Ми, высылаемыми за 25 верст». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ми, высылаемыми за 25 верст».



Боевые столкновения произошли также 21-23 ноября на почтовых трактах между Иргизом и Торгаем. 30 ноября повстанцы численностью до 6 тыс. человек, получив сведения о движении отряда полковника Фон Розена, выступили ему навстречу. «Несмотря на открытый артилчерийский, пулеметный, ружейный огонь киргизы продолжили наступление», - докладывал царю начальник генерального штаба.

247

Боевые действия зимой 1916-1917 гг. Рано наступившая зима, сильные морозы и выпавший снег затрудняли действия повстанцев. Амангельды и Абдугаппар сосредотачивали свои отряды в местах, трудно

доступных для карательных войск. Повстанцы обеспечили себя продовольствием и фуражом, построили землянки и юрты. С начала 1917 г.

Амангельды намеревался возобновить борьбу.

Первому карательному отряду, выступившему из Костаная в направлении Батпак-Кары, преградили путь повстанцы двух Наурзумских волостей, численностью до 2 тыс. человек. 13 января 1917 г. в урочище Шошкалы-Копа, а 14 января в урочище Куюк-Копа произошли бои, вынудившие карательные отряды отступить.

Накануне Февральской революции, когда в других областях Казахстана военные действия уже прекратились в торгайской степи бои между карательными отрядами и повстанцами продолжались. В середине февраля 1917 г. отряд подполковника Тургенева предпринял наступление на укрепленную базу повстанцев в районе Батпак-Кара. Столкновение повстанцев с карателями произошло 18 февраля в районе аула № 6 Каракугинской волости, 21 февраля - в урочище Кумкешу Караторгаиской волости, 22-24 февраля повстанцы вступили в последнее сражение с русскими войсками в районе Дугал-Урпек. Сражаясь с исключи­

тельным упорством, повстанцы медленно отступали в глубь степи. Во время отступления казахов с аулами по льду Торгая русские отряды, обстреливая их с обеих сторон, убили несколько сот женщин, стариков и детей, более тысячи сарбазов.

В конце февраля каратели отступили, оставив Дугал-Урпек в руках повстанцев. После победы Февральской революции число повстанческих отрядов в степи резко возросло, а в конце 1917 г. Амангельды занял Торгай.

Таким образом, царизму не удалось подавить восстание казахов, но социально-экономическое положение казахского аула за время восстания резко ухудшилось. Многие хозяйства были разграблены карателями, часть повстанцев была вынуждена откочевать на территории Китая и Монголии. В целом за эти годы численность казахов в Российской империи сократилась более чем на 600 тыс. человек.

Несмотря на то, что в большинстве районов Казахстана восстание было подавленно, а в целом, национально-освободительная революция 1916 года потерпела поражение, она привела к резкому росту национального самосознания, росту политической активности, опыту самостоятельного государственного строительства.

Уже летом 1916 года члены отдельных фракций Государственной

Думы пытались привлечь внимание к вопиющим нарушениям закона в процессе призыва казахского населения на тыловые работы. Этот вопрос обсуждался на совещании членов Думы 10 сентября и заседании военно-морской комиссии Думы 27 ноября. В результате выяснилось, что царский указ от 25 июля 1916 года не имел юридической силы и не подлежал опубликованию. Во-первых, привлечение к тыловым работам было трудовой повинностью, которая может быть введена только после принятия соответствующего закона, что в свою очередь не может быть сделано без Государственной Думы. Во-вторых, Указ изменял права лишь одной категории российских граждан, в-третьих, министр внутренних дел превысил свою власть, отдавая распоряжения неподчиненным ему генерал-губернаторам немедленно выполнять по­

ложения Указа. В-четвертых, так и не были разработаны правила, регулирующие механизм мобилизации, что не могло не привести к злоупотреблениям при ее проведении. Уже после Февральской революции была образована Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию противозаконных действий бывших министров, других должностных дел, ответственных за принятие, проведение в жизнь указа и подавление восстания 1916 года.

4. Февральская революция и образование в Казахстане политических партий

Национально-освободительное движение в годы войны. В годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты «Казак» группируется наиболее значительная часть патриотически настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведение в крае прогрессивных реформ демократического толка. Эта группа позже оформилась в партию Алаш.

Духовенство и клерикально настроенная интеллигенция южных областей Казахстана, входивших в состав Туркестанского генерал-губернаторства, образовали партии Шура-ислами и Шура-улема. Этой же ориентации в 1914-1916 гг. придерживалась и группа Уш жуз, лидер которой Кульбай Тогусов издавал в Ташкенте газету «Алаш».

Следующее течение, более слабое, чем два предыдущих, было порождено революционными группировками. Организационно оно оформилось только осенью 1917 г. после раскола Уш жуз и образования Казахской социалистической партии Yin жуз.

Представители различных партий и групп заняли различную позицию во время восстания 1916 г. Редакция журнала «Айкап» выступила против мобилизации казахов. За призывы к сопротивлению журнал был

249

закрыт. Группа «Уш жуз» также призывала к вооруженной борьбе, причем не только антиколониальной, но и антирусской.

Более умеренную позицию заняла редакция газеты «Казак». Хотя Миржакып Дулат и объявил Указ от 25 июня 1916 г. «кровавым», однако Алихан БукеПханов и Ахмет Байтурсын, сознавая, что любое сопротивление приведет к огромным человеческим жертвам, были вынуждены 11 августа опубликовать обращение к казахскому народу. В нем говорилось, что только отправка людей на тыловые работы может спасти семьи мобилизованных и их хозяйства от полного разорения и уничтожения карателями.

В то же время Бахытжан Каратай пытался отговорить правительство от мобилизации и отозвать из Казахстана карательные войска. Руководители восстания осуждались, как авантюристы, не понимающие политической обстановки и обрекшие казахов на поражение несвоевременными и неподготовленными выступлениями.

Казахстан в период Февральской революции. Февральская буржуазная революция в России, свергнувшая самодержавие, была встречена в Казахстане с восторгом. Пришедшее к власти Временное правительство объявило своими первоочередными задачами продолжение войны с Германией, воссоздание действенного административного аппарата, проведение коренных политических и социальных реформ и подготовка пути для преобразования России из крайне централизованного государства в федеративное.

Временное правительство отменило смертную казнь, военно-полевые суды, упразднялись каторга и ссылка, все дела связанные с госу­

дарственной безопасностью были переданы в ведение суда присяжных. 20 марта 1917 года был принят закон "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений". Для всех граждан провозглашались одинаковые права при поступлении на государственную службу и в учебные заведения, для передвижения и жительства, приобретения собственности, занятия торговлей и ремеслом и т.п. Разрешалось употребление родного языка в учебных заведениях и в делопроизводстве. В начале июля была создана комиссии для выработки необходимых законов в целях преобразования России в федерацию.

Обязанности местной администрации были возложены на председателей губернских и уездных земских управ, получивших ранг комиссаров Временного правительства. В Казахстане, где управ не существовало, комиссарами назначались те люди, которых выбрали или рекомендовали местные общественные комитеты. 7 апреля 1917 года было опубликовано постановление Временного правительства об образовании Туркестанского комитета, заменившего генерал-губернатора. В его состав вошли И.И.Щепкин, А.Букейханов, М. Тынышпаев, С.Н. Максутов, B.C. Елпатьевский, А.Л. Липовский, О.А. Шкапский, П.В. Преображенский и А.А. Давлетшин. Управление на уровне области и уезда впервые поручалось представителям казахского населения. Так, комиссаром по Торгайской области стал А.Бокейханов, по Семиреченской М.Тынышпаев, по Уральской - Х.Досмухаммедов, ряд лидеров национально-освободительного движения казахов были назначены комиссарами по отдельным уездам.

Кроме комиссаров исполнительная власть на местах передавалась областным и уездным исполнительным комитетам. Комитеты формировались большей частью стихийно на собраниях политически активной части населения областных и уездных центров. В то же время в регионах с преимущественным казахским населением начинают формироваться собственные органы управления. В апреле - мае 1917 года по всему Казахстану прошли областные и уездные казахские съезды, избравшие национальные комитеты.

9 марта 1917 года в Ташкенте был образован Шуро-Исламия (Совет ислама), избравший двух представителей в Ташкентский исполком и комитет по управлению туземной частью города. 16-23 апреля 1917 года на I съезде Шуро-Исламии был избран Краевой Совет мусульман, в состав которого вошел М.Шокай. Кроме того, Шуро-Исламия занимался подбором и выдвижением на административные должности людей, пользующихся доверием местного населения, назначало комиссаров в уезды и города со значительным мусульманским населением.

Весной 1917 г. во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. Уже в марте группа газеты «Казак» стала оформляться в политическую партию. После длительной подготовки в июле на съезде в Оренбурге было принято решение об образовании партии, выработке программы и выдвижении кандидатов в Учредительное собрание, 5 октября партия получила название Алаш - имя легендарного прародителя казахов.

Партию Алаш возглавили лидеры национально-освободительного движения - Алихан Букейхан, Ахмет Байтурсун, Мыржакып Дулатулы, Халел и Жаханша Досмухамедулы, Мухамеджан Тынышпаев, Елдос

Омар, Абдулхамит Жуждыбай, Магжан Жумабай. Программа партии, принятая на съезде в декабре 1917г., включала в себя требования автономии Казахстана, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов.

Региональная конференция в Ташкенте в августе 1917 г. выработала

251

более радикальный проект автономии казахов и предложила сделать общенациональным органом газету «Б1рл1ктуы», редактором которой был Мустафа Шокай.

С серьезными претензиями на осуществление функций административного управления выступали и многочисленные стихийно возникающие Советы рабочих, солдатских, крестьянских, мусульманских, казачьих депутатов, действующих не на основе закона, а на базе "революционной инициативы". Правда, в Казахстане влияние Советов было незначительным и весной 1917 года большинство их поддерживало органы власти, назначенные Временным Правительством.

Вместе с тем, Временное Правительство провозгласило принцип "непрерывности права", заключавшийся в продолжении действия основных положений 16-томного Свода законов Российской Империи. Непозволительно затягивалось принятие жизненно важных социальноэкономических законов. Осуществление земельной реформы предусматривалось лишь весной 1918 года, о прекращении войны вообще речь не шла. Многие законы предполагалось вынести на обсуждение Учредительного собрания. В то же время выборы в Учредительное Собрание затягивались. К лету удалось только созвать Особое совещание по составлению проекта избирательного закона. По нему предусматривалось всеобщее избирательное право, но выборы прошли только в ноябре 1917 года, уже после свержения Временного Правительства.

Нерешительные и непоследовательные действия Временного Правительства, фактический развал административной системы на фоне углубляющего социально-экономического кризиса привел к падению буржуазного правительства и анархии, что создало условия для захвата власти леворадикальными партиями большевиков и левых эсеров. Казахстан, как и вся Россия, стал ареной кровавого гражданского противостояния.

ГЛАВА 15. КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА НАЧАЛА XX в.

1. Образование и периодическая печать

Развитие образования. В начале XX в. в Казахстане продолжала увеличиваться сеть русскоязычных и русско-казахских школ. По сравнению с 1897 г. их число к 1911 г. удвоилось. Однако население продолжало получать образование в мектебах и медресе, причем большинство их существовало на нелегальном положении (для их открытия требовалось специальное разрешение колониальных властей).

Значительным событием конца XIX-начала XX вв. было открытие <Ъ/са<)и<)скил:(новометодных) учебных заведении. Идейным вдохновителем джадидизма в просвещении был крымский просветитель Исмаил бей Гаспралы. Сторонники «нового метода» стояли за реформу мусульманской школы, широкое внедрение светских дисциплин (географии, истории, естествознания, русского языка), новую методику обучения.

Противники «нового метода» - кадимисты (от арабского «кадим» -древний) пользовались поддержкой колониальных властей и миссионеров типа Ильминского, который в своем письме к обер-прокурору

Синода писал: «Фанатик без русского образования и языка сравнительно лучше, чем по-русски цивилизованный татарин, а еще хуже аристократ, а еще хуже - человек университетского образования».

Именно поэтому колониальная администрация противилась открытию «новометодных» мектебов и признавала «грамотными» только выпускников русско-казахских и русских школ.

Несмотря на это в начале XX в. в Казахстане движение за «новый метод» активизируется, охватив вначале большие города, а затем и крупные населенные пункты. Начиная с 1900 г. отдельные старометодные мектебы и медресе постепенно преобразовывались в «новометодные». Например, из 30 старометодных мектебов г. Туркестана переходит к

«новому методу» обучения 2 мектеба, возникший в 70-х годах XIX в. в г. Казалы старометодный мектеб в 1903 г. преобразовывается в «новометодный», начиная с 1905 г. специально открыт «новометодньй» мектеб в г. Перовске (Кзыл-Орда).

Такую же картину мы наблюдаем и в других городах Казахстана: Верном (Алматы), Семипалатинске, Акмолинске, Петропавловске, Костанае, Уральске, Актюбинске и др. Примерами могут служить старометодные мектебы, существовавшие с 1883 г. в Верном и с 1870 г. в г. Копале, которые были преобразованы в «новометодные» соответственно в 1904 г. и 1905 г.

253

Поскольку высших учебных заведений в Казахстане не было, многие казахи обучались в университетах и институтах Петербурга, Москвы и Казани. Только высшее медицинское образование в конце XIXначале XX вв. получили в столичной военной академии - А. Котибаров, X. Досмухамедулы, С. Шалымбеков, Н. Исмагамбетов, С. Аспандияров, в Саратовском университете - Е. Касаболатов, Б. Жусипгалиев, М. Ниязов, Б. Бейсенов, К. Есенкулов, в Казанском университете М. Карабаев, М. Шомбалов, А. Алдияров, М. Шолтыров, И. Кашкынбаев. Медицинский факультет Московского университета закончил Д. Куспагалиев, Томского - А. Айтбакин и Ы. Жаксылыков, Киевского Н. Жакыпбаев. Петербургский женский медицинский институт закончила Гульсим Аспандиярова. Кроме того, большое число казахов училось на юридических, технических и др. факультетах различных вузов страны. Отдельные представители казахской молодежи обучались в вузах зарубежных стран. По неполным данным, в начале XX в. свыше 100 человек из числа казахов имели высшее образование.

Периодическая печать. Начало XX в. - время расцвета казахской периодической печати. Если в конце XIX в. существовав всего два издания Туркестан уалаятыныц газетг (1870-1883) и Дала уалаятыныц газет! (1888-1902), то после 1905 г. появляется целый ряд новых газет и журналов. В 1907 г. группа казахской интеллигенции в Петербурге начала издавать газету Серке, редактором был Абдурашид

Ибрагимулы. Во втором номере этой газеты была опубликована статья М. Дулатулы «Наша цель». Царская охрана, усмотрев в ней прокламацию, направленную на «возбуждение казахского населения против всех представителей и органов правительства», закрыла газету. В марте того же года в Троицке вышла Казак, газепи, запрещенная после первого же номера.

В 1911 г. в свет выходит первый номер журнала Айк,ап, издававшегося в Троицке. Редактором и идейным вдохновителем журнала стал Мухамеджан Сералыулы, видный казахский поэт и общественный деятель. Журнал внес огромный вклад в развитие литературы и оформление казахского литературного языка, публиковал исследования по фольклору, этнографии, истории. В то же время «Айкап» следил за творчеством Исмаил бея Гаспралы, высказывается за открытие в степи новых мектебов и медресе, реформу старых. В нем часто появлялись переводы с турецкого и персидского языков, например, «Шахнаме» Фирдоуси.

В 1911 г. Сагинкереем Бокеем начинает издаваться газета Казахстан, в которой, кроме политических статей, публиковались исследования по народной литературе казахов и ногайцев.

Особая роль в развитии национальной прессы принадлежит газете Казак,, выходившей в Оренбурге и Тургае в 1913-1918 гг. под редакцией Ахмета Байтурсына. Основной заботой газеты был культурный подъем казахского народа, развитие казахского литературного языка и литературы. Много места уделялось работам А. Бокейхана по фольклору и А. Байтурсына о казахском языке и казахской литературе.

В Петропавловске в сентябре 1913 г. начала выходить на двух языках (татарском и казахском) газета Есил даласы, в конце года запрещенная за «распространение революционных идей». С 1916 г. до конца

1917 г. в Ташкенте выходила еженедельная газета Алаш, издаваемая Кульбаем Тогусовым. Газета была социалистического направления, хотя сильны были пан исламистские и антирусские настроения.

После Февральской революции 1917 г. выходит целый ряд новых газет и журналов различного толка. С июня в Семипалатинске начинает выходить еженедельное издание «Сарыарк,а», близкое по направленности журналу «Айкап», в Уральске - газета Уран, орган Мусульманского бюро города. В Семипалатинске летом стал издаваться литературный журнал Абай и газета Халык, свзг. В Ташкенте появляются два издания пантюркистского и джадидского толка: газета Eipjfc туы, главным редактором которой был Мустафа Шокай, и Жас Алаш. Близка к позиции газеты «Казак» была газета Тгршит, выходившая в Акмоле.

Развитие науки

Научные учреждения Казахстана. В начале XX в. на территории

Казахстана продолжали организовываться новые научные учреждения. Весной 1902 г. состоялось открытие Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела РГО. Деятельность отдела выражалась в основном в краеведческих исследованиях, в обсуждении различных местных вопросов, публичных докладах, чтении лекций научного и популярного характера, издательской работе, содержании музеев и библиотек и устройстве краеведческой конференции.

Продолжали действовать Оренбургский, Западно-Сибирский и Туркестанский отделы РГО, проводившие огромную работу по изучению географии, истории и этнографии Казахстана.

Туркестанскими учеными в 1899-1902 гг. изучено Аральское море, в 1903-1904 гг. - Балхашское озеро. Результаты Балхашской и Аральской экспедиций играют немаловажную роль и в наши дни.

В 1902 г. выдающиеся русские востоковеды В. Бартольд, Н. Веселовский, И. Мелиоранский, С. Ольденбург, В. Радлов и другие основали Русский комитет для изучения Средней и Восточной Азии в истори-

255

ческом, археологическом и этнографическом отношениях. В сферу его деятельности входила и казахская степь.

Общество востоковедения, возникшее в 1900 г. также распространяло достоверные сведения о казахском народе в России. Так, журнал Мир ислама (1912-1913 гг.), издавал научные и критико-библиографические материалы по истории казахского народа.

Казахстанские ученые. Огромный вклад в изучение истории и культуры Казахстана и Средней Азии внес В. Бартольд. С его именем связано появление первых обобщающих исследований по всей территории Туркестана того или иного периода. Составленные на строго научной основе критического использования данных, преимущественно письменных источников (восточных рукописей), труды ученого представляют собой серьезное достижение русской историографии. К 1914г. относится публикация одного из важнейших трудов В. Бартольда по истории и исторической географии Средней Азии - К истории орошения Туркестана. Исследование обширного круга письменных источников - от древнейших до нашего времени - позволило ученому воссоздать не только историю искусственного орошения, но в значи­

тельной мере историю всего хозяйства Южного Казахстана, связанную с общеисторическим развитием науки.

В 1902 г. была опубликована еще одна капитальная работа В. Бартольда по Казахстану - Сведения об Аральском море и низовьях Аму-

Дарьи с древнейших времен до XVII в. Эта первая крупная публикация по историко-географическому циклу исследований, совокупность которых справедливо закрепила за их автором репутацию создателя исторической географии Средней Азии и Казахстана.

Основателем библиографического краеведения был /1. Алекторов (1861-1918). Выпускник Оренбургского учительского института, свободно владевший казахским языком, близко знавший жизнь местного населения, он много лет учительствовал в Казахстане и был организатором народного образования. В годы службы в Казахстане он опубликовал около 200 работ по истории, этнографии и фольклору. Являясь членом Оренбургской ученой архивной комиссии, свои работы издавал в основном в «Известиях», «Трудах». Во многих работах освещаются проблемы истории и этнографии казахского народа. Кроме того, в его трудах мы находим ценные материалы о состоянии народного образования, быта и культуры края.

Крупным произведением А. Алекторова является Указатель книг, журнальных и газетных статей и заметок о киргизах, изданный в 1900 г. в Казани. В аннотированном указателе собрана вся существующая в русской науке литература о казахах. Ценность этого уникального труда в том, что каждая статья, заметка или монография сопровождается критическим разбором и суждениями самого А. Алекторова. Примечательно и то, что в указателе приводятся фрагменты и выписки из некоторых книг и статей. Таким образом, указанный труд является не

только справочным, но и самостоятельным научным изданием.

В этнографическом изучении казахского народа большую роль сыграл Аубакир Диваев (1856-1933). Хорошо зная тюркские языки, он был пионером изучения фольклора казахского народа. Всю свою сознательную жизнь Диваев работал в Казахстане и собрал огромный материал по истории и этнографии Казахстана. Активно участвуя в деятельности Туркестанского кружка любителей археологии, он еще до революции изложил результаты своих исследований в 130 публикациях.

А. Диваев справедливо считал, что фольклорные материалы являются ценными источниками для решения сложных проблем древней истории казахского народа. Он опубликовал подлинники народного эпоса, легенд, поговорок и пословиц. При этом он снабжал их научными комментариями, объяснениями казахской этнографической терминологии. Ценность трудов Диваева заключается в том, что он оставил современным фольклористам, этнографам и историкам тот первичный материал, изучив который можно сделать соответствующие выводы.

Крупнейшим этнографом азиатских народов был Г. Потанин, один из организаторов «Сибирского областничества». Его труды по истории и этнографии казахского народа до сих пор не потеряли своей научной значимости. Г. Потанин (1835-1920) - путешественник, фольклорист, исследователь Сибири и Центральной Азии - родился в казачьей станице Ямышевской, неподалеку от г. Павлодара.

Г. Потанин совершил ряд путешествий по малоизученным областям Сибири и Центральной Азии, где собрал обширный материал по географии, ботанике, экономике и этнографии. По истории и этнографии казахского народа он написал 50 статей, заметок и книг.

Видным этнографом и экономистом был Алихан Нурмухамедулы Бокейхан, родившийся в 1870 г. в Каркаралинском уезде Альтеке-Сырымской волости, в местности Мырзатай (совр. Актогайский район Карагандинской обл.). А.Бокейхан был одним из авторов работы «Киргизский край», вышедшей в 1903 г. Это издание представляло собой 18-томную энциклопедию «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». Бокейханом была написана вторая часть книги «Население», посвященная истории казахов, развитию просвещения, издательского дела в крае, русскому завоеванию и колонизации. Перу А.Бокейхана принадлежит биография Абая Кунанбайулы, изданная в «Се-

257


мипалатинском листке» в 1905 г. Многочисленные статьи на этнографические и экономические темы были опубликованы в газетах и журналах, выходивших в крае, в том числе и газете «Казак», в которой А.

Бокейхан активно сотрудничал.

Развитие медицины. Развивалась в начале XX в. и медицина Казахстана. Одними из первых казахских врачей были А. Айтбакин и М. Карабасв. Амре Дурманулы Айтбакин (1861-1919 гг.) окончил медицинский факультет Томского университета и работал врачом в Каркаралах и Катон-Карагае Усть-Каменогорского уезда. Ему принадлежит научное исследование «Изменение кумыса при стерилизации и о составе стерилизованного кумыса», которое было удостоено серебряной медали.

В Костанае работал врач Мухамеджан Караваев (1858-1928), окончивший медицинский факультет Казанского университета. С 1888 г. Карабаев начал работу в должности Костанайского уездного врача, в 1907 г. возглавил борьбу с эпидемией сыпного тифа в Иргизском уезде.

В 1909 г. окончил военно-медицинскую академию Халел Досмухамедулы, видный общественный и политический деятель Казахстана. В 1913 г. Халел оставил военную службу и начал работу в качестве врача в Темирском уезде Уральской области. В начале XX в. им был написан ряд статей для газеты «Казак», в том числе «По поводу болезней» (1913 г.) и «Заразные болезни» (1914 г.). Научная и врачебная деятельность Халела Досмухамедулы была продолжена и в советское время.

3. Казахская литература

Художественная литература. Начало XX в. - особый период в истории казахской литературы. Складывается современный литературный казахский язык, появляются новые стилистические формы, казахские писатели осваивают новые жанры.

Один из выдающихся деятелей литературы начала XX в. - Ахнет Байтурсын. Он родился 28 января 1873 г. в урочище Сартубек Торгайского уезда, в семье влиятельного казахского сардара (военначальника) Байтурсына Шошакулы. Отец Ахмета, активно боровшийся с колониальными властями в 1885 г. был осужден за вооруженное сопротивление уездному начальству и вместе с братьями сослан на каторжные работы. Оставшись без отца и ближайших родственников, Ахмет с огромным трудом окончил курс Торгайского училища и отправился в Оренбург для продолжения образования. С 1895 г. Ахмет Байтурсын занимается педагогической и литературной деятельностью. Первыми его

258

поэтическими трудами были переводы басен Крылова, сборник К,ыръщ мысал, выдержавший несколько изданий, был очень популярен среди казахов. В Оренбурге в 1911 г. вышел в свет сборник стихов А. Байтурсына Маса. Его перу принадлежит также ряд статей о казахском языке, где он выступает за чистоту языка, освобождение его от русских и татарских слов. Ахмета Байтурсына можно назвать основателем казахского языкознания.

Крупное явление казахской литературы начала XX в. - Мыржакып

Дулатулы, родившийся 25 ноября 1885 г. в Сарыкопинской волости

Торгайского уезда. Мыржакып учился в аульном мектебе, русской школе, затем продолжил образование самостоятельно. Благодаря упорному труду он в совершенстве овладел русским языком, изучил творчество русских и зарубежных писателей.

М.Дулатулы известен как поэт и прозаик, он автор нескольких поэтических сборников и первого казахского романа Несчастная Жамал (1910). Роман вызвал огромный интерес у русских критиков и казахской общественности, выдержал два издания. Кроме оригинальных произведений, Мыржакып Дулатулы занимался переводами Пушкина, Лермонтова, Крылова, Шиллера. Он был неустанным новатором и реформатором казахского литературного языка, вводил новые слова и понятия в свои произведения.

Особое место в казахской поэзии занимает творчество Магжана Жумабая (1893-1937 гг.). С его именем связано внедрение новых поэтических форм в казахское стихосложение. С полным основанием можно утверждать, что стилистическая система Магжана фактически господствует в стилистическом строе современного казахского языка. Его влияние на казахскую поэзию сравнимо лишь с влиянием Абая.

Писать стихи Магжан начал с 14 лет, его произведения печатались почти во всех газетах и журналах на казахском и татарском языках. В 1912 г. в Казани вышел первый сборник его стихов Шолпан.

В начале XX в. начинается творческий путь талантливого казахского прозаика и драматурга Жусипбека Аймауытулы (1889-1931). Окончив аульный мектеб, он продолжил образование в русско-казахской школе, а в 1914 г. поступил в Семипалатинскую учительскую семинарию. Основные произведения созданы им в советское время, хотя в 1917 г. он уже сотрудничал в журнале «Абай».

Значительный след в казахской литературе оставил талантливый писатель и журналист Мухамеджан Сералыулы (1872-1929). Он родился в семье знаменитого акына на территории Костанайской области, учился в Троицком медресе и Костанайском двухклассном русско-казахском училище. В 1900 г. публикуется первая его книга Топ жар-

259

ган, а в 1903 г. - Гульгашима. В 1914 г. Мухамеджан перевел поэму «Рустем - Зораб» из «Шахнаме» Фирдоуси. Однако главной была не литературная, а журналистская его деятельность. Журнал «Айкал», главным редактором которого он был, стал значительным явлением в культурной жизни Казахстана этого периода.

К началу XX в. относится творчество Спапдияра Кобеева (18781956), родившегося в Мендыгаринском районе Костанайской области. Творческий путь Кобеева начался с перевода произведений русских писателей. В 1910 г. в свет выходит сборник переведенных им басен И. Крылова. Изданный в 1913 г. роман Калым, явился значительным событием в истории казахской литературы.

Одной из видных фигур казахской литературы начала XX в. был Султанмахмуд Торайгыров (1893-1920). Он родился в Баянауле, получил образование в мектебе и Троицком медресе. В 1913-1914 гг. Торайгыров сотрудничал в журнале «Айкдп», где печатает первые стихи и рассказы, тяготевшие в основном к теме социального неравенства. Тогда же он начинает работу над романом Комар сулу.

Философско-этическая литература. Большое развитие получает в начале XX в. философско-этическая литература, виднейшими представителями которой были Шакарим Кудайбердыулы, Мухаммед Салим Кашимов, Машгур-Жусуп Копейулы.

Особая роль в развитии казахской философской мысли принадлежит Шакариму Кудайбердыулы (1858-1931). Шакарим, племянник Абая Кунанбайулы родился 11 июля 1858 г. в Шынгысских горах. Шакарим был религиозным философом, но в отличие от схоластической школы, пытался обосновать основные догматы ислама при помощи рационального (логического) метода.

В предисловии к своему стихотворному переводу романа «Дубровский» Шакарим называет своих учителей: Байрон, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Хафиз, Навои, Физули, Кант, Шопенгауэр и др. Первым философским произведением был труд «М^сылманшылдык шарттары», вышедший в Оренбурге в 1911 г. В том же году была опубликована Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий - одна из первых работ по истории казахов.

Однако Шакарим оставил нам не только философские и исторические труды, но и огромное количество стихов, поэм и прозаических произведений. С полным основанием можно утверждать, что Шакарим Кудайбердыулы - одна из наиболее значительных фигур в казахской литературе начала XX в.

Видным представителем клерикально-философского направления казахской литературы был Машгур-Жусуп Копейулы (1858-1931 гг.).

260

В 1907 г. в Казани выходят сразу три его книги: «Увиденное мною удивительное явление в моей долголетней жизни», «Положение», «О том, чья земля Сарыарка». В них автор резко высказался против колониальной политики России, переселения крестьян в Казахстан, призывает казахов активнее включаться в политическую жизнь страны.

В своих неопубликованных работах Машгур Жусуп дал толкование целому ряду морально-этических категорий, его философские труды сыграли определенную роль в развитии казахской философской мысли.

Представителем религиозной философии был и Мухамед Салим Катимое. В своих произведениях «Вежливость», «Агитация», «Книга разума», «Наставление казахам» он выступает с педагогическими наставлениями, излагает свои философские и социально-политические воззрения. Кроме чисто философских трудов, перу Кашимова принадлежит повесть Печальная Мариям (1914 г.), в которой автор осуждает обычаи бракосочетания, когда девушек выдают замуж без их согласия.

Большой след в казахской литературе оставили Макыш Калтаев, Таир Жомартбаев, Сабит Донентаев и другие писатели и поэты.

В целом начало XX в. стало периодом особого расцвета казахской письменной литературы, впитавшей в себя лучшие черты казахской, восточной и европейской литературы. В это время закладываются основы современной казахской литературы, окончательно складывается литературный язык.

4. Устное и музыкальное творчество. Театр

Развитие устного и музыкального творчества. В начале XX в. продолжали развиваться и традиционные виды казахского искусства: устная литература и музыкальное творчество. Особое развитие получает песенное искусство. Казахи продолжали петь песни Абая, Сегиз Сери, Мусы Байжанулы, Биржан сала и Акан сери.

К началу XX в. относится творчество целого ряда акынов и композиторов, оставивших заметный след в культуре казахского народа.

Мусабек Байзакулы (1849-1932) родился на территории нынешней Южно-Казахстанской области, в местности Шоктас. Мусабек - поэтлирик, воспевший любовь и природу, социальные темы выражались в основном в виде басен. Широко известны были айтысы Мусабека с другими певцами.

Известным акыном и сочинителем поэм - «Кисса» был Арип Танирбергенов (1856-1924), родившийся в Семипалатинской области. Он

261

ГЛАВА 16. КАЗАХСТАН В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ (1917-1921 гг.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.076 с.)