Национально-освободительное движение казахов в начале XX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национально-освободительное движение казахов в начале XX в.



В начале XX в. казахи, обреченные колониальной политикой царизма на нищету, почувствовали угрозу даже своему существованию как этносу. Это вызвало новый подъем национально освободительного движения, идущего по двум направлениям. Традиционалистское и панисламистское направление, связанное с мусульманским движением Средней Азии, пользовалось огромной поддержкой духовенства и национальной интеллигенции Южного Казахстана. Пантюркистское и модернистское направление базировалось на идеях тюрко-мусульманского единства и поддерживалось интеллигенцией и молодой казахской буржуазией.

Казахское байство, приспосабливая свое хозяйство к требованиям рынка, постепенно изменяло свою экономическую природу. Одновременно занималось и товарным скотоводством, земледелием и торговлей.

Появились казахские купцы-предприниматели. Многие из них продолжали вести свое хозяйство в ауле, владея большими стадами скота и имея значительные площади под посевами зерновых культур. Эти купцы были тесно связаны с рынком и вели коммерческие операции с крупными российскими фирмами и банками, выступая главным образом поставщиками сырья для их промышленности. Казахский капитал наталкивался на конкуренцию русских капиталистов, владеющих большей частью предприятий по первичной обработке животноводческого сырья и других продуктов сельского хозяйства. Кроме того, переселенческая политика задевала и экономические интересы байства. Именно поэтому казахская буржуазия стояла в оппозиции к царским властям в отличие от других колоний, где компрадорская буржуазия зачастую сотрудничала с колонизаторами.

Казахская буржуазия и национальная интеллигенция возглавили антиколониальную борьбу на новом этапе. Уже с 1902 г. царская охрана стала перехватывать распространявшиеся среди казахов подпольные антиправительственные прокламации панисламистского духа. Летом 1905 г. освободительное движение начинает приобретать новые формы. В степи начали организовываться митинги по случаю ярмарок, появились по­

литические статьи на страницах русских и казахских газет.

Подъем национально-освободительной борьбы. Массовый протест против политики царизма в Центральной России, доходивший летом и осенью 1905 года до вооруженных столкновений, заставил царя пойти на уступки народу и начать реформирование системы управления. 17 октября 1905 года был опубликован Манифест, согласно которому в России гарантировались неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов. Важнейшим новшеством стало объявление о выборах в Государственную Думу, представительный орган, который должен был обсуждать и одобрять принимаемые царем законы. 23 апреля 1906 года были изданы ""Основные государственные законы Российской империи", близкие по содержанию к конституции. Согласно им образовался двухпалатный парламент, верхняя палата - Государственный Совет частично назначался царем, частично

231

избирался по сословно-корпоративному признаку. Нижняя палата-Государственная Дума избиралась по четырем куриям: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Избирательных прав были лишены женщины, военнослужащие и молодые до 25 лет. В результате выборов, прошедших в феврале - марте 1906 года от 30 миллионов населения восточных окраин было избрано всего 14 депутатов, в том числе от казахского населения - 4. Обязательным требованием для депутатов было знание русского языка.

I Дума настаивала на отчуждении помещичьих земель, поэтому, озлобленный ее упрямством царь подписал 9 июля 1906 года Манифест о ее роспуске. С конца декабря 1906 года началась выборная компания во II Думу, однако, ее работа была не более продуктивной, чем первой. Казахские депутаты А.Бокейхан, Ш.Кожагулулы, Б.Каратай активно использовали думскую трибуну для попытки проведения аграрного закона, позволяющего остановить переселение русских и украинских крестьян в Казахстан и изъятие земель у казахского населения. По аграрному вопросу начались ожесточенные дискуссии, причем большинство депутатов вновь настаивало на отчуждении помещичьих земель. На заседании 2 Думы 16 мая 1907 г. Б. Каратай сделал доклад о влиянии переселения на хозяйство казахов. Когда председательствующий прервал депутата, Каратай сделал знаменитое заявление о том, что казахи поддерживают любое российское оппозиционное движение, выступающее за конфискацию «частновладельческих земель для удовлетворения крестьянского земельного голода».

Не желающий идти на уступки демократической оппозиции царь, 3 июня 1907 года распустил II Думу и издал ""Положение" о выборах в III Государственную Думу.

Новый избирательный закон еще более усугублял существующее куриальное неравенство. Теперь один голос помещика приравнивался четырем голосам состоятельных горожан, 68 голосам городских обывателей, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Коренное население Центральной Азии, в том числе казахи, были вообще лишены избирательных прав и права быть избранными в Думу.

Политическая активность казахского населения и крестьян-переселенцев в 1905 - 1907 годах привела к тому, что правительство начало применять в Казахстане ""Положение о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия" от 14 августа 1881 года. Оно предусматривало приостановление действия законов, введения особого режима трех типов: усиленной охраны, чрезвычайной охраны и военного положения. Именно военное положение было объявлено в Казахстане в 1905 году, что означало применение чрезвычайных законов военного времени и жестоких уголовных репрессий, направленных на подавление освободительного движения.

Казахский съезд, состоявшийся 25 июля 1905 г. на Кояндинской ярмарке близ г. Каркаралы, принял петицию к председателю Совета министров, основные требования которой состояли из следующих пунктов: прекращение переселения крестьян из центральных губернии; организация отдельного духовного управления для казахов; отмена цензуры; введение официального делопроизводства на казахском языке; введение суда присяжных; участие казахских депутатов в работе совещания по разработке проекта о созыве Государственной Думы.

В то же время казахские депутаты участвовали в Общероссийских мусульманских съездах в 1905-1906 гг. Один из казахских депутатов, Шахмардан Кожагулулы стал членом Президиума партии Иттифакаль-Муслимин (Союз мусульман). С 1905 г. появляются политические статьи казахских авторов, как на страницах мусульманских изданий, так и в русской оппозиционной прессе.

В конце 1905 г. в г. Уральске состоялся Первый общеказахский съезд, поставивший задачу создания казахской национальной политической партии. Казахская партия должна была стать филиалом кадетской партии, однако, более радикальной и отражающей интересы коренного населения края. Во главе национально освободительного движения встали лучшие представители казахской интеллигенции: Алихан Бокейхан (Букейханов), Миржакып Дулатулы (Дулатов), Бакытжан Каратай (Каратаев), Мухаметжан Тынышпаев, Мустафа Шокайулы (Чокаев), Ахмет Байтурсын (Байтурсунов) и др.

Царское правительство, обеспокоенное консолидацией казахской оппозиции, начало репрессии против ее руководителей. В январе 1906 г. был арестован А. Бокейхан, направлявшийся в Семипалатинск для подготовки второго общеказахского съезда. Съезд, тем не менее, состоялся в феврале того года, на нем присутствовало 150 делегатов. На съезде была одобрена программа российских кадетов, в которой содержались и требования признания всех земель Казахстана собственностью казахского народа, принятия закона об открытии школ, медресе и университета, прекращения переселения крестьян.

Однако эти требования не получили поддержки в руководстве партии кадетов, хотя А. Бокейхан входил в состав центрального комитета этой партии. После этого начались новые репрессии против лидеров освободительного движения казахов. В 1908 г. вторично был арестован А. Бокейхан, а в июле 1909 г. - А. Байтурсын. В 1910 г. он был освобожден, но выслан из пределов казахских областей.

233

Казахская политическая пресса. Полицейский террор, начавшийся в 1908 г. не смог полностью ликвидировать освободительное движение казахов.

Однако теперь оно развивалось в основном по линии политической прессы. Так, в 1911 г. были созданы сразу два печатных органа. 13 январе в типографии «Энергия» в Троицке появился ежемесячный журнал Айкап, издаваемый Мухаметжаном Сералиулы и Еркемом Алимулы. Журнал был крайне модернистского толка, испытывал на себе влияние революционного панисламизма и пантюркизма, открыто и резко выступал против царизма и русского присутствия в степи.

В марте 1911 г. вначале в Ханской ставке, затем в Уральске начала издаваться газета Казахстан, редакторами которой были Батырша Каирнияз, Мухаммед Кураш и Омар Караши (Карашин). Возглавлял редакцию Султан Сагинкерей Бокей (Букеев). Газета была революционного и панисламистского направления, русская цензура запретила ее выпуск после 4 номера. Вновь «Кдзакстан» появился только в

1913 г.

Политический характер имели и многие литературные произведения, увидевшие свет в этот период. В 1909 г. в г. Уфе был опубликован сборник стихов Миржакыпа Дулатулы Они, к.азак.1. Стихи были направлены на пробуждение самосознания казахского народа, акцентировалось внимание на колониальной политике России и угнетенном положении казахов.

С 1913 г. начинается новый этап освободительного движения, связанный с деятельностью газеты Казак,. Она издавалась в Оренбурге на средства Мустафы Оразаева и с самого начала достигла значительного по тем временам тиража - 3 тыс. экземпляров. Редактором был Ахмет Байтурсын, окруженный целой плеядой талантливых казахских журналистов и писателей: Алихан Бокейхан, Миржакип Дулатулы, Халел Досмухамедулы, Магжан Жумабай, Жусипбек Аймауытулы и др. «Казак» противостоял колониальной политике царизма, воздерживаясь однако от призывов к вооруженной борьбе. Вокруг этой газеты на протяжении

1913-1916 гг. сложились актив и сторонники будущей партии «Алаш». Газета раздражала царскую охрану антиколониальным характером публикаций, ее на протяжении 1913-1916 гг. закрывали 26 раз, и сам А. Байтурсын неоднократно арестовывался.

Несмотря на репрессии со стороны властей, национально освободительное движение в начале XX в. все более крепло, консолидировалось, приобретало черты политической оппозиции режиму. Период 1905-1914 гг. подготовил появление казахской политической партии и новый подъем освободительной борьбы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.187.19 (0.007 с.)