Культура Казахстана в 50-80-е гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Казахстана в 50-80-е гг.



Развитие системы образования. Хрущевские идеи приближения умственного и физического труда и укрепления связи между школой и производством привели к проведению в конце 50-х-начале 60-х годов радикальной реформы образования. В 1958 г. был принят союзный закон, продублированный в 1959 г. республиканским Законом «Об укреплении связи школы с жизнью». Согласно ему, вместо семилетнего и десятилетнего образования вводилось обязательное восьмилетнее образование, по завершению которого выпускники обязаны были три года проработать на заводах или в сельском хозяйстве, совмещая работу с учебой или учиться в средних политехнических школах с производственным обучением. Поступление в вузы теперь обусловливалось производственным стажем, а не теоретической подготовкой абитуриентов. В Казахстане переход к новой системе был завершен в 1962-

1963 гг.

Эта реформа вызвала неоднозначные последствия. Усилилась текучесть кадров на производстве, где увеличилось число рабочих - «транзитников» на пути в вузы. Падал престиж высшего образования, ученые и интеллигенция использовались на физических, непроизводительных работах в ущерб их профессиональной деятельности.

В 1964 г. некоторые положения этой реформы были пересмотрены, и вводилось обязательное среднее десятилетнее обучение, начинают разрабатываться новые учебные программы и планы, в 1970 г. утверждается Устав средней общеобразовательной школы, по которому вводилось три ступени обучения - начальное (до 3 класса), восьмилетнее и среднее (10 лет). Выпускники восьмилетних школ могли продолжать обучение в десятилетней школе или профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях, после чего имели право поступить в вуз.

В 70-х годах происходит уменьшение числа школ при увеличении числа учащихся. Так, в 1966 г. в 10728 школах обучалось 2852 тыс. учеников, в 1976 г. в 9604 школах - 3346,4 тыс. учеников, а в 1979 г. в 8910 школах - 3257,2 тыс. учеников. С середины 70-х годов наблюдается тенденция уменьшения количества учащихся, что было вызвано демографическими причинами.

Продолжала развиваться система высшего образования. В 1959 г. в целях централизации управления вузами республики был образован государственный комитет, преобразованный затем в Министерство высшего и среднего специального образования Казахстана. Увеличивалось количество вузов. Если в 50-х годах в республике было 26 высших

323

учебных заведений, то к 1980 г. их численность увеличилось до 55, в которых обучалось свыше 250 тыс. человек.

Наука. Все научные учреждения Казахстана в 50-х-80-х годах делились на две группы - собственно казахстанские и учреждения центрального подчинения, работающие на территории республики. Последние осуществляли преимущественно разработки военного характера. Огромным успехом советской и казахстанской науки стало осуществление космической программы. 4 октября 1957 г. с космодрома Байконур был выведен на орбиту Земли первый искусственный спутник. 12 апреля 1961 г. с территории Казахстана поднялся космический корабль с первым в мире космонавтом Ю. Гагариным.

Развивалась и казахстанская теоретическая наука. С 1972 г. Астрофизический институт АН КазССР стал ведущим в СССР по проблеме изучения планет-гигантов, динамике и физике галактик, изучались проблемы развития звездных систем. В 1967 г. начал действовать первый в республике ядерный реактор, в Институте ядерной физики начал разрабатываться широкий круг вопросов, связанных с физикой твердого тела, радиационной физики и радиохимии. В 1970 г. из института выделилось самостоятельное учреждение, занимающиеся проблемами физики высоких энергий. Успешно развивались химические, геологические, биологические науки, география и почвоведение. Одно из ведущих мест в стране заняли исследования казахстанских ученых-медиков, энергетиков, кибернетиков. Сложным было положение гуманитарных наук, где ощущался сильный пресс идеологических догм и установок. Более динамично шли исследования в области казахского языкознания и антропологии.

В целом в 1978 г. в Казахстане было более 200 научных учреждений, в которых работало более 30 тыс. научных работников. В республике трудились 707 докторов и 10840 кандидатов наук. 7 ученых стали Героями Социалистического Труда, 18 ученых получили Ленинские, более 70 — Государственные и Республиканские премии.

Литература. В 50-80-е годы развитие казахской советской литературы продолжалось и характеризовалось продолжением и усилением контроля над писателями и поэтами партийно-советской бюрократической машины. В 1954 г. прошел 3-й съезд писателей Казахстана и 2й Всесоюзный съезд, призвавший к изучению действительности на основе «творческого овладения марксизмом-ленинизмом». Своеобразной демонстрацией достижений казахстанской культуры стала Декада казахской литературы и искусства в Москве в 1958 г.

Огромную роль в развитии литературы сыграл выдающийся писатель М. Ауэзов, завершивший в 50-х годах четырехтомный роман «Путь

324

Абая». В 1959 г. этот труд был отмечен Ленинской премией. Государственной премии были удостоены роман-трилогия Нурпеисова «Кровь и пот» и работы Ж Молдагалиева. Важное место в казахской литературе этого периода заняли работы на историческую тематику, прежде всего, роман-трилогия И. Есенберлина «Кочевники» и труды А. Алимжанова, С. Муканова, С. Маркова, Д. Снегина и М. Симашко.

В этот период становятся известными имена писателей Б. Мачышулы, Т. Ахтанова, Ш. Муртазаева, А. Кекилбаева, 3. Шишкина, И.Шухова, Г.Бельгера и много других. Появились талантливые поэты Г. Кайрбеков, С. Мауленов, М. Макатаев, А. Тажибаев, М. Шаханов, К. Мырзалиев. Своеобразным и интересным было творчество О.

Сулейменова, испытавшего на себе все приемы и методы советского «руководства» литературой. Его книга-исследование «Аз и Я», вышедшая в 1974 г., стала объектом критики, признана вредной в идейнополитическом плане и была фактически запрещена.

В послевоенное время начинается новый этап в изучении литературного наследия казахского народа. В 1957 г. было принято специальное постановление ЦК Компартии Казахстана, посвященное этому вопросу, и в республике начались работы по сбору и публикации образцов народного творчества и произведений поэтов и писателей прошлого, была издана 3-томная история казахской литературы.

Музыка, театр и кино. 50-е-70-е годы нашего столетия стали временем дальнейшего развития казахского музыкального искусства. В республике в этот период работали Академический театр оперы и балета им. Абая, Государственная филармония, Хоровая капелла, Академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы, Ансамбль песни и танца. Симфонический оркестр, эстрадные ансамбли «Гуль-

дер», «Дос-Мукасан», «Айгуль».

Мировую известность получили казахские певцы, народные артисты СССР Б. Тулегенова, Р. Багланова, Р. Жаманова, Е. Серкебаев, музыканты сестры Накипбековы, А. Мусаходжаева, Г. Кадырбекова, дирижер Т. Мынбаев, певцы М. Мусабаев, Р. Жубатурова, Н. Усенбаева, А. Днишев, Р. Рымбаева, Г. Есимов, Е.Хасангалиев, Н.Нусипжанов и другие. Продолжало развиваться оперное и балетное искусство, созданы оперы К. Кужамьярова и Н. Тлендиева «Золотые горы», С. Мухамеджанова «Айсулу», балеты Г. Жубановой «Легенда о белой птице» и «Хиросима» и многие другие. Казахстанские композиторы создают ряд симфонических произведений. Симфоническая поэма К. Кужамьярова «Ризвангуль» была удостоена Государственной премии Казахской ССР. В 60-е и 70-е гг. получает новый импульс балетное искусство, что было связано с творчеством талантливого балетмейстра Б. Аюхапова. Песенный жанр обогатился произведениями Ш.Калдаякова, многие песни на его музыку превратились в народные, а песня «Мен'щ К,азакстаным» (Мой Казахстан), написанная им на слова Ж.Нажметдинова стола неофициальным гимном республики.

В республике в 50-е-70-е гг. работал ряд профессиональных театров, в т.ч. Казахский, Русский театр драмы. Уйгурский театр музыкальной комедии, Корейский музыкально-драматический театр, ТЮЗ, театр кукол, областные казахские театры в Аркалыке, Гурьеве, Джамбуле, Караганде, Кызыл-Орде, Семипалатинске, Талды-Кургане и Чимкенте, областные русские театры в Актюбинске, Джамбуле, Караганде, Кокчетаве, Кустанае, Павлодаре, Петропавловске, Семипалатинске, Талды-Кургане, Уральске, Усть-Каменогорске, Целинограде и Чимкенте. В 1980 г. в республике был открыт Немецкий театр драмы (г. Темиртау).

Гордостью сцены не только казахстанских, но и союзных театров стали А.Ашимов, К.Байсеитов, Н.Жантурин, Т.Жайлыбаев, КЖуанышпаев, А.Молдабеков, И.Ногайбаев, Б.Римова, А.Умирзакова и др.

Рассматриваемый период стал временем расцвета казахского кинематографа. В 1955-79 гг. было снято более 70 фильмов, среди которых «Наш милый доктор» (Ш. Айманов, 1957), «Сказ о матери» (А. Карпов, 1963), «Выстрел на перевале» (Б. Шамшиев, 1968), «Кыз Жибек» (С. Ходжиков, 1970), «Конец атамана» (Ш. Айманов, 1970), «Транссибирский экспресс» (Э. Оразбаев, 1977) и другие. Большая работа велась по дублированию фильмов, снятых на киностудиях других республик СССР.

В целом развитие культуры в 50-80-е гг. было процессом неоднозначным. Вместе с несомненными успехами в различных сферах, в области культуры были заметны явные кризисные тенденции, вызванные прежде всего национальной политикой СССР. Шло постепенное сокращение сферы применения казахского языка. 95% книг и 70% телепередач выходили на русском языке, на нем велось все делопроизводство. В 60-е-70-е гг. русский язык стал основным языком вуза и науки, началось сокращение количества школ с казахским языком обучения. В итоге сложилась ситуация, когда около трети казахов в конце 70-х годов вообще не знали родного языка. Это привело к сокращению аудитории казахскоязычных литераторов, общему ощущению дискомфорта в межэтнических отношениях.

 

КаЗАХСТАН В ПЕРИОД КРИЗИСА И РАСПАДА СССР

Общий кризис советской системы привел к осознанию властями в середине 80-х г. необходимости коренных реформ, прежде всего, в сфере экономики. Приход к власти в 1985 г. М. Горбачева ознаменовался провозглашением нового курса во внутренней политике под тремя основными лозунгами: «гласность», т.е. ослабление цензуры и доступ к ранее запретной информации, «ускорение», т.е. ускорение темпов развития экономики, и «перестройка», т.е, реконструкция политической и экономической системы.

1. Политические процессы в Казахстане

Социально-политическая ситуация в Казахстане в 1985-86 гг. отличалась относительной стабильностью, т.к. экономическая ситуация в республике была несколько лучше, чем в целом по СССР. Это было вызвано наличием большого количества предприятий центрального подчинения с централизованным, т.е. более лучшим обеспечением продуктами и товарами народного потребления. Поэтому народный протест против методов руководства республикой со стороны Москвы был для властей полной неожиданностью.

Декабрьские события 1986 г. Руководство КПСС и СССР не собиралось коренным образом реформировать ни политические, ни экономические отношения, стремясь ограничиться лишь «обновлением» социализма. Вместе с тем, изменения стиля руководства, большая открытость правящей верхушки, постоянные призывы Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева к демократизации системы, выборному началу, вызвали огромный энтузиазм у народа, уставшего от бесконечного правления партийной олигархии. Однако события 1986 года показали, что все декларируемые изменения мало касались стиля и методов управления, по-прежнему основанных на терроре и репрессиях.

Уже в конце 1985 - начале 1986 гг. в Казахстане и Москве начала звучать критика в адрес руководства республики и лично против первого секретаря ЦК Д. Кунаева, которому в то время было около 75 лет. Все понимали необходимость смены правящей верхушки, тем более, что об этом говорили и московские правители. Однако ожидалось, что это произойдет демократическим путем, поэтому дальнейшие события справедливо были расценены народом как нарушение властью самой же провозглашенных принципов.

15 декабря в Алма-Ату прибыл член ЦК КПСС Г. Разумовский и первый секретарь Ульяновского обкома партии Г. Колбин. 16 декабря на Пленуме ЦК Компартии Казахстана было объявлено о рекомендовании высшими партийными органами Колбина на пост республиканского первого секретаря. Партийная верхушка Казахстана без обсуждения проголосовала «за» и таким образом, в нарушение всех партийных норм и устава, главой республики был избран человек, не только не связанный с Казахстаном и не знавший местных условий, но даже не стоящий на учете ни в одной из местных партийных организаций и не имеющий казахстанской прописки. Это было воспринято как оскорбление казахского народа и вызвало стихийный протест.

7—18 декабря 1986 года молодежь Алма-Аты вышла на улицы, чтобы выразить протест против игнорирования интересов республики. Демонстрация была мирной, никаких антигосударственных или антиправительственных лозунгов не было, граждане осуществляли свое конституционное право, однако власти, не желающие идти на диалог, прибегли к террору и репрессиям, бросив против демонстрантов войска и милицию. Тем самым вновь были грубо нарушены Конституция и советские законы. Власти намеренно разжигали межнациональную рознь, вооружив железными прутьями и обрезками кабеля дружины, составленные из русскоязычных рабочих промышленных предприятий и натравливая их на демонстрантов-казахов. По некоторым источникам, в ходе трагических событий 17-18 декабря погибло более 150 демонстрантов, в лечебные учреждения Алматы попали 540 человек, более 200 были госпитализированы, различные телесные повреждения получили более 1700 человек. При разгоне демонстрации были использованы саперные лопатки, служебные собаки, людей на морозе обливали водой, избивали задержанных, многих полураздетыми вывезли и оставили за городом. Весть о разгоне демонстрации всколыхнула весь Казахстан, во многих городах республики прошли аналогичные выступления, также силой подавленные властями.

За кровавым подавлением народного выступления последовали жестокие репрессии. Около 900 человек были наказаны в административном порядке, в уголовном порядке было осуждено 99 человек, среди них 18-летний К. Рыскулбеков, погибший в тюремных застенках. Только в столице 264 человека были исключены из вузов, 758 человек - из комсомола и 52 человека - из партии. Комсомольские и партийные взыскания получили около 1400 человек. Из органов внутренних дел было уволено 1200 человек, из транспортных и медицинских учреждений - более 300 человек. Своих постов лишились 12 ректоров вузов. Следствие и суд проходили с грубейшими нарушениями процессуальных норм, власти начали беспрецедентную в послесталинское время волну репрессий и гонений на национальную интеллигенцию.

В начале 1987 г. было принято постановление ЦК КПСС, в котором происшедшее объявлялось проявлением «казахского национализма». Нарушением конституционных принципов равенства граждан независимо от национальности стала практика процентного квотирования рабочих мест и приема в вузы, введенная в 1987 году. Демагогические заявления Г. Колбина об интернационализме и необходимости изучения казахского языка сопровождались закрытием доступа к образованию и престижной работе представителям коренной национальности, поиском «националистов»и «коррупционеров».

Политическая ситуация в 1987-1989 гг. Последекабрьский период был ознаменован в Казахстане усилением тоталитарных и репрессивных функций государства. Одновременно с демагогическими заявлениями Г. Колбина началось новое избиение национальной интеллигенции, обвиненной в организации декабрьских выступлений. Усилилась «охота за ведьмами», поиск «националистов» и «коррупционеров», преследованиям подверглись академики У. Джолдасбеков и Н. Нади­

ров, ученый-антрополог О. Исмагулов. Прием в вузы и на работу стал осуществляться по процентным квотам по национальному признаку, что на деле закрывало доступ к образованию и престижной работе представителям коренной национальности, составлявшим в городах абсолютное меньшинство.

Вместе с тем, процессы, проходившие в Москве, вели к ослаблению партийной власти и росту политической активности населения. ВС СССР 1 декабря 1988 года внес изменения в Конституцию, по которым в качестве высшего органа государственной власти создавался Съезд народных депутатов. Верховный Совет превратился в постоянно действующий законодательный, представительный и исполнительный орган, избираемый съездом и подотчетный ему. Таким образом, воссоздавались основные принципы организации высших органов управления, существовавшие в первые десятилетия советской эпохи и отрицающие принцип разделения властей. Появился принципиально новый орган - Комитет конституционного надзора, призванный выявлять несоответствия Конституции законов и других норма­

тивно-правовых актов.

После ослабления партийного диктата начинается закономерный процесс усиления самостоятельности республик, тем более, что провозглашенный курс на построение рыночной экономики вел к децентрализции управления хозяйством. В то же время, московские власти пытались сохранить единство Союза. Нерешенность вопросов государственного устройства, разграничения полномочий Союза и республик, половинчатость экономических реформ и откровенно антидемократический стиль руководства Г. Колбина привели Казахстан к общему кризису, выход из которого был в расширении самостоятельности.

Несмотря на преследования властей, в республике в 1987-88 гг. начали формироваться неформальные организации, принявшие первоначально форму экологических движений. Во-первых, в условиях колбинского террора политические организации были под запретом, вовторых, экологические проблемы республики народ справедливо связывал со всевластием центральных ведомств и министерств и игнорированием интересов республики.

В конце 1988-начале 1989 года началось объединение и политизация экологических движений. В феврале 1989 г. по инициативе О. Сулейменова возникло антиядерное движение Невада-Семипалатинск, выступающее за прекращение испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Начали консолидироваться другие движения и организации -Адилет, Мемориал, Некст-Стоп. Попытки властей в конце 1988-начале 1989 гг. организовать травлю неформальных общественных организаций в Казахстане прекратились только с приходом к власти Н. Назарбаева. Летом 1989 г. окончательно скомпрометировавший себя Г. Колбин был отозван в Москву, а первым секретарем республиканского ЦК был избран Н. Назарбаев.

Политическая ситуация в период распада СССР. События 1990-

1991 гг. показали нежелание руководства СССР идти на серьезное реформирование отношений между Центром и республиками и реальное изменение политической системы. По-прежнему отрицалась многопартийность, подтверждался курс на строительство социализма. Все это входило в противоречие с растущей либерализацией общества, ростом политической активности масс и осознанием ими необходимости коренных реформ. Эта активность выразилась в создании целого ряда политических партий и организаций, тем более, что некоторые из них поддерживались новыми властями Казахстана. Так, «Невада-Семипалатинск» переходит к массовым формам протеста, в Алматы и регионах организуются общества Казак, mini, ставшие в короткий срок одними из наиболее крупных в республике. Весной 1990 года ряд социал-демократических организаций объединились в Социал-демократическую партию Казахстана. В конце мая был создан оргкомитет национально-демократического движения Азат, учредительный съезд ко­

торого состоялся в июне.

Летом-осенью 1990 г. движение «Азат» стало крупной политической силой, выступающей за полную государственную независимость Казахстана. В то же время возникают и радикальные политические организации - Ж е. 1 токсин и Алаш, казачьи объединения. В противовес национально-демократическим организациям в Алматы создается движение Единство. Озабоченный растущим напряжением в обществе Н. Назарбаев в конце сентября 1991 г. провел встречу с представителями наиболее влиятельных партий и движений, на которой было достигнуто соглашение о годичном моратории на проведение массовых акций протеста в столице.

Одновременно с ростом политической активности масс набирал темпы процесс развала СССР. Переход к рыночной экономике требовал децентрализации политической системы, но московские власти этому противились. Многочисленные проекты нового союзного договора не устраивали республики. Фактический кризис центральных властей привел к самостоятельным шагам местных лидеров. 24 апреля 1990 года был принят Закон «Об учреждении поста Президента», по которому в Казахстане появилась должность главы государства и начинают формироваться независимые ветви власти.

Важнейшим нормативно-правовым актом стала Декларация о государственном суверенитете, принятая 25 октября 1990 года. Она провозгласила право Казахстана приостанавливать на своей территории действие законов и других актов высших органов Союза, нарушающие его суверенные права и Конституцию. Объявление исключительной собственности республики на все природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал позволило Казахстану проводить самостоятельную экономическую политику. Впервые Декларация отказывается от классового подхода к определению социальной основы государства и провозглашает национальный характер государственности. Кроме того, в документе содержались положения, закрепляющие необходимость осуществления принципа разделения властей и международной правосубъектности Казахстана.

Следующим шагом на пути реформирования государства стал Закон «О совершенствовании структуры государственной власти и управления» от 20 ноября 1990 года. Согласно нему Президент объявлялся главой исполнительной и распорядительной власти, вместо Совета Министров появляется Кабинет Министров во главе с премьер-министром, причем формирование правительства становится прерогативой Президента.

Суверенитет республики и союзный договор противоречили друг другу, поэтому руководство Казахстана вело активные переговоры с целью заключить новый союзный договор, учитывающий новые реалии. 24 июля 1991 года руководители девяти республик подписали «Договор о Союзе Суверенных государств», предусматривавший сохранение единого управления только в двух сферах - военной и экономической. Данный договор фактически превращал Союз в конфедерацию. На август - сентябрь 1991 года было запланировано подписание договора об образовании Союза Советских Суверенных Республик, окончательно реорганизующего союзное государство, но часть руководства СССР пыталась сорвать это и захватить власть силовым путем, образовав неконституционный Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). После провала попытки переворота в августе 1991 года общесоюзные структуры начали распадаться и терять контроль над страной. В этих условиях Казахстан начал готовиться к провозглашению государственной независимости. После августовского путча в Казахстане была распушена Коммунистическая партия, а республика стала фактически самостоятельной. Президент СССР М. Горбачев не мог воспрепятствовать центробежным тенденциям, и с каждым днем его власть все более слабела. Чтобы сделать свою власть более легитимной Н. Назарбаев пошел на большую демократизацию политической системы и объявил о проведении всенародных выборов президента. 1 декабря 1991 года в Казахстане прошли первые всенародные выборы Президента, а 10 декабря Казахстан перестал быть социалистическим. В этот день был принят Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики», утвердивший новое название - Республика Казахстан.

16 декабря 1991 года Закон «О государственной независимости» провозгласил Казахстан независимым государством с самостоятельной системой органов государственного управления, самостоятельной экономической системой, собственными вооруженными силами и единым гражданством. С этого момента начинается новая эпоха в жизни Казахстана - эпоха независимого развития, позволяющего в полной мере реализовать интересы и чаяния народов, населяющих нашу страну.

21 декабря 1991 г. в Алматы на совещании глав 11 бывших республик СССР был подписан протокол о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 3 марта 1992 г. Казахстан был принят в Организацию Объединенных Наций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.029 с.)