске он написал такие свои картины, как «я и деревня» (1911 год), «над витебском» (1914 год), «именины» (1915 год) и другие.

Медленнее живописи и графики развивалась скульптура. В скульптуре в это время выступало несколько мастеров, среди них известные художники я. Дроздович и к.кастровицкий. Кроме того, в деревне работали несколько резчиков по дереву и мастеров керамической скульптуры (а.захаревич, в костюшко и другие). Успехом пользовалась монументальная скульптура. Б 1908 году около деревни лесная был установлен памятник по случаю 200-летия победы русских войск над шведами. Памятники, посвященные войне 1812 года, были возведены в витебске и кобрине.

В декоративно-прикладном искусстве наблюдался спад. Пользовалось спросом только художественное стекло. В белоруссии в начале xx века работало более 30 крупных предприятий по производству стекла. Высокохудожественной продукцией славились стеклозаводы «неман а», «неман б», «борисов», «новка» и другие.

В начале xx века произошли некоторые качественные изменения и в области архитектуры. Основными строительными материалами по-прежнему являлись кирпич и дерево. Но шире стали использоваться чугун, железо, железобетон, особенно в строительстве многоэтажных зданий. По-прежнему в архитектуре господствовала эклектика — использование деталей и форм архитектуры различных стилей и эпох. Сооружения перегружались декоративными деталями и орнаментами, органично не связанными с самим зданием. В таком «стиле» строились особняки буржуазии, доходные дома, здания контор и учреждении. Примером такого «стиля» могут служить дом на углу улиц кирова и володарского в минске, крестьянского поземельного банка в витебске и другие.

Прогрессивное направление в архитектуре базировалось на традициях классицизма. В этом отношении характерно здание на углу ленинского проспекта и улицы урицкого в минске (архитектор г.гай). В цепом архитектура белоруссии в этот период не отличалась высокими художественными ценностями.

В начале xx века в городах белоруссии получило распространение кино. В минске в 1912 году работали уже три кинотеатра— «модерн», «эдан» и «гигант». В них демонстрировались неозвученные кинокартины.

Таким образом, несмотря на неблагоприятные условия, культура белоруссии в 1900 — 1917 годах сделала значительный шаг вперед в своем развитии и приобрела национальную выразительность.

Живопись беларуси 20 век развитие белорусской живописи в xx веке происходило в острой борьбе различных направлений и школ, что было особенно характерно для начала столетия. В это время мастера старшего поколения продолжали творить в манере поздних передвижников, молодые художники, в свою очередь, негативно относились к реалистическим традициям прошлого, пытаясь найти свои стили и направления в искусстве. Своеобразной лабораторией нового изобразительного искусства беларуси в послереволюционные годы стал витебск. Здесь в 1918 году открылась народная художественная школа, одним из организаторов которой, а позже руководителем являлся марк шагал (1887—1985). Через школу прошла целая плеяда известнейших художников — л. Лисицкий, в. Ермалаева, к. Малевич и другие. Последний приехал в витебск в 1919 году и стал родоначальником нового направления живописи — супрематизма. В его основу был положен принцип нового представления об объеме и плоскости, покое и движении, что отчетливо проявилось в картине к. Малевича «черный квадрат». В 1922 году художественная школа была реорганизована в художественно-практический институт. М. Шагал и многие другие художники покинули витебск и уехали за границу.

Определяющим жанром белорусской живописи первой половины xx века стали картины на историко-революционные темы, а также произведения, отражавшие социалистическое строительство в ссср. В таком жанре, к примеру, работал выпускник петербургской академии художеств валентин волков (1881-1964). Художник написал ряд картин, посвященных значительным событиям в жизни белорусского общества. Среди них можно назвать полотно «партизаны», а также портреты в.и. Ленина, м. Богдановича и др. К этой же тематике принадлежат произведения «вступление красной армии в минск» и. Ахремчика, «курловский расстрел» и. Давидовича, «белорусские ткачихи» е. Красовского, портреты председателей цик и снк бсср, портреты я. Купалы и я. Коласа художника я. Крюгера и т.д. В историческом жанре работал м. Филипович. Его картины «битва на немиге», «восстание кастуся калиновского» отражают важнейшие события в жизни белорусского народа.

В послевоенный период в изобразительном искусстве беларуси разрабатывалась тема войны, подвига народа в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами. Этой тематике посвящены многие картины е.зайцева: «герой советского союза константин заслонов в партизанском штабе», «парад белорусских партизан в 1944 году в минске», «стоять насмерть», «оборона брестской крепости в 1941 году» и др. Теме великой отечественной войны посвящены полотна «минск. 3 июля 1944 года» в. Волкова, «помощь москвы партизанам» е. Тихоновича, «за родную беларусь» в. Суховерхова, «константин заслонов» в. Хрусталева и мн. Др.

В 60-е годы заявила о себе большая группа молодых художников, выпускников учебных заведений ленинграда и москвы (м. Савицкий, м. Данциг, и. Стасевич), а также выпускников художественного факультета белорусского театрально-художественного института (в. Громыко, б. Аракчеев, л. Щемелев и другие), ставших со временем ведущими художниками республики. Именно в это время на суд общественности впервые представил свои картины михаил савицкий, центральной темой творчества которого стала партизанская жизнь оккупированной беларуси. Особое место среди картин занимают полотна цикла «партизанская мадонна», в которых художник воплотил образ республики-партизанки. В 80-е годы на суд зрителей м. Савицкий представил серию картин «цифры на сердце», отразивших ужасы фашистских концентрационных лагерей (художник был узником концлагерей бухенвальд и дахау).

В архитектуре беларуси начала xx века появился ряд зданий, олицетворявших направление конструктивизма. В этом стиле были построены: государственная библиотека в минске (архитектор г. Лавров, 1929—1934 гг.), дом печати в минске (1931 г.) И др. В стиле классицизма творил один из самых известных белорусских архитекторов и. Лангбард. По его проектам и с его участием в 30-е годы в минске были возведены дом правительства, дом красной армии (дом офицеров), оперный театр, здание президиума академии наук. В таком же стиле построено здание цк кп белоруссии (теперь резиденция президента рб) (архитекторы а. Воинов, в. Вараксин).

В послевоенное время на территории беларуси было построено большое количество сооружений, призванных запечатлеть подвиг народа в великой отечественной войне. Большинство архитекторов вновь обратилось к классицизму, добавив к нему значительно количество пластического декора (лепные украшения, фасадная скульптура и т.д.). Кроме этого, ряд зданий был сооружен в стиле модерна, в частности ансамбль застройки проспекта им. Ф. Скорины (архитекторы в. Кароль, в. Вараксин, и. Фомин, б. Рубаненко и другие).

В 60—70 годах в архитектуре беларуси стало распространяться стекло и бетон. В это время были возведены здания вднх бсср в минске (архитекторы л. Левин, ю. Градов), дворца спорта (архитекторы с. Филимонов, в. Малышев), а также памятники я. Купале, монументальный ансамбль на площади я. Коласа в минске, курган славы и др. В 80-е годы застройка многих микрорайонов столицы и других городов стала приобретать силуэтность и цветовое оформление, а также выразительность форм и отточенную пластику. Это микрорайоны «немига», «зеленый луг», «юго-запад», «запад» и т.д. В последние время в архитектуре общественных зданий стали преобладать спокойные и уравновешенные композиции, монументальность форм, классичность стиля (например, дворец республики).

В 90-е годы в республике беларусь были начаты процессы национального и культурного возрождения. Многие белорусские музыканты, писатели, живописцы, скульпторы возвращаются к историческому наследию, воплощая в своих произведениях самобытность, неповторимость, уникальность белорусской нации, осмысливая место беларуси в мировом сообществе, ее значение в истории человечества

 

Кинематограф белоруссии

Демонстрация фильмов в белоруссии началась в конце xix века. В начале xx века действовало уже 56 частных кинотеатров[1]. Первый кинотеатр в минске открыл в 1900 году предприниматель рихард штремер в доме раковщика на захарьевской улице. Первоначально в нём демонстрировались диапозитивы, потом немые фильмы. В 1908 году сам начинает снимать хроникально-документальные фильмы: «манёвры мвпо».. Кинооператоры минского кинотеатра «гигант» снимают в 1910—1912 годах свои фильмы: «200-летие царского села», полёты русского авиатора уточкина над комаровским полем в минске, «крушение поезда на станции рудники»[2].

В 1918 году кинооператоры москвы и петрограда отсняли ряд сюжетов в городах белоруссии, создали хроникальные ленты: «мирные переговоры в брест-литовске», «беженцы в орше». В 1918 году кинотеатры, частные фильмотеки, кинематографическое оборудование и материалы были национализированы. В витебской губернии кинофотосекция сделала попытку наладить собственное кинопроизводство: в мае 1920 года во время «недели трудового фронта» проводились съёмки работ на железной дороге на берегу западной двины, в расположении частей 15-й армии под витебском[1].

Летом 1922 года приказом народного комиссара просвещения бсср было создано управление по делам кинематографии — «киноресбел» (кино республики белоруссии). Через год было ликвидировано. В мае 1924 года на кооперативных началах возникла новая организация — «белорусское пролеткино».ликвидировано.

17 декабря 1924 года создано управление по делам кино при народном комиссариате просвещения бсср — «белгоскино» (эта дата отмечается как день белорусского кино)[3]. Кинопроизводство в бсср началось с хроники и научно-популярных фильмов. В 1925 году были запечатлены первомайские торжества в минске, также снимались: vii всебелорусский съезд советов, ix съезд кп(б)б, 2-я сессия цик бсср в витебске, открытие белорусской сельско-хозяйственной академии в горках, организация первой коммуны и др.[1] появлялись учебные и научно-популярные фильмы: «в здоровом теле — здоровый дух» (м. Леонтьев, 1925), «мелиорация бсср» (м. Леонтьев, 1925)[2], «такая наша беларусь» (е. Петров, 1927)[1].

В 1928 году «белгоскино» организовало студию художественных фильмов «советская беларусь», которая из-за отсутствия технической базы на родине была временно размещёна в ленинграде, где для этих целей было арендовано здание театра «кривое зеркало»[4]. Опираясь на ленинградские кадры кинематографистов сравнительно быстро был налажен регулярный выпуск игровых картин. Советский киновед николай лебедев негативно расценивает такой шаг. Кинопроизводство оказалось оторванным от национальной почвы. Вместо того, чтобы строить кинофабрику дома и формировать свои национальные творческие кадры, упор был сделан на режиссёров, которые вообще не знали истории и быта белорусского народа. На фабрике образовалась большая текучка кадров, только с 1926 по 1930 год через неё прошло около двадцати режиссёров и большинство их работ не было посвящено белорусской теме[5]. Только в 1939 году студия художественных фильмов была переведена в минск[4].

Первый игровой художественный фильм «лесная быль» был снят в 1926 году и посвящён борьбе белорусского народа с иностранными захватчиками в 1920-м году. Режиссёра юрия тарича, создавшего эту экранизацию повести михася чарота «свинопас», называют основоположником белорусского кино. Тема борьбы народа за социальное и национальное освобождение стала ведущей в кинематографе республики в 20—30-х годах. Знаковые фильмы по этой тематике в 20-е — «кастусь калиновский» (владимир гардин, 1928), «сосны шумят» (леонид молчанов (белор.)Русск., 1929), «в огне рождённая» (владимир корш-саблин, 1930)[1].

«белгоскино» было одной из первых киноорганизаций в советском союзе, которая взяла на вооружение мультипликацию как средство политической пропаганды. В 1927 году был выпущен фильм «октябрь и буржуазный мир» (не сохранился). Картина вышла к 10-летнему юбилею великого октября и иллюстрировала основные этапы истории советской россии вплоть до 1927 года[2].

30-е годы в 1930-е годы продолжается развитие темы национального и социального освобождения: «первый взвод» (владимир корш-саблин, 1933), «балтийцы» (александр файнциммер, 1937), «одиннадцатое июля» (юрий тарич, 1938)[1].

В конце 20-х—начале 30-х годов создаются фильмы по теме современности: «рубикон» (владимир вайншток, 1930), «женщина» (ефим дзиган, 1932), «дважды рождённый» (эдуард аршанский, 1934), «золотые огни» (владимир корш-саблин, 1935), «путь корабля» (юрий тарич, 1935), «искатели счастья» (владимир корш-саблин, 1936). Большую роль в разработке современной тематики в кино сыграли агитпропфильмы. Создавались специальные фильмы для детей, лучшие из них — «полесские робинзоны» (и. Бахарь и леонид молчанов, 1934), «концерт бетховена» (владимир шмидтгоф, 1937)[1]. Заметные комедии второй половины 30-х — «девушка спешит на свидание» (михаил вернер и сергей сиделёв, 1936), «моя любовь» (владимир корш-саблин, 1940).

Кадр из фильма «медведь», 1938 10 ноября 1930 года премьера первого белорусского экспериментального звукового фильма — «переворот». Главным режиссёром этой документальной ленты с символическим названием стал юрий тарич. Фильм представляет собой набор из пяти сюжетов, демонстрировавших возможности звукового кинематографа: речь председателя снк бсср, декламация поэмы, концерт, звуковая хроника и политический шарж «приключения алёнки на границе»[2].

В 30-е годы большое внимание уделялось постановке фильмов по литературным произведениям, были поставлены фильмы «поручик киже» (александр файнциммер, 1934) экранизация повести юрия тынянова по известному историческому анекдоту, «соловей» (эдуард аршанский, 1937) по повести змитрока бядули, «маска» (сергей сплошнов, 1938), «налим» (сергей сплошнов, 1938), «медведь» (исидор анненский, 1938) и «человек в футляре» (исидор анненский, 1939) по произведениям антона чехова[1]. Всего до 1941 года студиейигровых фильмов было снято около 60 картин.

Военное время[править | править код] в годы великой отечественной войны белорусские кинодокументалисты участвовали в съёмках фильмов «разгром немецких войск под москвой», «день войны», «народные мстители», «бой за витебск», «минск наш», «бобруйский котёл». Операторы кинохроники (моисей беров, и. Вайнерович, владимир цитрон и владимир цеслюк) в составе центральной студии документальных фильмов снимали фронтовые репортажи. Партизанскую кинолетопись создали операторы минской студии кинохроники и др. Студий страны: николай быков, е. Комаров, оттилия рейзман, мария сухова, семён школьников и др[1]. Организованная в алма-ате на базе центральной объединённой киностудии группа творческих работников белорусского кино создала альманах «белорусский киносборник» (владимир корш-саблин и юрий тарич, 1942). В 1942—1944 годах группа белорусских кинодеятелей на базе центральной студии документальных фильмов выпускала киножурнал «советская белоруссия», в 1944 году сняла полнометражный документальный фильм «освобождение советской белоруссии» (владимир корш-саблин и николай садкович) и фильм-концерт «живи, родная беларусь!» (владимир корш-саблин и николай садкович)[1].

Послевоенные годы. Беларусь фильм в 1945 году киностудия художественных фильмов «советская беларусь» возобновила свою деятельность. В 1946 году её переименовали в «беларусьфильм». Первые годы после войны большей частью выпускались документальные фильмы и киножурналы. Первой большой творческой удачей послевоенного периода стал художественный фильм о герое минувшей войны — «константин заслонов» (владимир корш-саблин и александр файнцимме, 1949), другая крупная работа на тему войны: «часы остановились в полночь» (николай фигуровский, 1958)[1].

В первой половине 50-х годов экранизируются театральные постановки: «павлинка» (александр зархи, 1952), «поют жаворонки» (владимир корш-саблин и константин санников, 1953), «кто смеётся последним?» (владимир корш-саблин, 1954)[1].60-е годы[править | править код]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.045 с.)